Одной их отличительных черт современной концепции образования является внедрение инклюзивных практик, развитие философии доступной образовательной среды. Организация образовательного процесса, в который с равной степенью активности вовлечены обучающиеся, не имеющие трудностей со здоровьем, и обучающиеся с ОВЗ, - требование, которое предъявляет современная ситуация к педагогу как в сфере дошкольного, школьного, так и дополнительного образования. Следовательно, преподаватель (педагог, учитель) должен владеть не только широким кругом знаний в сфере педагогики, преподаваемых дисциплин, но и понимать особенности психического и физического состояния ребенка с ОВЗ. Кроме того, от преподавателя требуется умение выстроить гармоничные отношения в коллективе, в котором реализуются инклюзивные практики.
Нарушение зрения – одна из причин отклоняющегося развития ребенка. К категории слепых и слабовидящих относятся дети с разнообразными видами нарушений зрительного восприятия. Слабовидящими считаются дети, обладающие остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки). Специальные исследования показали, что для слабовидящих характерно недоразвитие сферы чувственного познания. Это проявляется в различных изменениях психического и физического развития. Так, у детей с указанной особенностью здоровья наблюдается снижение зрительной работоспособности, нарушение скорости восприятия. Запас их зрительных впечатлений - меньший, чем у детей с нормальным зрением, зрительные представления менее четкие, менее яркие. Наблюдаются также затруднения в определении направления, в установлении местонахождения объекта. Дети испытывают трудности при обучении чтению, письму. Как отмечают специалисты, у слабовидящих детей нередко страдает речевая деятельность, что проявляется, «в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудности актуализации словаря» [1].
Тем не менее, воспитываясь, обучаясь в одном коллективе с детьми с нормальным зрением, слабовидящие дети приобретают новые возможности для активного развития познавательного (учебного), творческого (креативного), коммуникативного потенциала. Это очень ярко проявляется в сфере дополнительного образования.Как справедливо отмечает педагог-психолог Светлана Самоукова, «в дополнительном образовании познавательная активность детей выходит за рамки образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик: дети и подростки получают широкий опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности» [2].
Опыт показывает, что обучающиеся с нарушением зрения быстрее осваиваются в коллективе, если преподаватели, дети оказывают им эмоциональную поддержку, выражаемую посредством деликатных прикосновений, рукопожатий. На занятиях по хоровому пению дети с нормальным зрением берут слабовидящих товарищей за руку и помогают им разместиться в зале, на сцене. Преподаватель помогает жестикулировать, дирижировать.
Живой интерес вызывает у детей с ОВЗ возможность тактильно исследовать объекты: реквизит, игрушки, используемые на занятиях, и т.п. Это, среди прочего, способствует стимуляции речевой активности. Тактильные ощущения помогают учащимся со слабовидением легче включаться в диалог, делиться своими впечатлениями, что подтверждается результатами фронтальных опросов на занятиях по хоровому пению.
Далее будет предложена технологическая карта урока по хоровому пению в подготовительном классе музыкального отделения ДШИ. В группе занимается 15 человек, трое детей имеют ограниченные возможности здоровья (слабовидящие). Дети занимаются вместе в течение 7 месяцев, с начала учебного года. Уверенно чувствовать себя в новом коллективе, решать единые творческие задачи учащиеся с ОВЗ начали примерно с 3-го месяца. По наблюдению преподавателя и родителей, интерес к совместному музицированию проявился у всех детей сразу.
Технологическая карта урока по теме «Музыкально-игровая драматизация» в ДШИ (предмет «Хоровое пение»)
Класс: подготовительный.
Количество детей – 15, количество детей с ОВЗ – 3: обучающееся с нарушением зрения (слабовидящие дети).
Модуль: музыкальное искусство, хоровое пение.
Тема учебного занятия: «Музыкально-игровая драматизация».
Продолжительность учебного занятия: 40 минут.
Тип учебного занятия: практическое, комбинированное.
Цель: сформировать у детей опыт совместного творчества средствами музыкально-театрального искусства.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- освоить инструктивный и художественный репертуар;
- ввести в активный лексикон детей понятия «партнер», «инсценировка», «импровизация»;
- научить детей партнерской работе в парах, ансамбле, хоровом коллективе.
2. Развивающие:
- развить навык творческой коммуникации в инклюзивной группе;
- развить навык работы на сценической площадке.
3. Воспитательные:
- воспитать навык межличностной коммуникации в инклюзивной группе;
- предложить партнерские формы вовлечения детей с ОВЗ в совместную творческую деятельность;
- закрепить формы корректных, уважительных взаимоотношений в инклюзивной группе.
Технология: развивающего обучения с элементами проектной деятельности.
Методы обучения:
а) общепедагогические: наглядный практический, эвристический, репродуктивный (воспроизведение показанного педагогом упражнения, приема);
б) специфические методы музыкальной и музыкально-театральной педагогики: концентрический (М. Глинка), фонетический, фонопедический, имитационно-пластический, актерско-импровизационный методы, синтетический речеголосовой и физический тренинг.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная (выполнение упражнений, музыкально-плаcтические этюды, драматизация песен), групповая (ансамблевые импровизации: формы поддержки учащихся с ОВЗ выбираются детьми), индивидуальная (сольные импровизации).
Ресурсы для проведения урока: зал со сценой, рояль или фортепиано, стулья, скамьи, реквизит и элементы костюмов; планшет или фото-, видеокамера.
Основные понятия: импровизация, партнерство, поддержка, ансамбль, совместное музицирование.
Технологическая карта урока (занятия)
№ п/п |
Этапы урока / Время |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
|
Общеобразовательная программа |
ОВЗ Слабовидящие дети |
||||
1. |
Организационный этап, 3 минуты |
а) встречает детей, приветствует; б) помогает разместиться в классе; организует музыкальную «перекличку». Преподаватель пропевает: «Кто сегодня к нам пришел?», а дети пропевают свое имя. Преподаватель заранее готовит пространство класса. Для данного занятия стулья ставятся большим полукругом перед сценой. Пространство сцены свободно |
Входят в класс, приветствуют преподавателя, концертмейстера, друг друга, оставляют нотные папки, личные вещи на полках, размещаются по указанию преподавателя, вовлекаются в музыкальную игру-перекличку |
Входят в класс, приветствуют преподавателя, концертмейстера, друг друга, при помощи преподавателя или другого обучающегося оставляют вещи на полке; при помощи преподавателя, размещается в классе; вовлекаются в музыкальную игру-перекличку |
Создание позитивного эмоционального настроя |
2. |
Целеполагание и мотивация, 5 минут |
а) показывает приготовленный для работы над инструктивным и художественным репертуаром реквизит; б) организует фронтальный опрос. Преподаватель спрашивает у детей, для каких попевок, песен нужны показанные предметы: корзина, цветы (искусственные подсолнухи), кот (мягкая игрушка), гном в колпаке (игрушка-рукавичка); в) задает вопросы, связывающие зрительные, тактильные, слуховые и вокальные ощущения: - «На что похожи подсолнухи?» (предполагаемый ответ: на солнце); - «Каким будет звук во фразах про подсолнухи?» (солнечным, ярким, согревающим); - «Какая борода у гнома? Каким будет звук в куплете?» (мягкая, пушистая – мягкий, пушистый); - «Сколько заплаток на колпачке? Какие они на ощупь?» (пять; бархатистые, приятные); «Сможем передать это в звуке?»; г) предлагает приступить к интересной работе над песнями с реквизитом, которым нужно всем научиться пользоваться. |
а) рассматривают предметы, трогают их; б) отвечают на вопросы: корзина – для барана в песне «Покупал баран баранки»; подсолнухи – для барашков и овечек в той же песне; котик – для колыбельной «У кота-воркота»; гном – для песни «Пестрый колпачок»; в) дают ответы на вопросы о качестве звука |
Пункты «а - в» совпадают г) уделяют большее внимание тактильному исследованию предметов |
Регулятивные УУД: - целеполагание
Личностные УУД: - интерес к учебному занятию, желание включиться в творческую работу |
3. |
Распевка-тренинг, 7 минут |
а) показывает вокальный материал и способ его исполнения, объясняет, каким должен быть звук: - упражнение-«медитация» на одной звуковысотной позиции («ома»): исполняется негромко, с закрытыми глазами, ладони развернуты вверх. Внимание сосредоточено на вибрационных ощущениях; - народная колыбельная «У кота-воркота»: исполняется мягким теплым звуком, легато. Варианты исполнения: в парах, покачиваясь, взявшись за руки; направляя руки друг к другу и отводя их к себе. Исполнение в двухголосии; - народная попевка «Бегал заяц»: исполняется с жестикуляцией, отражающей смену штрихов (стаккато - легато), ладов (мажор - минор); б) показывает ритмо-интонационно-пластическое упражнение «Во кузнице…» на материале русской народной песни: уделяется внимание связи ритмической, артикуляционной стороны песни с пластической стороной (хлопки, притопывание, ритмизованные шаги) |
а) повторяют материал, показанный преподавателем (уже знакомые упражнения), следуют его указаниям;
б) воспроизводят в сдержанном темпе упражнение – по строкам, по куплетам, уделяя внимание и вокальной, и пластической стороне; постепенно наращивается темп исполнения. |
Пункты «а - б» совпадают. Преподаватель обязательно подходит к каждому обучающемуся с ОВЗ и помогает выполнить движения |
Познавательные УУД: - понимание задач, поставленных преподавателем; - анализ собственной работы, самокоррекция. |
4. |
Основной этап, 20 минут |
а) организует повторение текста песен: муз. Струве, сл. Соловьевой «Пестрый колпачок»; муз. Тульчинской, сл. Кушака «Покупал баран баранки»; б) организует исполнение песен на сцене в сопровождении фортепиано – полностью, с мизансценами, пластикой, перемещениями, с использованием реквизита; г) предлагает детям индивидуально, в дуэте, трио исполнить отдельные эпизоды из песен – импровизируя, сочиняя собственные пластические рисунки. Преподаватель разъясняет, как могут помочь дети друг другу, если возникнут затруднения: поддержать улыбкой, словами, помочь встать на нужное место; д) инициирует совместное обсуждение этюдов, задает вопрос о том, какие импровизационные находки могут быть включены в хоровую интерпретацию; е) организует работу по коррекции, обновлению, усложнению двигательно-пластической, актерской стороны исполнения, в работе с реквизитом (в частности, демонстрирует удобные варианты работы с игрушкой-рукавичкой, способы ее передачи партнеру).
В процессе работы преподаватель, концертмейстер или присутствующие на занятии родители делают фотоснимки, записывают видео. Впоследствии выборочно фотографии и ролики выкладываются на страничках коллектива в соцсетях. |
а) повторяют вслух текст знакомых песен; б) исполняют песни на сцене, следуя указаниям преподавателя; в) импровизируют (по желанию) сольно, с партнерами на основе знакомого материала (актерские, вокально-пластические этюды); г) включаются в обсуждение этюдов; д) исполняют произведения и их фрагменты с учетом замечаний, предложений преподавателя.
|
Пункты «а - д» совпадают. Дети с ОВЗ наравне с остальными учащимися вовлекаются в активную творческую работу. При необходимости преподаватель и дети-партнеры оказывают корректную, деликатную помощь.
|
Познавательные УУД: - освоение и закрепление словесного, музыкального, пластического текста; - создание собственной интерпретации знакомого текста в форме этюда-импровизации; - усвоение понятия «импровизация».
Коммуникативные УУД: - активное сотрудничество-партнерство в процессе исполнения репертуара. |
5 |
Подведение итогов занятия (рефлексия), 5 минут |
а) отмечает наиболее удачные эпизоды занятия; б) показывает отдельные фотографии, сделанные в процессе работы; в) спрашивает, что было самым трудным и как можно поработать над исполнением проблемного элемента, эпизода; г) совместно с детьми составляет примерный план следующего занятия (выбираются произведения, продумывается реквизит и т.п.); д) благодарит за работу, провожает детей, отвечает на вопросы родителей. |
а) рассматривают фотографии, оценивают их; б) отвечают на вопросы преподавателя; в) участвуют в обсуждении плана работы. |
Пункты «а - в» совпадают |
Коммуникативные УУД: - умение сформулировать свои мысли, наблюдения, дать оценку своим действиям и действиям партнеров. |
Таким образом, хоровые занятия в инклюзивной группе – эффективная, актуальная форма социализации, творческого развития учащихся с ОВЗ. Совместное музицирование детей с нормальным зрением и слабовидящих детей – процесс, требующий от преподавателя особого внимания к построению занятия, подбору репертуара. Но, вместе с тем, это вдохновляющая работа, которая помогает и взрослым, и детям по-новому взглянуть на проблемы общения, творческого взаимодействия.
- Нечипуренко Н. А., Лахмоткина В. И. Логопедическая работа по формированию лексики у слабовидящих детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 61–67. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56588.htm.
- Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 338–342. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76543.htm.