Войти / Зарегистрироваться

Ассоциативная композиция на уроках композиции в педагогическом колледже

Получить свидетельство
Автор: Просвирнина Татьяна Анатольевна

В процессе занятий изобразительным искусством, будущий учитель изобразительного искусства учится видеть и понимать прекрасное, как непосредственно в окружающей жизни, так и в произведениях искусства. У учащегося педагогического колледжа формируется эмоционально-эстетическое отношение к познавательным объектам и явлениям, и что особенно важно, с помощью карандаша и кисти, через практическую деятельность, он сам учится и учит детей в процессе педагогической практики создавать прекрасное.
Личное художественное и педагогическое творчество учителя является непременным условием успешности и качественности педагогического процесса в целом. Имеет место взаимное влияние творчества учеников и учителя. С одной стороны, ученики стимулируют педагога к поиску новых выразительных средств, форм, новых креативных заданий, новых тем в искусстве. С другой стороны, творческий педагог, постоянно сам работая в качестве художника, рад поделиться с учениками своими открытиями, находками.
При всей значимости глубоких теоретических знаний законов композиции их профессиональному педагогу-художнику далеко недостаточно. Ведь он должен быть не только грамотным, мыслящим, но и практически созидающим художественно-композиционные ценности профессионалом. Для этого он должен обладать тонким композиционно-образным чувством гармонии, системной целостности, художественной выразительности, пластического и стилевого единства как системообразующих факторов его профессионального творчества и неотъемлемой составляющей его художественного мастерства [1].
Одной из важнейших задач практического курса «композиции» стало формирование у будущих специалистов способности сознательно осуществлять синтез образного и логического, как существенной характеристики психологии их творческого мышления и практического действия. Эта задача может быть успешно решена, если на каждом шагу строго последовательно соблюдать требования системности, целостности и комплексности развития всех составляющих профессионального мастерства будущего специалиста, независимо от характера выполняемой им учебной работы.
Изучение закономерностей композиции помогает грамотно, с учетом творческой индивидуальности художника-педагога использовать выразительные средства изобразительного и декоративно-прикладного искусства в практической работе, сокращает путь поиска наилучшего решения.
Теме «ассоциативная композиция» отводится серия уроков. В учебном процессе предложенных уроков реализуются следующие дидактические принципы системы НФТМ у [2, с. 21]:
- принцип развития и воспитания личности через творчество;
- принцип непрерывности творческого развития;
- принцип преемственности творческого развития;
- принцип поисковой деятельности;
- принцип творческой самореализации;
- принцип положительного эмоционального фона;
- принцип предметной интеграции с методологией творчества ТРИЗ;
- принцип формирования системного мышления;
- принцип демократизации учебного процесса;
- принцип «Docendo discimus» («Уча – учимся сами»);
- принцип демократизации учебного процесса.
Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМу предусматривают реализацию указанных основных дидактических принципов через изменение структуры креативных уроков и их оригинальное содержание.
Выполнение творческой композиции – очень сложный, но интересный путь, который приходится пройти каждому творческому человеку, как учителю, так и ученику. Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей. БСЭ определяет этот термин как «построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие». В практических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирования пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т. д.) [3].
Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:
- характеристики и свойства элементов композиции;
- структурную организацию элементов композиции.
Рассмотрим сдвоенный урок по теме «Ассоциативная композиция».
По данной теме в программе по предмету «Композиция», в педагогическом колледже, отводится серия уроков. В статье описан вариант сдвоенного урока предметно-практической деятельности как мощного средства познания и развития.
При введении в программу темы «ассоциативная композиция» возникла необходимость систематизации некоторых теоретических основ, рассчитанных на различный уровень подготовки студентов, усвоения ими знаний и овладения трудовыми умениями, технологией и техниками выполнения работ.
Целью урока: выполнить ассоциативную композицию на тему «Времена года».
Задачи урока:
1. Предметно-информационная составляющая:
  • Знакомство с новыми понятиями – ассоциативная композиция, абстрактная композиция, монотипия, эстамп;
  • Знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы: монотипия, эстамп, имитация различных материалов изобразительными материалами.
2.  Деятельно-коммуникативная составляющая:
  • Освоение различных техник и приемов работы художественными материалами;
  • Развитие абстрактного мышления, умения творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.
3.  Личностно-ориентационная составляющая:
  • Воспитание усидчивости, аккуратности в работе;
  • Воспитание разнообразных эмоций, чувства восторга от просмотра картин, прослушивания музыки и стихов, интересной работы, яркой красочной палитры.
Структура урока.
1. Блок мотивации
В начале урока была представлена презентация «Пейзажи природы в картинах русских художников». Студентам было предложено анализировать картины художников, их цветовую палитру, средства выразительности, искали сходство и различия этих произведений. По окончанию пришли к выводу, что основой передачи времен года является цветовые ассоциация. Так мы подошли к формулировке темы урока «ассоциативная композиция». Ассоциативная композиция – картина, написанная по ощущению, ассоциациям (могут присутствовать узнаваемые предметы, люди, явления и т. д.).
Студентам было предложено выучить дома и прочесть стихи о временах года.
 

На пруде

И. А. Бунин

Ясным утром на тихом пруде

Резво ласточки реют кругом,

Опускаются к самой воде,

Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,

А вокруг зеленеют луга,

И стоит, словно зеркало, пруд,

Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников,

С берегов опрокинулся лес,

И уходит узор облаков

В глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей,

Глубина – бесконечна, светла…

И доносится мерно с полей

Над водой тихий звон из села

Приход весны

Василий Жуковский

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод, –

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

 

 

* * *

Я люблю тебя, милая осень!

Ты пришла, и я снова живу!

Вечеров звездных тихая просинь,

Шепот ветра в сосновом бору...

Опрокинута красок палитра,

В сарафанах деревья пестрят,

По асфальту дорог антрацита,

Медных листьев пригоршни летят...

Веселит золотое убранство,

Ароматы осенней поры –

Это рдяно-червонное царство

 

 

* * *

А. А. Блок

Озябший лист касается земли.

И не слышны теперь июля грозы,

Скучают пожелтевшие берёзы,

О тёплых днях, которые ушли.

Танцуют листья свой прощальный блюз,

Красавцы клёны заиграли цветом.

И веточки с рябиновым браслетом,

С прохладой возрождают свой союз.

Природа в буйстве цвета разошлась,

Играя в рыжих красках, разгулялась.

Последними лучами наслаждаясь,

В осеннем вальсе медленно кружась..

И я под шелест грустного дождя,

В златую осень – осень колдовскую,

Сегодня о любви своей тоскую,

По роще позолоченной бродя.

 

После чтения стихов, студенты рассказывают свои впечатления о красках времен года, которые они представили, слушая стихи.
2. Блок содержательная часть
На предыдущих уроках мы с вами выполняли композиции на темы: пейзаж, натюрморт, где изображали реальные явления и предметы. Теперь нам предстоит выполнять ассоциативную композицию.
Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом с реальным объектом. Для абстрактных композиций характерно – отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, это спонтанное выражение внутреннего мира художника [4].
Педагог уточняет, можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивых стихов о состоянии природы в разные времена года.
- Как можно передать состояние природы красками?
Звуки разной силы можно изобразить соответствующими линиями: громкие – толстой линией, тихие – средней, едва уловимые – тонкой. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
- Можно, ли разнообразными линиями (тонкими, толстыми, волнистыми, ломаными, изысканными, кружевными, колючими, бархатными, нежными и т. д.) штрихом, пятном передать звук? Например, звук журчащего ручейка, рев водопада и т. д.
- Какими красками можно передать весну (яркую и звонкую, с журчанием ручьев и пением прилетевших птиц, пробуждающую природу)? Цветущие сады, теплые ливни и жаркое солнце, так неспешно благоухает запахами в сочных красках лето. Хороводом листьев самых разных оттенков, подгоняя прохладным ветром с каплями дождя, кружится в вальсе осень. Заковав в оковы, прикрыв уставшую землю снежным покрывалом, напевает вьюгой колыбельную, бережно охраняя сон природы зима.
Педагог демонстрирует на доске мелом приемы выполнения разнообразных линий. Предлагает студентам показать с помощью линий звук журчащего ручейка, рев водопада и т. д.
- Вот, это есть не что иное, как абстрагирование. Абстрагирование – это один из основных способов нашего мышления. Его результат – образование общих понятий и суждений и есть абстракция. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм.
Восприятие цвета – сложный процесс, обусловленный не только физическими, физиологическими, но и психологическими факторами. За долгий путь развития человеческого зрения, психологическое воздействие цвета совершенствовалось от элементарного цветоощущения до высоко развитого чувства цвета современного человека.
В психологии чувство цвета, в отличие от простого ощущения, понимается сложное, обогащенного восприятие цвета, когда возникают определенные образы, связанные с ними воспоминания, эмоции, психические состояния. То есть появляются ассоциации, связанные с цветом [5].
Физиологические воздействия цвета на человека:
  • красный – возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий. Активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания;
  • оранжевый – тонизирующий. Действует так же как и красный, но слабее;
  • желтый – физиологически оптимальный, наименее утомляющий.
  • зеленый – физиологически оптимальный, самый привычный для органа зрения, успокаивает;
  • голубой – успокаивающий;
  • синий – успокаивающее действие переходит в угнетающее;
  • фиолетовый – соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее действие.
 
Деятельность органов зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус и обоняние. Цветовые ощущения могут навевать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психологические состояния. Все это называется цветовыми ассоциациями, которые можно разделить на физические и эмоциональные (рис.3).
Физические ассоциации:
весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие);
температурные (теплые, холодные, горячие, колючие, ледяные, жгучие);
фактурные (шершавые, мягкие, жесткие, гладкие, скользкие);
акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные);
пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные).
Эмоциональные ассоциации:
позитивные(веселые, приятные, бодрые, оживление, лирические) (рис.2);
негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные) (рис.1);
нейтральные (спокойные, уравновешенные, безразличные).
3. Блок психологической разгрузки
1)     Упражнение «Коллективный пейзаж»
Цель: релаксация, сплочение группы, выравнивание эмоционального фона.
Порядок выполнения и инструкция: звучит музыка. Участники закрывают глаза. Ведущий начинает описывать картину, а участникам предлагается продолжить за ведущим «рисование» картины, добавляя к ней по одному, два элемента (словесно).
                                                             Рис.3. Ассоциативная композиция работы студентов
2)  
Упражнение «Цветик-семицветик»
Цель: сплочение группы, самовыражение и свободное творчество.
Порядок выполнения и инструкция: участник выбирает лист цветной бумаги любого цвета. Вырезает из него любую фигуру, наиболее емко отражающую его в данный момент. После окончания работы всеми участниками составляется коллективная картинка (можно все фигуры наклеить на ватман и повесить в комнате). Желательно после упражнения обсудить и проговорить свои чувства и ощущения до, после и во время работы.
3)  Упражнение «Воздушный шарик»
Цель: эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.
Порядок выполнения и инструкция Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом – «надувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».
Участников просят поделиться ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения, и самонаблюдениями, как по его ходу менялось их состояние.
4)  Упражнение «Что я представляю, когда слушаю музыку?»
Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства, развитие способности выражать свои чувства цветом, эмоциональное расслабление.
Ход упражнения: Участникам раздаются краски или цветные карандаши. Им предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и мате, послушать музыку. Во время прослушивания предлагается изобразить звуки музыки. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.
4. Блок головоломки – пословицы и поговорки о временах года
• Птица рада весне, а младенец матери.
• На чужой стороне и весна не красна!
• Прилетела бы чайка, а весна будет.
• Рано затает – долго не растает.
• Ранняя весна – много воды.
• Весна всё покажет.
• Гуси высоко летят – воды будет много; низко – мало.
• Весна красна цветами, осень – снопами.
• Лёд весенний тонет – на тяжёлый год.
• Ранние ласточки – к счастливому году.
5. Блок интеллектуальная разминка
Задание-игра по ассоциативно-формальной композиции
Преподаватель заготавливает карточки со словами (прилагательные, существительные, словосочетания), учащийся вытаскивает 3–4 карточки – составляет предложение и иллюстрирует ситуацию изобразительными средствами.
Например:
Ночь, кукла, комната, грустная;
Дорога, длинный, горы;
Неприятный, школа, утро, разговор;
Свидание, неожиданное, девушка;
Любовь, животное, рынок.
6. Блок содержательная часть
В начале второго урока преподаватель организует актуализацию знаний по различным техникам и технологиям выполнения живописных работ – это живопись акварельными, темперными, гуашевыми красками, отмывка, лессировка и т. д.
Затем учащиеся делают сообщение о новых художественных и выразительных средствах. Одним из эффективных методов ассоциативного стимулирования воображения являются упражнения в технике монотипии, которая служит своего рода символом случайного, свободной импровизацией изобразительного решения. Монотипия (от греческого monos – один, единственный и tupos – отпечаток) – это своеобразная техника, по внешнему виду близкая акварели или живописи жидким маслом (рис.4).
                                                           Рис. 4. Варианты работ в технике монотипия
Написанное жидкими красками изображение на металлической доске или стекле переносится на бумагу или холст с помощью офортного станка или ладони. При этом получается единственный в своем роде оттиск, который невозможно повторить.
Еще одно средство художественной выразительности – это эстамп из растительных форм (рис.5).
Эстамп (фр. estampe, от итал. stampa) – произведение графического искусства, представляющее собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Этот прием заключается в том, что окрашенные гуашью природные формы (лист, ветки, семена и т. д.) отпечатываются на листе бумаги, создавая определенную композицию.
                                                     Рис. 5. Варианты работ по теме «Эстамп»
Существует техника декорирования бумаги и ткани, называемая: «Мраморная бумага» (рис.6).
                                                 Рис.6. Варианты работ студентов по теме «Мраморная бумага»

Этот прием заключается в том, что разведенная жидкая масляная краска выливается в емкость с водой. Затем туда отпускается лист бумаги. Цветная масленная пленка отпечатывается на бумаге. Изображение может быть одноцветным и многоцветным, в зависимости от состава красочного слоя.
Перед выполнением практической работы учитель ставит перед студентами практическую задачу:
Выполните работу в рассмотренных на уроке художественных техниках и средствах (аппликация, коллаж, монотипия и т. д.).
Предлагает вспомнить алгоритм выполнения работы:
  1. Подготовьте материал для практической работы.
  2. Придумайте сюжет, который вы будете раскрывать в ассоциативной композиции на тему «Времена года».
  3. Соблюдайте композиционное расположение работы на листе. Наметьте карандашом, где будет располагаться ассоциативная композиция.
  4. Продумайте, в каком колористическом сочетании вы будете выполнять композицию.
 
   

 

Лободина М. «Осень»

Кривченко М. «Весна»

 

     

Бородина А. «Зима»

Беляева А. «Зима»

Володина А. «Осень»

     

Иванова Д. «Лето»

Клыкова Е. «Осень»

Шарко И. «Зима»

     

Осадчая Ю. «Весна. Дождь»

Ефремова О. «Весна»

Реутина Р. «Зимние узоры»

Рис. 7. Студенческие работы по теме

«Ассоциативная композиция. Времена года»

 
7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления
На следующем уроке предлагается выполнить задание по ассоциативной композиции на компьютере на любую тему:
  1. Цветопортрет души.
  2. Мой характер (холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник).
  3. Эмоциональные ассоциации (страх, печаль, радость, нежность, грубость, активность, спокойствие).
  4. Вкусовые ассоциации (кислое, сладкое, острое, соленое, горькое).
  5. Ассоциации страны (Египет, Япония, Русь, Индия, Америка, Испания, Африка).
  6. Ассоциация писателя (Толстой, Чехов, Носов, Лермонтов, Пушкин).
  7. Музыкальные ассоциации (симфония, романс, фортепианный концерт, марш, рэп, хип-хоп, диско).
  8. Аромаассоциации запаха (цветов, духов, нашатыря, хлорки, зелени, всевозможных запахов).
  9. Ассоциация «Времена года» (весна, лето, осень, зима).
  10. Ассоциация стихий (земля, вода, огонь, воздух).
8. Резюме
По окончании урока преподаватель организует со студентами обсуждение изученной темы. Предлагает им представить свои работы, отвечая на вопросы:
- Образ, какого явления или эмоции вы хотели передать в ассоциативной композиции?
- В каком колористическом сочетании вы создали композицию?
- С какими свойствами цвета вы работали?
- При решении, каких композиционных задач можно применять данные свойства цвета и колористические сочетания?
- На этом этапе учитель подводит итог урока.
Далее учитель просит учащихся закрыть глаза и поднять руки тех, кому урок понравился, затем тех, кому урок не понравился. Почти 85 % студентов ответили, что урок понравился, и они в дальнейшей практике будут применять такую методику ведения уроков.
 
Ссылки на источники
  1. Паранюшкин Р. В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств». – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 80 с.
  2. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утемов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТИ-ТРИЗ: учебное пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 109 с.
  3. Композиция// БСЭ. – 3-е изд. – М., 1973. – Т.12. – 593 с.
  4. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Пособие для учителей. – Минск. Изд-во «Беларусь», 2003. – 151 с.
  5. Паранюшкин Р. В. Цветоведение для художников: Колористика / Р. В. Паранюшкин, Г. Н. Хандова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 96 с.
  6. Визер В. Система цвета в живописи. Учебное пособие.– СПб.: Изд-во «Питер», 2004. – 192с.
  7. Иттен И. М. Искусство цвета. / Пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие Л. Монаховой. – М., Изд- во Д. Аронов, 2001. – 96 с.
Prosvirina Tatyana,
teacher of state educational institution of secondary professional education of Rostov region «Kamensky pedagogical College», majoring in Fine arts and technical drawing
prosvirninaTata@yandex.ru
Associative composition at the lessons of composition in Teachers Training College
Abstract. The article considers a new concept of associative composition, the opportunity to separate form from content by replacing realistic abstract objects, the use of unconventional materials, techniques and methods of work; provides innovative pedagogical technologies in a tiered system.
Key words: associative composition, association, abstraction, monotype, printmaking, «marbled paper».
 

Похожие публикации