Войти / Зарегистрироваться

Развитие креативного мышления на уроках информатики

Получить свидетельство
Автор: Музыка Екатерина Николаевна

Нам, взрослым, часто приходится слышать фразу: «Креативная идея, уверен в ее успехе». Что же это за креативные идеи, где они берутся, и как развить в себе способность креативно мыслить? Вообще по жизни меня восхищают люди, которые способны находить нестандартные идеи. Считаю, что креативное мышление является необходимостью, чтобы стать уникальным и узнаваемым в повседневной жизни, в личных отношениях, в карьере, ведь это позволит открывать новые возможности. Человек с креативным мышлением избавлен от стереотипов, быстро реагирует на любую проблемную ситуацию, тут же находя правильный и обычно нестандартный выход, поражая окружающих своей находчивостью. Преимущества такого типа мировосприятия очевидны. Но как развить креативное мышление у детей и можно ли это сделать в принципе?
Детей очень легко научить чему-либо, достаточно только их заинтересовать. Развивая креативное мышление, любой учитель одновременно решает сразу несколько задач. Во-первых, он формирует у ребенка нетривиальное мышление, лишенное стереотипов, что помогает в решении разных проблем. Во-вторых, развивая креативность, учитель делает ум ребенка подвижным и гибким. В-третьих, параллельно с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость. Ведь не секрет, что если дети увлеклись какой-то задачей, они способны заниматься ее решением в течение долгого времени.
В общем, развивать креативное мышление у детей — полезно, хорошо, нужно. Но как? Попробуем выяснить, как это сделать на уроках информатики. Для начала необходимо разобраться в терминах, что же понимают под креативностью, и креативной личностью?
Креативность – это способность и готовность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности (от лат. creatio – созидание).
Креативная личность – это личность, способная и готовая к субъективному и объективному творчеству как процессу и результату.
Креативный человек – это человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.
Креативные способности – совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих возможность осуществления творческой деятельности и достижения ее результативности [1, модуль 3, с. 4, 5].
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Таким образом, развитие мышления включает в себя:
  1. Развитие всех видов мышления и одновременно стимуляцию процесса перерастания их из одного вида в другой.
  2. Формирование и совершенствование мыслительных операций.
  3. Развитие умений:
- выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных;
- находить главные связи и отношение предметов и явлений реального мира;
- делать правильные выводы из фактов и проверять их;
- доказывать истинность суждений и опровергать ложные умозаключения;
- раскрывать сущность основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции и по аналогии);
- излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.
  1. Выработку умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую; прогнозирование развития явлений и умения делать выводы.
  2. Совершенствование умений и навыков по применению законов и требований формальной и диалектической логики в учебной и во внеурочной познавательной деятельности учащихся [2].
Развитие креативности у детей, может осуществляться разными способами, в первую очередь, это конечно же, занятия творчеством, упражнения, постановка необычных задач. Для того чтобы быстрее думать, лучше решать поставленные задачи и находить выход из сложных ситуаций, необходимо использовать нестандартные приемы и задания.
Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМ-ТРИЗ предусматривают реализацию основных дидактических принципов через изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение, так например, на этапе мотивации учащегося к занятиям и развитии его любознательности можно использовать ребусы:
Занимательные, интригующие задания для поддержки интереса у ребенка.
 В содержательной части урока в зависимости от темы урока и направленности практической работы можно использовать следующие задания:
Задачи для использования на уроках информатики в 5-м классе:
Про Витю и Митю
Из двух близнецов – Вити и Мити – один всегда говорит правду, а второй всегда врет.
Какой единственный вопрос относительно их имен нужно задать любому из братьев, чтобы узнать, кто из них Митя, а кто Витя?
Сказка. Школьный драмкружок, готовясь к постановке отрывка из сказки А. С. Пушкина о царе Салтане, решил распределить роли между участниками.
- Я буду Черномором, – сказал Юра.
- Нет, Черномором буду я, – заявил Коля.
- Ладно, – уступил ему Юра, – я могу сыграть Гвидона.
- Ну, я могу стать Салтаном, – тоже проявил уступчивость Коля.
- Я же согласен быть только Гвидоном! – произнес Миша.
Желания мальчиков были удовлетворены. Как распределились роли?[4]
Книга
Для нумерации страниц книги потребовалось всего 1392 цифры. Сколько страниц в этой книге? [4]
Задачи для использования на уроках информатики в 6–7-х классах:
Мониторы для «продвинутого» кабинета информатики
Для кабинета информатики решили купить новые мониторы. На это выделили 2600 у. е. Всего купили 10 мониторов с диаметром 17 и 19 дюймов. Причём 19 дюймовые мониторы стоили в 1,5 дороже, чем 17 дюймовые. Стоимость каждого монитора кратна 10.
Задание: Определите с помощью электронных таблиц Excel, сколько купили 17- и 19-дюймовых мониторов? [3]
Попугай капитана Флинта и книга рекордов Гиннесса...
Один новый русский авторитет, купивший для своей братвы личного попугая капитана Флинта, решил занести его в книгу рекордов Гиннесса.
Для этого он научил его с помощью прищелкивания языка (цоканья) брать соответствующие цоканью буквы и составлять из них слова. Для занесения личного попугая капитана Флинта в книгу рекордов Гиннесса под гром аплодисментов был представлен невероятный номер.
Из россыпи букв: шести «к», трех «о», трех «а», трех «ш» на глазах изумленной судейской коллегии попугай составил подряд три слова «кошка», каждый раз выкрикивая: «Кошка, еще одна паршивая кошка, третья кошка!» Тогда новый русский авторитет сказал ему, прищелкивая: «А ну-ка сложи их, что у тебя получится из трех твоих собранных кошек!» Попугай выкрикнул: «Собака!» и выложил соответствующие буквы.
Помогите судьям решить, действительно ли попугай хорошо знает информатику и десятичную систему счисления и каким буквам соответствуют различные цифры? [3]
Задачи для использования на уроках информатики в 9–10-х классах:
Пятачок-сексот ЛНИ...
Донос Пятачка в лесную налоговую инспекцию: «Хорошо живет на свете Винни Пух...»
Какой подоходный налог должен заплатить Пух лесному государству, если его ежегодный доход с продажи «липового» меда, сделанного из сахара, крахмала, химических красителей и ароматизаторов, составляет 2400 баксов?
Государственный лесной налог в этом финансовом году, по Лесному налоговому кодексу, составляет 20% от выручки в рублях.
Винни Пух не растерялся и сказал рассудительному Кролику:
- Ты будешь у нас адвокатом, реши задачу с помощью электронных таблиц Excel, используя текущий курс рубля относительно доллара.
- И не забудь посчитать еще 5% от суммы налога за то, что Пух скрывался от ЛНИ два месяца – не унимался Пятачок.
Так сколько денег всего задолжал Винни Пух налоговой инспекции? [3]
Задача о Красной Шапочке, бабушках и метро...
В Москве жила-была Красная Шапочка и две ее бабушки, которые жили в разных районах, но на одной ветке метро.
Красная Шапочка старалась почаще навещать бабушек. Спустившись в метро, Красная Шапочка, не выбирая, садилась в первый пришедший поезд и ехала к бабушке, которая жила в этом направлении.
Из разговоров между собой бабушки выяснили, что в течение года у одной из них внучка была в два раза чаще, чем у другой.
Помогите двум бабушкам и внучке понять, почему это происходит, при условии, что поезда с любой платформы метро идут через одинаковые интервалы длительностью 2 минуты, а также составить график прихода поездов на платформы [3].
Хакер
Для повышения надёжности (крипкостойкости) компьютерного пароля часто используют в качестве его символов буквы латинского алфавита. Причём для его запоминания, как правило, применяют строчные латинские буквы, схожие по написанию с буквами русского алфавита, например, хакер.
Во сколько раз такой 8-разрядный пароль более надёжен по сравнению с 8-разрядным традиционным паролем, использующем только цифры (от 0 до 9)
Подсказка. Сравните число цифр и число «дуальных» по написанию букв алфавитов [3].
На этапе психологической разгрузки на уроках информатики можно использовать следующие приемы:
- Несколько минут управлять мышкой на компьютере левой рукой (для правшей), выходя к доске пробовать писать левой рукой, данное упражнение существенно сможет улучшить творческие навыки, увеличить пространственное воображение и фантазию.
- Игру «перевертыши», можно использовать для «разгрузки», на первых порах берем простые слова из области информатики, к примеру, «Абак» дети читают наоборот, «Каба». Через несколько уроков ребята уже без особых усилий смогут читать короткие слова, потом более длинные, затем фразы, а со временем и длинные предложения. Таким образом, мы убиваем двух зайцев, развиваем кругозор и мышление. Данная игра дает понять, что существует не один способ видения ситуации, есть альтернативы, и эти альтернативы нужно замечать.
На этапе интеллектуальной разминки:
- Придумывать то, чего еще нет, например новое изобретение из области информатики и информационных технологий. Можно это изобретение описать, а можно выполнить практическую работу, нарисовать в графическом редакторе, или создать презентацию и защитить ее перед одноклассниками. Возможно, когда ни будь, одно из детских воображаемых изобретений появится в нашей жизни и будет активно использоваться. Очень часто тяжело выдумать что-то такое, с чем раньше не сталкивался. Наш мозг старается использовать уже хорошо известные образы, название, функции предметов. Но нужно перестраиваться, учить детей абстрагироваться от всего этого, концентрироваться на более интересных, малоизвестных фактах.
- Рисование «Каляки-маляки». Практически на каждой параллели есть тема изучения графического редактора Paint. Так вот, как раз на этих уроках и можно развивать креативное мышление. Задание следующее: нужно пофантазировать и нарисовать что то необычное, дать ему название, придумать, где этот предмет можно использовать, какими свойствами он обладает. Поверьте, данный процесс невероятно затягивает. Вообще, творчество, а рисование особенно, очень хорошо развивает нестандартное мышление, помогает вырваться за рамки стандартного мира.
- «Нестандартные задания». Данный прием можно использовать в тематике уроков «Мир объектов», при изучении свойств и характеристики объекта. Суть следующего упражнения заключается в том, чтобы придумывать словосочетания со словами которые имеют противоположное значение. Например, мягкая стена, горячий снег, высокий карлик, квадратный мяч и тому подобное. Таким образом, ребенок учится воспринимать реальность не стандартно, выходить за рамки обычного. Мы все понимаем, что карлик не может быть высоким, но креативное мышление и заключается в том, чтоб придумывать что-то необычное, нестандартное, то, что будет интересно многим.
- Игра «Аббревиатура». Использовать можно на любом из этапов урока. Возьмите любое слово, и представьте, что это аббревиатура. А теперь постарайтесь расшифровать каждую букву, да еще так, чтобы все логично сложилось в предложение. Например, слово «число». Расшифровываем: Чайник Использовал Синюю Листву Осины. Суть понятна. Сначала будет тяжеловато, но со временем мозг привыкнет к подобным играм и будет все делать на автомате. Детям эта игра очень нравится.
- Решение задач следующего плана
Школьник и два учителя (задача для 9 класса)
Во время экзамена по информационным технологиям два члена экзаменационной комиссии, не знакомые школьнику, предложили ему выбрать один из двух билетов: трудный или легкий. Преподаватели практиковали различные системы обучения.
Один – на вопрос ученика всегда давал правдивый ответ.
Второй – всегда предлагал ученику неправильный ответ (лгун), чтобы убедиться в твердости его знаний.
Какой вопрос должен задать ученик любому преподавателю, чтобы выбрать легкий билет?
Подсказка:
Вопрос задается любому из учителей: «Если я спрошу у другого учителя, где лёгкий билет, на какой билет он мне укажет?» После того, как учитель укажет конкретный билет, ученик берет противоположный билет и он оказывается лёгким.
Метр (задача для 5 класса)
Попробуйте составить из 13 спичек целый метр. Если что, длина одной спички 45мм. Ответ:
На этапе компьютерной интеллектуальной поддержки мышления можно использовать следующие задания:
Сундуки капитана Флинта и дублоны... (задача для 9-х классов)
У капитана Флинта имелось два больших сундука – «сейфа», наполовину заполненные золотыми дублонами. Флинт брал монеты из одного сейфа, выгребая их черепом, вмещавшим 4 «литра» дублонов.
Было также у него две емкости золотая и серебренная: золотая емкостью – 6 «литров», серебренная – 14 «литров». С их помощью он выравнивал количество дублонов в сундуках.
Как Флинт мог дополнить меньший сундук 4 «литрами» дублонов из большего сундука с помощью своих драгоценных емкостей?
Решить средствами Excel и построить презентацию.
Подсказка: Флинт использовал магические цифры (3, 14) на передних стенках своих «сейфов» [3].
Наполеон и его задача (задача для 9–10-х классов)
По преданию Наполеон Бонапарт предложил итальянскому математику Маскерони эту задачу. Известно также, что во время беседы с Лагранжем и Лапласом (знаменитыми французскими математиками). Наполеон поразил их. Он объяснил им некоторые из предложенных Маскерони решений следующей его задачи.
Условие задачи Наполеона: Необходимо найти вершины квадрата, вписанного в окружность с отмеченным центром, с помощью средств векторной графики программы презентации Power Point.
Задание: Проиллюстрируйте оптимальный алгоритм решения задачи средствами анимации.
 
Решение, предложенное американским математиком Ф. Чини
  1. Выбрать на окружности произвольную точку А. Провести через нее окружность того же радиуса, что и первая.
  2. Затем из точки пересечения второй окружности с первой (точки E – первая вершина) провести третью окружность, пересекающую первую окружность (в точке D).
  3. Провести из этой точки D первую дугу (DA), пересекающую первую исходную окружность в точке E (вторая вершина квадрата).
  4. Из точки F – как из центра пересечения второй и третьей окружности (внешней по отношению к первой) провести дугу радиусом FO в точке G5. Оставшиеся две вершины квадрата H, I, вписанного в исходную окружность, получите, проведя дугу радиуса CG с центром в точке C [3].
Последним этапом в структуре креативного урока является резюме. На этом этапе учитель подводит краткие итоги урока и устно осуществляет обратную связь с учащимися, выявляет их мнение об уроке. Как вариант он просит детей оценить сам урок (интересно – не интересно, понравилось – не понравилось и т. д.), например, с помощью двух специальных карточек-картинок, на которых изображены рожицы – грустная и улыбающаяся. Показывая одну из этих карточек, дети дают оценку уроку, то есть речь идет о качественной и эмоциональной оценке урока. Возможны другие варианты оценки со стороны детей. Их нужно сочетать.
Дополнительный вариант качественной и эмоциональной оценки урока – детям предлагается закрыть глаза. Далее учитель просит поднять руки тех, кому урок понравился, затем тех, кому урок не понравился. Все это делается с закрытыми глазами. Однако даже такая примитивная оценка урока позволяет учителю внести необходимые коррективы в содержание урока и методику его проведения. Важность интеллектуальной активности ребенка и усилий по регуляции собственной активности отмечается как главное условие пробуждения и роста способностей [5].
Использование творческих заданий на каждом из этапов урока, позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, развивает познавательную деятельность, и наконец, активизирует деятельность обучающихся на уроке. Дети учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, применять.
Таким образом, технология творческого мышления формирует самостоятельное мышление, вооружает методами и способами самостоятельной работы, дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик», позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса [6].
 
Ссылки на источники
  1. [модуль 3, с. 4, 5] – Модуль 3. Креативная педагогика, или Педагогика креативного образования. Теоретический блок. АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», М. М. Зиновкина, В. В. Утёмов, 2014.
  2. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.
  3. http://uchinfo.com.ua/zadachi/
  4. Богомолова О. Б. Логические задачи. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. –277 с.: ил.
  5. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 64054. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64054.html 
  6. Муштавинская И. В. Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 19–24.

Похожие публикации