Войти / Зарегистрироваться

Развитие креативного мышления у учеников младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Получить свидетельство
Автор: Бычкова Юлия Вадимовна

В течение многих лет проблема развития творческих способностей обучающихся вызывает внимание многих областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Обусловлено это необходимостью современного общества иметь такие активные личности, которые способны находить качественные решения в условиях неясности, многообразия выбора, модификации знаний, накопленных обществом. В современное время жизнь требует от образования постоянного повышения творческой одаренности учащихся. Ведь эволюция всех областей жизни происходит крайне стремительно, и полученные знания становятся неактуальными раньше, чем мы успеваем их применить. Чтобы благополучно существовать в современном мире, надо непрерывно реформироваться, при этом, не теряя свою индивидуальность.
Когда ребенок начинает обучение в школе, он вовлекается в различные виды деятельности, у него возникает необходимость реализоваться как субъект уже в большем количестве областей применения своих способностей. Однако, у него отсутствует необходимость и умения к личностным преобразованиям. Но эти качества могут появиться и развиваться в процессе школьного обучения. Отсюда вытекает одна из приоритетных задач системы современного образования – воспитание и совершенствование творческой одаренности учащихся. Для выполнения этой задачи необходима специальная образовательная технология, позволяющая совершенствовать уникальный творческий потенциал каждого ученика, не нарушая при этом всеобщности образования.
Онтогенез личности рационально разделить в зависимости от той организации жизнедеятельности человека и определенных социально-экономических условий, в которых он существует. Периоды онтогенеза личности подразделяются на самостоятельные ступени, стадии, и ориентированы на ведущую деятельность и личностные потребности человека. Развитие личности в изменяющихся условиях ведущей деятельности и структуры потребностей требует постоянно совершенствовать творческие способности. Показателем творческого развития является креативность, определяемая как общая универсальная способность к творчеству, принятие нестандартных решений в стандартных условиях.
Современное образование объективно нуждается в средствах организации процесса развития творческих способностей младших школьников. Это обусловлено тем, что если в младшем школьном возрасте не заложить прочный фундамент для дальнейшего освоения доступных видов творческой деятельности и накоплению субъективного творческого опыта, самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. На сегодняшнем этапе образования один из основополагающих принципов – это личностная ориентация, которая предусматривает развитие творческих способностей учеников в зависимости от индивидуальных интересов и склонностей к творческой деятельности.
Научить учащихся мыслить, генерировать идеи и реализовывать их непросто. Это подразумевает, что нужно обучить его эффективным способам творческой деятельности, в частности методологии ТРИЗ (разработана Г. С. Альтшуллером). Но развитие творческого воображения и мышления процесс длительный, и чтобы добиться удовлетворительных результатов начинать надо с детских лет [1]. Младший школьный возраст как нельзя лучше подходит для становления и развития творческой активности, ввиду того, что в этот период ребенок наиболее чувствителен к поглощению всего нового, он активен во всех видах деятельности и любознателен по своей природе. Поэтому проблема развития творческой активности в младшем школьном возрасте приобретает первостепенное значение в современной системе образования. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно [2].
В младшем школьном возрасте, наиболее подходящем для развития креативности, принципиально важно сформировать плодотворную основу для полноценного развития личности, ее самосовершенствования и легкого приспособления к быстро изменяющимся условиям жизни, самодостаточности и толерантности. Многие исследователи проблемы развития творческих способностей учащихся отмечают, что нынешняя система образования, традиционно применяемая в школах, недостаточно ориентирована на развитие креативности.
Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем. Творческие способности младшего школьника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к решению тех или иных вопросов, отказывается от общепринятых шаблонов, разнообразит свою деятельность, проявляет инициативу, активность и самостоятельность [3].
Тип креативного обучения по системе НФТМ-ТРИЗ, оказывающий влияние на развитие, формирует активные виды познавательной деятельности самих учащихся. Овладение различными способами разных видов активной деятельности: размышлениями об удивительных предметах; действиями с головоломками; решением компьютерных пространственных задач – существенно обогащает развитие ученика. Психологической сущностью данной технологии обучения является планирование учебного процесса «от ученика». Выявить потребности позволяет как систематически организованная рефлексия – резюмирование процесса обучения и результатов, так и своевременное тестирование и привлечение учащихся к планированию учебной деятельности.
Креативная технология системы НФТМ-ТРИЗ основана на принципе освободить мышление учащихся от шаблонов. Происходит это в результате организации положительного эмоционального фона, дружественной творческой образовательной среде и организационным формам, свободе мыслеизъявления на занятиях, реализации принципа сотворчества, широкого использования принципа соревновательности, а также дидактического принципа «Docento discimus» («Уча, учимся сами») [4]. Для достижения наибольшей эффективности в этой системе стандартное учебное занятие формируется через структуру блоков (таблица 1). Каждый из этих блоков поддерживает устойчивую положительную мотивацию в ходе занятия и в конце каждого цикла у школьника сохраняется положительная мотивация успеха и желание перейти к следующему этапу работы.
Таблица 1
Структура сдвоенного урока

Блоки урока

Сокращение

Время (мин)

Примечание

1

Мотивация («Встреча с чудом»)

М

5

1 час (академ.)

2

Содержательная часть учебного материала

СЧ-1

20

3

Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза)

ПР

5

4

Головоломка

Г

10

Перерыв

5

Интеллектуальная разминка

ИР

10

1 час (академ.)

6

Содержательная часть учебного материала

СЧ-2

15

7

Компьютерная интеллектуальная поддержка

КИП

10

8

Резюме

Р

5

 
Современное образование ориентировано на разностороннее развитие личности ребенка, когда возникает необходимость гармонично комбинировать деятельность учебную и творческую, в которой развивается познавательная активность, способность находить решения нестандартных задач. Совершенствование креативности учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Как говорил русский и советский философ, педагог и психолог П. Блонский: «Раз в жизни мы бываем творцами, именно в детстве и юношестве». Но современное школьное образование все еще традиционно акцентировано на овладении учениками готовой информации. В процессе обучения происходит передача ученику готового знания, что подавляет обогащение смысловой сферы. В такой системе образования ключевыми становятся заранее обусловленные цели и технологии образования, что в итоге подавляет внутреннюю мотивацию школьников и угасанию их творческого потенциала.
Специалисты в области исследования креативности учащихся, анализируя традиционную систему обучения, отмечают неэффективные модели поведения, выделяя преобладание стереотипности и шаблонности. Одной из таких неэффективных моделей поведения является, так называемая, «психологическая инерция». К психологической инерции относятся действия, производимые по стереотипу, которые подразумевают конкретный образ мышления и отрицание иных возможностей, за исключением той, которая в самом начале предполагалась как единственно верная. Дети, в период младшего школьного возраста, хоть и склонны думать нестандартно, но ввиду скудного социального и психологического опыта, наиболее подвержены действовать по схеме, предложенной взрослыми. Говоря иными словами, например, на уроке математики ученики будут решать задачу по алгоритму, озвученному учителем. Однако это ограничивает мышление определенными рамками и подавляет полет творческой мысли. В результате, возникают психологические барьеры, которые приводят к повторению ошибок и принятию неэффективных решений. При обучении детей принципиально важным становится нейтрализовать мысли, разрушающие творческое состояние. Любое творчество требует усилий, и в процессе решения творческой задачи, будь то долгосрочный проект по окружающему миру или коротенькая задачка по математике, важно на этапе вдохновения не подавлять творческий потенциал ребенка и позволить сработать такому «тормозному» механизму, как психологическая инерция.
Как уже было сказано выше, младший школьный возраст довольно сензитивен для развития креативности. И здесь важно и нужно научить детей не поддаваться психологической инерции и развивать свой творческий потенциал.
Негативные психологические установки, вызывающие инерцию мышления, могут быть следующими.
  1. «Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда».
  2. «Этого не может быть, потому что...».
  3. «Этот объект имеет ограниченное применение».
  4. «Так считают авторитеты».
  5. «Так считают все».
  6. «Принцип работы объекта всегда был такой».
  7. 7«Форма объекта всегда была такой».
  8. «Я знаю, каким должно быть решение» или «Я знаю, где нужно искать решение».
  9. «Я решаю только свою задачу».
  10. «Эта задача для специалиста моего профиля».
Для преодоления психологической инерции необходимо уже в младших классах развивать фантазию и воображение детей, предлагая задачки исключающие стереотипность. Например, короткие вопросы, требующие мобилизации творческой фантазии.
  1. Как в магазине глухонемой объяснит, что хочет купить молоток? – Дети инстинктивно показывают, как забивается гвоздь.
  2. А как слепой, в подобном случае, попросит ножницы? – Большинство детей сразу начинают показывать пальцами «резать воздух», хотя слепой не глухонемой – он может говорить.
  3. Как написать целую строчку цифр пять, не отрывая ручки от бумаги? – Надо писать римскими цифрами.
Существует еще один метод работы с детьми, который предполагает более длительный поиск решения, выстраивая целую цепочку суждений. Методика работы учителя в данном случае заключается в том, что детям предлагается ситуация и решить ее надо, задавая учителю вопросы, предполагающие ответы «да-нет». Называются такие задачи «да-нетки». Если в процессе решения учитель видит, что дети затрудняются в поиске правильного ответа, он может задать наводящие вопросы, помогающие увидеть «где прячется ПИ (психологическая инерция)». Приведу пример известной «да-нетки».
По узкой горной дороге на огромной скорости мчится машина Смита, за ней несколько машин его преследователей. Свернуть некуда: справа скала, слева пропасть, вдруг из-за поворота показался участок дороги, и у Смита замерло сердце: прямо посредине дороги рос дуб. Что делать?
- Дуб можно объехать?
- Нет.
- Проехать на боковых колесах?
- Нет.
- Смит остановил машину, перелез и дальше побежал пешком?
- Нет.
- Он свалил дуб, чтобы тот перегородил дорогу, а сам убежал?
- Нет. Попробуйте пересказать все, что мы уже знаем.
- В горах едет машина, посередине дороги растет дуб. Машина не может его объехать никаким способом, повалить дуб тоже не получается…
- Совершенно верно. А теперь закройте глаза и попробуйте представить себе эту ситуацию…
- Я вижу машину, посередине большой дуб, машина может врезаться в него…
- Внимание, ПИ!
- А дуб был большой?
- Нет, маленький, только пробился сквозь асфальт.
- Тогда можно смело ехать дальше, аварии не произойдет!
- Молодцы!
Для развития творческого воображения, умения фантазировать необходимо развивать в детях нетривиальность мышления. Важно помнить, что при выполнении любого действия срабатывает, как правило, не один, а сразу несколько видов психологической инерции. В процессе решения задачи рекомендуется проанализировать и охарактеризовать объект. При этом очень полезным считается все время задавать детские вопросы: а почему именно так? почему он круглый (например, мяч)? почему квадратный (например, кубик-рубика)? и т. д. В поиске нестандартных решений необходимо научить детей найти такие скрытые свойства объекта, которые позволят этому объекту выполнять другие функции.
Разработка креативного занятия по предмету «Русский язык» для учеников 3 класса. Процесс развития креативных качеств детей младшего школьного возраста требует значительного времени, как и любой творческий процесс. Для его эффективности необходимо создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на добытых самостоятельно усвоенных знаниях. Структура креативного занятия существенно отличается от традиционного урока. Логика построения творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим и направлена на подъем творческого потенциала ребенка.
Предлагаемое занятие будет состоять из блоков 1 – М, 2 – СЧ, 3 – ПР, 5 – ИР, 8 – Р. Блок 4 – головоломки – исключен ввиду того, содержательная часть очень насыщенная и интеллектуальная разминка показалась автору наиболее подходящей для завершения урока. Блоки 6 и 7 исключены ввиду того, что урок экспериментальный и состоялся на протяжении одного учебного занятия (1 академический час).
Блок 1. Мотивация. Применение творчества оживляет познавательный интерес. Одна из главных целей – возбуждение у учеников эмоционального отношения к заданию, а затем, на этапе вдохновения, постараться уберечь эмоции от посторонних помех. Толчком к эмоциям выступает мотивация (удивление, сюрприз). Еще Сократ говорил: «Удивление – есть начало всякой мудрости». Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания – все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности младших школьников. Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в работу являлся акт удивления или как его называют «эффект чуда». Этот блок состоит из двух заданий (5–7 минут).
Задание – Вставьте пропущенное слово.
№1. АРГОН (РОЗА) ГРОЗА
АТЛЕТ (_________) НОРМА
№2. ПЛАН (РАНГ) ТОРГ
СЕНО (________) СПАД
№3. КОРА (КОЗА) АЗОТ
КЛЕН (_______) ПИЛА
Задание – Решить анаграмму и исключить лишнее.
САИВЛ
РЕОХ
ШПАУГ
ШРАУГ
Блок 2. Содержательная часть программы курса. Здесь следует учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической или технической легкости. Важно, чтобы эти способности были положительно оценены другими людьми [5]. Данный блок содержит программный материал, предполагает системное мышление с применением творческих способностей (15–20 минут).
Класс делится на три команды (по рядам). Каждая команда получает набор карточек. Задание – как можно быстрее определить связь понятий и исключить лишние понятия. Примеры наборов слов:
М – мяч, стул, солнце, тарелка,
Б – бочка, стол, страница, раковина
А – крокодил, виноград, помидор, огурец
П – пирожное, торт, желе, суфле.
Задание – Игра «перевертыш».
№1. В предложенных словосочетаниях главное слово изменить так, чтобы зависимое слово употреблялось в переносном значении.
Железный гвоздь, румяная девочка, глу­хая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная што­ра, стальная балка.
№2. Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел пе­реносное значение.
Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит.
Задание – Игра «бумеранг». Это задание развивает у детей внимание и быстроту реакции: ученик должен быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить его учителю». Задание ограничено по времени, что обуславливает у детей мобилизацию памяти.
Простой человек (бесхитростный), про­стая задача (легкая), простая истина (про­писная); беспокойный человек (неугомон­ный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).
Блок 3. Психологическая разгрузка. Этот блок обеспечивает психологическую разгрузку для «отдыха мозга» и оптимальной работы полушарий головного мозга.
Аутотренинг. Учитель говорит: «Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. (Упражнение повторить 2–3 раза)».
Использование игровых расслабляющих упражнений позволяют снять эмоциональное напряженность. Отмечается, что психологический комфорт заметно повышает работоспособность класса. В итоге это приводит к более качественному усвоению знаний.
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Как и головоломки, интеллектуальная разминка позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке. Интеллектуальная разминка содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений. Психологическая ценность данного компонента урока для учащихся заключается в том, что закрепляются способы и правила умственной работы, выявляются приемы, обеспечивающие повышенную продуктивность мышления.
Что же включает в себя интеллектуальная разминка? Это и тренировка памяти – зрительной и слуховой, и логически – поисковые задания, и нестандартные задачи, и, даже, веселые переменки.
Рассмотрим некоторые задания, которые можно использовать на уроках эвристики. Занятие начинаем с разминки. Задаем детям вопросы, на которые они должны отвечать очень быстро. Например:
- Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
- Растянулась, как гармошка, чудо-печка под окошком.
- Сколько ножек достаточно стулу, чтобы он не качался?
- У какого растения вместо листьев колючки? и др.
А вот задания я использую для развития слуховой памяти.
Медленно читаем слова: ПАЛЬТО, КАРТИНА, ДВЕРЬ, БРЮКИ, ОГУРЕЦ, НОСКИ, СТЕНА, СВИТЕР, КОШКА, ВАРЕЖКИ.
Затем предлагаю ответить на следующие вопросы:
а) Сколько слов прозвучало?
б) Записать второе слово.
в) Какие слова начинались с гласной?
г) Названия каких предметов употреблены во множественном числе?
д) Сколько и какие предметы одежды упоминались?
Очень нравятся детям логически – поисковые задания, в которых перемежаются задания из области математики и русского языка, чтения и музыки. Такое чередование заданий способствует гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Какие же это задания? Вот некоторые из них.
Закончить крылатые выражения, встречающиеся во многих сказках:
Поди туда – не знаю куда, -----------------------------------------------------
Скоро сказка сказывается, -----------------------------------------------------
Я там был, мед-пиво пил, ------------------------------------------------------
Жили-были ---------------------------------------------------------------------- и др.
Или: Катя – сестра Вовы. Оля – подруга Кати. Ваня – брат Оли. Миша – брат Вани. Кто брат Кати? Подчеркни
ВОВА   ВАНЯ   МИША   СЕРЕЖА  ИГОРЬ  ОЛЕГ
Огромную роль в развитии креативного мышления играют нестандартные задачи, т.е. задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Они воспитывают в детях любовь к красоте рассуждений. И обсуждение должно быть обязательно коллективным. Приведем пример нескольких задач:
В первом зале музея 35 картин, а во втором 39. Из первого зала во второй перевесили 4 картины, а из второго 5 картин сняли совсем. Сколько картин стало в каждом зале после этого?
На сковороде помещается 2 кусочка хлеба. На поджаривание кусочка с одной стороны требуется 1 минута. Как поджарить за 3 минуты три кусочка хлеба с обеих сторон?
Во сколько раз лестница на 4 этаж в школе длиннее лестницы на 2 этаж?
Главная функция интеллектуальной разминки состоит в подготовке к выполнению сложных заданий через осознание значимости правильно проведенного анализа информации.
Блок 8. Резюме.Последним блоком в структуре креативного урока является резюме. На этом этапе учитель подводит краткие итоги урока и устно осуществляет обратную связь с учащимися, выявляет их мнение об уроке. Как вариант он просит детей оценить сам урок (интересно – не интересно, понравилось – не понравилось и т. д.), например, с помощью двух специальных карточек-картинок, на которых изображены рожицы – грустная и улыбающаяся. Показывая одну из этих карточек, дети дают оценку уроку, то есть речь идет о качественной и эмоциональной оценке урока. Возможны другие варианты оценки со стороны детей. Их нужно сочетать.
Дополнительный вариант качественной и эмоциональной оценки урока – детям предлагается закрыть глаза. Далее учитель просит поднять руки тех, кому урок понравился, затем тех, кому урок не понравился. Все это делается с закрытыми глазами. Однако даже такая примитивная оценка урока позволяет учителю внести необходимые коррективы в содержание урока и методику его проведения. Важность интеллектуальной активности ребенка и усилий по регуляции собственной активности отмечается как главное условие пробуждения и роста способностей.
Развитие способностей к самоуправлению в творческой деятельности осуществляется через рефлексию. Рефлексия в школьном возрасте проявляется с двух сторон: как оценка задачи, которую надо решать, и как оценка своих ресурсов: могу ли я данную задачу решить.
В данном компоненте урока предусмотрены развитие навыков качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности; рецензирование; дискутирование; индивидуальное и коллективное планирование знаний; исключение «неработающих» средств, задач; проверка достижения целей; использование тестов контроля за качеством усвоения и уровнями развития.
Главная цель работы учителя с детьми – научить их мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Главное – вера в ребенка, уважение к нему, как к личности, стремление помочь ему в достижении успеха.
Детское творчество неисчерпаемо. В нем присутствует порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Успех в творчестве всегда достигается на основе увлеченности. Любое творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.
 
Ссылки на источники
  1. Утёмов В. В., Горев П. М., Зиновкина М. М. Летнее путешествие с Совенком: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – С.142
  2. Кухаронак В. Г. Диагностика творческой активности младших школьников / В. Г. Кухаронак // Пазашкольнае выхаванне. – 2000. – №6 – С.13
  3. Сысун О. И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству // Пачатковая школа. – 2006. – №11. – С.14
  4. Утемов В. В., Горев П. М., Зиновкина М. М. Летнее путешествие с Совенком: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – С.147
  5. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. – М.:Паритет-МВ, 2006. – С.28 

Похожие публикации