Войти / Зарегистрироваться

Использование методов НФТМ-ТРИЗ в работе со школьниками 5-х классов на уроках музыки

Получить свидетельство
Автор: Киврова Тамара Гавриловна

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (то есть российской, а ещё точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера [1].
Ведущий целевой идеей внедрения технологии ТРИЗ на уроках музыки выступает идея всесторонне и гармонично развитой личности
Какова же ценность творческого опыта – актуальность выбора ТРИЗ на уроках музыки:
- Проживание ситуации здесь и сейчас. Вживание ребенка в тот или иной образ в ту или иную ситуацию, т. е. личностное отношение к произведению искусства, его интерпретацию учащимися.
- Погружение в настоящее – активация чувственной сферы учащегося – формирование эмоционального отклика к происходящему в настоящий момент в произведении.
- Наивность, открытость, естественность восприятия и размышления. Отсутствие академичности – отвечаем, как чувствуем.
- Отказ от «эго» и давящего «альтер эго». Максимально положительное отношение к любому, пусть даже несовершенному проявлению творчества учащегося. Это есть в теории Караева.
- Отказ от страха.
- Сила и мужество защитить свою позицию («А я считаю, что это произведение говорит вот об этом – умение аргументировать) доказывать свою точку зрения.
- Обретение внутренней целостности и гармонии с собой и миром. (Восприятие и многогранности мира).
- Толерантность.
«Методики подбора творческих заданий на уроках музыки с позиции ТРИЗ»
- Выбор требуемой информации из предложенной (В чем своеобразие средств выразительности одного произведения от другого. В чем связь содержания произведения музыки с жизнью (с конкретными жизненными ситуациями – ассоциативные связи)).
- Метод разрушения (парадокса). Исправление ошибочного восприятия через парадокс. Например «лирика – это марш»; «Классическая (народная) музыка сейчас и потом не будет нужна», «знания на уроках музыки не нужны».
- Объединение и систематизация (объединять общее и частное).
- Сравнение, обобщение, анализ.
- Доказательство и опровержение.
- Составление плана деятельности (исполнительский план песни составляют учащиеся).
- Поиск проблем в содержании того или иного произведения, в исполнении [2].
Креативная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ – это сложный, но интересный процесс овладения знаниями. Эта система одинаково дает возможность развиваться и творить любому: и взрослому, и ребенку, и «сильному» и «слабому». «Творчеству можно научить!» и «Творцом может стать каждый!». Но, чтобы творить, одного желания мало. Нужен инструмент, нужна методика, позволяющая достигать результатов каждому желающему.
Познакомившись с курсом «Теория и методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся» авторов М. М. Зиновкиной, и В. В. Утёмова, я пришла к выводу, что его технология соответствует требованиям ФГОС основного общего образования. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, [3] который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации НФТМ-ТРИЗ. Он требует от учителя большой предварительной подготовки. Занятия носят ярко выраженный диалоговый характер, в основе построения занятий лежит сотрудничество (ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-группа, группа-класс). Для активного участия ребят в обсуждении изучаемого материала, в изобретении или «пере изобретении» знаний учитель должен так сконструировать образовательный процесс, чтобы в ходе занятия обучающиеся смогли не только достигнуть поставленных задач, но и продемонстрировать результативность организации данного процесса. Воспитательный потенциал НФТМ-ТРИЗ заложен в самом его методическом аппарате, т. к. предполагает анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения. Это соответствует основному направлению НФТМ-ТРИЗ – формированию неагрессивной творческой личности.
И самое главное: НФТМ-ТРИЗ сегодня – это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфичными алгоритма­ми и законами [4].
Под развитием креативности на уроках музыки мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативной личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучения его природы и форм проявления его источников, стимулов и условий. Итак, природа творчества сложна и противоречива. Особо подчеркивая роль творчества в формировании личности ребенка, Л. С. Выготский отмечает, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития [5]. Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими со школьниками. Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью следует понимать способность и готовность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности [6]. Своеобразие креативности в том, что она составляет творческий, эстетический аспект индивидуального сознания личности, которая состоит из критического анализа своего и чужого предшествующего опыта, понимания и выработки новых идей, умения видеть проблему там, где другим все ясно; способности быстро и смело отказываться от точки зрения, опровергнутой обстоятельствами; развитой интуиции [7]. Сопоставляя определения «творчество» и «креативность», следует отметить, что они далеко не тождественны. Если понятие «креативность» ограничено специфически психологической проблематикой, то креативность представляется, как универсальная, творческая способность к продуктивной деятельности и составляет «частный» случай творчества в широком смысле, как деятельность по созданию нового, оригинального, ранее неизвестного. Предметы эстетического цикла и особенно музыка, способны раскрыть творческие возможности младшего школьника более ярко, т. к. целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это сопереживание, вовлечение, присутствие и т. д. [7]
Путями и педагогическими приемами развития креативности на уроках музыки являются:
1. Система вопросов и творческих задач. Раскрывают у детей образное содержание музыкального искусства.
2. Создание условий для прочтения каждым ребенком, исходя из своего индивидуального видения, слышания, прочувствования звучащей музыки.
3. Овладение навыком музыкального восприятия осуществляющегося в процессе многообразных видов деятельности. Дети воспринимают музыкальные произведения в целом. Постепенно с опытом дети начинают слышать и выделять выразительность интонации, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступления и заключения.
4. Активные формы музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети.
Все это позволяет развивать в детях творческое, креативное начало
Приводим конспект урока, в котором предоставлены разнообразные формы, методы и приемы развития креативности детей в процессе усвоения вышеуказанных средств музыкальной выразительности.
- Продолжительность урока: 45 минут
План-конспект урока
Тема урока: Музыка в театре и кино
Базовый учебник Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Музыка. 5 класс.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Образовательная цель: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Формирование УУД:
1. Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
- формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров.
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения
- знание жанров музыки (опера, балет);
- осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер, видеопроектор.
Музыкальные произведения:
1. Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
2. Балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского
3. М. Дунаевский «Иеселый ветер»
Литературные произведения:
  1. Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».
  2. Жуль Верн «Дети капитана Гранта»
Видеофрагменты:
  1. Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский.
  2. Кинофильм «Дети капитана Гранта»
  3. Видеофрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
 

Этап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

1. Организационный момент (1–2 минуты)

 

2. Актуализация знаний (4–5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной задачи (4–5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. «Открытие нового знания»(10 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение (10 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Первичное закрепление (4–5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(2–3 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Творческое применение и добывание знаний. Вокально-хоровая работа (4–5 минут)

 

8. Рефлексия деятельности.

9. Итог урока (2–3 минуты)

Музыкальное приветствие

 

 

Ребята! Отгадайте загадки.

1. Он работает играя.

(Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия –

2. Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать?

3. «Меню» в театре составляют

На весь сезон из разных пьес.

И только то, в него включают,

Что вызывает интерес?

4. Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она –

5. Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши?

6. Есть у каждого в квартире

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время – «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, – «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень!

Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?

 

Тема нашего урока Музыка в театре, кино».

Слайд 1

А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?

Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.

 

Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

Знакома ли вам эта музыка? Это просто песня или часть из большого произведения? О чем рассказывается в этом произведении?

Слайд 2

(Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг)

– О чем поет Сольвейг?

 

 

 

 

 

 

 

В каком характере прозвучала музыка?

 

 

 

Какой образ нам нарисовала музыка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена.

Скажите, а какое значение имеет текст, для музыкального произведения?

Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?

 

На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и назовите произведения и композиторов, которые их написали.

Слайды 3–6

Опера «Снегурочка» – Н. А. Римский-Корсаков.

Опера «Садко» – Н. А. Римский-Корсаков.

Балет «Щелкунчик» – П. И. Чайковский.

Балет «Золушка» – С. Прокофьев.

Молодцы, справились с заданием.

Слайд 7

А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.

Видеофрагмент из балета «Лебединое озеро».

Давайте проанализируем музыкальный фрагмент

Что мы увидели на экране?

Какая музыка звучала по характеру?

Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем?

 

Какое значение имеет музыка в опере и балете?

 

 

Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?!

Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.

А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Я думаю, что вы любите ходить в театр. Какие театры есть у нас в г. Ногинске?

Слайд 8

Ногинск или Богородск – старый город.

Ногинский драмтеатр. Московский областной театр драмы и комедии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.

Слайд 9 (см приложение)

Раздаются памятки. 

Слайд 10

Музыкальная физминутка:

«Покажи, что надо написать к…. »

Сценарий – хлопают, либретто – кланяются

 

 

 

 

 

 

Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

 

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

 

 

Работа с учебником стр. 66

Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?

Слайд 11

В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам.

В 20-е годы таперами работали такие известные в будущем композиторы, как Г. Свиридов, В. Соловьев-Седой.

Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский. В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей. Одной из таких песен стала песня «Веселый ветер» музыку которой написал советский композитор М. Дунаевского Слова: Василий Лебедев-Кумач.

Разучивание песни.

 

Исполнение песни. В это время на слайде подборка фрагментов из различных фильмов.(Мери Поппинс, Дети капитана Гранта, Брат героя, Бобик в гостях у Барбоса)

 

Как вы думаете, к какому фильму принадлежит эта песня.

 

Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке? 

Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.

Вход в класс под музыку.

 

 

Дети отгадывают загадки

 

- актер

 

 

 

 

- режиссер

 

 

- репертуар

 

 

 

- балерина

 

 

- зритель

 

 

- телевизор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О театре, кино и телевидении

 

 

 

Какую роль играет музыка в этих видах искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают, предполагают.

 

 

 

 

 

 

 

О том, что зима пройдет, и весна промелькнет,

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.

Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.

 

Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.

В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.

 

 

 

 

 

 

Либретто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.

 

 

И в балете и в опере музыка является средством выразительности.

 

 

 

 

 

 

Они потеряют свою красоту и выразительность.

 

 

 

Сообщение о театре подготовленных детей

 

 

В 1914 году в Богородске (ныне – Ногинск) на улице Большой Московской, 65 открылся синематограф «Колизей». Это событие стало значительным явлением в культурной жизни уездного города.

По пятницам, субботам и воскресениям здесь стали играть местные лицедеи. В Богородске в то время большим успехом пользовалось любительское драматическое искусство. При рабочих клубах Глуховской и Истомкинской мануфактур существовали драматические кружки, в которых увлеченно занимались «тронутые искусством» энтузиасты. Там они репетировали свои постановки, которые затем выносились на взыскательный суд зрителей в «Колизее». Эта благодатная традиция, к счастью, не нарушилась и в послереволюционное время. В 1925 году талантливых профессиональных и самодеятельных артистов объединил режиссёр Н. М. Ефимов-Степняк. А осенью 1930 года на базе этой драматической труппы был создан постоянный стационарный театр

 

Ребята в группах обсуждают правила поведения в театре.

 

 

 

 

Дети показывают определенные действия на слова «Балет, опера, оперетта, драма, комедия, мюзикл, спектакль, фильм» Сценарий – хлопают, либретто – кланяются

 

Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм

 

 

 

Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы

 

Дети ищут ответ на вопрос.

Вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дети капитана Гранта», так как эта песня подходит к фрагменту, где изображена великолепная яхта, которая мчится при сильном ветре, на всех парах вдоль пролива.

 

Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино. Музыка играет совершенно разные роли: служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит,

 
Ссылки на источники
1. Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: краткий курс научного творчества. – Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. – 88 с.
2. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество. // Искусство в школе. 1993. № 1.
3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с
4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htmАсафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Музыка. 1973. – 452с.
5. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1.
6. Вишнякова Н. Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. Минск: 1996. – 300с.
7. Бычков. Ю. Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. – М.: РАМ им. Гнесеных, 1994, – 120 с.Горюнова Л.
 

Похожие публикации