Основная особенность федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения – ориентация не на содержание, а на результат образования, выраженный через компетентности специалистов. Компетенция проектирования нового, к сожалению, не выделена среди основных квалификационных характеристик. Но она, безусловно, важна, особенно в подготовке будущих педагогов профессионального образования в области дизайн-образования [1].
Рассматриваемое ниже занятие является одним из практических занятий курса «Основы исследовательской деятельности в дизайне», знакомящего студентов с методами научного и творческого поиска и формирующего у них начальные навыки проектирования дизайн-объектов. Данное занятие посвящено возможностям метода фокальных объектов.
Блок мотивации представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося или как его называют «эффект чуда». Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям, побуждает к поисковой активности, включает учеников в интеллектуальную работу.
Студентам предлагается ответить на вопросы: Что изображено на рисунке? На чём основано данное утверждение? Каковы различия этих предметов? Какие общие признаки позволяют назвать эти предметы одним словом «стул»?
«Это стул – на нём сидят»
С. Я. Маршак «Кошкин дом»
Вопрос к рисунку 2: А эти объекты являются стульями? Обоснуйте свой ответ?
Эти стулья одновременно с утилитарным значением имеют художественную ценность, являются арт-объектами.
Как вы думаете, почему создатель этих стульев отошел от привычных форм?
Как он проектировал эти предметы? Что послужило толчком для рождения идеи необычного взгляда на привычный предмет?
Блок творческого разогрева. А зачем придумывать необычные стулья? Варианты: расширение ассортимента, повышение спроса, поиск новых неординарных идей.
Студентам предлагается «сходу» предложить несколько идей «инноваций» стульев? После 3-5 вариантов, идеи начинают повторяться или разгорается дискуссия о возможности использования предлагаемого варианта в качестве стула.
Создание нового трудная задача. Сегодня на занятии мы познакомимся с одним из методов активизации творческого мышления, который позволит и нам создать большое количество идей необычных стульев.
Теоретический блок. В 1950-х годах Чарльз Вайтинг предложил метод фокальных объектов, метод поиска новых идей путём присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Задача метода – преобразование ассоциативных связей в изменение образа фокального объекта [2].
Рис.3. Случайные объекты: дерево, лампа, змея, радуга
Таким образом, мы выполнили два первых этапа генерирования новых идей методом фокальных объектов:
- Выбор фокального объекта (продукта или операции)– стул.
- Выбор группы случайных объектов: дерево, лампа, змея, радуга.
Далее нам необходимо составить список признаков случайных объектов.
Проще это сделать, отвечая на вопрос: «Какой?».
И так, Дерево «Какое?»: ветвистое, сучковатое, растущее, живое, зелёное…
Лампа «Какая?»: стеклянная, хрупкая, светящаяся, прозрачная, круглая…
Змея «Какая?»: длинная, гибкая, непрерывная, пёстрая, опасная…
Радуга «Какая?»: разноцветная, яркая, дугообразная, радостная…..
Следующий этапа: генерирование идеи путём присоединения к фокальному объекту признаков выбранных объектов и развитие случайных сочетаний путём свободных ассоциаций.
Представьте стул из необработанных частей дерева или «растущий» стул.
Мысленно создайте висящий, светящийся и прозрачный стул.
А стул, извивающийся как змея?
И, наконец, стул, изгибающийся дугой или переливающийся всеми цветами как радуга.
Какие новые свойства появятся у таких стульев?
Экспериментальный этап 1. Студентам предлагается разработать проекты стульев, используя ассоциации, связанные с выбранными объектами. На рис.4 некоторые из них.
Рис.4. Примеры работ студентов
Блок интеллектуальной разминки. Студентам предлагается рассмотреть примеры «необычных» стульев, разработанные профессиональными дизайнерами, и назвать ассоциативные связи, вызвавшие у авторов данный образ.
Рис.5.Примеры «необычных» стульев
Экспериментальный этап 2. Студентам предлагается вновь вернуться к созданию проектов стульев, используя собственные ассоциации, связанные с выбранными объектами. Примеры работ на рис. 6.
Рис. 6. Примеры работ студентов
Блок резюме. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Студенты презентуют свои варианты проектных решений, обсуждают и оценивают их. Это позволит обеспечить обратную и предусматривает качественную и эмоциональную оценку студентами занятия и задания.
Подводя итоги занятия преподаватель обращает внимание студентов на то, что большинство предложенных стульев биоморфны, т.е их формы повторяют формы природных объектов, что созвучно современному направлению развития дизайна – экологическому дизайну [3].
Ссылки на источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (степень "бакалавр") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788,с изменениями от 31 мая 2011 г.)
- Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт. – 2012. – №7 (Июль). – ART 12095. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12095.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
- Панкина М.В., Захарова С.В. Экологический дизайн. Учебное пособие. – Бийск: издательский дом «Бия», 2011. – 188 с.
Zakharova Svetlana,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of decorative art, Russian state professional and pedagogic University, Yekaterinburg
zsv99@mail.ru
Pankina Marina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of decorative art, Russian state professional and pedagogic University, Yekaterinburg
marina-pankina@rambler.ru
The use of the method of focal objects in the design of design objects
Abstract. The article describes an example of using the method of focal objects, one of the methods of activating creative thinking, when conducting training for future teachers of design.
Keywords: Creative thinking, methods of activating creative thinking, the method of focal objects, designing of design objects, ecological design.