Войти / Зарегистрироваться

Использование приёмов и методов ТРИЗ в изготовление глиняной тарелки с налепными элементами

Получить свидетельство
Автор: Вора Екатерина Васильевна

Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности.
1. Блок мотивации. Каждый день, просыпаясь утром, человек производит незамысловатые действия: умывается, чистит зубы, завтракает, моет руки, обедает, ужинает. При этом он не задумываясь, берет в руки предметы, называемые в обиходе – предметами быта: чашки, ложки, тарелки и т.д. а давно ли, мы люди, стали пользоваться настолько удобными и простыми в использовании предметами, которые не только практичны, но и эстетично целесообразны? Современный человек настолько «живет со временем в ногу», что даже не задумывается об истории возникновения вещей, которые его окружают и которыми он пользуется изо дня в день.
В современной педагогической науке креативная педагогика как самостоятельная отрасль не представлена, а термин «креативная педагогика» только начинает широко применяться. В настоящее время назрела необходимость выделение новой отрасли педагогики – креативной педагогики. Ее предметом являются психолого-педагогические особенности, закономерности и механизмы формирования креативной личности в системе непрерывного образования [1].
Акцентируя внимание на креативной педагогике, можно отметить, что в сравнении с отечественной педагогикой, в которой практически нет исследований по формированию и развитию опыта профессионально-творческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессионально-творческого потенциала, в которой формирование опыта происходит само собой, креативная педагогика направлена на активное овладение профессионально-творческой деятельности, на развитие и интеграцию умений и навыков, выработку индивидуальных способов и приемов выполнения профессиональной работы, овладение методологией профессионального творчества, развитие творческого мышления и необходимых креативных личностных качеств.
Так что же такое креативность? И как этот термин может быть связан с, казалось бы, простым и вместе с тем сложным процессом изготовления тарелки с налепными  элементами? У каждого возникает свой особенный ответ на этот вопрос. И каждый, кто даст на него ответ будет по-своему прав. В данном случае под креативностью, мы будем понимать способность и готовность к творчеству, вследствие чего мы добьемся становления творческой личности [1].
2. Блок творческого разогрева. Оказывается, вокруг нас встречаются предметы такого вида изобразительного искусства как «скульптура». Вспомните, что можно отнести к скульптуре? Кто больше даст ответов, тот будет прав. Очень часто, обращая внимание на предметы скульптуры: игрушки, посуда, ваза, скульптура малой формы, мы выбираем самый легкий способ их изготовления – просто перебирая все возможные варианты, следуя «методу проб и ошибок», находим лишь часть методов, которые являются успешными.
3. Теоретический блок 1. В первой ситуации мы перебираем виды глин, способы проверки – тестирование. Мы видим, что метод позволяет определить метод верное решение. Материал мы подобрали. Для того чтобы перейти к лепке глиняной тарелки с налепными элементами, необходимо откинуть все стереотипы, шаблоны и провести визуализацию тестирования глины на пригодность.
4. Блок примеров. В своей работе мы будем опираться на принцип однородности – взаимодействующие объекты сделать из одинакового материала или близких по свойствам.
Барьер неприятия нового. Гончарное искусство было повсеместным занятием с эпохи неолита, но достигло своих вершин в XVII–XIX веках. Китайцы и европейцы очень строго охраняли секреты производства своего фарфора.
Русские императоры не хотели отставать, поэтому еще Петр I прилагал усилия для развития «порцелинового» (фарфорового) дела. Отечественный фарфор был изобретен  при его дочери – императрице Елизавете в 1744 году. В России был основан первый императорский завод, целью создания которого был фарфор. Открыл состав фарфора и разработал технологию его изготовления Д. И. Виноградов. В «формулу» отечественной фарфоровой массы входили огнеупорная глина из Гжели, алебастр и кремень. Выдающийся ученый – энциклопедист М. В. Ломоносов изобрел рецепт «твердого» фарфора.
Изделия из фарфора создавались преимущественно для императорского дворца и высшего света. Они и сейчас поражают изысканностью форм и росписей.
Обеденные и чайные сервизы, вазы, предметы быта и интерьера, флаконы для духов, благовоний и косметики – и это далеко не полный перечень изделий из русского фарфора [2].
Здесь следует обратить наше внимание на такое понятие как инерция, как фактор влияющий на работу в направлении ТРИЗ [3].
Инерция привычной формы (тарелка вызывает образ круглой формы).
Инерция привычной функции (тарелка выполняет функцию сосуда. А почему бы, например, не украсить ею стену? Сделать ее предметом интерьера, эстетично оформив окружающую нас обстановку?).
Инерция типовых условий применения (изготовленная тарелка из сырой глины, не прошедшая этапы обжига, в использовании не практична, для ее дальнейшей эксплуатации необходимо подвергнуть ее обжигу).
Процесс обжига включает в себя нагревание изделия до определенной температуры, выдержку при конечной температуре и охлаждении. При этом скорость нагревания обжигаемой керамики должна быть такой, чтобы содержащиеся в ней газы удалились постепенно.
Продолжительность выдержки и максимальная температура при обжиге определяются многими факторами: составом керамических масс, типом и значением. Чаще всего температура спекания, используемая для обжига керамики, составляет от 950 до 1.450 градусов по Цельсию.
На керамических заводах и в крупных гончарных мастерских для обжига керамики используют различные типы промышленных печей. Самыми распространенными из них являются камерные печи (горны) периодического действия, туннельные печи непрерывного действия. В камерных горнах обжигают в основном художественные изделия [2].
Неумение увидеть возможность использования имеющихся или полученных решений в областях, отличных от решения задачи (тарелка может использоваться не только по быту, использоваться как оберег передающийся из поколения в поколение).
5. Блок экспериментов.
Эксперимент первый. Кроме перечисленных существует интеграция специальных терминов. Сразу использовать глину из карьер нельзя. Что нужно сделать? Кто готов выйти и показать, как нужно приготовить керамическую массу.
Эксперимент второй. Приготовив керамическую массу, попробуйте изготовить необходимую для лепки консистенцию, она должна быть мягкой, пластичной и иметь однородный состав.
Следующим этапом подготовки керамической массы является удаление из нее воздушных пузырьков. Если пренебречь этой процедурой, то впоследствии изделие  под воздействием давления водяных паров может разорваться. Решите эту проблему возможными вариантами. И так перед нами была проблема, мы инстинктивно, по пути которую мы трактуем как интеграцию мышления, пытались приготовить керамическую смесь для лепки тарелки, оказалось трудно. Но если мы проанализируем проблему и найдем параметры в ней (здесь изготовление керамической массы для лепки тарелки с налепными элементами), то область поиска решения сузится.
Даже если вы используете готовую смесь, вам все-таки необходимо знать, как это делается. Специализированные магазины предлагают глиняные смеси в виде порошков, глину, готовую к работе, а так же различные компоненты, необходимые для ее приготовления. Готовую к работе глину продают в емкостях по 10–12 кг герметично закрытыми, чтобы глина не засохла. Смеси в виде порошков, а также компоненты для смешивания продаются в упаковках по 40–50 кг.
На рисунках показано, как приготовить смесь из керамической глины и сухих составляющих по формуле: 40% полевого шпата, 30% ломкой глины, 30% каолина.
  1. Небольшим молотком разбейте крупные куски на более мелкие.
  2. При помощи скалки раскатайте мелкие куски в порошок.
  3. Просейте полученный порошок через сито с крупными отверстиями.
  4. Взвесьте просеянный порошок на весах. Вам необходимо знать вес, чтобы определить количество воды, которую вы добавите. Количество порошка – 6 кг.
  5. Отмерьте мерной кружкой необходимое количество воды (450 мл. на каждый килограмм порошка) и вылейте в чистый пластмассовый контейнер.
  6. Аккуратно засыпайте порошок в воду так, чтобы не образовались комки. Порошок быстро осядет на дно.
  7. Руками размешайте полученную смесь, измельчая кусочки. Закройте контейнер пластиковой крышкой, чтобы в него не попала пыль, и оставьте на 2 дня.
  8. Выложите смесь на сито, положенное на другой пластиковый контейнер. Продавите смесь через сито (не забудьте надеть перчатки).
  9. На деревянную рамку, покрытую гипсом, положите чистую ткань и поместите ее на пластиковый ящик, чтобы смесь проветрилась.
  10. Заполните рамку смесью. Ткань предотвратит попадание частиц гипса в смесь.
  11. Используя шпатель, разровняйте поверхность смеси, чтобы она сохла равномерно. Все комочки, оказавшиеся на поверхности массы, должны быть удалены, так как она высохнут быстрее.
  12. Оставьте смесь в рамке на 48 часов. В это время частицы гипса вберут в себя излишки воды.
  13. Теперь смесь можно замесить и оставить «в покое» на месяц, а затем использовать. Эта процедура повышает пластичность глины.
Температура затвердевания и пористость.
Температура затвердевания. Материал перед обработкой стоит проветрить. Один из основных тестов – это проверка температуры затвердевания. Подготовьте небольшое количество смеси, помните и сделайте 3–4 прямоугольных полоски размером 15x3x5 см. поместите их между гипсовыми пластинами и дайте им высохнуть. Затем положите их на прямоугольные подставки на платину из глины, температуру обжига которую вы уже знаете. Поставьте образцы в печь при температуре, соответствующей температуре обжига компонентов смеси. После обжига проверьте состояние образцов на деформацию, оценив их цвет, твердость, пористость и звук, издаваемый при постукивании. Если образец очень пористый, время обжига нужно увеличить и следующий образец обжигать при температуре выше на 50 градусов по Цельсию (106 градусов по Фаренгейту). Если образец был обожжен при слишком высокой температуре, снижай ее каждый раз на 50–100 градусов по Цельсию (106–212 градусов по Фаренгейту) до тех пор,  пока не найдете нужную.
В таблице показаны различные состояния трех образцов.
 

Смесь

Температура ниже нормы

Необходимая температура

Температура выше нормы

Цвет

От нормального до бледного

Нормальный

От нормального до темного

Изменение

Нет

Нет

Изменение формы или расплавление

Твердость

Легко оставить царапину

Трудно оставить царапину

Очень твердая, невозможно оставить царапину

Пористость

Очень пористая

Пористая

Не очень пористая или стекловидная

Звук

Деревянный

нормальный

кристаллический

 
Пористость. Глины, обжигаемые при низких температурах (900–1050 градусов по Цельсию/1652–1922 градусов по Фаренгейту), пористые; кремнистые глины (1150–1330 градусов по Цельсию/2102–2372 градусов по Фаренгейту) и фарфоровые (1250–1360 градусов по Цельсию/ 2282-2480 градусов по Фаренгейту) считаются непористыми из-за низкой способности впитывать воду. Глины, впитывающие менее 1% воды, называются стекловидными.
Пористость можно проверить следующим способом:
1) Взвесить образец, обожженный 1 раз при необходимой температуре;
2) Положите образец в воду комнатной температуры на 12 часов или на 2 часа в кипящую воду;
3) Извлеките образец из воды и дайте ей стечь;
4) Взвесьте образец снова.
Впитываемость вычисляется по формуле:
Вес после – вес до x 100 / вес до = впитываемость.
Например, если вес до был 162 г., а вес после – 165 г., по формуле получаем:
165 – 162 x 100 / 162 + 3 x 100 / 162 = 300 / 162 = 1,85% впитываемость.
Таким образом, пористость есть не что иное, как способность впитывать воду глиной, которая была обожжена один раз при необходимой температуре [4].
6. Теоретический блок 2. В обучении профессиональному творчествув нашей стране особое место занимает теория решения изобретательных задач – ТРИЗ. Ее разработка и распространение связаны с именем инженера-изобретателя, писателя-фантаста Г. С. Альтшуллера [5].
ТРИЗ – это научно-практическое направление по разработке и применению эффективных методов решения творческих задач, генерированию новых идей и решении в науке, технике и других областях человеческой деятельности.[5] ТРИЗ – это наука о творчестве. Творчество, всегда считавшееся  неопределенным явлением человеческой жизни, вышла на уровень точной науки. Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гуманитарные области: искусство, менеджмент, рекламу, педагогику.
Долгое время инструментом творческих задач, не имеющих четких решений, был метод «проб и ошибок». В XX веке резко возросла потребность в решении творческих задач. Это привело к появлению различных модификаций «метода проб и ошибок». Наиболее известный из них «мозговой штурм», «синектика», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов».
Суть методов – повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов. Главная проблема при их использовании – можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта.
ТРИЗ включает в себя:
- механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;
- механизмы подавление психологической инерции;
- обширный информационный фонд – концентрированный опыт решения проблем.
Рассмотрим понятие «информационный фонд», используемое в ТРИЗ.
Информационный фонд состоит из:
- системы стандартов на решение изобретательских задач (типовые решения определенного класса задач);
- технологических эффектов (физических, химических, биологических, математических, в частности, наиболее разработанных из них в настоящее время – геометрических) и таблиц их использования;
- приемов устранения противоречий и таблиц их применения;
- ресурсов природы и техники, способов их использования [5].
7. Блок примеров 2. Геометрические эффекты – это использование геометрических форм для различных технологических преобразований. Давайте создадим будущую форму изделия. Что такое тарелка? Возьмите приготовленную керамическую смесь, методом «проб и ошибок», создайте из этого куска глины форму будущей тарелки – круг.
8. Блок экспериментов 2. А теперь проверим работу информационного фонда при решении задач.
Эксперимент 3. Площади неправильных фигур умели находить еще ученые в Древней Греции и Рима. Предложите метод оформления тарелки в круг и приведите несколько примеров. Точность изготовления и надежность работы для нас сейчас ключевой фактор. И так, нам предлагается слепить круг глиняной тарелки приближенно. Сможете предложить такой метод.  Для решения этой проблемы опираясь на таблицу в ТРИЗ, используем принцип однородности – взаимодействующие объекты сделать из одного материала или близких по свойствам [5].
Эксперимент 4. Приступаем к изготовлению налепных элементов. По предложенному принципу необходимо создать крупные элементы, которые будут украшать глиняную тарелку. Предложите свои методы реализации и инструментарий по изготовлению крупных элементов; цветы, стебельки и листья кустарников.
Эксперимент 5. Давайте подумаем, как налепные элементы будут крепиться к изделию (тарелке). Найдите методы решения этой проблемы.
Эксперимент 6. Как выбрать нужную глину, как провести тестирование, изготовили керамическую массу. Как найти форму тарелки, как сделать налепные элементы вы уже знаете. А как же соединить элементы? Сейчас мы попробуем соединить основание и элементы [6].
9. Блок резюме. На этом наше занятие завершается. Произведение ДПИ, выполненное из глины, мало кого могут оставить равнодушными. Хочется надеяться, что первые шаги в работе с глиной были успешными, и вы убедились в справедливости старинной русской поговорки «Не Боги горшки обжигают…».
В ходе нашей опытно-экспериментальной работы выявлено положительное влияние предложенных  адаптированных методов научного творчества на обще учебные компетенции учащихся, в частности на развитие креативности учащихся [7]. Это позволяет говорить о необходимости дальнейшей работы по адаптации методов научного творчества для преподавания учебных дисциплин.
 
Ссылки на источники
  1. Утемов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013 – 71 с.
  2. Изотова М.А. Гончарные работы для дома и заработка / М.А.Изотова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 - 110-111 с., - 164 с.
  3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
  4. Чаварра, Х. ручная лепка/Хоаким Чаварра; пер. с англ. Артемовой И.В. –М.: АСТ: Астрель, 2006. – 10-12 с.
  5. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Декабрь 2011, ART 1102. – Киров, 2011 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2011/1102.htm.
  6. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ – Пресс, 1999 –  110 -115 с.
  7. Утемов В.В. Развитие креативности учащихся основной школы: Решая задачи открытого типа, 2012 – 186 с.
 
Ekaterina Vora,
Teacher of additional education Municipal treasury educational institution 'boarding school of secondary education" village Sumburg
ekaterina.vora@mail.ru
Manufacture of clay plates with little relief elements.
Abstract. This article discusses methods of manufacturing clay plates with little relief elements (product creation inventive activity). The author describes the methods of technique of art with the transfer of the composition, rhythm, color, image elements of the product.
Tags: clay, clay mixture, strain, modeling, primary firing, firing, plasticity, porosity, hand modeling, creative tasks, creativity

Похожие публикации