План-конспект
Форма работы: индивидуальная
Количество детей: 1 (учащаяся 1 класса Оборина Софья)
Количество детей: 1 (учащаяся 1 класса Оборина Софья)
Возраст детей: 8 лет
Продолжительность занятия: 45 минут
Тема занятия: Применение игровых технологий на уроке фортепиано, как инструмент повышения эффективности учебного процесса (начальный период обучения).
Цель урока: закрепление и применение полученных знаний на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений. Закрепить правильную постановку игрового аппарата обучающейся на начальном этапе обучения.
Продолжительность занятия: 45 минут
Тема занятия: Применение игровых технологий на уроке фортепиано, как инструмент повышения эффективности учебного процесса (начальный период обучения).
Цель урока: закрепление и применение полученных знаний на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений. Закрепить правильную постановку игрового аппарата обучающейся на начальном этапе обучения.
Задачи урока: в интересной для ребенка форме закрепить практические навыки игры на фортепиано, расширять творческих возможности учащегося в процессе обучения на инструменте.
Образовательные:
- закрепить изученные теоретические знания (длительности, ритм, штрихи, лад, темп, мелодия, динамика);
- продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato);
Развивающие:
- развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма;
- развитие координации движений;
- активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к музыке, предмету «Фортепиано»;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать усидчивость, организованность, самоконтроль.
Использование педагогических технологий:
1. Технология развивающего обучения. Принцип последовательности в освоении учебного материала является основным современном подходе к развитию обучающегося.
Методы развивающего обучения: осмысление учебного материала, его практическое освоение, творческое оперирование с данным материалом.
2. Технология формирования мотивации к деятельности. При разработке планов и подборе материала к урокам педагог учитывает характер потребностей обучающихся. Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на жизненный опыт детей.
3. Здоровьесберегающая технология. Общение педагога с обучающимися влияет на их состояние здоровья. Если процесс получения знаний интересен, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Применение игровых технологий на уроках укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.
Тип урока – комбинированный
Оборудование: фортепиано, ноты, карточки «Ребусы», ритмические карточки, карточки «Настроение»,лэпбук «В мире музыки».
План урока:
I. Организационный момент
II. Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика.
1) Шалтай-болтай
2) Слон
3) Говорящие пальцы
III.Основная часть. Работа с музыкальным материалом, с использованием игровых технологий:
1) Графическое восприятие нотной записи: упражнение “Бусы”
2) Повторение строения клавиатуры.
3) Игра на лэпбуке «В мире музыки»
4) Закрепления правильного исполнения штриха non legato
5) Приём legato (связное исполнение)
6) Басовый ключ и интервалы.
7) Трезвучия («Снеговики»)
8) Игра штрихом staccato (Карточка «Ритмическая математика.»)
IV. Домашнее задание. Итог урока с оценкой проделанной работы обучающейся.
V. Рефлексия.
Ход урока
I. Приветствие.
Учитель: Софья, желаю тебе работать с увлечением и сделать успехи! Итак, за дело!
II.Разминка.
1. Упражнение «Шалтай-Болтай», направленное на свободу двигательного аппарата.
Выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, кисти сжаты в кулачки.
На счёт «раз» кулачки разжимаем, пальцы в разные стороны, как лучики, на счёт «два» снова сжимаем, потом разжимаем, так – три раза. Затем руки сбрасываем вниз и, чуть нагнувшись, болтаем ими в такт стихотворению:
ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ СИДЕЛ НА СТЕНЕ,
ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ СВАЛИЛСЯ ВО СНЕ…
Снова поднимаем руки, сжимаем, разжимаем кулачки, сбрасываем руки и продолжаем болтать ими –
ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ КОННИЦА
ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ…
Еще раз поднимаем руки, трижды сжимаем и разжимаем кулачки, опускаем и свободно раскачиваем ими в такт стиха –
НЕ МОЖЕТ ШАЛТАЯ, НЕ МОЖЕТ БОЛТАЯ
ПОДНЯТЬ!
Дома повторяй это упражнение.
А теперь поработают пальчики.
2. Пальчиковая игра: «Слон» Наклониться к стене, упираясь кончиками пальцев, затем оттолкнуться от стены (2-3 раза)
3. Упражнения за инструментом «Говорящие пальцы»Приложение 1. (крышка инструмента закрыта). Координирование аппликатурных навыков
Учитель: Как ты думаешь, умеют ли пальцы говорить?
Ученица: Они могут звучать, когда коснуться клавиш.
Учитель: Но ведь пальцами можно «проговорить»; то есть прохлопать или простучать ритмический рисунок стихов песенки.
Ученица: Это тоже пальцы говорят?
Учитель: Конечно. Запомни стишок:
Фокус-покус, трали-вали.
Едет мышь на самосвале,
Так чего же эта мышь
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!
1 1 2 2 1 1 3 3
1 1 4 4 1 1 5 5
1 1 2 2 1 1 3
1 1 4 4 1 1 5
(стучим по крышке всей рукой)
Учитель: А давай сыграем эту потешку на инструменте, правильной аппликатурой. (Играем)
III. Основная часть.
1) Графическое восприятие нотной записи: упражнение “Бусы” (Приложение 2)
Научить графическому видению текста очень помогает упражнение “Бусы” Последовательность нот от “до” вверх подряд. Попросите ребёнка сыграть, смотря на запись. Аналогично играются ноты вниз. Зрительно запись напоминает нитку бусинок. Закрепите понятия “движение вверх”, “движение вниз”, “повторяющаяся нота”.
Учитель: Софья, давай мы с тобой сейчас поиграем упражнение «Бусы». Смотри на ноты, представь, что вот это нота «Ре» и играем… вверх, на месте, повторяющаяся нота, вниз. Играем штрихом non legato.
2) Повторение строения клавиатуры.
Учитель: Софья, давай мы с тобой вспомним стихотворение о клавишах и клавиатуре.
Ученица: давайте.
Стихотворение «Клавиатура».
Чудеса тут, да и только!
Вот ведь клавиш разных сколько!
А имен лишь семь у них.
Как же мне не спутать их?
Вот ведь клавиш разных сколько!
А имен лишь семь у них.
Как же мне не спутать их?
— Видишь черных клавиш ряд?
Их то две, то три подряд,
Лишь две черненьких нажмешь,
Между ними РЕ найдешь.
Их то две, то три подряд,
Лишь две черненьких нажмешь,
Между ними РЕ найдешь.
Слева — До, а справа — МИ,
По порядку их нажми: ДО, РЕ, МИ.
По порядку их нажми: ДО, РЕ, МИ.
Рядом ты теперь смотри.
Видишь черных клавиш три?
Между ними — СОЛЬ и ЛЯ
Напевают: "Тра-ля-ля!"
Видишь черных клавиш три?
Между ними — СОЛЬ и ЛЯ
Напевают: "Тра-ля-ля!"
Слева — ФА, а справа — СИ.
А теперь произнеси:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
А теперь произнеси:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Друг за дружкой их сыграй
И тихонько повторяй:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
И тихонько повторяй:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Только СИ ты назовешь —
Рядом снова ДО найдешь.
Рядом снова ДО найдешь.
Если мы от ДО ушли,
До другого ДО дошли —
Значит, целую октаву
Вместе мы с тобой прошли.
До другого ДО дошли —
Значит, целую октаву
Вместе мы с тобой прошли.
Ну-ка, быстро, раз, два, три,
Это слово повтори: ОКТАВА
Это слово повтори: ОКТАВА
Учитель: на клавиатуре мы все ноты вспомнили, а теперь вспомним где же они пишутся на нотном стане. Для этого мы с тобой прочитаем сказку, где вместо некоторых слогов написаны ноты.Ты должна будешь разгадать ребусы.
3) Игра на лэпбуке «В мире музыки» (Приложение 3)
Теперь я тебе буду говорить ноту, а ты пуговку на нотном стане будешь ставить на её место, хорошо?
Ученица: Хорошо.
4) Закрепления правильного исполнения штриха non legato
Учитель: Для закрепления правильного исполнения штриха non legato играем песенку «Василёк» - от «фа» первой октавы, при игре следим за правильной посадкой и верной постановкой руки, свободой запястья.
Игра по нотам. Играя, песенки на non legato обучающийся должен слышать музыкальную фразу, а не отдельные звуки.
5) Переходим к приёму legato (связное исполнение)
Теперь давай сыграем упражнение №11 Ш.Ганона (стр.8 тетр. «Начинаем» Т.И Смирновой)
Далее песенка «Едет воз» (стр.21Б.Милич)
Учитель: Софья, какие знаки тут нам встретятся?
Ученица: Диезы – фа и до.
Учитель: А давай споём песенку про диезы и бемоли. Вспомним для чего они нам нужны.
Пение песенки про знаки альтерации.
Знак диез, знак диез ноту повышает.
Знак бемоль, знак бемоль ноту понижает.
Учитель: ну, а теперь играем! Внимательно следи за аппликатурой.
Пьеса «Вышивание» ч.н.п (стр 24. Б.Милич)
Упр. «Дразнилка» С.Ляховицкая («Первая встреча с музыкой» А.Артоболевская)
6) Басовый ключ и интервалы.
Учитель: Хорошо. Теперь мы с тобой сыграем ещё одну пьесу «Колыбельную» И. Фита («Первая встреча с музыкой» А. Артоболевская). Но здесь появляется ещё один ключ. Какой?
Ученица: Басовый.
Учитель: Вот еще один значок,
Как горбатый старичок.
Это тоже предводитель,
Низких нот руководитель,
Важный и слегка суровый,
Его имя – КЛЮЧ БАСОВЫЙ.
И ему, Софья, дан
Свой, отдельный нотный стан.
Ты басы запомни точно,
СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА, ЛЯ - построчно,
Между - ЛЯ, ДО, МИ и СОЛЬ
СИ-над всеми как король.
Расскажи ,пожалуйста, стихотворение, которое ты знаешь про басовый ключ. Ученица: Рассказывает.
Учитель: Давай поиграем. Я тебе буду говорить ноту басового ключа, а ты будешь их выкладывать на нотном стане. ( Игра «Басовый ключ» Приложение 4.)
Учитель: Скажи, какие тут ноты в басовом ключе? Какой интервал они образуют? Правильно, квинту. Молодец! А теперь играем.
Учитель: Раз уж мы заговорили про интервалы, скажи какие ещё интервалы ты знаешь.
Ученица: секунда, терция, кварта, квинта.
Учитель: давай лучше закрепим интервалы и сыграем пьесы с интервалами:
1) «Дождик» Н.Френкель (стр 6)
2) «Мама» Т.И. Смирнова, С.Шадрина
3) «Песня про меня» Т.И. Смирнова, С.Шадрина
4) «Где, ты, Лёка?» С.Ляховицкая
Упражнение №13 на закрепление нот басового ключа (стр.9 тетр. «Начинаем» Т.И.Смирновой)
7) Трезвучия («Снеговики»)
Учитель: А теперь давай вспомним, как мы называем, когда три ноты записанные вместе?
Ученица: Снеговик!
Учитель: Правильно! Снеговик! Давай сыграем пьесы, где в аккомпанементе будем играть «снеговиков». Исполнение.
1) «Грузовик».
8) Игра штрихом staccato
Учитель: Софья, давай сыграем ещё одну пьесу «Курочка» Н.Любарски («Первая встреча с музыкой» А.Артоболевская). Скажи, как мы должны играть это произведение?
Ученица: Отрывисто.
Учитель: Правильно, отрывисто, или по-другому штрихом staccato, чтобы в музыке изобразить как курочка клюёт зёрнышки. Давай прохлопаем ритмический рисунок этой пьесы, но для начала, ещё раз назовём, какие есть длительности, и я тебе предлагаю решить карточку с ритмическими примерами. (Приложение 5) Решаем.
Ну, а теперь вернёмся к нашей пьесе - короткие длительности-ударяем в ладоши, длинные – по коленкам. (Разбираем длительности, хлопаем и проговариваем ритмический рисунок, играем). Молодец! Ты отлично справилась.
Учитель: Софья, послушай следующие слова:
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Ты согласна с этим утверждением?
Как ты думаешь, можно научиться играя?
Ответ: Да! Мы играли, но я научилась, запомнила много.
IV. Объяснение домашнего задания.
Перед занятиями на инструменте делать упражнения на укрепление правильной организации игрового аппарата как на уроке. Следить за свободой и правильностью выполнения движений.
Игра non legato: при игре упражнений следить за постановкой руки, пальцы ставить на подушечки, локоть на уровне клавиатуры. Упражнение - внимательно следи за нотами. «Василёк» - выучить наизусть.
Игра legato: в упражнениях следить за плавным движением рук, певучим звучанием.
Учитель: Наш урок подошел к концу, Софья, ты сегодня старалась выполнять все задания, была очень внимательна и активна на уроке, оценка за урок «отлично».
V. Рефлексия (Приложение 6).
Педагог предлагает обучающейся три картинки-смайлики: весёлый, грустный и удивлённый.
Учитель: Софья, выбери пожалуйста картинку-настроение, подходящую нашему сегодняшнему уроку (Выбирает).
Урок окончен. Спасибо.
Список использованной литературы:
- Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.
- Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям/Ш. А. Амонашвили; Акад. Пед. И социал. Наук, Моск. Психол.-социал. инт. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1998г.
- Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» //Вопр. Психологии. - 1996г.-№6.
- Гаккель А. Д. «Фортепианная музыка XX века». –М.: Советский композитор, 1998г.
- Гальперин П. Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка».
- Грохотов С. В. «Как научиться играть на рояле». -М.: издательский дом «Классика –XXI», 2005г.
- Давыдов В. В. «О понятии развивающего обучения» //Педагогика. -1995г.-№1.
- Сальникова Т. П. «Педагогические технологии». –М.: ТЦ Сфера, 2000г.
- Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие технологии». –М.: АРКТИ, 2003г.
- Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям». –М.: Просвещение, 1979г.
- Сократов Н. В., Феофанов В. Н. «Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей»: Методические рекомендации. Оренбург. 2001г.
- Теплов Б. М. «Психологические вопросы художественного воспитания». Вып. 11. –М. –Л.: Известия АПН РСФСР, 1998г.
- «Философский энциклопедический словарь». М, 1997г.
- Цыпин Г. М. «Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий» / Г. М. Цыпин. –М.: Интерпракс, 1994г.
- Шмидт- Шкловская. -2-е изд. –Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1985г.
- Щапов А. П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». –М. «Классика –XXI», 2005г.
- Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слез, или Я- Детский педагог». СПб, Изд-во «Союз художников», 1996г.
Приложение
1. Упражнения за инструментом «Говорящие пальцы»
2. Графическое восприятие нотной записи: упражнение “Бусы”
3. Игра на лэпбуке «В мире музыки»
4. Игра «Басовый ключ» (Басовый ключ, нотки и нотный стан лежат отдельно, «врассыпную»)
5. Карточка с ритмическими примерами.
6. Рефлексия