Войти / Зарегистрироваться

Развитие креативного мышления у учеников младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Получить свидетельство
Автор: Ткачева Лидия Алексеевна

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.
Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.
Вопрос о развитии творческих способностей детей интересует педагогическую общественность, педагогическую науку и психологию постоянно. И это понятно. Государство испытывает потребность в личности нового типа, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей реагировать на изменение обстоятельств, находить оригинальное, нестандартное решение проблем. Этим потребностям удовлетворяют качества личности, которые психологи определяют, как "творческие".
Творческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее существующего продукта. Поэтому применительно к процессу обучения творчество понимается как форма деятельности ученика, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта. (Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003)
В психологии понятие общих творческих способностей отождествляется с понятием "креативность". Креативность – способность человека к выдвижению оригинальных нестандартных идей, умение действовать в неординарных ситуациях. То есть это нестандартное мышление. Творчески продуктивная личность обладает креативностью, широтой интересов и увлечений, мечтательностью, чувствительностью, богатым внутренним миром, эстетической восприимчивостью, естественностью, смелостью, непосредственностью, эмоциональностью. Такие качества личности успешно развиваются на занятиях по "Развитию памяти, образного мышления и воображения", основу методики которых разработал И. Ю. Матюгин.
В методике используются приёмы нестандартных ситуаций, которые вызывают у детей позитивные эмоции, учат фантазировать, видеть образами, творчески мыслить. Эйдетика (от греческого "эйдос" - яркий образ) - методика развития памяти, воображения и образного мышления человека. Эта методика не нова. В ней собраны разные способы запоминания и обработки информации, известные с древнейших времён. Систематизировал и обобщил, дополнил их оригинальными методиками И.Ю.Матюгин.
Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Чтобы развить творческий потенциал, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации. Начинается обучение с создания проблемной ситуации, которую невозможно разрешитьтрадиционными способами.далее учащиеся вовлекаются а осмысление и анализ проблемы и в овладение процедурой поисковой творческой деятельности.
Практически в каждом ребёнке есть творческий потенциал. У каждого есть свои способности, свойственные только ему, и потому - уникальные. В связи с этим, задача современной школы, системы образования в целом - помочь отыскать, распознать и развить в себе эти способности.
Современное образование объективно нуждается в средствах организации процесса развития творческих способностей младших школьников. Это обусловлено тем, что если в младшем школьном возрасте не заложить прочный фундамент для дальнейшего освоения доступных видов творческой деятельности и накоплению субъективного творческого опыта, самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. На сегодняшнем этапе образования один из основополагающих принципов – это личностная ориентация, которая предусматривает развитие творческих способностей учеников в зависимости от индивидуальных интересов и склонностей к творческой деятельности.
Научить учащихся мыслить, генерировать идеи и реализовывать их непросто. Это подразумевает, что нужно обучить его эффективным способам творческой деятельности, в частности методологии ТРИЗ (разработана Г. С. Альтшуллером). Но развитие творческого воображения и мышления процесс длительный, и чтобы добиться удовлетворительных результатов начинать надо с детских лет. Младший школьный возраст как нельзя лучше подходит для становления и развития творческой активности, ввиду того, что в этот период ребенок наиболее чувствителен к поглощению всего нового, он активен во всех видах деятельности и любознателен по своей природе. Поэтому проблема развития творческой активности в младшем школьном возрасте приобретает первостепенное значение в современной системе образования. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно.
В младшем школьном возрасте, наиболее подходящем для развития креативности, принципиально важно сформировать плодотворную основу для полноценного развития личности, ее самосовершенствования и легкого приспособления к быстро изменяющимся условиям жизни, самодостаточности и толерантности. Многие исследователи проблемы развития творческих способностей учащихся отмечают, что нынешняя система образования, традиционно применяемая в школах, недостаточно ориентирована на развитие креативности.
Тип креативного обучения по системе НФТМ-ТРИЗ, оказывающий влияние на развитие, формирует активные виды познавательной деятельности самих учащихся. Овладение различными способами разных видов активной деятельности: размышлениями об удивительных предметах; действиями с головоломками; решением компьютерных пространственных задач – существенно обогащает развитие ученика. Психологической сущностью данной технологии обучения является планирование учебного процесса «от ученика». Выявить потребности позволяет как систематически организованная рефлексия – резюмирование процесса обучения и результатов, так и своевременное тестирование и привлечение учащихся к планированию учебной деятельности.
Креативная технология системы НФТМ-ТРИЗ основана на принципе освободить мышление учащихся от шаблонов. Происходит это в результате организации положительного эмоционального фона, дружественной творческой образовательной среде и организационным формам, исвободе мыслеизъявления на занятиях, реализации принципа сотворчества, широкого использования принципа соревновательности, а также дидактического принципа «Docento discimus» («Уча, учимся сами»). Для достижения наибольшей эффективности в этой системе стандартное учебное занятие формируется через структуру блоков (таблица 1). Каждый из этих блоков поддерживает устойчивую положительную мотивацию в ходе занятия и в конце каждого цикла у школьника сохраняется положительная мотивация успеха и желание перейти к следующему этапу работы.
Таблица 1
Структура урока
 

Блоки урока

Сокращение

Время (мин)

Примечание

1

Мотивация («Встреча с чудом»)

М

5

1 час (академ.)

2

Содержательная часть учебного материала

СЧ-1

20

3

Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза)

ПР

5

4

Интеллектуальная разминка

ИР

5

5

Резюме

Р

5

 
Процесс развития креативных качеств детей младшего школьного возраста требует значительного времени, как и любой творческий процесс. Для его эффективности необходимо создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на добытых самостоятельно усвоенных знаниях. Структура креативного занятия существенно отличается от традиционного урока. Логика построения творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим и направлена на подъем творческого потенциала ребенка.
Современное образование ориентировано на разностороннее развитие личности ребенка, когда возникает необходимость гармонично комбинировать деятельность учебную и творческую, в которой развивается познавательная активность, способность находить решения нестандартных задач. Совершенствование креативности учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Как говорил русский и советский философ, педагог и психолог П. Блонский: «Раз в жизни мы бываем творцами, именно в детстве и юношестве». Но современное школьное образование все еще традиционно акцентировано на овладении учениками готовой информации. В процессе обучения происходит передача ученику готового знания, что подавляет обогащение смысловой сферы. В такой системе образования ключевыми становятся заранее обусловленные цели и технологии образования, что в итоге подавляет внутреннюю мотивацию школьников и угасанию их творческого потенциала.
Специалисты в области исследования креативности учащихся, анализируя традиционную систему обучения, отмечают неэффективные модели поведения, выделяя преобладание стереотипности и шаблонности. Одной из таких неэффективных моделей поведения является, так называемая, «психологическая инерция». К психологической инерции относятся действия, производимые по стереотипу, которые подразумевают конкретный образ мышления и отрицание иных возможностей, за исключением той, которая в самом начале предполагалась как единственно верная. Дети, в период младшего школьного возраста, хоть и склонны думать нестандартно, но ввиду скудного социального и психологического опыта, наиболее подвержены действовать по схеме, предложенной взрослыми. Говоря иными словами, например, на уроке математики ученики будут решать задачу по алгоритму, озвученному учителем. Однако это ограничивает мышление определенными рамками и подавляет полет творческой мысли. В результате, возникают психологические барьеры, которые приводят к повторению ошибок и принятию неэффективных решений. При обучении детей принципиально важным становится нейтрализовать мысли, разрушающие творческое состояние. Любое творчество требует усилий, и в процессе решения творческой задачи, будь то долгосрочный проект по окружающему миру или коротенькая задачка по математике, важно на этапе вдохновения не подавлять творческий потенциал ребенка и позволить сработать такому «тормозному» механизму, как психологическая инерция.
Для преодоления психологической инерции необходимо уже в младших классах развивать фантазию и воображение детей, предлагая задачки исключающие стереотипность. Например, короткие вопросы, требующие мобилизации творческой фантазии.
  1. Как в магазине глухонемой объяснит, что хочет купить молоток? – Дети инстинктивно показывают, как забивается гвоздь.
  2. А как слепой, в подобном случае, попросит ножницы? – Большинство детей сразу начинают показывать пальцами «резать воздух», хотя слепой не глухонемой – он может говорить.
  3. Как написать целую строчку цифр пять, не отрывая ручки от бумаги? – Надо писать римскими цифрами.
Существует еще один метод работы с детьми, который предполагает более длительный поиск решения, выстраивая целую цепочку суждений. Методика работы учителя в данном случае заключается в том, что детям предлагается ситуация и решить ее надо, задавая учителю вопросы, предполагающие ответы «да-нет». Называются такие задачи «да-нетки». Если в процессе решения учитель видит, что дети затрудняются в поиске правильного ответа, он может задать наводящие вопросы, помогающие увидеть «где прячется ПИ (психологическая инерция)». Приведу пример задачи «да-нетки».
Как разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине?
- Можно разделить 5 яблок на 5 человек?
- Да.
- Останется ли 1 яблоко в корзине?
- Нет.
- Попробуйте пересказать все, что мы уже знаем.
- Есть 5 человек и 5 яблок.
- Внимание, ПИ!
- А можно ли оставить 1 яблоко в корзине?
- А можно ли отдать его одному человеку с корзиной?
- Да! Тогда 4 человека получают по 1 яблоку, а пятый – 1 яблоко, которое лежит в корзине.
- Молодцы!
Для развития творческого воображения, умения фантазировать необходимо развивать в детях нетривиальность мышления. Важно помнить, что при выполнении любого действия срабатывает, как правило, не один, а сразу несколько видов психологической инерции. В процессе решения задачи рекомендуется проанализировать и охарактеризовать объект. При этом очень полезным считается все время задавать детские вопросы: а почему именно так? почему он круглый (например, мяч)? почему квадратный (например, кубик-рубика)? и т. д. В поиске нестандартных решений необходимо научить детей найти такие скрытые свойства объекта, которые позволят этому объекту выполнять другие функции. 
Разработка креативного занятия по предмету «Математика» для учеников 3 класса.
Блок 1. Мотивация. Применение творчества оживляет познавательный интерес. Одна из главных целей – возбуждение у учеников эмоционального отношения к заданию, а затем, на этапе вдохновения, постараться уберечь эмоции от посторонних помех. Толчком к эмоциям выступает мотивация (удивление, сюрприз). Еще Сократ говорил: «Удивление – есть начало всякой мудрости». Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания – все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности младших школьников.
  1. Бревно надо распилить на 5 частей. Сколько распилов нужно сделать?
  2. Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
  3. Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля?
  4. Сколько концов у 72 с половиной палок?
Блок 2. Содержательная часть программы курса. Здесь следует учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической или технической легкости. Важно, чтобы эти способности были положительно оценены другими людьми. Данный блок содержит программный материал, предполагает системное мышление с применением творческих способностей (15–20 минут).
Класс работает по группам. Каждая группа получает набор карточек. Задание – как можно быстрее обсудить задачи и дать ответ.
1. В клетке находятся три кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как это случилось?
2. На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?
3. Два игрока играли в шахматы друг с другом 2 часа. Сколько времени играл каждый?
4. Пастуха спросили, сколько у него гусей. Он ответил: "Один впереди двух идет, один двух подгоняет, один посередине идет". Сколько гусей пас пастух?
5. Что легче – килограмм ваты или килограмм железа?
6. Упряжка из трех лошадей проделала путь в 60 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь?
Блок 3. Психологическая разгрузка. Этот блок обеспечивает психологическую разгрузку для «отдыха мозга» и оптимальной работы полушарий головного мозга.
Аутотренинг. Учитель говорит: «Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. (Упражнение повторить 2–3 раза)».
Использование игровых расслабляющих упражнений позволяют снять эмоциональное напряженность. Отмечается, что психологический комфорт заметно повышает работоспособность класса. В итоге это приводит к более качественному усвоению знаний.
Блок 4. Интеллектуальная разминка. Она позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке. Интеллектуальная разминка содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений. Психологическая ценность данного компонента урока для учащихся заключается в том, что закрепляются способы и правила умственной работы, выявляются приемы, обеспечивающие повышенную продуктивность мышления.
Что же включает в себя интеллектуальная разминка? Это и тренировка памяти – зрительной и слуховой, и логически – поисковые задания, и нестандартные задачи, и, даже, веселые переменки.
Очень нравятся детям логически – поисковые задания, в которых перемежаются задания из области математики и русского языка, чтения и музыки. Такое чередование заданий способствует гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Какие же это задания? Вот некоторые из них.
Закончить крылатые выражения, встречающиеся во многих сказках:
Поди туда – не знаю куда, -----------------------------------------------------
Скоро сказка сказывается, -----------------------------------------------------
Я там был, мед-пиво пил, ------------------------------------------------------
Жили-были ---------------------------------------------------------------------- и др.
Или: Катя – сестра Вовы. Оля – подруга Кати. Ваня – брат Оли. Миша – брат Вани. Кто брат Кати? Подчеркни
ВОВА ВАНЯ МИША СЕРЕЖА ИГОРЬ ОЛЕГ
Можно использовать и графические диктанты. Они помогуторганизовать как индивидуальную, так и групповую работу.все учащиеся легко справляются с материалом и прекрасно его усваивают приэтом задания вызывают у них огромный интерес, а также формируется внимание, глазомер, фантазия, образное мышление.
Блок 5. Резюме. Последним блоком в структуре креативного урока является резюме. На этом этапе учитель подводит краткие итоги урока и устно осуществляет обратную связь с учащимися, выявляет их мнение об уроке. Как вариант он просит детей оценить сам урок (интересно – не интересно, понравилось – не понравилось и т. д.), например, с помощью двух специальных карточек-картинок, на которых изображены рожицы – грустная и улыбающаяся. Показывая одну из этих карточек, дети дают оценку уроку, то есть речь идет о качественной и эмоциональной оценке урока. Возможны другие варианты оценки со стороны детей. Их нужно сочетать.
Примеры самооценки на уроке
1. "Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
2. «Поезд».
На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
3. Молодец! Хорошо! Могу работать лучше!     

4. «Для меня сегодняшний урок…».
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

 
 
 
 
 
 
 
5. Лист самооценки работы в группе
 

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

 

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

 

 

 

 

 

При разногласиях я принимаю другое решение

 

 

 

 

 

Большинство решений предложено мной

 

 

 

 

 

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

 

 

 

 

 

Работать в паре труднее, чем одному

 

 

 

 

 

Мне интереснее и полезнее работать в паре

 

 

 

 

 

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

 -+ у тебя возникли затруднения,

 но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

               
 
Дополнительный вариант качественной и эмоциональной оценки урока – детям предлагается закрыть глаза. Далее учитель просит поднять руки тех, кому урок понравился, затем тех, кому урок не понравился. Все это делается с закрытыми глазами. Однако даже такая примитивная оценка урока позволяет учителю внести необходимые коррективы в содержание урока и методику его проведения. Важность интеллектуальной активности ребенка и усилий по регуляции собственной активности отмечается как главное условие пробуждения и роста способностей.
Развитие способностей к самоуправлению в творческой деятельности осуществляется через рефлексию. Рефлексия в школьном возрасте проявляется с двух сторон: как оценка задачи, которую надо решать, и как оценка своих ресурсов: могу ли я данную задачу решить.
В данном компоненте урока предусмотрены развитие навыков качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности; рецензирование; дискутирование; индивидуальное и коллективное планирование знаний; исключение «неработающих» средств, задач; проверка достижения целей; использование тестов контроля за качеством усвоения и уровнями развития.
Главная цель работы учителя с детьми – научить их мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Главное – вера в ребенка, уважение к нему, как к личности, стремление помочь ему в достижении успеха.
Детское творчество неисчерпаемо. В нем присутствует порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Успех в творчестве всегда достигается на основе увлеченности. Любое творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.
 
Ссылки на источники
  1. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухов/ Издательство Московского университета, 1981 г.
  2. Матюгин И.Ю. Магия памяти. - Сталкер.: 1998 г.
  3. Шрагина Л.И. Логика воображения. - М.: Народное образование, 2001.
  4. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. – М.:Паритет-МВ, 2006.
  5. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с
  6. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
  7. Лазарев Т., Арефьева И. Практическое руководство по разработке школьных проектов / Т.Лазарев, И.Арефьева. – Петрозаводск, 2010.
  8. Педагогические основы современного образования./ Под редакцией В.Г.Гульчевской. Издательство Ростовского Областного ИПК и ПРО, 2006 г.
  9. Голубь.В.Т. Графические диктанты. Москва «ВАКО», 2009 г

Похожие публикации