Войти / Зарегистрироваться

Единство факультативных и внеаудиторных занятий по литературе

Получить свидетельство
Автор: Миргородец Наталья Павловна

ФГОС-З не предусматривает проведение факультативных занятий. Факультативные занятия по литературе являются основной частью кружковой работы.
Все действующие факультативные курсы по литературе имеют прямую связь с основным программным курсом. Факультативные курсы развивают и дополняют содержание и ведущие идеи основного курса литературы и образуют в сочетании с ним программу повышенного уровня среднего литературного образования.
До сих пор однако среди методистов и учителей-словесников нет единства во взглядах на цели и задачи факультативных занятий по литературе. Часто можно услышать мнение о том, что эти занятия не должны иметь учебный, научно - систематизированный характер, а должны приближаться к свободным чтениям, беседам кружкового (студийного, клубного) типа с не обязательным, не фиксированным программным содержанием и образовательными задачами, иметь как можно меньше общего с уроком литературы. Во многих суждениях о факультативных занятиях по литературе нередко проявляется стремление сконцентрировать внимание только на отличиях факультативных занятий от урока литературы.
Между тем, как показывает практика и опытные данные, для углубленного изучения литературы на факультативных занятиях в высшей степени и актуальна другая сторона проблемы - общность процессов литературного образования во всех его организационных формах, прежде всего единство факультативных занятий с уроком литературы.
Исходя из того, что основная цель факультативных занятий - углубление знаний студентов по основным дисциплинам, не являются исключением из этого правила и факультативы по литературе.
Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы, главные задачи литературного образования, воспитания и развития, сама структура учебной дисциплины. Можно с уверенностью сказать, что не существует каких-то особых методов и приемов факультативного обучения, так же и форм организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеаудиторной работе.
Вместе с тем важнейшими специфическими признаками факультативного изучения литературы являются свободный выбор студентами литературы как предмета изучения и целенаправленное развитие литературных интересов и способностей студентов на основе более глубокого, чем в основном курсе, толкования творчества писателей и литературного процесса, усвоения дополнительных теоретико- и историко-литературных знаний и развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений. Здесь в особенности четко проявляется основное предназначение факультативов - совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений студентов в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.
В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточные положения между основными уроками и разнообразной внеклассной работой по литературе. В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой и т.д. Вместе с тем на факультативных занятиях используются некоторые формы внеаудиторной работы - элементы игры, соревнования, приемы занимательности, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.
Можно сказать, что учебный процесс на факультативных занятиях вобрал в себя все основные виды учебных занятий и некоторые виды внеаудиторной литературной работы. Говоря об учебном процессе, подразумевается под ним система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которого лежит органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения, учебный процесс направлен на достижение целей обучения и воспитания, он включает в себя все виды (формы) обязательных учебных занятий и внеаудиторной работы студентов.
Содержательная часть
Можно отнести к основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях: беседы, лекции, практические занятия и семинары. При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются в основном те же методы обучения, что и в учебной работе при изучении основного курса литературы. Многообразие методов и форм учебной работы - необходимое качество, второй наряду с содержанием обучения источник развития познавательных интересов студентов.
Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно-небольшом составе факультативной группы (10-15) человек открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства студентов и создается обстановка большей, чем в аудитории, непосредственности общения преподавания со студентами. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятиях. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности студентов повышает познавательную активность студентов и эффективность обучения.
Лекция преподавателя служит введением или заключением к теме, содержит в себе новый преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от студентов устойчивого произвольного внимания, готовность и умение слушать и конспектировать серьезную лекцию - составляют предмет специальных обучающих воздействий со стороны педагога (в том числе в форме заданий по составлению плана, тезисов и конспекта лекции преподавателя и своей собственной).
Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений студентов на основе повторения и обобщения теоретико-литературных знаний. Студенты выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения.
Семинары - форма учебных занятий, предоставляющая наибольшую самостоятельность студентов при работе над художественным текстом, научной и
практической литературой, на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады (и содоклады) студентов, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово преподавателя, а иногда и развернутая лекция преподавателя по общим проблемам семинара.
Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения, как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.
На факультативных занятиях в равной мере применимы фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекция носят по преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах, диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности студентов, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от их целей и задач.
Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы студентов. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль преподавателя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы студентов нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны преподавателя. Для беседы и диспута преподаватель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределять темы между студентами и дать им общие указания. Необходимо развивать индивидуальные умения студентов, а также знакомить их с библиографией по теме: 2-3 учебных часа в факультативном курсе преподаватель должен отвести на фронтальные занятия, связанные с техникой подготовки сообщения, доклада, реферата, с библиографической информацией, формированием библиотечных и библиографических навыков.
Так, например, занятия по современной литературе преподаватель начнет вступительной лекцией или беседой, которые желательно претворить читательской анкетой, выявляющей круг чтения студентов в области современной литературы, их литературные интересы и предпочтения, степень знакомства с текущей литературной периодикой. На основе анкетных данных преподаватель даст основные ориентиры для знакомства с современной литературой, назовет выдающиеся произведения последних лет, а также продемонстрирует студентам современные литературные журналы, охарактеризует их, покажет массовые издания типа «Литературная газета» и т.д.
Для того, чтобы студенты овладели умениями самостоятельной работы с критическими и научными источниками, педагог проводит общую консультацию, на которой знакомит слушателей с элементами библиографической работы: каталоги, справочники, правила цитирования ссылок и др. (демонстрирует рабочие материалы самого педагога или студентов прошлых лет) подборки литературы по вопросам, картотеки выписок, конспекты, тезисы и варианты доклада, сам доклад с подборкой цитат. Здесь же актуализируются и систематизируются знания студентов об основных отличительных признаках аннотации, конспекта, тезисов, доклада, реферата.
Студенты знакомятся с основными требованиями к докладу (реферату) соответственно теме, глубокое ее раскрытие, наличие плана изложения (в том числе, деление текста на части, главы, параграфы, абзацы, выделение главных мыслей, формулирование основных положений, желательно приложения тезисов), стилистически и грамматически правильное оформление текста, правильное оформление цитат и ссылок, приложение списка использования художественной и критической литературы.
Педагог не может полностью полагаться на самостоятельность студентов при подготовке им первого сообщения, доклада, реферата, да и во второй-третий раз, если тема достаточно сложна, студент нуждается в помощи педагога. Поэтому индивидуальные консультации имеют очень важное обучающее значение. На первой из них преподаватель помогает докладчику определить предмет и границы темы, рекомендует литературу (или лучше дает студенту необходимые книги, и возможно, указывает нужные фрагменты). На второй консультации, после того как студент прочитал и законспектировал материал, педагог помогает выработать «концепцию» доклада, 'выделить круг проблем, составить план. На третьей консультации педагог знакомится с текстом доклада и выступает его редактором, эта консультация для опытных докладчиков уже не обязательна.
Приведу пример одинакового, недифференцированного группового задания. Изучение романа Гончарова «Обломов» на факультативе. После знакомства студентов со статьей Добролюбова, не дается общее задание для групповой работы - сопоставление отрывков из статей Добролюбова «Что такое обломовщина» и Анненкова «Литературный тип слабого человека» (т.е. сопоставление оценок романа «Обломов».
Группам предлагаются следующие вопросы: Чем принципиально отличаются взгляды критиков на главного героя романа? С каких идейно-эстетических позиций трактуется ими образ «Обломова»? Имеются ли в романе основания для столь различных мнений? Группы обсуждают эти вопросы на основе анализов критических текстов, устанавливают социально-политический характер, антикрепостническую направленность в статье Добролюбова и отвлеченно-нравственные и психологические наблюдения и выводы Анненкова. При условии достаточно четких знаний об идейно­-политической борьбе в литературе 60-х годов XIX века студентам удается определить и идейно-эстетические позиции обоих критиков.
Дискуссионным оказывается сложный для студентов последний вопрос. Группы обычно приходят к выводу, что роман Гончарова заключает в себе предпосылки подходов к его анализу и оценки, но студенты затрудняются достаточно убедительно объяснить это явление, причем в разных группах складываются свои точки зрения на этот вопрос, например, противоречивость образа Обломова не только социальные, но и личные, психологические причины его слабости и безволия, сомнения Гончарова в правильности пути Штольца, противопоставленного Обломову и др. Суммируя мнения групп, преподаватель подчеркивает также важные качества высокохудожественного литературного произведения, как многозначность образов, глубина обобщения, действительности, конкретно-историческое и общечеловеческое знание художественных текстов, дающих основание для различных толкований и споров среди современников автора и последующих поколений читателей. В качестве примера преподаватель может ознакомить студентов с мнением автора книги о Гончарове, который рассматривает Обломова в положительном аспекте (Лошиц Ю.М. «А. Гончаров»), а также поставить вопрос: «Какова точка зрения постановщиков фильма на главного героя произведения?», «Несколько дней из жизни Обломова».
Дифференцированные групповые задания на практических заданиях по современной поэзии дают возможность обсудить со слушателями факультатива больше, чем при фронтальной беседе, количество стихотворений, создают условия для углубленного чтения и обдумывания поэтического текста и для обмена мнениями о нем. Так, например, для того, чтобы сделать понятным такое распространенное свойство современной поэзии, как «недосказанность», «растворенность» мысли в образе, когда отсутствуют прямые указания на отражаемые чувства  и прямые слова их обозначающие. Студентам предлагается для чтения и обсуждения несколько стихотворений разных авторов на одну тему - о любви. Каждая группа должна приготовить выразительное чтение стихотворения, уметь его прокомментировать, ответить на вопросы, дополнить или оспорить высказывания других слушателей факультатива. К каждому стихотворению предлагаются специальные вопросы, направленные на выявление поэтических иносказаний: Какой поэтический прием - троп употреблен в этих стихах, какой характер он придает всему стихотворению? В чем причина широкой известности этого стихотворения? Какую роль играет в стихотворении образ? Какими метафорическими образами переданы чувства героя? Практическим путем при этом развивается поэтическая восприимчивость, читательское внимание к тексту, в котором мысль и настроение выражены иносказанием, намеками. И их нужно угадать, домыслить.
К групповой работе на факультативных занятиях можно отнести выполнения небольшими коллективами студентов долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной - двух обобщающих работ, а требует отбора сведений из разных и многочисленных источников, например: Очерк жизни и творчества одного из молодых поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны (Павла Когана, Николая Майорова, Михаила Кульчицкого и др.). По групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы и периодики, выставок, викторин, литературных бюллетеней и других подобных работ, которые затем демонстрируются на факультативных и учебных занятиях, литературных вечерах и т.п.
Наиболее полно, универсально различные формы учебного процесса и виды самостоятельных работ студентов находят применение на семинарах, как самой сложной форме, требующей от студентов разнообразной подготовительной работы. Семинарские занятия посвящаются как монографической теме по творчеству одного писателя, так и обобщающей литературной теме и проблеме. Семинар имеет достаточно сложное построение и включает в себя разнообразные виды фронтальной, индивидуальной и групповой работы студентов. По причине универсальности этой формы приведу развернутый пример факультативного семинара, посвященного творчеству крупнейшего советского поэта, драматурга и прозаика К.М. Симонова. Он строится таким образом, что включает в себя ряд индивидуальных студенческих докладов, коллективные групповые работы, а также фронтальную беседу по романы «Живые и мертвые», который читается всеми студентами.
План семинара по творчеству К. Симонова. (3 часа.)
  1. Вступительное слово преподавателя о жизни и творчестве К. Симонова (возможно доклад преподавателя).
  2. Лирика К. Симонова военного времени и первого послевоенного десятилетия (литературная композиция - групповое задание).
  3. Драматургия К. Симонова (доклад студента).
  4. История создания цикла военной прозы К. Симонова 50-70х годов (сообщение студента).
  5. Роман «Живые и мертвые» (фронтальная беседа по заранее предложенному плану).
  6. Роман «Солдатами не рождаются» (доклад-обзор студента).
  7. Роман «Последнее лето» обобщение по всей трилогии (доклад студента).
  8. Заключение педагога.
  9. Выставка: «Жизнь и творчество К. Симонова».
В отличие от вузовского, наш семинар должен основываться на большом разнообразии видов самостоятельной работы студентов с учетом разных уровней их общего и литературного развития, разных возможностей и способностей студентов, их склонности к той или иной деятельности. Кроме того, необходимо принимать во внимание объем художественного текста, обязательного для чтения всех студентов, чтобы избежать перегрузки общими заданиями. Исходя из этих условий, нужно предусматривать в семинаре отдельные доклады студентов, требующие достаточно длительной и квалифицированной работы по анализу художественных и научно популярных источников (монографий и статей по творчеству писателя и его отдельным произведениям), последующее систематизированное изложение результатов работы в форме письменного доклада и его устного произнесения. Предусматриваются групповые задания, заключающие в себе разнообразную литературоведческую исполнительность, библиографическую, оформительскую и организационную деятельность (литературная композиция и выставка).
В центре внимания семинара находится трилогия «Живые и мертвые» - большой романный цикл, одно из наиболее значительных произведений советской литературы о минувшей войне. Читать и анализировать три объемных романа всем слушателям семинара затруднительно, потому можно взять первый роман для обязательного чтения и совместного обсуждения, а два других анализируются докладчиками: большой многоплановый роман «Солдатами не рождаются» дается в обзоре содержания и разборе его основной проблематики, а «Последнее лето» - кратким обзором в свете общей концепции трилогии и ее кольцевой композиции.
В рассказе педагога или докладе студента (эта тема может быть раскрыта и хорошо подготовленным студентом) жизнь и творчество К. Симонова должны быть представлены лаконично и эмоционально выразительно. Рассказ о творческом пути Симонова имеет значение для обогащения представлений студентов о развитии советской литературы последних десятилетий, так как работа этого писателя отражала ее важнейшие тенденции и направления. История жизни и личность писателя, так же как и его разнообразное творчество, весьма способствуют патриотическому и интернациональному воспитанию студентов. Рассказ (доклад) о жизни и творчестве К. Симонова иллюстрируется материалами выставки, на которой  приводится таблица наиболее значительных произведений писателя.
Делается краткий очерк жизни и творчества К. Симонова. После вступительного слова о писателе, группой студентов исполняется литературная композиция, посвященная военным и послевоенным стихам К. Симонова. Такой путь (через композицию) знакомства с лирикой представляется наиболее эффективным, ибо вызывает у исполнителей и слушателей возвышенные и эмоционально-эстетические переживания, соответствующие героическим настроениям, выраженным в стихах поэта. Композиция составляется и репетируется группой студентов при помощи педагога. В ее входит подборка стихов и стихотворных фрагментов, а также текст одного или двух ведущих, в котором содержатся комментарии к стихотворениям. Комментарии претворяют чтения стихов, трактуют их содержание, связывают отдельные части композиции в единое целое.
Текст поэтической композиции может быть использован преподавателем в нескольких целях, как образец (для себя) при руководстве работой группы студентов над композицией, как текст для заучивания и исполнения студентами в случае, если они сами или педагог почему-либо не смогли составить композицию, наконец, как материал для лекции вместо композиции.
В предлагаемом тексте изображены и прокомментированы наиболее значительные стихи поэта. Литературная композиция может иметь музыкальное сопровождение, однако песни на стихи других авторов в данном случае нежелательны, потому более уместны оркестровые произведения (к примеру, фрагменты из посвященных Великой Отечественной войне, седьмой и восьмой симфонии Д.Д. Шостаковича, пятой симфонии С.А. Прокофьева), а также песни на стихи Симонова из кинофильмов и спектаклей по его произведениям. Выставка о творчестве писателя составляется из кинографического материала, различных изданий его сочинений (частично из фотомакетов, обложек), книг и статей о его творчестве, рекомендательных списков литературы, театральных фотографий и кинокадров из фильмов по его произведениям, а также лучших сочинений и докладов студентов текущего года и прошлых лет, посвященных произведениям писателя: возможных студенческих альбомов, иллюстраций, рецензии и пр. Подготовка выставки требует от участников группы работы в библиотеке, организационных и оформительских навыков.
Обсуждение трилогии «Живые и мертвые» можно начать с отзыва маршала И. Конева: «Эти романы как бы обобщают опыт народа, накопленный в годы войны, вбирают в себя многолетние раздумья художника над судьбами людей и Отечества». Для ориентации в столь монументальном произведении можно предложить сжатую форму анализа трилогии. Хронологические рамки трилогии 1941-1945 гг., от начала войны и битвы за Москву до победоносного наступления Советской Армии в Белоруссии летом 1944 года и выхода советских войск к границам нашей страны.
План анализа романа «Живые и мертвые»
1. Тема народа на войне - народной беды и народного подвига. Как проявились в первый период войны героические черты, высокие духовные качества советского человека.
2. Синцов и Серпилин как главные герои романа.
3. Проблема доверия и справедливости в романе: Серпилин и Баранов. Крутиков и Люсин в их отношении к Синцову; Синцов и Малинин.
4. Главный пафос романа К. Симонова - рождение победы. Образы - символы и публицистические отступления в романе, в которых выражены идеи всенародного сопротивления врагу, накопления народных сил для ответного удара.
5. Смысл заглавия романа.
План образа романа «Солдатами не рождаются»
  1. Вступление. Широкая панорама войны в романе, изображение Сталинградской битвы, героизма советского народа на фронте и в тылу; сложность композиционной структуры романа.
  2. Тема гуманизма в романе: «цена победы», «мера власти», как проблемы, связанные с ценностью человеческой жизни, оправданностью необходимых жертв на войне и недопустимостью бессмысленной жестокости и безответственности.
  3. Образ Серпилина. Душевная чистота и неподкупная честность и убежденная человечность, истинный гуманизм советского военачальника.
  4. Иван Синцов в героических буднях фронта.
  5. Образ Тани Овсянниковой (рассказ о партизанском подполье в тылу врага, о быте военной Москвы и эвакуированного завода в Ташкенте).
  6. Внутреннее развитие главных героев в войне. Смысл заглавия романа.
  7. В чем видит писатель истоки Сталинградской победы Советской Армии?
В заключение занятия можно поставить вопрос о традициях классической русской литературы, нашедших выражение в трилогии «Живые и мертвые». Студенты всегда называют традиции Л.Н. Толстого в романе «Война и мир», те принципы народности, гуманизма и правды, которые были выдвинуты Толстым в изображении народно-освободительной войны, и те принципы композиции романа-эпопеи, в котором тесно переплетаются личные судьбы героев народа в драматическую эпоху.
Факультативные занятия признаны не только усиливать непосредственное эмоционально-эстетическое воздействие литературы на студентов, но и углублять их знания о литературе, литературные умения, повышать общий уровень литературного умения, повышать общий уровень образования и гуманитарной культуры. Достижению этих целей более всего способствуют рассмотренные основные формы учебного процесса, требующие от студентов серьезной работы, познавательной активности и самостоятельности...
Лирика К. Симонова
Литературная композиция
Первый ведущий.К. Симонов стремительно входил в литературу как выразитель мыслей и чувств советской молодежи 30-х годов, с ее живым участием в больших народных свершениях и острым ощущением близящихся военных испытаний. Нравственным идеалом этого поколения было мужество, человеческая стойкость и преданность идее борьбы за лучшую жизнь.
В поэме «Мурманские дневники» К. Симонов писал:
На старой, милой нам земле
Есть много мужества. Оно
Не в поле, воле и тепле,
Не в колыбели рождено.
Лишь мещанин придумать мог
Мир без страстей и без тревог;
Не только к звукам арф и лир
Мы будем приучать детей.
Мир коммунизма - дерзкий мир Больших желаний и страстей.
Второй ведущий.Молодой поэт воплотил в стихах революционно­-романтическую настроенность своего поколения - ровесников Октября, их благородный интернационализм и сознание неизбежности военной схватки с фашизмом. В эпилоге поэмы «Ледовое побоище» (1938 г.) пророчески нарисован грядущий разгром фашизма, выражены братские чувства к освобожденному немецкому народу.
Настанет день, когда свободу,
Завоевавшую в бою,
Фашизм, стряхнувшему народу,
Мы руку подадим свою.
Мы верим в это, так и будет,
Не нынче - завтра грянет бой,
Не нынче - завтра нас разбудит Горнист военною трубой.
Леймотив военной тревоги настойчиво звучал в стихах Симонова конца 30-х годов.
Слышишь, как порохом пахнуть стали Передовые статьи и стихи?
Перья штампуются из той же стали,
Которая завтра пойдет на штыки.
Первый ведущий.Все четыре огненных жестоких и героических года Великой Отечественной войны вместе с советским народом сражалась за Родину, шла трудными дорогами народного подвига и советская поэзия. Она обращалась к сердцу народа «с прямым раскрытым словом». Это были стихи, от которых хотелось плакать или скрежетать зубами. (А. Сурков)
Лучшие стихи тех лет, в том числе и многие стихи Симонова из сборника «С тобой и без тебя», «Лирика», «Война» не потеряли своего эмоционального воздействия и в наше время.
Второй ведущий.С необычайным душевным подъемом и силой переживания выразил К. Симонов чувство любви к Родине, к России в одном из лучших своих стихотворений «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», посвященном другу, поэту Алексею Суркову. Написано оно в 1941 г. под непосредственными горькими впечатлениями трагического начала войны.
Боль, страдание, горечь отступления переданы поэтом с предельным напряжением. Армия, отходя на восток, оставляла за собой родные деревни: кресты могил, пожарища, усталых женщин-солдаток, «по мертвому плачущий девичий крик».
По ночам поэта преследует голос Родины: «Мы вас подождем».
Городской человек, он впервые на дорогах войны ощутил не только необъятность России, ширь ее полей и лесов, но глубинные связи с ее дедовским, крестьянским прошлым, с ее народными вековыми корнями. Страдания Родины вызывают в поэте приступ особо глубокий страстной любви к ней.
Чтец читает стихотворение (возможно сокращение 1-2-х срединных строф). Первый ведущий. Обобщенным образом войны, огромного народного горя видится герой стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете...». Этого седого мальчика поэт встретил на Минском шоссе июльским днем сорок первого года, у ребенка погибла мать, а отец вывез его вместе со своей батареей из-под Бреста. Мальчик видел столько горя, что «за десять лет ему зачтутся эти десять дней».
Чтец читает стихотворение (можно опустить последние три строфы).
Второй ведущий.В это же время, в 1941 г., поэт написал стихотворение «Родина», которое лишь через несколько десятилетий приобрело широкую известность. В сознании народа нашли удачно найденные поэтом определения «большой» и «малой» Родины: всей великой Советской страны, раскинувшейся между тремя океанами, и того милого сердцу неприметного уголка земли, где прошло твое детство.
Первый ведущий.«Подобно электричеству пронизало тысячи человеческих сердец». (А. Сурков) стихотворение К. Симонова «Жди меня». Оно было напечатано в «Правде» в 1942 году, в самые трудные дни войны, когда враг рвался к Москве, когда решалась судьба страны. Это стихотворение приобрело неслыханную популярность, оно расходилось во множество списков, посылалось в письмах с фронта, перепечатывалось всеми фронтовыми газетами. И все это потому, что в этом небольшом, похожем на заклинание, стихотворении восемь раз«жди» - как просьба, мольба, приказ. Поэту посчастливилось выразить мысли, чувства, великую сердечную боль миллионов мужчин и женщин, разлученных войной - супругов, влюбленных, родных, друзей...
Глубокий отклик в народном чувстве нашел призыв «ждать» героя с фронта во что бы то ни стало, верить в победу любви над смертью, приравнять верность к патриотическому подвигу. Стихотворение поддерживало народную веру в грядущую и правовую победу. Не случайно оно было положено на музыку.
Чтец читает стихотворение «Жди меня».
Второй ведущий.Великому фронтовому братству и его кодексу чести посвящено стихотворение «Дом в Вязьме».
Накануне боя, перед лицом смерти, люди очищаются от всего мелкого и суетного, им открываются простые и возвышенные истины. «Навек забыли мы, как лгать, как изменять, как быть скупым, как над добром дрожать своим. Хлеб пополам, кров пополам - так жизнь в ту ночь открылась нам». И эти нравственные нормы навсегда для всех тех, кто провел ночь вместе перед боем в доме фронтового города.
Чтец читает стихотворение (с сокращением).
Первый ведущий. Не только горе, смертный бой и великое мужество изображает поэт, тяжелые годы войны обострили восприятие жизни в богатстве человеческих чувств и мыслей... И Симонов пишет много стихов о любви и радости жизни - жизни со всеми ее тревогами и опасностями. Стихотворение «Если бог нас своим могуществом» начинается с шуточного предложения: «Что взять с собой в рай». И оказывается, что земная жизнь во всех своих проявлениях так дорога человеку, что он не может расстаться ни с какой, «самой малой малостью» на земле. 
Чтец читает стихотворение (можно сократить 3-6-ю строфы).
Второй ведущий.С большой художественной силой и эмоциональной чуткостью выразил К. Симонов в своем поэтическом творчестве мысли, чувства, надежды воюющего народа и заслужил у него добрую славу и признание за честность и правдивость своих стихов. Не только прославлением в них мужества и героизма, но и состраданием к человеческому горю, гуманизмом и высокой нравственностью дороги они нам сегодня.
Первый ведущий.Стихи К. Симонова очень своеобразны. Они почти всегда имеют сюжет, героя, конфликт, в них стремительно развивается действие, как в драме, его стихи сравнивают с маленькими одноактными пьесами или с короткими повестями - в них все драматично, сжато, словно написаны они «на едином эмоциональном дыхании».
Поэзия Симонова всегда чрезвычайно чутка к общественным настроениям, всегда политически актуальна и остросовременна. Второй ведущий.Именно таким был цикл стихов «Друзья и враги». В них остро отражались боли послевоенного мира, таящего в себе возможности новых военных катастроф. Стихи его вели «туда, где землю огибая, в дыму идет передовая». Эта новая передовая пересекает весь мир, когда явно «в свисте бомб и громе танков» освободительных войн и открытых классовых битв, а когда и скрыто от глаз в напряженных и идеологических, и политических столкновениях коммунизма с империализмом.
Поэт противопоставляет два политических лагеря-прогресса и реакции, мира и войны, он обличает врагов и славит друзей - несгибаемых борцов за мир и социальную справедливость, коммунистов, готовых идти на смерть за высокие убеждения.
Глубоким чувством интернационального братства коммунистов пронизано стихотворение. Это - рассказ о концерте знаменитого певца (вероятно Эрнста Буша) в послевоенном разрушенном Берлине. Восхищение борца непреклонностью, возрождающего былую славу немецких коммунистов, и тяжелые сожаления о прошлом, смешиваются в этом стихотворении.
Чтец читает с сокращением стихотворение «Немец».
Первый ведущий.Очень многие стихи сборника «Друзья и враги» удивительно точно совпадают с современной политической ситуацией, когда обострилась международная обстановка.
Уже первое стихотворение цикла «Друзья и враги» - «Митинг в Канаде» - передает накаленную атмосферу «холодной войны»: «Я вышел на трибуну в зал, мне зал напоминал войну. А тишина - ту тишину, что обрывает первый залп». В первых трех рядах сидели наглые фашистские молодчики, пришедшие освистать советских людей, но они были вынуждены молчать, потому что зал восторженно встретил выступление советских посланцев. «... Теперь, войной когда грозят нам, иногда я вспоминаю этот зал! А не первых три ряда».
Второй ведущий.Подлинным гимном интернационализму звучит стихотворение «Красное и белое», построенное на контрастных политических символах: красного цвета революции и белого цвета реакции. В Нью-Йорке к советскому поэту в роскошную гостиницу заходит пожилая негритянка - учительница, чтобы сопровождать его в Гарлем. Поэт, его переводчик и учительница шли сквозь строй гостиницы: «Мы двое были белым цветом кожи. А женщина была черна». Это нарушение неписаных расовых законов вызывало потрясение и ненависть всех присутствующих в вестибюле гостиницы: «Весь вестибюль глазел на нас. Глазел на нас, вывертывая головы. Глазел, сигар до рта не дотащив».
В стихотворении утверждается идея классового единения в противовес расовому национальному расслоению: на белые и черные, на красные и белые. Буржуазная публика называется «белой» не по цвету кожи, а по своей классовой, политической принадлежности, так же как трое идущих под руки навстречу «глаз свинцу» - красное по тем же признакам: «Шли трое красных через сотни белых, шли, как пощечина по их лицу». В конце стихотворения с большой экспрессией поэт говорит, что настанет время, когда на всех материках «их красные» сметут «своих белых» эксплуататоров, как когда-то Красная Армия сбросила в Крыму в море остатки разбитых белых армий.
Чтец читает заключительную часть стихотворения «Красное и белое», начиная со слов: «Мы двое были белы цветом кожи...»
Первый ведущий.В обширном лирическом наследии К. Симонова много поэтических удач. Лучшие его стихи, глубоко волновавшие современников, остались в активе советской поэзии и находят живой отклик в душах современных читателей.
 
Библиографический список:
1. Л.И. Пирогова. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе, - Москва. «Школьная пресса», 2003.
2. Ю.В. Лебедев. Русская литература 19 века, вторая половина, - М.: «Просвещение, 1990.
3. В.Г. Маранцман. Художественная литература. - Москва: «Просвещение», 1991.
4. И.А. Фогельсон. Литература учит. - Москва: «Просвещение», 1990.
5. Вадим Кожинов. Размышления о русской литературе, - М.: «Современник», 1991.
6. В.А. Зайцев, А.П. Герасименко. История русской литературы второй половины 20 века. - Москва: «Высшая школа», 2004.
7. Русские поэты 20 века. Учебное пособие. - Москва: «Флинта», «Наука», 2002.
8. А.Г. Соколов. История русской литературы конца 19, начала 20 века. - Москва: «Высшая школа», 2000.
9. Литературная газета.
10. Журналы: «Наш современник», «Юность», «Студенческий меридиан».
11. П.Роговер Е.С. Русская литература второй половины 19 века. Учебное пособие для пед. вузов. - М.: Форум. 2004.
12. Роговер Е.С. Русская литература первой половины 19 века. Учебное пособие для пед. Вузов. М.: Форум. 2004.
13. П.Роговер Е.С. Русская литература 20 века. Учебное пособие. - М: Форум, 2004.
14. Черняк М.А. Современная русская литература. Учебное пособие. - М.: Форум. 2004.
 

Похожие публикации