Войти / Зарегистрироваться

Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках истории и обществознания

Получить свидетельство
Автор: Хлановская Маргарита Валдимаровна

Долгие годы считалось, что главная задача учителя – передать ученикам знания, обеспечить и проконтролировать их усвоение. В традиционной знаниевой парадигме основной упор в процессе обучения делался на накопление знаний и только после – на их практическое применение, причём чаще всего – не в реальной, а в сугубо учебной ситуации. Таким образом, школа рассматривалась только как подготовка к будущей взрослой жизни, а огромное количество полученных знаний и навыков просто утрачивалось за невостребованностью. Однако последние результаты международного исследования РISA в очередной раз за последние несколько лет продемонстрировали трудности российских школьников в решении сугубо практических задач, требующих применения знаний из самых разных областей науки одновременно, а иногда и просто здравого смысла, умения рассуждать и аргументировать своё мнение [1].
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем обучающимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности обучающихся. Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей обучающихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт обучающихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах образования становится малоэффективной. На протяжении 20-90 годов двадцатого века проблема креативного потенциала изучалась с разных сторон.
  • с одной стороны, обществу необходимы творчески активные личности, способные систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы;
  • с другой, педагогические средства и условия, повышающие эффективность процесса творческой деятельности личности, разработаны недостаточно;
  • с одной стороны, повышаются требования к уровню знаний, которыми должен обладать школьник;
  • с другой, школа еще не готова обеспечить необходимый уровень развития креативных способностей обучающихся;
  • с одной стороны, развитие креативных способностей школьников имеет социальное значение;
  • с другой, недостаточно разработано научно-методическое обеспечение для организации творческой деятельности обучающихся;
  • с одной стороны, необходима объективная оценка творческой деятельности обучающихся;
  • с другой, отсутствует разработанный педагогический инструментарий для оценивания результатов творческой деятельности школьников.
Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Постоянное развитие креативности возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на полную самореализацию в труде, общении, познании; высоким уровнем интеллектуальных способностей, открытостью ко всему новому, гибким критическим мышлением, высокой работоспособностью человека, физической силой и энергией, уровнем психофизических возможностей. Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики. Термин «креативность» можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже – в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях. В школьных учебниках часто отсутствуют задания, требующие поиска новой информации, использования воображения. В целом, делается упор на воспроизведение и повторение содержания урока. Поэтому главная задача образования в школе и за ее пределами – поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей. Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:
  • дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,
  • ищут стимулы и находят для себя проблемы,
  • обладают широким восприятием, богатым воображением,
  • легко и гибко меняют идеи, способы мышления,
  • испытывают интерес и увлечены своими действиями.
Говоря о креативности, не стоит забывать, что она не обладает природой и не свойственна личности от рождения. Креативность не является энергией сама по себе – это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности, приводящий к появлению нового, новаторского продукта.
Вопрос о том, как воспитывать творческое отношение и способности, – трудный и сложный. Образование, направленное на развитие креативности, – это не просто обретение как можно большего количества идей в возможно более короткое время; оно имеет дело с личностью в целом и всем личностным развитием. Безусловно, школа должна и может создать условия, стимулирующие, поощряющие, воспитывающие творческое мышление и действия, а учителя должны стать образцами такого  отношения и поведения, такого стиля мышления и действий, которые они должны воспитывать в школьниках. В идеале эти условия могут быть следующими:
  • создание свободных условий для работы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать;
  • принятие и поощрение оригинальных идей;
  • использование материала, вызывающего интерес к учебе;
  • одобрение и положительная оценка исследовательского поведения, поиск проблем, а также направленное на их разрешение мышление;
  • обеспечение условий, при которых ребенок не отделяет себя от школьной деятельности, что достигается благодаря поощрению, ответственности за работу, развитию положительной самооценки;
  • приобщение к социальному творчеству во время групповых занятий и благодаря общим проектам с добровольно выбранными партнерами;
  • увлеченность задачей благодаря высокой мотивации к самостоятельно выбранной теме;
  • создание атмосферы, свободной от беспокойства и боязни не успеть;
  • обеспечение психологического комфорта, открытости и свободы.
На основе этих условий можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания креативности в школе.
  1. Учитель не должен выступать в роли дающего оценки организатора, а должен проявлять себя как личность, партнер, помощник, инициатор и эксперт.
  2. Необходимо обеспечить условия, чтобы активные периоды сменялись расслаблением, что даст возможность учащимся размышлять над поставленным вопросом.
  3. Проявляйте сами и цените юмор.
  4. Чаще задавайте вопрос «а что, если?..» – это позволяет проявить свободную фантазию, пробуждает и поддерживает любознательность.
  5. Поощряйте стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
  6. Организовывайте ситуации, требующие творческого отношения.
  7. Старайтесь избегать вопросов, на которые предполагается однозначный ответ: « да» или « нет».
  8. Позволяйте обучающимся делать ошибки. Недаром говорят, что на ошибках учатся, поскольку они представляют собой активный поиск решения.
  9. Воспитывайте в учениках адекватное отношение к критике и похвалам со стороны окружения. В образовании, направленном на развитие креативности, полное признание потенциала индивидуальной личности должно быть ведущим принципом. Таким образом, образование, направленное на развитие творчества обучающихся, должно предусматривать:
  • открытость всей системы, гибкость организации,
  • общее творческое отношение учителей и администраторов,
  • планирование и реализацию больших, длительных проектов, в которых все участники смогут принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни детей.
Развитие креативных способностей обучающихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Педагогический опыт позволяет конкретизировать понятие творческая деятельность школьников. Это продуктивная форма деятельности обучающихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Для успешности реализации креативности целесообразно использовать системный подход, то есть единство разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определение соотношения различных видов творческой деятельности. Личностный подход педагога предполагает развитие креативных способностей школьников в процессе деятельности, в ходе которой учитель не ограничивает свободу выбора метода выполнения творческих заданий, поощряет разработку каждым обучающимся личностных творческих продуктов, учитывает опыт обучающихся, индивидуальные психологические особенности школьников, который осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником. Обобщая опыт работы, предпринимается попытка разработать творческие задания, ориентированные на развитие креативных способностей школьников в учебном процессе. Результатом этих заданий должны стать более высокий уровень развития творческого мышления, творческого воображения, применение обучающимися методов творчества в процессе выполнения заданий [2].
Один из способов развития творческого мышления обучающихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от обучающихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.
Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей обучающихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания: осведомленности обучающихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта применения способов решения поставленной задачи. Творческие задания предполагают применение обучающимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности.
Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом. Структура этой технологии стройна и логична [3].
 

Стадия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Возможные приемы и методы

Вызов

Направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ)

-Составление списка известной информации;

-рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая), кластеры, таблицы;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.

Осмысление содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа);

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Рефлексия

Учитель возвращает обучающихся к первоначальным записям -предположениям, вносит изменения, дополнения; дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Обучающиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

-Заполнение кластеров, таблиц;

- установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным или неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных круглых столов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ:

-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На этапе вызова использую методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Для этого делю доску на 3 широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Затем называю тему и спрашиваю обучающихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся сведения, в справедливости которых обучающиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока обучающиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.
Например: на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:

Что знаем

Что хотим узнать

Узнали

Фараоны – правители Египта

Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства

 

В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы?

Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?

Легко ли жилось египетскому воину?

 

Прием «ЗХУ» можно использовать в любом классе в зависимости от темы урока [4].
На занятиях делаю акцент на овладение историческим материалом на уроке, а не дома (дома сильный учащийся может изучить дополнительный интересный материал, поработать с проблемным заданием, слабый – повторить изученное, выполнить индивидуальное задание).
Участвуют в работе (изучают материал, анализируют его, отвечают на вопросы) почти все учащиеся на каждом уроке. Организовать активную деятельность обучающихся можно с помощью методического приема «зигзаг». Материал, подлежащий изучению, делится на 4 части. Обучающиеся получают карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Класс делится на 4 группы. Обучающиеся с карточкой №1 работают над первым вопросом, обучающиеся с карточкой № 2 работают над вторым вопросом и т.д. Каждый из них должен уметь объяснить изученный материал. Затем состав групп меняется таким образом, чтобы в каждой группе был человек, готовый объяснить определенную порцию материала. Получится 4 группы по 4 человека. Можно обучающихся разделить на 2 группы, затем организовать работу в парах. Обучающимся очень интересно на таком уроке. Они все выступают в роли «учителей», чувствуют ответственность, даже слабые обучающиеся не стесняются говорить. Такая работа развивает речь, память, мышление, формирует навыки работы с текстом.
Основное внимание при обсуждении материала обращаю не на фактологическую сторону, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей точки зрения. Для этого использую задания, стимулирующие познавательный интерес. Очень нравится обучающимся работать с анекдотами. Например, при изучении темы «НЭП» в 11 классе предлагаю обучающимся объяснить смысл анекдота 20-х годов и причину его появления.
Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят».
При изучении индустриализации предлагаю еще один анекдот с вопросом о том, какую сторону жизни он отражал.
На Страстной площади в Москве с пьедестала исчез памятник Пушкину. Москва пришла в ужас. Но через несколько дней Пушкин вновь оказался на прежнем месте. Москвичи бросились к нему:
Пушкин, Пушкин, где ты был?
На Лубянке в ОГПУ.
Зачем ты им понадобился?
Выпытывали адрес скупого рыцаря.
На стадии осмысления можно использовать литературные произведения. Например, в 11 классе обучающиеся читают отрывок из произведения А. Рыбакова «Год тридцать пятый и другие» и выполняют задание к нему:
«Глядя на сидевших в зале молодых людей – строителей метро, на их радостные, веселые лица, обращенные только к НЕМУ, ждущие только ЕГО слова, он думал о том, что молодежь за НЕГО, молодежь, выросшая в ЕГО эпоху, – это ЕГО молодежь, им, детям из народа, он дал образование, дал возможность осуществить свой трудовой подвиг…Этот возраст, самый романтичный, навсегда будет связан в их памяти с НИМ, их юность будет озарена ЕГО именем, преданность ЕМУ они пронесут до конца своей жизни. Им он должен открыть дорогу к власти, своим возвышением они будут обязаны ЕМУ и только ЕМУ…»
1) О каком явлении в жизни советского общества идет речь?
2) Почему стало возможным обожествление Сталина? Может дело в его личных выдающихся качествах, как до сих пор считают многие?
При изучении темы «Коллективизация» предлагаю прочитать отрывок из книги А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (часть 1, глава 2, с.48) и ответить на вопросы:
  1. Какое историческое событие описывает А. Солженицын?
  2. Кого называли кулаками? Подкулачниками?
  3. Какие причины расслоения крестьянства называет автор? Согласны ли вы с ним?
  4. Как Вы думаете, кто несет главную ответственность за безумную гонку коллективизации?
На стадии осмысления обучающиеся работают с текстами из энциклопедии, печатных изданий, документами и т.д. Сформулировать вопросы к тексту позволяет прием из технологии развития критического мышления «6 шляп критического мышления». Этот алгоритм позволяет организовать работу с любым текстом, обменяться мнениями в непринужденной атмосфере. Главное, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа [5].
1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.
2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики.
3-я шляпа – черная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо)
4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего).
5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая.
6-я шляпа– зеленая: изобретательская, творческая.
Можно использовать все 6 шляп или некоторые из них. Все зависит от изобретательности учителя, темы урока и содержания текста (приложение 1) [6].
Каждая технология предполагает, что результаты обучения должны быть четко диагностируемы. Надо заметить, что далеко не все специалисты и учителя-практики согласны с такой трактовкой понятия «педагогическая технология». Как же диагностировать и оценивать развитие навыков критического мышления? Специальной методики для их диагностики и выставления оценок нет. Но мы можем использовать разнообразные методические инструменты для проверки сформированности следующих навыков:
  1. Воспроизведение. Узнавание и вызов информации.
  2. Понимание – интерпретация материала, схем.
  3. Применение понятий, знаний в новой ситуации.
  4. Анализ – выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений и т.д.
  5. Синтез – написание эссе, составление плана и т.д.
  6. Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности и т.д.
Приведу примеры таких заданий.
Прочитайте текст учебника и заполните таблицу ИНСЕРТ [7].

«v»

«+»

«-»

«?»

Поставьте на полях знак «v», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак «+», если то, что вы читаете, является для вас новым

Поставьте на полях знак «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак «?», если то, что вы читаете, непонятно или вы бы хотели получить более подробную информацию

  1. Составить таблицу «тонких» (кто принял участие в сражении? когда и где оно произошло? каковы итоги сражения?) и «толстых» вопросов (в чем заключался полководческий талант Дмитрия Донского?).
  2. Прочитайте текст и составьте кластер «Государственное устройство России».
  3. Тесты с различными видами заданий:
А) Укажите правильный ответ
Б) Укажите лишнее слово
В) Что объединяет ряд
Г) Вставьте пропущенные слова
Д) Соотнесите имена и события и др.
Можно определить перечень ключевых компетенций обучающихся и в соответствии с ними составить диагностическую работу по определенной теме (приложение 2).
Возникает вопрос: как часто можно использовать технологию развития критического мышления? Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, неавторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт – не могут существовать отдельно и использоваться от случая к случаю. Опыт работы показывает, что можно использовать практически все «старые приемы». Суть не в них, а в принципах и в модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. В глазах светится живой интерес.
Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения. Главный вопрос для рефлексивного анализа: достигнуты ли поставленные цели обучения? Утвердительный ответ означает, что выбранная технология обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска.
Анализ некоторых учебных программ по истории и обществознанию общеобразовательной школы показал, что развитие креативных способностей не является основной целью предложенных программ и, следовательно, в них не отведено достаточного времени на обеспечение должного уровня развития творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения предложенных заданий. Содержащиеся в учебных курсах творческие задания в основном направлены на развитие интуиции учащихся, нахождение нескольких вариантов ответов. Творческая деятельность школьников ориентирована на использование преимущественно методов перебора вариантов, аналогию, некоторых приемов фантазирования. Но программы в целом не предусматривают развитие креативных способностей обучающихся через целенаправленное выполнение творческих заданий. Также в учебные курсы не включены задания, содержащие противоречия, и не предполагается обучение выполнения такого типа творческих заданий.
С целью более рациональной организации самостоятельной работы над заданиями, а также экономичного использования времени на уроке к учебникам разработана серия рабочих тетрадей по истории и обществознанию. В них  представлена свернутая информация в виде опорных схем, необходимых для выполнения заданий рисунков, памяток и других справочных материалов. Эффективное обучение на уроках истории и обществознания строится на определенных методиках, которые помогут не только приобрести знания, но также развить социальные и интеллектуальные навыки, необходимые гражданам современного демократического общества. Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты. Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к истории и обществознанию, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания учебного материала и выработку гражданских навыков. Все методики, используемые на уроках истории и обществознания, позволяют включить обучающихся в целенаправленный творческий процесс мыслительной деятельности. Вот уже несколько лет российские ученики проходят серьезные итоговые испытания в виде Единого Государственного экзамена. Такая проверка образовательных достижений позволяет контролировать знания и умения учеников выпускных классов. Введение ЕГЭ – это утвердившийся факт, никуда от этого не деться. Контрольные измерительные материалы включают в себя классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, с открытым кратким ответом, а также задания с развернутым ответом, предполагающие различные виды деятельности: анализ источника, систематизация материала, представление общей характеристики, сравнение событий, явлений, анализ версий. Поэтому, при выполнении тестов ученикам необходимы навыки творческого мышления. Используя в работе определенную систему, у детей вырабатывается позитивное отношение к тестам. Начиная с простых заданий, которые используются на уроках, у учеников создается ситуация успешности, доброжелательный эмоциональный фон. Так как в нашей школе созданы классы коррекции, то у некоторых ребят несложный тест практически единственная возможность получить хорошую оценку, что является важнейшим психологическим аспектом.
Для того чтобы работать с тестами, учителю необходимо знать, какие знания и умения по истории могут контролироваться такими заданиями.
1. Хронологические знания и умения.
а) Называть даты важнейших событий.
б) Соотносить год с веком, устанавливать последовательность событий.
2. Знание фактов.
а) Называть место, обстоятельства, участников, результаты.
б) Означать границы государств и представлять знания по исторической географии.
в) Знать достижения культуры и науки.
3. Умение анализировать.
а) Сопоставлять единичные исторические факты и общие явления
б) называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений
в) классифицировать исторические явления по указанному признаку
г) сравнивать исторические события и явления.
  1. Знания понятий и терминов.
  2. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Знание и умение работать с историческими источниками.
а) Определять автора, время, время создания
б) находить необходимую информацию
в) сравнивать несколько источников
г) умение работать с исторической картой.
В процессе обучения детям предлагается выполнить различные тесты.
  1. Базисные тесты. Этот вид тестирования проводится после завершения изучения каждого раздела. Их главная задача состоит в том, чтобы закрепить у ребят знание основных ключевых понятий и терминов, исторических фактов, дат, имён.
  2. Текущие тесты. Это тесты, которые мы используем для контроля знаний и умений учащихся при изучении какой-либо отдельно взятой темы, параграфа. Такой вид работы особенно хорошо использовать для проверки текущих знаний на уроке для всего класса в целом, а возможно и для отдельно взятых учеников.
  3. Итоговый тест. Такой вид работы проводится, как правило, по итогам четверти или полугодия. Особенность такого теста состоит в том, что результаты работы показывают не только уровень усвоенных учениками знаний, но и дают учителю общее представление о том, какие темы или вопросы оказались для ребят более сложными и вызвали затруднение. У преподавателя имеется возможность подкорректировать поурочное планирование, доработать какие-то вопросы, возможно, уделить им больше внимания. Но главная задача состоит в том, чтобы выяснить уровень усвоения учащимися учебного материала за достаточно длительный срок и по нескольким темам сразу [8].
Все более и более популярным в образовании становится метод проектов. Это вызвано тем, что проект – это открытая и динамичная форма организации учебной деятельности ребят и педагогической деятельности учителя, которая предполагает выбор темы и творческое решение. Этого не может в полной мере обеспечить традиционный урок. Проект устроен иначе. В нем основное содержание деятельности определяется учащимися самостоятельно и на основе выбора, что позволяет не только мотивированно усваивать отобранную информацию, но и накапливать опыт конструирования своей деятельности. Система проектов дает ученику большую степень свободы, возможность проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения, выработать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов, развивая критическое мышление [9].
История Отечества традиционно считается важнейшей частью школьного курса исторической науки. Ясно, что чисто описательный стиль неуместен при изучении столь важного предмета. Школьникам надо дать возможность сравнивать мысли и дела предшественников со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению, осмыслению и в конечном счете – к сознательному научному моделированию бесконечного исторического процесса, который так бурно протекает в наши дни.
Эта деятельность требует больших совместных умственных усилий учеников и учителей. Важно, чтобы и те и другие получали как можно больше удовлетворения в процессе работы. На уроках ребятам предлагается решить ряд оригинальных задач по отечественной истории, с учетом их возрастных особенностей. Вопросы эти, как правило, трудные и редко допускают однозначный ответ. Их обсуждение на уроках очень полезно: так дети и подростки достигают с помощью учителя наивысших доступных им вершин исторической мысли и познают на личном опыте вкус к научной работе [10].
Для групповой и индивидуальной работы может быть использован прием «кластер».
Этот метод помогает обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:
- написать ключевое слово или предложение на бумаге;
- записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме;
- выписывать можно столько идей, сколько захочется [11].
Для погружения обучающихся в тему можно применять метод слов-ассоциаций по ранее изученному или новому вопросу.
В течение урока для отработки какого-либо понятия обучающимся предлагается прием «корзина идей». Детям задается вопрос – что вам известно по данной теме?
Обучающиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по данной теме.
Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями.
Далее учитель записывает на доске сведения, которые называют пары. В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.
На уроках обучающимся как можно больше надо предлагать разнообразных творческих заданий. В арсенале учителя их может быть немало: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, творческое перо, анаграммы, письмо к… и так далее.
Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут обучающимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке [12].
 
Ссылки на источники:
  1. Егоров О. С.Коммуникативная функция учебного занятия.//Учитель-2001-№ 1
  2. Развитие креативных способностей в учебном процессе. Челябинск: изд-во Челяб. гос. ун-та, 2002
  3. Основы критического мышления. Междисциплинарная программа. Пособие I/ Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер – М., 1997
  4. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе.– М.: Владос, 2000.
  5. Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. – Мн.: «Попурри», 2006.
  6. Степанищев А. Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней.– М.: «Дрофа», 2001.
  7. Vaughan L. L., Estes ТН. (1986). Reading and Reasoning Beyond the Primary Grades. Boston, Allyn & Bacon (Ed. by Ch. Temple, K. Meredith and J. Steele, 1997).
  8. Майоров В. В. Теория и практика создания тестов для системы образования. Система творческих заданий. – М.: 2000 г.
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.
  10. Лернер И. Я. Познавательные задачи в обучении истории и обществознания. – М.: «Просвещение», 1998 г.
  11. Buehl D. Classroom Strategies For Interactive Learning. – IRA, 2001.
  12. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. –Концепт. – 2013. – ART 53572. –URL: http://e-koncept.ru/article/964/ –Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
Hlanovsky Margarita Valdimarovna,
Deputy director for UVR, teacher of history, social science, ORKSE MBOU «No. 3 SOSh» of Inta, Komi Republic
pavyshka@mail.ru
Creative tasks as the development tool of creative thinking at history and social science lessons.
Summary. In article the question of application of creative tasks as a development tool of creative thinking at history and social science lessons is considered. The author describes the adapted examples of creative tasks which were applied in 2012-2013. With this material the author spoke at municipal methodical association of teachers of history. I was highly appreciated by colleagues, for the done work.
Keywords: creative abilities, creative activity, reflection, methods: инсерт, cluster, «basket of ideas», «6 hats», projects.
 

Похожие публикации