«Как без сплошного перебора
вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?»
Г. С. Альтшуллер
вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?»
Г. С. Альтшуллер
Дидактической основой авторской педагогической системы М. М. Зиновкиной многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ является интегративный цикл «Основы методологии творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления» (ОМТ и КИП), нацеленный на формирование готовности обучаемых к профессионально-творческой деятельности путем овладения ими современной методологией профессионального творчества.
Анализ открытой педагогической системы НФТМ-ТРИЗ и значительный опыт ее успешной реализации показывают, что возможности системы в области профессионально-творческого саморазвития обучаемых лишь обозначены и представляют огромный резерв для существенного повышения качества непрерывного креативного образования.
Существенным в этой системе является то, что она предусматривает опору на игру, особенно для дошкольного возраста. При этом для всех возрастов дошкольников и школьников учитывается периодизация психического развития ребенка, опора на искусство как эффективный способ развития творческих способностей, фантазии и воображения.
Таким образом, особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ состоит в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели.
Структура креативного урока по методологии творчества отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом [1].
Конспект занятия написан с использованием педагогической системы М. М. Зиновкиной и разделён на следующие блоки занятия [5].
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).
«Удивление есть начало всякой мудрости» (Сократ).
Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления или как его называют «эффект чуда».
Мотивация реализуется в процессе урока в виде объектов, например, игрушек, поражающих воображение ребенка загадочностью, тайной, неожиданной красотой решения.
Мы выбрали в качестве мотивации, присланное на электронную почту, письмо.
Блок 2. Содержательная часть.
Содержательная часть занятия на основе системного объединения с другими блоками направлена в целом на развитие творческого воображения и фантазии учащихся.
Эта часть включает ранние опыты, располагающие ребенка быть интеллектуально активным и заинтересованным в самостоятельном решении собственных проблем, в восприятии всего лучшего в окружающих, в восприятии себя как человека компетентного и уверенного.
В этой части ребята рассмотрят картинки грязных рук, побеседуют о правилах мытья рук и проведут опыт.
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Психологические и физиологические исследования показывают тесную связь между напряженной умственной и эмоциональной нагрузкой и напряжением скелетной мускулатуры, вегетативными сдвигами.
Общеизвестно, что систематические физические упражнения имеют огромное значение для поддержания работоспособности и здоровья.
Снижение психической напряженности на фоне мышечного расслабления проявляется в виде «раскрепощения» в общении, поведении, деятельности и проявлении чувств.
Поэтому мы в качестве психологической разгрузки выбрали спортивно- эмоциональную игру.
Блок 4. Головоломки.
Система головоломок, является новым дидактическим средством в системе креативного образования в системе НФТМ. Его главная функция – развитие парадоксального, творческого мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения. Кроме того, эта система головоломок пробуждает наблюдательность и любознательность, интерес ребенка к исследовательской деятельности и, как следствие, интеллектуальную активность.
В решении головоломок удовлетворяется и извечная человеческая потребность в игре. Игра превращается в своеобразную подготовку к творческой деятельности, обеспечивая развитие креативных качеств личности.
Не менее важна еще одна основная (мотивационная) функция системы головоломок – их способность побуждать интерес учащихся к изучаемому материалу, и вряд ли существует более эффективный способ мотивации.
В данном блоке детям предлагается игра-головоломка «Вакцина».
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Интеллектуальная разминка, как и головоломки, позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке.
Она содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений.
Психологическая ценность данного компонента занятия для обучающихся заключается в том, что закрепляются способы и правила умственной работы. Выявляются приемы, обеспечивающие повышенную продуктивность мышления; формируются навыки управления отдельными этапами творческого процесса принятия решений.
В качестве интеллектуальной разминки выступает игра «Верно или нет». Для смены поз и расслабления мышц, мы проводим эту игру стоя у своих парт.
Блок 6. Содержательная часть.
Рисование микробов в нетрадиционной технике, с помощью которой у детей развивается фантазия и мышление.
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления.
Обеспечивает мотивацию и развитие творческого мышления.
Блок 8. Резюме.
Обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.
Получениедолгожданного цветка с лепестками, который улыбается. Спасение девочки Маши и ее здоровья. Оценка эмоционального состояния от занятия. Получение сюрпризов.
Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ и педагогической системы НФТМ-ТРИЗ на тему «Микробы вокруг нас»
Цель занятия: изучение основных правил гигиены и формирование культуры здорового образа жизни дошкольников.
Необходимое оборудование: Видеопроектор, экран, ноутбук, карточки рук с микробами, лупы, баночки с водой, черный перец, жидкое мыло, игра «Вакцина», альбомный лист, акварель, черный маркер, кисти, стакан с водой, коктейльные трубочки, портативный принтер.
Блок 1. Мотивация.
Дети заходят в кабинета, садятся за парты и видят на доске видео письмо (рис. 1).
– П: Ребята, нам на электронную почту пришло письмо от злой королевы о маленькой девочке Маше. Хотите узнать, что в нем?
– Д: Да!
Включение видеописьма от злой королевы Микробицы, которая говорит сказочном голосом (рис. 2):
«Я злая королева Микробица из невидимого царства, где живут невидимые существа. Маша не любила мыть руки, причесывать волосы, умываться и я заколдовала её здоровье. Но вы можете её спаси. Я высылаю вам волшебный цветок здоровья, на котором нет ни одного лепестка. Колдовство исчезнет, если вы выполните задания и соберете все лепестки. Маша снова станет здоровой. Но вряд ли у вас это получится. Ха-Ха-Ха » (рис. 3).
- П: Попробуем спасти здоровье Маши и собрать все лепестки?
- Д: Конечно!
Рис. 1. Письмо. |
Рис. 2. Девочка Маша и злая королева Микробица |
Рис. 3. Заколдованный цветок.
Блок 2. Содержательная часть.
Рассматривание картинок, с помощью лупы, на которых нарисованы руки с очень маленькими микробами (рис. 4).
– П: Микробы – это очень-очень маленькие существа, поэтому мы их не видим. Но живут они повсюду. В земле, воде, воздухе, на всех предметах и даже на нас свами. И очень быстро размножаются. Есть безвредные микробы, но есть и опасные и если они через нос или рот попадают в организм человека, у него может заболеть горло или живот. Чтобы микробы не попали в организм человека, надо обязательно мыть руки [4].
Ребята, а когда надо мыть руки?
– Д: Ответы детей.
– П: Верно, руки надо мыть после прогулки, перед едой, после того, как погладишь животных… А руки надо мыть с мылом или можно помыть их просто водой?
– Д: Ответы детей.
– П: Микробы боятся мыла?
– Д: Да.
– П: Давайте мы сейчас свами это проверим.
Проведение опыта с перцем, водой и мылом. В баночку с водой сыплем немного черного перца, окунаем пальчик в мыло и смотрим что происходит.
– Д: Да, микробы правда бояться мыла!
– П: Конечно, руки надо мыть обязательно с мылом, а лучше с антибактериальным. Оно не только убивает микробы, но и не дает им размножаться в течение нескольких часов.
Ребята, вы справились с первым заданием злой королевы Микробицы и получаете первый лепесток.
Рис. 4. Руки с микробами.
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Спортивно-эмоциональная игра «Убеги от микроба» (рис.5).
Дети выходят из-за парт и встают на свободное пространство в конце кабинета.
– П: Ребята, сейчас на экране будут появляться микробы. Они будут выскакивать с разных сторон. Если микроб, появляется слева, вы бежите вправо. Если микроб, появляется справа, вы бежите влево. Если появляется снизу, вы подпрыгивайте, если падает сверху, приседаете и закрываете голову руками. Скорость появления микробов будет постепенно увеличиваться.
Ребята, вы справились и со вторым заданием и получаете второй лепесток.
Рис. 5. Физкультминутка.
Блок 4. Головоломка.
Игра-головоломка «Вакцина» (рис. 6).
Дети выходят из-за парт и садятся на ковер вкруг.
– П: Ребята, чтобы победить болезни, которые вызывают разные микробы и бактерии, люди изобретают вакцины (лекарства) и делают прививки. Мы с вами тоже попробуем изобрести вакцины из разных микробов.
У каждого из вас есть чашка и пинцет. В середине стоит банка с микробами разных цветов и форм. Я буду показывать вам карту, а вы должны собрать формулу вируса по этой карте. Для этого каждый с помощью пинцета раскладывает микробы в соответствии с карточкой. Задача игрока - найти вакцину. Для этого в пустой отсек нужно положить микроб, который отличается по форме и цвету от всех остальных микробов в вашей чашке. Кто справится с задание первым, забирает карточку себе. Тот, кто наберёт 5 карточек, становится победителем и получает приз – влажные антибактериальные салфетки.
– Д: Понятно, начинаем.
– П: Вы молодцы, справились и с третьим заданием и получаете еще один лепесток.
Рис.6 Игра-головоломка «Вакцина».
Блок 5: Интеллектуальная разминка.
Игра «Это правда или нет»?
Дети подходят к партам и встают рядом со своими стульчиками.
– П: Ребята, пришло время выполнять следующее задание для спасения Маши. Вы готовы?
– Д: Да.
– П: Микробица, прислала вам задания с вопросами, на которые вам нужно дать ответ. Если это правда, вам надо хлопать в ладоши, если это не правда, надо топать.
С экрана злая королева задает детям вопросы:
Я прошу вас дать ответ, это правда или нет:
– Чтоб с микробами не знать, надо дети закаляться?
– Никогда чтоб не хворать, надо целый день проспать?
– Если хочешь сильным быть, со спортом надобно дружить?
– Чтоб зимою не болеть, на улице вам надо петь?
– И от гриппа, от ангины вас спасают витамины?
– Будешь кушать лук, чеснок, тебя простуда не найдет?
– Хочешь самым крепким стать, сосульки начинай лизать?
– П: Вы справились и с этим заданием, получаете еще один лепесток для цветка здоровья.
Блок 6. Содержательная часть.
Рисование невидимых, но могущественных существ – микробов (рис. 7).
Дети садятся за парты.
– П: Сейчас вы попробуйте нарисовать микробов. Для этого посмотрите на образцы, висящие на доске, и попробуйте нарисовать черным маркером различные мордашки, с одним, двумя или даже тремя глазами. Затем возьмите на кисточку достаточное количество воды, немного акварели и придумайте тело этим монстрикам. По краю тела пройдитесь еще раз сырой кисточкой, потом возьмите каждый свою пластиковую трубочки и попробуйте выдуть им ножки, жгутики.
Вы отлично поработали и получаете еще один лепесток.
Рис.7 Образцы микробов.
Блок 7: Компьютерная игра.
«Какой микроб должен быть вместо знака вопроса»? (рис. 8)
На экране появляются две таблички с микробами.
– П: Ребята, сейчас мы с вами выполним следующее задание злой королевы. Посмотрите на экран. Злая королева заколдовала не только здоровье Маши, но и геометрические фигуры превратила в микробы. Да еще и спрятала по одному микробу. Нам нужно его найти и поставить вместо знака вопроса [3]. Давайте перехитрим эту злую волшебницу и выполним задание?
– Д: Давайте. (выполняют задание)
– П: Вы молодцы, перехитрили Микробицу, отыскали спрятанных микробов и выполнили задание, за что получаете еще один лепесток, последний.
Рис.8 Примеры компьютерной игры.
Блок 8: Резюме.
На экране появляется улыбающийся цветок, со всеми лепестками. И веселая девочка (рис. 9).
– П: Ребята, вы большие молодцы! Вы смогли победить злую королеву, справились со всеми заданиями и за это получаете цветок со всеми лепестками. Колдовство Микробицы теперь бессильно. Девочка Маша спасена! И обещает больше никогда не будет неряхой.
– Д: Ура!
– П: Ребята, выполняя задания злой королевы, вы не только спасли девочку, но и много узнали о микробах, о том, как с ними бороться. Вам понравилось занятие или может было трудно, а местами даже и страшно? Об этом мне поможет узнать волшебный принтер. Показывайте вашу эмоцию от занятия, а принтер, вам ее выдаст в виде наклейки-микроба. Какие могут быть эмоции? (рис. 10)
– Д: Радость, грусть, злость.
Дети по очереди берут в руки портативный принтер, показывают эмоцию и получают наклейку с микробом на котором та эмоция, которую они показали.
После получения наклейки с эмоцией, педагог задает вопросы, почему у ребенка именно такая эмоция от занятия, что ему понравилось или не понравилось на занятии.
– П: Ребята, спасибо вам за вашу смелость, ум, доброту и находчивость. И, пожалуйста не забывайте правила гигиены, чтобы не попасть в царство к злой королеве Микробице. Здоровья вам и до новых встреч.
Рис.9 Цветок Здоровья. Рис.10 Портативный принтер.
Ссылки на источники:
1. Зиновкина, М. М. НФТМ – ТРИЗ. Креативное образование XXI века (Теория и практика) / М.М. Зиновкина. Монография – М: МГИУ, 2007. – 306с.
2. Зиновкина, М.М. Увлекательные игры с Совёнком: Учебно-методическое пособие по развитию творческого мышления детей дошкольного возраста. / М.М. Зиновкина, П.М. Горев, В.В. Утёмов. – Киров: изд-во МЦИТО, 2015. – 120с., ил.
3. Корзун, А.В. Веселая дидактика. Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками / А.В. Корзун. – 2000г.- 72с.
4. Ульева, Е. А.. Энциклопедия для малышей в сказках. Все, что ваш ребенок должен узнать до школы" / Е.А. Ульева. - Феникс – премьер, 2022 г.- 96 с.
5. Утёмов, В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ / В.В. Утёмов, М. М. Зиновкина. - Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2841–2845. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
5. Утёмов, В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ / В.В. Утёмов, М. М. Зиновкина. - Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2841–2845. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.