Цель урока: показать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель выражает своё отношение к музыке (и не только) в процессе исполнения.
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование у обучающегося основ разносторонних знаний.
Развивающие:
- развитие эстетического вкуса;
- развитие образного мышления;
- музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.
Воспитательные:
- воспитание у обучающегося внимания, целеустремлённости и настойчивости в овладении приёмами и навыками игры на инструменте;
- умение анализировать своё выступление.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная.
Методы обучения: наглядные, практические, словесные, сравнение, прослушивание музыкальных произведений.
Педагогические технологии:
- информационная;
- личностно – ориентированное обучение;
- индивидуализация обучения;
- здоровьесберегающая.
Оснащение урока:
Оборудование:
- нотная литература;
- музыкальный инструмент – аккордеон;
- ноутбук;
- пюпитр;
- стулья.
Используемая литература:
- В. Лушников «Школа игры на аккордеоне» изд. «Советский композитор» Москва 1982 г.
- Сост. Е. Левин «Любимая классика» изд. «Феникс» Ростов – на – Дону 2013 г.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Представление учащегося. Эмоционально – психологический настрой. Озвучивание темы урока – «Исполнительская интерпретация как форма самовыражения».
2. Основная часть.
2. Основная часть.
Вступительное слово педагога: «Сегодня я хочу посвятить наш урок очень важной теме – личному мнению.
Часто ли мы соглашаемся со своими друзьями, близкими во всём? Приходится ли нам ежедневно отстаивать своё мнение? Конечно, бывает, что согласны, а бывает, что и нет. Все мы разные – по внешности, предпочтениям, вкусам. Книга, прочитанная одним, может совсем не заинтересовать другого. Аромат, доставляющий одному удовольствие, может вызвать у другого головную боль, и так до бесконечности. Каждый человек по – своему воспринимает различные события и по – своему реагирует на них. Даже одну и ту же фразу каждый из нас произносит по – своему и вкладывает в эту фразу свой смысл.
А как ты думаешь, как и при помощи чего выразить своё отношение при исполнении музыкального произведения?
Ответ учащегося: должны прозвучать – изменения темпа, силы звука, способа звукоизвлечения, смена регистра.
Педагог: Совершенно верно. Наша задача на сегодня – проследить, как меняется произведение в зависимости от интерпретации исполнителя. Хочу напомнить, что интерпретация – это творческое освоение художественных произведений, связанное с его изобразительным прочтением (порой спорным). А творческий подход – это обязательное выражение собственного мнения.
У музыки гораздо больше возможностей по сравнению с литературой. Если ставится условие сохранения темпа и стиля, то можно поменять динамику, тембровое звучание. Если мы имеем дело с классикой, это уже сложнее. Здесь не допускаются кардинальные изменения, но иногда можно найти приёмы для самовыражения.
Давай послушаем, как и за счёт чего это получилось на примере произведения Вольфганга Амадея Моцарта «Турецкое рондо».
(Прослушивание фрагментов в нескольких вариантах: фортепиано, вокализ, духовой оркестр)
Педагог: Как ты думаешь, какой из фрагментов отличается большей свободой интерпретации и почему? (обсуждение)
Я думаю, что ты согласишься со мной, что каждый из вариантов исполнения по - своему убедителен и имеет право на существование.
А сейчас предлагаю применить знания, приобретённые ранее на практике.
Работа над «Вариациями на тему русской народной песни «Посею лебеду на берегу» В. Иванова.
1) Учащийся проигрывает выученное произведение.
2) Обсуждение исполнения: передан ли характер произведения, обоснованы ли смены темпа и т. д.
3) Напомнить учащемуся, что такое вариации.
Вариации — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).
Вариации — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).
4) Чтобы лучше прочувствовать характер - прослушивание русской народной песни «Посею лебеду на берегу» в аудиозаписи в исполнении Л. Зыкиной.
5) После анализа исполнения работа над недочетами.
6) Сравнение своего исполнения с аудиозаписью этого же произведения на одном из конкурсов юных музыкантов.
Педагог: А как ты считаешь, почему не бывает одинаковых исполнителей?
Ответ учащегося: должны прийти к выводу, что у каждого человека своя точка зрения на жизнь и различные события, свой характер и т. д.
Педагог: Хорошо. А в конце нашего сегодняшнего урока я бы хотела вернуться к произведению «Турецкое рондо» В. А. Моцарта и предложить тебе исполнить его под минусовую фонограмму.
Учащийся исполняет произведение.
Педагог: Согласись, что в этом варианте пьеса зазвучала намного интересней, насыщенней, можно сказать – более современной.
3. Подведение итогов. Анализ.
4. Оценка работы на уроке.
5. Домашнее задание.
4. Оценка работы на уроке.
5. Домашнее задание.