Одна из задач, записанных в новых образовательных стандартах, – «формировать личность, способную быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать и использовать разнообразную информацию…» [1]
Одним словом, на современном этапе развития общества возникла потребность в творчески развитой личности. В связи с высоким темпом развития науки и техники, появлением новых информационных технологий резко возрастают требования к продуктивному мышлению человека. Необходимо, чтобы каждый человек, а особенно выпускник школы, владел элементами творческой деятельности, т. е. умел мыслить глубоко, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения и т. д.
Одним из способов достижения этой цели является формирование творческого мышления учащихся в процессе учебной деятельности.
Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании истории.
В процессе обучения учащихся истории учитель не только передает информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и много работает над тем, чтобы выработать у учащихся умения осмысливать и применять исторические знания, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию. Решение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения опыта ведения диалога и дискуссии. Поэтому арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала. Процесс развития творческих способностей на уроках истории должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически [2].
Цель:
Развивать творческие способности обучающихся на уроках истории с помощью проблемных заданий.
В связи с целью своей работы я ставлю перед собой следующие задачи для развития творческих способностей обучающихся на уроках истории:
Задачи:
1. Способствовать формированию творческого мышления обучающихся.
2. Формировать способность создавать и решать проблемные задания.
3. Содействовать сотрудничеству и сотворчеству ученика и учителя.
4. Использовать в дальнейшей работе педагогические технологии, способствующие творческому развитию учащихся на уроках истории.
2. Формировать способность создавать и решать проблемные задания.
3. Содействовать сотрудничеству и сотворчеству ученика и учителя.
4. Использовать в дальнейшей работе педагогические технологии, способствующие творческому развитию учащихся на уроках истории.
Сроки реализации: учебная четверть.
Ресурсы: дидактические сборники, карты, ИКТ.
Критерии оценивания:
- выбор проблемного задания;
- создание проблемных ситуаций;
- выбор дополнительного задания.
Ожидаемый результат: Творческая, общественно – активная личность способная решать проблемные задания и находить оригинальные решения.
1.Формирование творческих способностей на уроках истории с помощью проблемных заданий
1.1. Формирование творческого мышления.
Творчество – это новое видение, новый подход, новое решение, т. е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.
Творческое мышление – психический процесс, направленный на открытие нового знания или оригинального способа действия, на разрешения творческой задачи или проблемы [3].
Во-первых, развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческий подход в любом деле личность.
Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.
В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.
В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории – это включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. В традиционном же обучении в основном используют задачи конвергентного типа: условия таких задач предполагают существование лишь одного верного ответа, который может быть вычислен путем строгих логических, рассуждений на основе использования усвоенных правил, алгоритмов, законов [4].
Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Все выдающиеся педагоги обращали внимание на проблему взаимосвязи обучения детей и их умственного и нравственного развития. В отечественной и зарубежной педагогике разработаны различные теории обучения, затрагивающие проблему творческого развития школьников. Так, Я. Л. Пономарев и А. З. Рахимов являются авторами теории творческого развития учащихся, М. И. Махмутов и Л. М. Матюшкин разработали теорию проблемного обучения, где творчеству отводится значительное место в общей системе обучения. Большой вклад в педагогику внес Л. В. Занков, разработавший теорию развивающего обучения.
Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Зачастую скрытый потенциал креативности делает человека талантом в какой-то сфере деятельности. Креативность необходима человеку для развития профессиональной компетентности, работоспособности; образованности; коммуникабельности (способность к сотрудничеству, взаимодействию), и в какой-то степени даже нравственности. Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их мыслительной активности [5].
Структура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного урока [6].
Логика построения уроков творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим.
Программой предусматривается работа по кардинальному обновлению форм мышления через освоение инструментария ТРИЗ; перевод школьников на новые стадии интеллекта: от наглядно-действенного к словесно-логическому; от эмпирического к теоретическому диалектическому мышлению.
Психологической сущностью данной технологии является планирование учебного процесса от ученика. Выявить потребности позволяет как систематически организованная рефлексия – резюмирование процесса обучения и результатов, так и своевременное тестирование и привлечение учащихся к планированию учебной деятельности.
Каждый креативный урок представляется информационной картой, которая состоит из восьми блоков:
- Мотивация («Встреча с чудом»)
- Содержательная часть программного материала
- Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза)
- Головоломка
- Интеллектуальная разминка
- Содержательная часть программного материала.
- Компьютерная интеллектуальная поддержка
- Резюме.
1. Блок мотивации (удивление, сюрприз).
«Удивление есть начало всякой мудрости» (Сократ).
Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания всё это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности на уроках истории.
Пример. Урок по теме «Первые люди на Земле». Учитель приносит с собой палку, камень, лук со стрелами. Интерес невообразимый. Зачем? Для чего? Почему? Как? Будем стрелять?
Мотивация удалась. Удивление есть. Урок прошёл с большим успехом.
2. Блоки 2, 6 .Содержательная часть программы курса (объяснение нового материала, беседа, дискуссия). В целом направлена на развитие творческого воображения и фантазии учащихся и обеспечивает пропедевтику такой серьёзной науки как, ТРИЗ [7].
Здесь следует учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой лёгкости. Эти способности должны быть положительно оценены другими.
Возможности включают в себя ранние опыты ,располагающие школьника быть интеллектуально активным, старающимся самостоятельно решать проблемы, воспринимающий всё лучшее в окружении, и чувствующий себя как человек компетентный и уверенный. Именно эти качества и развивают содержание и методы организации обучения.
Индивидуальность может как способствовать усилению влияния первых двух факторов, так и затруднять формирование способностей. Важно, чтобы окружающий мир продолжал благоприятно влиять на становление творческой личности [8].
Пример. Тема урока « Возникновение религии в древности»
Демонстрируется видео, изображающее шаманский обряд исцеления. Детям задаётся вопрос: Представьте что мы этнографы, оказавшиеся на древнем шаманском обряде.
- Что здесь происходит? (Дают различные предположения, идеи).
- Хотели бы вы жить в эту эпоху? Почему
Блок 3. Психологической разгрузка. В этом блоке используем:
- физические упражнения на гармонизацию развития полушарий головного мозга;
- психорегулирующие упражнения и аутогенная тренировка, обеспечивающие релаксацию, эмоциональную разгрузку;
- игры: спортивно-эмоциональные, танцы – импровизации, театрализация.
Блок 4. Головоломки. Одним из важнейших элементов структуры современного креативного урока в системе НФТМш является творческая деятельность учащихся с системой натуральных объектов – головоломок, в конструкции которых реализована остроумная изобретательская идея.
Система головоломок развивает творческое мышление, смекалку, пробуждает наблюдательность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности, и как следствие, интеллектуальную активность.
Система головоломок побуждает интерес учащихся к изучаемому материалу и служит эффективным способом мотивации [9].
Пример. Головоломки на уроке истории. Тема: Итоговое повторение по разделу «Древнейшие люди»
По горизонтали:
1. Существа, порожденные фантазией первобытного человека, которые превращаются в деревни и камни.
2. Близкие и дальние родственники.
3. Занятие женщин.
2. Близкие и дальние родственники.
3. Занятие женщин.
По вертикали
1) Коллектив родственников
1. |
|
|
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
Ответы: 1) оборотни. 2) сородичи 3) прядение
По вертикали: род.
Историческая арифметика.
Раскройте скобки, упростите выражение, объясните значение полученных слов:
1) (С + ОБ) ∙ ОРО + (ДИЧИ + ТНИ) =
2) (Д + Р) ∙ УБИ + (НА + ЛО) =
3) (М + ПРОК) ∙ ОЛ + (ИТВА + КА) =
4) (ДУБ + ОБЩ) ∙ НА =
Ответы: 1) сородичи, оборотни 2) дубина, рубило 3) молитва, проколка 4) дубина, община
Криптограмма.
Вместо цифр вставьте буквы и объясните значение полученных слов:
Д У 1 2 3 4; О 1 Щ 2 3 4.
Ответы: 1-Б; 2-И; 3-Н; 4-А [10].
Учение, выполняемое в форме целостной активной познавательной работы, само по себе является характеристикой умственного развития и в некотором смысле внутренним, относящимся к самому ребёнку, условием умственного развития.
Блок 5. Интеллектуальная разминка (ИР) позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке. Эта система заданий, не требующая специальных знаний, а лишь размышления, смекалки и принятия самостоятельных решений.
СИЗ ИР включает в основном задания:
- на выдвижение гипотез;
- необычное использование объектов;
- нахождение закономерностей;
- поиск выхода из невероятных ситуаций;
- создание схемы на основе существующего;
- способность задавать целенаправленные вопросы и по ответам выявлять предмет.
ИР закрепляет способы и правила умственной работы; выявляет приёмы, обеспечивающие продуктивность мышления; формируют навыки управления отдельными этапами творческого процесса принятия решений.
Примеры.
а) Сохранилось несколько древнеегипетских задачников по математике, написанных на папирусе. Вот одна из них.
Было 7 домов, в каждом 7 кошек, каждая кошка съела 7 мышей, каждая мышь съела 7 колосков, каждый колос может дать 7 мер зерна. Найдите сумму общего числа домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна.
б) Представьте себе, что в музей попала глиняная табличка, найденная при раскопках. А на табличке надпись, из которой следует, что это письмо вавилонского царя Хаммурапи фараону – завоевателю Тутмосу. Признают ли учёные письмо подлинным или заявят, что это чья- то шутка, розыгрыш? Ответ аргументируйте.
в) Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидца охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев…» [11].
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления (КИП).
КИП продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности мультимедийные эффекты, интерактивные взаимодействия и др. Есть тесная связь между заданиями, которые предлагаются в блоках ИР, Г, ПР с заданиями в блоке КИП. Через созидательные компьютерные игры ребёнок становится творцом нового, осваивает и осознаёт различные способы организации окружающего мира, познаёт философские законы единства целого и частного; перехода количественных изменений в качественные.
Пример.
а) Составьте таблицу «Жизнь Египетских жителей» на компьютере:
1) Фараон
2) Вельможи
3) Писцы
4) Земледельцы
5) Рабы
б) Зарисуйте быт каждого сословия. Компьютерная графика.
в) Создание проекта-презентации «Боги древнего Египта»
Блок 8. Резюме. Последним блоком в структуре креативного урока является резюме. На этом этапе подводятся краткие итоги урока и устно осуществляется обратная связь с учащимися, выявляет их мнение об уроке.
Сначала оценивается сам урок (интересно – не интересно, понравилось – не понравилось и т. д.) с помощью двух специальных картинок – смайликов – грустная и улыбающаяся. Показывая один из смайликов, дети дают оценку уроку, т.е. речь идёт о качественной и эмоциональной оценке урока. Возможны и другие варианты оценки со стороны детей. Их нужно сочетать [12].
Пример. Продолжите предложение:
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
- Я узнал…
- Я научился…
У меня хорошо получилось…
Развитие способностей к самоуправлению в творческой деятельности осуществляется через рефлексию. Рефлексия в школьном возрасте проявляется с двух сторон: как оценка задачи, которую надо решать, и как оценка своих ресурсов: могу ли я данную задачу решить.
В данном компоненте урока предусмотрены развитие навыков качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности; рецензирование; дискутирование, индивидуальное и коллективное планирование знаний; проверка достижения целее; использование тестов контроля за качеством усвоения и уровнями развития [13].
Принимая во внимание всё вышеизложенное, делаю вывод, что вся работа на уроке истории в 5-м классе должна быть организована таким образом, чтобы в процессе усвоения программного материала шло развитие творческих способностей детей и креативного мышления, а также накапливался опыт их практического применения, через использование заданий проблемного характера.
Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании истории.
Процесс развития творческих способностей на уроках истории должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически.
Ссылки на источники
1. Кондаков А.М. стандарты второго поколения – М.: Просвещение 2010
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве – М.: «Просвещение», 1991
3. Бахтина О. И. Формирование умений на уроках.- Преподавание истории в школе. 1985. № 3.
4. Выготский Л. С. Указ.пр соч.
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: 1998
6. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Методические рекомендации к структуре креативного урока. 20147. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо - http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
11. Годер Г. И. Познавательные задачи в обучении истории. - М.: Просвещение, 1997г.
12. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Указ. соч.
13. Там же.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве – М.: «Просвещение», 1991
3. Бахтина О. И. Формирование умений на уроках.- Преподавание истории в школе. 1985. № 3.
4. Выготский Л. С. Указ.пр соч.
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: 1998
6. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Методические рекомендации к структуре креативного урока. 20147. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо - http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
11. Годер Г. И. Познавательные задачи в обучении истории. - М.: Просвещение, 1997г.
12. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Указ. соч.
13. Там же.