Войти / Зарегистрироваться

Развитие творческих способностей и творческого мышления на уроках музыки

Получить свидетельство
Автор: Мусина Эльвира Ягъфаровна

Развитие творческого мышления и творческих способностей – это раскрытие индивидуальности и неповторимости личности, умение найти себя в обществе, обретение духовно – нравственного опыта, быть преобразователем себя и окружающей действительности [1].
В последнее десятилетие в России в сфере образования появились различные инновационные программы и технологии.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) хороша тем, что помогает детям научиться самостоятельно, искать возможности для решения проблемы, задачи, устранения противоречия. Она развивает у детей умение находить множество подходов в поставленном задании, нестандартное мышление, компетентность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.
Технология ТРИЗ – это система методов и приемов, она максимально увеличивает эффективность любой программы [2]. Таких методов множество, но есть которые используются чаще:
Метод мозгового штурма – метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам нужно высказывать как можно большее количество вариантов решения, затем отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Морфологический анализ – подбор возможных решений для отдельных частей задачи и последующей систематизацией.
Метод фокальных объектов – исходному объекту приписываются не присущие ему свойства, что позволяет найти неожиданные решения.
Все эти методы помогают формировать творческое системное мышление, видеть мир в целом и управлять творческим мышлением.
ТРИЗ – это развитие умственной активности ребёнка через творчество. А творчество даёт ребёнку возможность проявить себя, получит новую информацию об окружающем, даёт возможность созидать, творить, развивать и доказывать свою точку зрения. Данная технология создаёт условие для креативности, дифференциации обучения; развивает навыки и способы мышления, происходит обучение обобщённым знаниям и умениям [3]. Это вызывает стремление к творческой мыслительной деятельности.
Цель музыкального образования тесно переплетаются с задачами и целями системы НФТМ-ТРИЗ и требуют:
– развития активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
– накопление на основе восприятия музыки тезауруса – интонационно-образовательного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства;
– приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.
 
План-конспект урока

Тема: Образы симфонической музыки.
Базовый учебник Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Музыка. 6 класс.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цель урока:
Овладение образным языком музыкального искусство в тесной взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством.
Задачи урока:
– познакомить учащихся с ещё одним направлением связи музыки с литературой – произведениями программной симфонической музыки (музыкальная иллюстрация);
– научиться устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств на примере произведения Г. В. Свиридова «Метель»;
– развивать образное мышление, творческие «способности», чувство музыкального и литературного вкуса у учеников;
– развивать эстетическое сознание через освоение особенностей стиля композитора.
Жанр урока: интегрированный.
Тип урока:изучение нового материала.
Оборудование:проектор, компьютер, музыкальный центр, иллюстрации.
Музыкальный материал:
Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель».
Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащихся. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к знаниям и развивает его любознательность.
Учитель демонстрирует на экране отрывок из кинофильма В. Басова «Метель».
Презентация: Портреты А. С. Пушкина, В. Басова, С. В. Свиридова.
Мозговой штурм.
– Что объединяет этих людей и фильм?
– Как они связаны с произведением А. С. Пушкина?
– Попробуйте определить тему. 
Блок 2. Содержательная часть.
Содержательная часть включает в себя программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Знакомство с русским композитором Георгием Васильевичем Свиридовым его произведением – музыкальной иллюстрацией «Метель».
Г. В. Свиридов признанный классик советской музыки. Он родился в 1915 году в городке Фатеж возле Курска. Очень рано у него проявился интерес к музыке, к народной песне. Он сам научился играть на балалайке и стал участником оркестра народных инструментов. Потом учеба в музыкальной школе и в Ленинградском музыкальном техникуме.
Главный образ творчества композитора – вдохновенный образ Отечества, родной земли, народа, человека с его богатым, сложным поэтическим духовным миром, нравственной чистотой, любовью к Родине. Наверно поэтому он в своем творчестве обращается к русской поэзии и литературе.
Впервые в истории музыкального искусства возник жанр музыкальных иллюстрации, навеянный образами пушкинской прозы и кинематографа [4].
Сочинение Г. В. Свиридова – это своеобразная программная сюита.
– Что означает программа? Где мы встречаемся еще с этим термином?
Чтобы определить значение слова сюита.
Упражнение на поиск общих признаков объекта. Интеллектуальная зарядка.
Лето, зима, весна, осень это? –Времена года. Это цикл природы, в которой разные времена года объедены в общий круговорот. В музыке тоже есть циклы. Музыкальные произведения, состоящие из нескольких частей, объединенных общим замыслом.
– Сюита – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей.
– Приведите еще примеры из жизни, связанные со словом Сюита?
2. Знакомство с музыкальным произведением «Метель».
Ребята вы дома прочитали повесть А. С. Пушкина «Метель».
Какие события сопровождают метель в повести?
«Тройка»
– Ребята, что такое Тройка? Как вы её себе представляете?
– Послушайте музыку пьесы «Тройка».
– Сколько тем вы услышали? Две.
На доске записаны слова: растерянность, страх, беспокойство, волнение.
К какой теме они подходят? Чей образ характеризуют? Владимир Бурмин.
В «Тройке» контраст 2 тем – это основа музыкального развития.
«Вальс»
–Какое настроение вызывает эта музыка? Праздничности, радостного волнения, приподнятого настроения.
Зрительный ряд.
 
 

Рис. 1. Н.Ульянов. Пушкин с женой перед зеркалом.

Рис. 2. Н. Кузьмин. Пушкин и Натали

Рис. 3. Н. Кузьмин. Пушкин на балу

 
3. Приём «Слушание рукой»
Повторное прослушивание музыкальной картинки «Вальс».
Предлагаю детям «взять» в свои руки звук и «вести» его, строго следуя за движением музыки произведения.
(Дети «рисуют» рукой движение музыки. Они улавливают песенность, взлеты и падения, ритмическое разнообразие).
«Весна и Осень»
Творческое задание:
– Подумайте, какие музыкальные инструменты слышны в этом произведении?
(На доске иллюстрации музыкальных инструментов. Важно предложить ребятам после повторного прослушивания угадать музыкальные инструменты, которые звучали).
Почему выбраны именно эти инструменты?
 
Рис. 4.
 
Блок 3. Психологическая разгрузка. Представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонии развития полушарий головного мозга, через аутотренинг через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию.
«Военный Марш»
В этой пьесе мы с вами ощутим эпоху того времени. Когда с полей сражений возвращались русские солдаты и офицеры и их встречали восторженно, празднично. Устраивались балы на которых играли духовые оркестры военные марши, мелодии из песен и арий, модные танцы.
Движение под музыку. Уловить ритм, передать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, характер.
Блок 4. Интеллектуальная разминка представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.
Заполните таблицу.
Какую роль сыграла метель в судьбе каждого героя повести Пушкина «Метель».
Таблица
 

Маша

Владимир

Бурмин

Метель пытается остановить, не пускает. Но потом все-таки позволяет отправиться в путь и добраться до церкви.

Кажется угрозой, «печальным предзнаменованием».

Мучается от осознания своей преступности, боится будущего.

Метель кружит, чинит препятствия, запутывает совсем, отправляет его за несколько вёрст от церкви.

Сопротивляется ей, не обращает на неё внимания.

Силы природы обернулись против героя.

 

Метель толкает, ведет, направляет, кажется неким маяком.

Что-то таинственное и непонятное заставляет делать нелогичные поступки.

Он прислушивается к Метели, чувствует её зов.

 

 
5 блок. Компьютерная интеллектуальная поддержка.
Класс делится на группы. Создают музыкальные презентации на темы из иллюстраций Г.В.Свиридова «Метель» темы по содержанию.
6 блок. Резюме.
По окончании урока учитель поводит краткие итоги занятия и осуществляет обратную связь с учащимися
 
Ссылки на источники
  1. Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: креативное образование 21 века. Теория и практика: монография. – М.: МГИУ, 2007.
  2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО « Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
  3. Утёмов В. В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся // Современные проблемы науки и образования. – № 5. – URLwww.science-education.ru/99-405
  4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы/ - М,: Просвещение, 2014. – 230 с.

Похожие публикации