Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
№ 307 Красноармейского района города Волгограда
Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР
Подготовила музыкальный
руководитель Айвазян К. А.
Волгоград 2013
«Музыкальная ритмика» - система педагогических средств, направленных на организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Музыка, движение и слово – это «три кита» лежат в основе ритмики
По мнению К. Орфа, именно ритмическая сторона должна стать начальной ступенью музыкального воспитания человека.
В наш детский сад в группу с ЗПР приходят дети из разных дошкольных учреждений. Важным этапом в коррекционной работе с такими детьми является первоначальное психолого-педагогическое обследование. Оно помогает выстроить прогноз решения как коррекционных, так и других задач, учитывая разноуровневое развитие детей, их индивидуально-психологические особенности.
Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.
Степень развития музыкально-ритмических и двигательных способностей детей нами оценивается по 6 уровням: критический, низкий, ниже среднего, средний,
выше среднего, высокий.
Обследование проводится по следующим параметрам: музыкальность, координация и ловкость движений, чувство ритма, объём двигательных навыков и творчество.
Результаты обследования на начальном этапе оказались довольно низкими. Это связано с особенностями развития детей с ЗПР: слабое внимание, память; не развита эмоционально-волевая сфера; задачи развития эмоциональной-волевой, познавательной и двигательной сферы присутствуют практически на всех занятиях, но реализуются они в определённой последовательности. Так, например, на занятиях с психологом дети знакомятся с различными эмоциями, а затем применяют и закрепляют умения в этюдах на занятиях К. Р. Часть же задач входит в той или иной степени в занятия каждого педагога в коррекционного детского сада. У детей почти отсутствует чувство ритма; дети плохо ориентируются в пространстве и не могут чётко координировать свои действия. В первую очередь, данную проблему мы решаем на музыкально-ритмических занятиях. Они имеют специфическую структуру. К традиционным разделам мы добавили упражнения коррекционного плана.
Структура музыкально-ритмического занятия.
- Ритмическая разминка.
- Упражнения на активизацию внимания, памяти и воображения.
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус
- Этюд, для развития выразительности мимики.
- Упражнения для развития речевых и мимических движений.
- Упражнения на координацию речи. Движения
- Релаксационное упражнение под музыку
Из-за отсутствия воображения, дети не могут себя творчески проявить.
Предложенная структура очень гибкая. Её разделы я варьируем в зависимости от того, как строится занятие, учитывая форму его проведения и тематику. Важно отметить, принцип чередования напряжения и расслабления во время занятия, что необходимо детям с ЗПР из-за особенностей их физического и психического развития. Другой важной составляющей этой части занятия являются разнообразные игры, двигательные и психологические этюды. Они решают сразу несколько задач снятие двигательной нагрузки и мышечного напряжения и выполнение роли связки при переходе от одного вида деятельности к другой. По такому же принципу построена и предложенная структура.
Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.
Говоря о значении ритмики, можно показать использование её элементов во всех разделах музыкально-ритмического занятия. Так, например, в разделе «Слушание музыки», в целях активизации внимания и увеличения объёма восприятия, мы используем приём оркестровки, а также приём сопровождения восприятия музыкально-двигательными реакциями. А в разделе «Пение» используем приёмы логопластики с целью лучшего запоминания слов, а также приём дирижирования, с помощью которого руки детей становятся плавными и свободными, а движения передают ритм, длительности, динамику и характер песен.
Приложение:
Старшая группа:
Упражнение «Вот такие звери»
Цель: развитие слухового внимания, выполнения подражательных движений.
На ознакомительном этапе дети с помощью педагога подбирают движения, характерные для данного животного и соответствующие характеру музыкальных отрывков. При необходимости педагог показывает движения. В дальнейшем педагог предлагает детям выполнять знакомые подражательные движения, меняя их со сменой музыки. Педагог может выбрать персонажи, знакомые детям, по своему усмотрению и на разных занятиях их менять.
Упражнение «Запомни своё место в колонне»
Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.
И. П. Дети стоят в колоне. Педагог предлагает им запомнить своё положение в колонне. Звучит музыка маршевого характера. Дети двигаются в колонне маршевым шагом. При сене музыки разбегаются врассыпную. На музыку марша они вновь должны выстроиться в колонну в том же порядке и продолжить шаг.
Упражнение «Слушай хлопки»
Цель: развитие способности программировать свои действия на основе условных сигналов и устойчивости, концентрации внимания.
И. П. Играющие идут по кругу или в свободном направлении. Когда педагог хлопает, а ладоши один раз, дети останавливаются и принимаю позу «аиста», если ведущий хлопает два раза, играющие должны принять позу «лягушки», на три хлопка играющие возобновляют ходьбу. В этом упражнении вместо хлопков можно использовать удары по бубну.
Подготовительная группа
Игра «Разведчик»
Цель: развитие наблюдательности и памяти, умения ориентироваться в пространстве.
В зале расставлены стулья в произвольном порядке. Педагог предлагает детям поиграть в «разведчиков». Он объясняет им: «Чтобы (командиру)» провести отряд, необходимо запомнить путь (разведчика)
Игра «Загадочный ритм»
Цель: развивать концентрацию внимания и слуховую память.
Оборудование: деревянные палочки или кубики.
Все сидят в кругу. Педагог задаёт метрическую пульсацию в одном из размеров 2/4 или 3\4, далее передаёт палочки ребёнку, который повторяет пульсацию и исполняет свою ритмическую фигуру в заданном размере. Далее палочки передаются следующему ребёнку. Его задача – повторить, и присоединить свою ритмическую фигуру и т. д.
Игра «Телефонная линия»
Цель: Помогать групповому взаимодействию, развивать осязательную чувствительность.
Дети сидят в ряд, один за другим. Ведущий ладонью прохлопывает ритмический рисунок по спине сидящего сзади. Его задача – передать этот ритмический рисунок дальше по цепочке, ориентируясь только на свои ощущения. Последний ребёнок, кому передано сообщение, должен его озвучить.