Войти / Зарегистрироваться

Возможности игры в обучении и воспитании младших школьников

Получить свидетельство
Автор: Ирмухамбетова Клащ Ульбековна

Дети приходят в школу из детских садов, где основной их деятельностью была игра. Теперь главным трудом детей становится учение. Но игра продолжает играть большую роль в жизни детей младшего школьного возраста.
В игре формируются многие особенности личности ребенка. В игре ребенок приобретает первый опыт общения, развивает речь. В игре вырабатываются ловкость, находчивость, активность. Через игру ребенок познает окружающий его мир. Игра помогает развитию у детей творческих способностей, умению общаться, переключению школьников на новые виды деятельности.
Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физкультминутки, которые используются многими учителями на уроках. Наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны. Приведу примеры некоторых физкультминуток.
1. Физкультурно-спортивные
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенной группы мышц. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте и т. д.
2. Танцевальные
Детям нравится под веселую музыку выполнять произвольные движения.
3. Двигательно-речевые
Самые любимые детьми. Они коллективно читают небольшие интересные стихи и выполняют различные движения, как бы инсценируя их, например:
а) Мишка по полю гулял
Топ-топ, топ-топ.
Мимо зайчик пробегал
Скок-скок, скок-скок.
По деревьям белка скачет
Прыг-прыг, прыг-прыг.
Филин крыльями взмахнул,
Полетел, полетел.
Выбрал место он на ветке
Опустился, тихо сел.
б) Ночь. Уснули детки.
Им снятся волшебные сны.
Им снятся игрушки –
лошадки, куклы, малышки,
Им снятся сказки, добрые феи,
Любимые герои –
Чиполлино, Чебурашка, Буратино.
Но вот первый лучик солнца
Скользнул по лицам детей.
Они открыли глазки,
Сладко потянулись.
Взошло солнышко.
Подул ветерок.
И вдруг набежали тучки.
Ветер становился все сильнее и сильнее.
Упали первые капельки дождя.
Дождь застукал по крышам.
Пошел град.
Сверкнула молния.
Ударил гром.
И стало тихо, тихо.
4. Подражательные
Успех этих физкультминуток целиком зависит от фантазии и творчества учителя и детей. Ребятам нравится подражать движениям лягушат, обезьянок, зайчиков, кузнечиков.
На уроках обычно проводятся две-три физкультурные паузы, поэтому учителю необходимо иметь большое количество разнообразных физкультминуток, которые помогут детям переключиться, поднимут настроение.
Игровым материалом для уроков могут являться и веселые задачи-шутки, загадки, скороговорки, ребусы и многое другое. Умелое использование игровых материалов поможет достичь цели урока и сделать его интересным и эффективным. Весь занимательный материал накапливаю и систематизирую, это помогает в работе.
Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре «Капитаны» дети, действуя в воображаемой ситуации, «ведут корабль» (поворачивают воображаемый руль то в одну, то в другую сторону, гудят, осуществляя одновременно роль парохода), а в дидактической игре они подражают умственной работе капитана – «ведут корабль по заданному курсу» на основе выполненных расчетов.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило или то и другое.
Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры – упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам [1].
Для развития творческого воображения существует множество дидактических игр, среди них можно отметить дидактические игры «Пифагор», «Мозаика», «Волшебные кляксы», «Волшебные пальчики», «Дорисуй картинку», «Рисуем настроение», «Охотники», «Угадайка», «Маятник», «Цепочка» и другие.
В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. Игра – это школа общения для ребенка. Игра дает возможность воспитателям не превращать любое дело в суровую необходимость, придавать своим педагогическим целям увлекательный характер, и тогда позиция педагога сразу же становится кровным делом детей, а воспитание – творчеством. В игре нужно использовать другую методику общения с ребенком, в корне отличную от привычных всем показа, рассказа, объяснения, повторения. Тогда игра будет непохожа на обычный урок, будет интересна и послужит ключом для детского творчества.
Организатор игры должен регулировать игровые процессы, управлять отношением детей к действительности, создавать условия, способствующие эффективности руководства детскими играми.
Что это за условия?
Первое. Дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, правил, программы игр. Любая игра должна опираться на предшествующий опыт ребенка. В игре с правилами ему должны быть абсолютно понятны все правила, иначе она не получится. Для ролевых игр необходимо ясное представление характеров героев, которых ребенок изображает.
Второе. Конструктивная основа любой игры – это преодоление препятствий в достижении игровой цели, даже если эти препятствия создаются самими ребятами в ходе игры. Детям наскучит игра, если игровые результаты даются очень легко. Детям необходимы трудности и препятствия в играх для того, чтобы, преодолевая их, дать выход энергии.
Третье. В основе любой игры должно лежать соревнование, состязание, соперничество. Состязание придает игре движение, дает толчок к развитию принятых игровых ролей. Соревнование необходимо для выяснения результата игры, для подведения итогов. Элемент соревнования пробуждает у детей смекалку, нацеливает их на творчество. Состязание – внутренняя пружина многих игр. Соревнование как условие детской игры имеет два аспекта: один ребенок выступает против многих, небольшая группа – против большой, сражаются равные по количеству и силам команды, группы. Это требует, чтобы у играющих были примерно одинаковые умственная и физическая подготовка, иначе интерес к игре быстро гаснет.
Четвертое. Дети должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой. Выбирая отрезок времени для проведения игры, надо обязательно выяснить, не попадает ли на это же время воздействие более сильное, чем игра. Если игры дают сильный педагогический эффект, следует продлить время их проведения: там, где проводится игра, нежелательно, чтобы были сильные отвлекающие от нее факторы.
Пятое. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельности.
Шестое. Наличие юмора в игре. Юмор – сильнейшее педагогическое средство. Ребята очень ценят шутку, веселье, смех. Элементы юмора в игре (особенно в ролевых) могут быть использованы в названии чего-либо («магазин Плюшкина»). Само содержание игры может нести в себе юмористическую ситуацию. Поощрения и наказания в играх часто носят шуточный характер.
Седьмое. Правильное оснащение игры оборудованием: предметами, игровыми атрибутами. Наличие призов для участников игры.
Как выбрать игру?
Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каковы состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, уровни общения и совместимости. Выбор зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности по времени, места ее проведения, от наличия игровых атрибутов, конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Воспитатель, какие бы цели и задачи не преследовал в детских играх, обязан помнить, что игра будет игрой до тех пор, пока дает действующим в ней лицам широкий выбор способов проведения, пока абсолютно нельзя предусмотреть действия в творческом плане, но можно в нравственном. При выборе игры прежде всего учитывается ее творческий потенциал как основной секрет усвоения ребенком воспитывающего ее содержания и усвоения самовоспитания. К выборам игр, привлекаются и сами дети [2].
При организации игр организаторы должны соблюдать ряд следующих принципов:
1. Отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру.
Авторитаризм противоречит сущности игры. Свободное и добровольное вовлечение детей в игру гарантирует сохранение их игрового настроения.
2. Принцип развития игровой динамики.
Он реализуется через правила игры. Они могут стимулировать развитие игрового сюжета, могут сдерживать, создавать монотонность, однообразие. Каждый ребенок имеет творческий почерк освоения правил игры. Организатор игры призван, сохраняя нормативную ее схему, стимулировать творчество играющих, которое поддерживает динамику игры.
3. Принцип поддерживания игровой атмосферы.
Поддерживание игровой атмосферы – это поддерживание реальных чувств детей. Способы поддержания игровой атмосферы различны: стимулирующий эффект соперничества, условия игрового общения, снятие всех моментов, провоцирующих на конфликты, проведение тренингов на неудачи, расширение и обогащение репертуара детских игр, разработка новых игровых сценариев.
4. Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
Для педагогов важен перенос смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей. Соотношение игрового и неигрового спроектировано на постепенную замену игры трудом. Данный принцип связан с мерой игры.
5. Принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
Переход детей от простых игр к более сложным стихиен. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражательства к игровой инициативе, от локальных игр к играм комплексам, от возрастных игр к безвозрастным, «вечным» [2].
Обучение и воспитание – это два неразрывных процесса. Жизнь постоянно меняется и мы должны идти в ногу со временем. Мне хочется поблагодарить организаторов и авторов курсов «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС». Несомненно, курсы очень полезные и вопросы, затрагиваемые в них актуальны. На протяжении своей педагогической деятельности стараюсь в детях развивать творческие способности и содействовать их духовно-нравственному воспитанию.
Предлагаю разработку креативного занятия по теме: «Разноцветное путешествие» для учащихся первого класса [3] по структуре креативного урока [5].
Занятие способствует формированию умений по распознаванию цвета предметов, развивает внимание, логическое мышление, пространственную ориентацию, чувство юмора, речь.
Оборудование: наборы прямоугольников из цветной бумаги красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого, серого цветов, тетрадь в клетку; рисунки самолета, автомобиля, лодки; конверты с заданиями, несколько кружков из бумаги разных цветов, головоломка на плакате.
Блок 1 (мотивация)
Ребята, сегодня мы совершим разноцветное путешествие. Почему разноцветное? Потому что на этом занятии мы будем учиться различать цвета. На каждой парте лежат наборы цветных прямоугольников. Давайте проверим, все ли прямоугольники на месте. Покажите, пожалуйста, зеленый прямоугольник. Что в природе бывает зеленого цвета? Покажите прямоугольник синего цвета. Что в природе бывает такого цвета? Во время разноцветного путешествия будем делать – остановки на станциях и выполнять интересные задания. Но сначала – разминка!
- Красногрудый, чернокрылый,
любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
он появится опять. (Снегирь.)
- Скатерть бела все поле одела. (Снег.)
- Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу я день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис.)
- Цвет белый, а ягода черная. (Черемуха.)
- Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла (Лягушка.)
- Стоит старичок, у него красный колпачок. (Подосиновик.)
- Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
- Долгий нос, рыжий хвост, дивья краса, это – … (Лиса.)
Отгадайте вид транспорта, на котором мы будем путешествовать. (Учитель показывает рисунки: самолет, под ним красный кружок; машина, под ней желтый кружок; лодка, под ней зеленый кружок.) Известно, что он обозначен не желтым и не красным цветом. Что же это? (Лодка.)
Рис. 1. Отгадайте вид транспорта
 
Давайте нарисуем лодочку по клеточкам в тетради. (Учитель делает то же самое на доске). Поставим точку в уголке клетки, затем проведем линию
на 6 клеток вправо;
на 2 клетки вниз наискосок справа налево;
на 6 клеток влево;
на 2 клетки вверх наискосок справа налево;
на 4 клетки вправо;
на 4 клетки вверх;
на 1 клетку вправо;
на 1 клетку вниз;
на 1 клетку влево.
А теперь – задание: придумайте такое название своей лодочке, чтобы в названии обязательно было слово, обозначающее цвет. («Золотой олень», «Синяя звезда», «Красная стрела», «Алые паруса», «Синяя волна», «Голубая страна», «Белый парус».)
Итак, транспорт готов. Отправляемся в путешествие на лодочке по Синей реке. Покажите прямоугольник синего цвета. Какие цвета очень похожи на синий? (Голубой и фиолетовый.) А чем они отличаются от синего? (Голубой, младший брат, светлее синего, среднего брата, а фиолетовый, старший брат, темнее всех.)
Блок 2 (содержательная часть)
А вот и первая станция – «Российская». Причалим к берегу. Здесь мы выполним первое задание. (Учитель достает из конверта задание, читает: «Назвать цвета российского флага».) Кто знает цвета российского флага и их расположение? (Снизу вверх: красный, синий, белый.) Изобразим этот флаг с помощью прямоугольников. (Дети выполняют задание.) Чтобы не перепутать порядок, даю вам подсказку: представьте, что вы поднимаетесь по лесенке и на каждой ступеньке произносите по одному слову такого предложения – «Красива страна берез», ведь Россия – страна берез, а первые буквы соответствуют первым буквам названия цветов. «Красива» – красный, «страна» – синий, «берез» – белый. Повторим это предложение хором. Снова садимся в лодочку и, пока плывем, выполним физкультминутку.
Блок 3 (психологическая разгрузка)
Упражнение «Корабль и ветер» [4]
Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Мы должны услышать, как шумит ветер!
Блок 4 (головоломка)
В каждом из квадратов 9 клеток. Перемещая по одной букве (внутри квадратов), превратите эту головоломку в волшебную фигуру, в которой буквы слева направо и сверху вниз образовали одни и те же слова.
Примечание. В каждом квадрате второе слово начинается на о. В первом слове в каждом квадрате вторая буква о. (Ответ: 1. Сом, очи, мир. 2. Том, оса, маг. 3. Нос, Ока, сад. 4. Год, око, дом.)
Рис. 2. Головоломка
Блок 5 (интеллектуальная разминка)
Упражнение «Ромашка» [4]
Друзей у нас может быть очень много. Давайте изобразим их на лепестках ромашки разных цветов. На желтом лепестке нарисуем друзей-ровесников, одноклассников; на розовом лепестке – друга-взрослого, на голубом нарисуем друга-животное, на белом – воображаемого друга, героев мультфильмов.
Затем предложить первоклассникам собрать лепестки в единую ромашку, объединить вокруг круглой серединки, внутри которой они пишут свое имя и фамилию. Готовые ромашки дети приклеивают на рисунке Страны дружбы в тех местах, где им хочется. Каждый ребенок может представить свою ромашку и своих друзей. Продолжим наше путешествие.
Блок 6. (Содержательная часть)
А вот и следующая станция – «Сказочная» [3].
(Учитель читает задание из конверта: Составить цветовую картинку сказки.)
Я буду читать сказку, а вы – находить нужный прямоугольник из цветового набора, указывающий на цвет того предмета, о котором идет речь, показывать и раскладывать на парте в строгом порядке. «Посадил дед репку. А какого цвета репка? Желтого (Показывают.) Выросла репка большая-пребольшая. А ботва у неё какая? Зелёная. Пора репку тащить. Тянет-потянет дед репку, никак не вытянет. А лицо у него от натуги какого цвета стало? Красного. Сел дед на травку отдохнуть. Хорошо! Небо над ним какое? Голубое. Позвал дед бабку. Попробовали тянуть репку. Стала бабка от натуги бледнеть. Лицо у неё какого цвета оказалось? Белого. Тянут – потянут, не могут вытянуть. Присели на скамеечку, внучку зовут. А скамеечка в синий цвет покрашена. Внучка им машет с крыльца платочком. А платочек фиолетовый. Внучка Жучку зовёт, и бегут они вдвоём. А ошейник у Жучки коричневый. Стали тянуть репку, не вытянут. Позвали кошку. А кошку звали Ночка, потому что шерсть у неё какого цвета? Чёрного. Стали тянуть, никак не вытянут. А солнце над ними светит какое? Оранжевое. Тут решили они, что без мышки им никак не справиться. Позвали мышку. А шерсть у мышки какого цвета? Серого. Прибежала мышка. Тут все дружно за репку ухватились и вытащили ее. Вот и сказке конец».
Ребята, кто попробует, глядя на разложенные на парте разноцветные прямоугольники, пересказать эту сказку? (Дети пересказывают).
Блок 7 (интеллектуальная поддержка) [3].
Посмеемся: «Двое мальчишек разговаривают между собой.
- А мой папа машину купил.
- И какого же она цвета?
- Ты видел восход солнца?
- Ну.
- Вот она точно такая, только зеленая!»
Последняя станция нашего путешествия – Игровая. (Учитель читает задание из конверта «Исчезновение цвета».)
На магнитной доске – несколько кружков разного цвета. Надо запомнить их. Затем дети закрывают глаза, и один кружок убирается. Какой?
Блок 8 (резюме)
Молодцы! Нам пора возвращаться. Разворачиваем свое средство передвижения – лодочку – и плывем обратно. А во время плавания я попрошу вас поделиться своими впечатлениями [3].
 
Ссылки на источники
  1. Жикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 47 с.
  2. Воронкова Л. В. Игровые программы: Аттракционы. Шуточные забавы. Сюжетно-ролевые игры. Кипарис-13. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  3. Мищенкова Л. В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с.
  4. Тукачева С. И. Адаптационные занятия с первоклассниками. – Волгоград: Учитель, 2011. – 76 с.
  5. Утёмов В. В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – № 3. – С. 51–57.

Похожие публикации