Решение одной из самых важных стратегических задач российского общества – перехода к инновационному типу развития, предполагает активизацию процессов поиска, подготовки и реализации актуальных и эффективных нововведений и их распространение на все сферы общественной жизни. В эпоху перемен особенно остро ощущается актуальность известной истины – «кадры решают все». Не природные ресурсы, не финансы, не инфраструктура, которые являются вторичными, а именно интеллектуальные ресурсы, человеческий капитал становятся решающим фактором развития общества. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится способность его обеспечивать социальное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки продуктов интеллектуальной деятельности, ассимиляции результатов этой деятельности [1].
В этих условиях особое значение приобретают социально-экономические механизмы, регулирующие интеллектуальное, духовное развитие общества, непосредственно воздействующие на формирование сознания современного человека. Готовность к инновационным переменам, к участию в инновационных процессах, принятию инновации как особой ценности является условием их успешного осуществления. В то же время существует глубокое противоречие между количеством, качеством и масштабностью социально-экономических проблем и отсталостью, архаичностью принимаемых управленческих решений.
В регионах наблюдается низкий уровень инновационной и изобретательской активности предприятий. Проблема такого низкого результирующего показателя внедрения новых технологий во многом связана с дефицитом кадров, способных реализовать инновационные проекты. В учебных пособиях по инновационному менеджменту процесс вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот завершается рассмотрением процесса передачи технологии или коммерциализацией инновации. Однако для предприятий, которые приобретают ту или иную технологию у наукоемких фирм, процесс освоения инновации только начинается с этого момента. Отсутствие у большинства предприятий опыта внедрения новых и улучшающих технологий приводит к возникновению множества проблем, которые требуют своего разрешения на методологическом уровне.
Продвижение на рынок и реализация разработанной научной продукции требует особых знаний. Специалисту в области управления инновациями необходимо обладать не только инженерными знаниями и иметь профессиональную экономическую подготовку, но еще и быть творчески одаренной личностью с яркой индивидуальностью. В настоящее время остро стоит проблема нехватки именно таких высококвалифицированных специалистов со знаниями основ системного мышления, методов преодоления психологической инерции, инструментов теории решения изобретательских (творческих) задач.
В статье описан сценарий семинара по дисциплине «Инновационный менеджмент» с применением методов развития творческого мышления у студентов.
1. Блок 1 (мотивация). Преподаватель просит студентов достать чистый лист бумаги, закрыть глаза и сложить лист пополам. Затем следует просьба найти левый нижний угол листа и оторвать его, еще раз сложить лист бумаги пополам, найти верхний правый угол листа и тоже оторвать. Все действия необходимо выполнить с закрытыми глазами. Когда все справились с задачей, преподаватель просит студентов открыть глаза, развернуть лист бумаги и показать друг другу, что же у них получилось. Как правило, у всех получается по-разному.
Вопрос к студентам: «Почему же так получилось?». Ответы, как правило, тоже самые разные, но в результате дискуссии, все приходят к мнению, что получается по-разному по той простой причине, что каждый человек индивидуальность и в силу этого каждый человек информацию воспринимает по-своему (слышит по-другому).
Блок 2 (содержательная часть).
Главная цель инновационного менеджмента – результативность инновационного процесса, т.е. максимизация эффекта от коммерциализации нововведения. Достижение этой цели определяется эффективным управлением такими аспектами инновационной деятельности, как:
- Поиск инновационных идей.
- Организация разработки новации.
- Реализация внедрения и распространения инновации.
Остановимся подробнее на первом аспекте – поиске инновационных идей.
Итак, процесс нововведений начинается с зарождения замысла об изменении, когда у человека появляется желание что-либо изменить к лучшему. Задачей менеджера на этапе поиска инновационных идей является стимулирование творческой деятельности членов трудового коллектива по выработке неординарных решений. Для генерирования идей используются различные методы, в частности:
- «Мозговой штурм».
- Синектика.
- Метод ассоциаций и аналогий.
- Метод фокальных объектов.
Разберем суть этих методов.
1. «Мозговой штурм» состоит в совместном выдвижении идей по интересующей проблеме для последующего выбора наиболее рациональной мысли. При этом процессы выработки решений и оценки их значимости и целесообразности разделены. Подобный прием повышает результативность творческой деятельности за счет раскрепощения ее участников. Как происходит «мозговой штурм»?
Организуется заседание специалистов по данной проблеме, при этом создаются условия для свободного обмена идеями в непринужденной атмосфере. Для стимулирования творческой активности стены помещения могут быть украшены картинами в стиле абстракционизма. В процессе «штурма» участники высказывают свои соображения по поводу поставленной задачи, причем они могут носить шуточный характер. На данном этапе ничего не обсуждается и не критикуется, а предлагаются только идеи (обсуждать и критиковать чужие идеи запрещается).
Высказывания участников «мозгового штурма» протоколируются, затем анализируются экспертами, которые выбирают наиболее рациональные идеи.
2. Синектика использует те же правила, которые применяются при «мозговом штурме». Отличия заключаются в том, что для генерирования идей привлекаются специалисты из различных областей, смежных с той, в которой сформулирована проблема (стык различных дисциплин). Этот прием позволяет повысить оригинальность и качество предлагаемых идей, так как участники свободны от стереотипов при выработке решения, и не обременены специальными знаниями, в рамках которых могут выдвигаться идеи. Иначе говоря, синектика используется для расширения видения проблемы и снижения зависимости от мнений узкоквалифицированных специалистов.
3. Метод ассоциаций и аналогий основан на применении различных ассоциаций и аналогий при формировании идеи. Поиск новых идей осуществляют с помощью различного типа аналогий. Используются прямая, личная, фантастическая и символическая виды аналогий.
Прямая аналогия – сравнение характеристик нового продукта (процесса) с параметрами аналогичного продукта (процесса). В этом случае выбирается базовый (эталонный) образец, с которым осуществляется сравнение. Надо ответить на вопрос: как решаются подобные задачи в других областях техники, в быту, в природе? Например, изучается опыт ведения хозяйственной деятельности компании-конкурента для использования на своем предприятии.
Личная аналогия (эмпатия) – вживание в образ, при котором разработчики новой продукции отождествляют себя с потребителями данной продукции и используют собственные ощущения для определения запросов покупателей.
Фантастическая аналогия – представление вещей такими, какими мы хотели бы их видеть. При поиске новых идей прибегают к помощи сказочных и фантастических персонажей, животных, растений – золотой рыбки, волшебной палочки и т.д. Например, по легенде формула бензола была открыта Кекуле с помощью фантастической картинки – он представил себе обезьян, которые сплелись в кольцо, ухватив последовательно друг друга за хвост.
Символическая аналогия – обобщенная аналогия, в которой используются символы (например, экономико-математические модели) или необходимо найти сочетание слов, которое в парадоксальной форме или в виде яркой метафоры охарактеризовало бы суть задачи или объекта (например, «Обыкновенное чудо»).
4. Метод фокальных объектов предложен Ч. Вайтингом (США, 1953 г.) для создания объектов с новыми свойствами. Суть метода состоит в присвоении признаков случайно выбранных объектов к изменяемому объекту, который лежит как бы в фокусе переноса. Этот объект называется фокальным.
Метод осуществляется следующим образом: выбирается фокальный объект. Произвольным образом находятся случайные объекты, и составляется перечень свойств, характерных для этих случайных объектов. Свойства случайных объектов присоединяются к фокальному, и затем предлагаются идеи о том, каким будет фокальный объект с новыми, не характерными для него признаками. Далее осуществляется развитие идеи с использованием ассоциативного мышления. Заключительным этапом является оценка и выбор идеи.
Основная идея метода заключается в преодолении психологической инерции, связанной с объектом исследования, установить его ассоциативные связи с различными случайными объектами.
Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства [2].
Блок 3 (психологическая разгрузка «Учись играть – учись, играя»).
Пример. Организовать небольшой музыкальный перерыв: изображаем джем-сешн (африканские ударные инструменты), используя имеющиеся предметы (расчески, папки и т.д.). Ведущий музыкант выбирает мелодию, задает темп, начинает игру и определяет стиль. После этого – уже дело ансамбля демонстрировать дисциплинированность или свободу, вести или аккомпанировать, сосредоточиваться на теме или «уходить» в аранжировки.
Блок 4+5 (интеллектуальная разминка с включением головоломок).
1. Вопросы для разминки (к примеру):
а)Вспомните,где в Москве Остап Бендер попал под лошадь?
б) По чему ходил Петр Первый?
2. Разные головоломки и упражнения по преодолению инерции мышления:
- инерция привычной функции и функциональной направленности;
- инерция привычной формы, привычного внешнего вида;
- инерция привычных свойств, состояний, параметров;
- инерция несуществующего запрета;
- инерция привычного действия и т. д. [3].
Блок 6 (содержательная часть).
Творческий поиск – поиск и выбор вариантов решения, направленного на устранение неопределенности в условиях нестандартной ситуации (проблемы, задачи). При этом решение творческой задачи должно быть: физически осуществимым, т.е. соответствовать законам природы; реализуемым, т. е. соответствовать ресурсам и потенциалу личности или общества; полезным или выгодным как в личном и общественном, так и в других планах.
В 40-е годы ХХ столетия стали применяться эвристические методы, направленные на преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения и расширение поля творческого поиска.
Эвристика – это метод анализа явлений и процессов, а также принятия решений, основанных на интуиции, находчивости, аналогиях, опыте, изобретательности, опирающийся на свойства человеческого мозга и способности человека решать задачи, для которых формальный математический алгоритм, способ решения не известен. К эвристическим относят следующие методы:
- Методы психологической активизации творчества – специальные психологические методы, позволяющие избежать инерционной направленности поиска, вводящие элементы случайности, непредусмотренности, активизирующие ассоциативные способности человека, увеличивающие число проб и вариантов решений: мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов и др.
Примеры эвристических методов
- Методы систематизации перебора – методы, позволяющие систематизировать перебор вариантов решения, не уменьшая их числа, а также исключить повторы, возврат к одним и тем же идеям: морфологический анализ, метод контрольных вопросов и др.
- Методы направленного творческого поиска – алгоритмические методы, обеспечивающие: направленность поиска решения путем формирования поисковых ограничений, выводящих в оперативную зону задачи; резкое сужение зоны поиска в результате использования законов развития технических систем; оптимизацию поиска путем ступенчатого расширения и сужения зоны поиска в зависимости от уровней сложности решаемых задач: алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), методы развития творческого воображения и фантазии (РТВиФ).
Перспектива развития эвристических методов: ориентация методов поиска творческого решения в направлении прогнозирования развития объекта и событий как в реальном режиме времени (оперативное прогнозирование), так и на дальнюю и среднюю перспективы (перспективное прогнозирование) [4].
Творческое задание студентам. Выполняется группами (5–7 человек) методами мозгового штурма, фокальных объектов.
Экзамен «сделай сам» (экзамен, где нет вопросов). Изобрести летательный аппарат из предложенных материалов: кусок алюминиевой фольги, восточные деревянные палочки для еды, скрепки различных размеров, канцелярский клей. Условие: победит та группа, у которой аппарат пролетит дальше всех.
Блок 7 (резюме). На этом наши занятия завершаются. Творческое задание на следующий семинар: фотоэкспозиция (использование не слов, а фотографий, символов и изображений) на определенную тему/идею.
Ссылкинаисточники
- Полякова А. Г. Обеспечение устойчивого развития муниципального образования в процессе эволюции: дисс. …канд. эконом. наук. – Тюмень, 2003.
- Утемов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
- Горев П. М., Утемов В. В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 112 с.
- Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утемов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: учебное пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 109 с.
Svetlana Pavlova,
Candidate of Economic Sciences, associate professor, leading researcher of the regional innovative economy department of the Scientific and research Institute for Regional Economics of the North of the North-Eastern Federal University named by M.K. Ammosov, Yakutsk
Using of the NFTM-TRIZ methods on seminars of discipline «Innovative Management»
Abstract. The article application of methods for development the creative thinking on a practical training to develop innovative ideas for the students of institution of higher education is considered.
Key words: innovative management, creative challenges, overcoming of psychological inertia.