Войти / Зарегистрироваться

Статья: К 250-летию И. А. Крылова (1769-1844) «… Это человек - загадка, и великая!...»

Получить свидетельство
Автор: Фахуртдинова Резеда Анваровна

«Многие в Крылове хотят видеть непременно баснописца; мы видим в нем нечто большее…» (из статьи В.Г. Белинского «И.А. Крылов»).
Басни Крылова приходят к нам с детства. Кто же не помнит знаменитых крыловских зверей из басен: «Слон и Моська», «Лисица и виноград», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица»! И только взрослея, мы постепенно постигаем в знакомых сюжетах глубокую мудрость, гражданскую позицию этого удивительно великого художника.
«…Это человек – загадка, и великая!...» - писал о Крылове поэт К.Н. Батюшков. И действительно, загадок в его биографии, которые исследователи разгадывают по сей день, довольно много. Одна из них – ранний период крыловского творчества. Документов об этом периоде жизни и творчества сохранилось немного; почти всё, что нам известно – относится в основном, к последнему зрелому периоду жизни. Даже личные письма Ивана Андреевича, которые могли бы послужить неоценимым материалом для биографии и характеристики этого загадочного человека, сохранилось ничтожно мало.  Создается впечатление, словно Крылов сам ограничивал свою переписку: он был необычайно скуп на письма, писал их очень редко.
По воспоминаниям современников, Крылов не любил рассказывать о своей жизни. Его жизнь, а точнее почти треть – окутана тайной, предана забвению. Этому способствовал и сам Иван Андреевич, который ничего не оспаривал и соглашался на всё, что о нём писали, говорили. Так, например, когда Ивану Андреевичу прислали биографические очерки о нём с просьбой, чтобы он прочитал, внёс исправления и исправил неточности («Биография И.А.Крылова» от академика М.Е.Лобанова, «Биографический словарь достопамятных людей» от парижского издательства), то Крылов только отмахивался: «Пусть пишут обо мне, что хотят». И биографы писали о нём, что угодно. Естественно, ходили слухи, домыслы, сплетни, анекдоты о его лени и чревоугодии, о его якобы равнодушии к людям, событиям… «Трудно найти человека, которого жизнь была бы до такой степени обогащена анекдотическими событиями, как жизнь Крылова», - признавался литературный критик, первый библиограф И.А.Крылова П.А.Плетнёв [3. 228]. Само собой напрашивается вопрос на такое безразличие к своей персоне: почему? Ответ, вероятно, кроется в политической обстановке, в которой Крылов жил. Ведь Иван Андреевич родился в начале царствования Екатерины II, жил при сумасбродном Павле I, при 25-летнем правлении Александра I, а в старости – при жестоком императоре Николае I. Крылов прожил ни много ни мало – 75 лет! Для нашего времени это не такая уж и редкость. Но для любого русского передового писателя, поэта той эпохи – он был «долгожителем». Достаточно вспомнить преждевременную гибель, смерть таких великих поэтов, писателей, как А.Радищев (1802), К.Рылеев (1826), В.Нарежный (1825), А.Грибоедов (1829), А.Перовский (1836), А.Пушкин (1837), А.Бестужев (1837), Ю.Лермонтов(1841)… Прозорливо писал знаменитый французский писатель П.Мериме своему русскому  другу К.Соболевскому: «Мне кажется, что над вашими лучшими гениями всегда нависает страшная судьба». Жизнь русских вольнодумцев – писателей, ученых, философов – складывалась трагично в эпоху екатерининской, павловской, александровской, николаевской России.
И.А.Крылов пережил многое и многих, благодаря тому, что молчаливо соглашался на любые вымыслы, легенды; они защитили его от печальной и страшной судьбы знаменитых современников.
«В этом необыкновенном человеке были положены зародыши всех талантов, всех искусств. Природа сказала ему: выбирай любое, и он начал пользоваться её богатыми дарами, сделался поэт, хороший музыкант, математик…» - с восхищением писал об уникальных способностях И.А.Крылова мемуарист Ф.Ф.Вигель.
Крылов – музыкант.
«Поэт и мудрец слились в нём воедино…» - так о нём отозвался И.В.Гоголь. Можно с уверенностью добавить и «музыкант». Это еще одна загадка – обилие музыкальных сюжетов и персонажей в жанре басен. Из исследовательских работ нам известно, какое конкретное событие послужило поводом создания той или иной басни. И вот что интересно, почему-то неполадки в четырех департаментах государственного совета («Квартет»), или притеснение цензуры («Кошка и Соловей») зашифрованы в  музыкальных сценах. И почему-то крыловские звери так много музицируют и умело рассуждают о музыке.   Мог ли человек, далекий от музыки, так вдохновенно рассуждать об искусстве:
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался:
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался…
(«Осёл и Соловей»)
Оказывается, И.А. Крылов искусно владел игрой на скрипке! И был не просто любителем-меломаном, а  настоящим музыкантом. Из скупых биографических воспоминаний современников упоминаются  указания о виртуозной игре Крылова: «Иногда Крылов давал маленькие концерты для домашних; раз он играл таким образом пьесу известного в то время скрипача Жерновика» (из воспоминаний историка литературы и лингвиста Я.К.Грота) [3. 108],  «Как музыкант он в молодые годы славился в столице игрою на скрипке и обыкновенно участвовал в дружеских квартетах первых виртуозов», - свидетельствует другой биограф П.Плетнёв) [3. 215].  Но где же он научился так хорошо играть? Об этом  сведения, увы, как всегда скупы. Известно, что детские годы Крылова прошли в Твери. Как все обычные дети, любознательный Ваня часто пропадал на рынке; его притягивали ярмарочные  балаганы. Конечно же, на рынке много было бродячих иностранных музыкантов, живьем звучала музыка! Вероятно, там маленький Ваня и сошелся с безвестным талантливым итальянским скрипачом, который и стал его первым учителем игры на скрипке, а заодно и итальянскому языку. О других учителях музыки сведений нет.
Так же известно, из исследований библиографов, что у Крылова в детстве не было возможности получить систематического образования. Вначале отец Андрей Прохорович заложил основы грамоты своему сыну и заодно привил огромную любовь к книгам. В дальнейшем, общему развитию культуре, образования будущего баснописца способствовало общение с интеллигентной семьей председателя уголовной палаты Львова, богатого местного помещика. В свой первый визит он поразил хозяев актерскими способностями, игрой на скрипке, знанием итальянского языка. Ему предложили вместе со своими детьми заниматься разными науками.  Так или иначе, образование он получил довольно-таки ограниченное, но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал уникальными.
После  смерти отца для семьи Крыловых наступили тяжелые времена. С помощью друзей и сослуживцев отца Андрея Прохоровича маленького Ваню устроили в Тверской губернский магистрат подканцеляристом. Так Иван, в 10 лет,  стал единственным кормильцем семьи. Безрадостно проходили дни и месяцы, но отдыхом и отрадой его была любимая скрипка.
И.А.Крылов –  либреттист, драматург.
Большую роль в дальнейшей жизни Крылова сыграл приезд актеров из Москвы, их постановка комической оперы Е.Фомина «Мельник колдун, обманщик и сват». От спектакля 13-летний Ваня был в восторге. Он решительно взялся за сочинение оперного сценария (либретто). Так, первым литературным произведением И.А.Крылова стало либретто комической оперы «Кофейница». Многое в тексте к опере было наивным, стихи в куплетах не всегда ладили с правилами метрики. Крылов понимал, что ему надо еще много учиться и работать. А постылая, скучная жизнь в Твери ничего хорошего не сулила. Он устал от рутины канцелярской работы, от низкой культуры провинциального городка. Маленькая семья Крыловых решается переехать в Петербург. И в 1782 году мечта осуществилась!
В столице, с трудом, но все же, И.Крылов устраивается на канцелярскую должность в Казенную палату. Казенная служба открыла юноше отвратительную «обратную» сторону петербургской жизни: темные нравы екатерининских судей, безнаказанные злоупотребления чиновников, которые в дальнейшем  он едко высмеивал в своих комедиях.       
Зато культурная жизнь столицы полностью захватила юношу! Он с упоением посещает театры, концерты… Крылов всерьёз увлекается театром, становится постоянным его посетителем и сам пробует свои силы в драматургии.  Подкорректировав «Кофейницу», Крылов решается показать книготорговцу и издателю Б.Брейткопфу, знатоку и любителю музыки и литературы, и тот ее приобрёл за баснословную по тем временам сумму – 60 рублей (жалованье у И.А. было около 7 рублей в месяц)! Первый свой гонорар Крылов взял не деньгами, а приобрел сочинения Расина, Мольера, Буало…
К сожалению, «Кофейница» не увидела света, хотя ни в чем, пожалуй, не уступала многим пьесам, шедшим тогда в театрах. Ему было только около 15 лет!  Неудача «Кофейницы» не обескуражила Крылова. Он продолжает с упоением трудиться в области драматургии. Появляются одна за другой  трагедии: «Клеопатра» (1783) и «Филомела» (1786), комедии: «Бешеная семья» (1786), «Сочинитель в прихожей» (1786-88), «Проказники» (1786-88), пишет либретто оперы «Американцы» (1788). Но, ни одна из них не увидела свет. Разочаровавшись в возможности увидеть свои пьесы на сцене, Крылов порывает надолго с театральными кругами и обращается к публицистической и журналистской  деятельности. И только спустя после многолетнего перерыва, И.А.Крылов вновь обращается к драматургии, создав в короткий срок оригинальные пьесы: шуто-трагедию «Триумф», либретто к волшебной опере «Илья-богатырь», комедии «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам», а также переводы на русский текст либретто к французской опере «Инфанта из Заморы» и  к итальянской опере «Сонный порошок, или похищенная крестьянка».
Крылов – публицист, журналист.
В конце 80-х и в начале 90-х годов 18 века раскрылась публицистическая и журналистская деятельность молодого Крылова. В типографии И.Г.Рахманинова и при его содействии, Крылов издает свой первый журнал «Почта духов» (январь 1789).  «Почта духов» - это не журнал в обычном понимании, а книга очерков или серия писем-фельетонов, написанных с большим литературным блеском и остроумием. Своеобразие журнала заключалось в том, что издателем и автором являлся один и тот же человек, а не общество передовых литераторов, как считалось ранее. В это, конечно, трудно поверить, но современные исследователи установили, что автором журнала был всё же один Крылов! Трудно предположить, Крылов, не получивший, по существу, никакого систематического образования, писал  такие письма, свидетельствующие о превосходном знании древней и новой философии, о знакомстве с сочинениями французских просветителей и вообще о глубокой эрудиции и широте кругозора зрелого мыслителя.  Автору было всего 20 лет! В августе 1789 г. «Почта духов» прекратила своё  существование. Причина – недовольство правительства обличительным тоном журнала.
С февраля 1792 г. под редакцией И.А.Крылова и писателя А.И.Клушина стал выходить новый журнал «Зритель». В журнале были представлены разные жанры: очерки, заметки, публицистические  и критические статьи, стихи… Основная направленность журнала – публицистическая. «Зритель» просуществовал недолго, около года. Издание было прекращено по приказу самой императрицы Екатерины  II.
В январе 1793 г., Крылов  с Клушиным предпринял новую попытку издания журнала «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793). Журнал обращался  преимущественно к литературно-теоретическим темам, печатались рецензии, стихи, проза, переводы… После очередного закрытия «Санкт-Петербургского Меркурия» публицистическая и журналистская деятельность Крылова прекращается навсегда. …
Музыка в баснях.
В 1809 году выходит первая книга его басен. Это была небольшая книжечка: в ней помещены 23 басни. Свершилось второе «рождение» писателя: сатирик и драматург стал баснописцем. Его басни читали, знали наизусть и взрослые, и дети всех сословий России. Наконец-то он нашел свой путь, свой жанр! Басня давала возможность говорить о том, о чем они хотел, говорить  правду, хотя бы и эзоповым языком.
И в новом для себя жанре он продолжает утверждать непреходящую силу искусства. Два персонажа проходят через многие басни: Соловей – талантливая, творческая натура и Осёл – всегда при чине, невежественный, понимающий в музыке лишь «ослиную приятность», но самоуверенно решающий судьбы искусства. Музыка была настолько близка Ивану Андреевичу, что, подвергая осмеянию то или иное явление, тех или иных людей, он часто избирал для этого случая ситуации из музыкального мира. Своеобразно музыкальна басенная поэзия Крылова. Из многих стихотворных размеров И.А.Крылов избрал для себя ямб – вольный, свободно текущий ямб, и только  басню «Стрекоза и Муравей», написал иным размером – легким, певучим, пляшущим хореем.
И.А. Крылов – художник, артист.
До конца дней Крылов находился в центре художественной жизни Петербурга. Остроумный, жизнерадостный, неистощимый на выдумку, он был желанным гостем во многих петербургских домах, где не переставал удивлять всех. Художников поражало, как он прилично рисовал гравюры пером – пейзажи, портреты. «Счастливые способности помогли ему между прочим выучиться рисовать… Лучшие наши живописцы впоследствии времени выслушивали суждения  его о своих работах с доверенностию и уважением», - свидетельствовал современник А.П.Плетнёв [ 3. 215 ].
Театралы восхищались его артистизму, его мастерским чтением. Его часто просили читать басни. «Он читал столь же превосходно, сколь превосходны его басни: непринужденно, внятно, естественно, но притом музыкально, легко опираясь голосом на ударениях смысла и наивно произнося сатирические свои заключения», - писал М.Лобанов, один из современников Крылова [3. 64].   «А как читает этот Крылов! Внятно, просто, без всяких вычур и между тем с необыкновенною выразительностью; всякий стих так и врезывается в память. После него, право, и читать совестно» - делился своими впечатлениями  другой современник в своём дневнике С.П. Жихарев  [3. 119].  
Так же известно, что Крылов пробовал свои силы и в актёрском мастерстве. Конечно, на большую сцену Крылов не «замахивался», но в любительском домашнем театре князя С.Ф.Голицына он исполнял главные роли в двух своих пьесах: шуто-трагедии «Триумф» и в комедии «Пирог». Актёрский талант Крылова поразил и покорил зрителей. Помимо актёрского, у Крылова оказался и блестящий режиссёрский талант, его умение вести репетиции и правильно создавать сценическую обстановку.
Музыканты изумлялись мастерской игре Крылова на скрипке. Иван Андреевич был постоянным участником квартетных вечеров, устраиваемых в  интеллигентных, салонных домах, исполняя партию первой скрипки. Молодой Крылов любил мелодичные и изящные квартеты Л.Боккерини, позднее предпочитал И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена. Его суждения о музыке высоко ценили и писатели, и художники, и музыканты…
Крылов – знаток иностранных языков.
Знатоков иностранных языков удивляло его безупречное владение итальянским, французским, немецким языками, а в конце жизни древнегреческим и английским. Из воспоминаний современников, однажды на вечеринке у Олениных зашёл разговор о том, что учиться языкам в преклонном возрасте невозможно. Крылов же оспаривал это, утверждая, что иностранный язык можно выучить в любом возрасте. Вот как об этом рассказывает П.А.Плетнёв: «Разговорились однажды у Оленина, как трудно в известные лета начать изучение древних языков. Крылов не был согласен с общим мнением и вызвал своего друга поэта Н.И.Гнедича (знатока древнегреческого языка, автора перевода  на русский язык  древнегреческой поэмы «Илиада» Гомера), на заклад, что докажет ему противное… Через два года, у Оленина же, он приглашает всех присутствующих быть свидетелями экзамена, который Гнедич должен произвесть ему в греческом языке. Раскрывают в «Илиаде» одно место, другое, третье – и т.д. Крылов все объясняет свободно. Каково было при этой новости всеобщее удивление, особенно Гнедича, который узнал, что приятель его без помощи учителя, сам собою, только в течение двух лет достигнул того, над чем сам Гнедич провел половину жизни своей!..» [7. 195].   Крылову было уже за пятьдесят!  Так Крылов выиграл заклад у Гнедича и развеселил приятелей своих.
Пораженный Гнедич, спустя определенное время, обратился к победителю с приветственными стихами:
Сосед, ты выиграл! Скажу теперь и я!
Но бог тебе судья,
Наверное, поддел ты друга!
Два года у ночей сон сладкий отнимал.
Ленивец,
Чтоб старых греков обобрать;
И к тайнам слова их ключ выиграл, счастливец!
Умен, как с умными он знал на что играть.
Крылов, ты выиграл…
И.А.Крылов – математик. Была у Крылова ещё одна тайная страсть, увлечение -  любил решать сложные математические задачи. Математика привлекала Крылова своей закономерностью, стройностью и логичностью. «Крылов, изучившись превосходно математике и любивши страстно естественные науки…» (из воспоминаний В.А.Олениной) [3. 138].  
Крылов – педагог. С 1798 по 1800 годы  Иван Андреевич жил у князя Голицына в его имении и  числился в должности секретаря и заодно обучал детей Голицыных  русскому языку.  «В этом деле показал он себя мастером, - пишет в своих записках Ф.Ф.Вигель, сын киевского обер-коменданта, воспитывавшийся в доме Голицыных. - …Он не довольствовался одним русским языком, а к наставлениям своим примешивал много нравственных поучений и объяснений разных предметов из других наук… и я должен признаться, что если имею сколько-нибудь ума, томною в то время около него набрался» [ 3. 215 ].
В последние годы, когда оставил службу и удалился на покой, Крылов обучал детей своей крестницы грамоте, занимался с ними музыкой.
Крылов был настоящим русским талантливым человеком. Он мог  стать гениальным прозаиком, замечательным художником, превосходным музыкантом, математиком, драматургом, режиссером, журналистом, артистом, педагогом… Он испробовал все эти профессии, в которых  показал все свое умение и мастерство. Но он избрал путь баснописца, отдал этому жанру все свои таланты.
Некоторые его басни – это подлинные картины, полные ярких красок. Его перо сравнивали с кистью художника: «Живопись в самых звуках!» - восхищался В.А.Жуковский. «У него живопись все, начиная от изображения природы, пленительной и грозной, и даже грязной, до передачи малейших оттенков разговора…» - писал И.В.Гоголь [6. 243]. Художникам легко было иллюстрировать басни Крылова. Первым иллюстратором был И.Иванов. Около 100 рисунков принадлежат А.Сапожникову. К миру крыловских басен прикасались А.Агин, А.Орловский, К.Трутовский. Социальная острота  иллюстраций Трутовского выразилась в расшифровке иносказаний: он изображал не животных, а подразумеваемых в басне людей в соответствующих  костюмах. Из советских наиболее известны художники-иллюстраторы - В.М.Конашевич, Е.М.Рачёв, И.С.Ефимов, М.А.Таранов, из современных - И.А.Петелина .
Многие басни – это законченные музыкальные произведения, звучные, богато инструментованные. Большинство басен представляют собой превосходные одноактные пьесы-миниатюры: сочные, яркие характеры действующих лиц, остроумный диалог, быстрое развитие действия.
Из первых композиторов 19 века к басням Крылова обратился молодой пианист, композитор А.Рубинштейн. Его «Басни Крылова» - музыкальные иллюстрации  к басням: «Осёл и Соловей», «Кукушка и Орёл», «Стрекоза и Муравей», «Парнас». Музыка композитора привлекает естественностью интонаций, мелодичностью, задорным юмором. В партии фортепиано присутствуют изобразительные моменты. 
Советские композиторы прошлого века, российские композиторы наших дней крайне редко обращаются к Крылову. Музыку к басням сочиняли в основном педагоги-хоровики: Н.Брянский, С.Гилев, К. Альбрехт, В.Орлов. Вокальный цикл В.Ребикова «Басни в лицах» (37 номеров) написан на подлинные тексты Крылова для чтеца и вокалиста. Из музыки к басням Крылова, написанные в советское время, можно отметить две басни юного Д. Шостаковича – «Стрекоза и Муравей» и «Осёл и Соловей». И совсем немногие  сочиняют музыку для детского исполнения. Исключением является опера В.Герчика «Стрекоза» на либретто Н.Алтухова по мотивам басни Крылова (1976), фортепианный цикл татарского композитора Р.Еникеева «Четыре басни по Крылову» (на башкирские народные мотивы, 1970 г).
На службе  в императорской Публичной библиотеке.
Нельзя не упомянуть о неоценимом вкладе Крылова на службе императорской Публичной библиотеке. По ходатайству А.Н.Оленина (президента Академии художеств, директора  императорской Публичной библиотеки) в 1812 г. И.А.Крылова приняли на должность  помощника библиотекаря, где без малого трудился почти 30 лет. Основной задачей было пополнение русского фонда. При приходе Крылова на службу в библиотеку во всем отделе имелось всего четыре русские книги! Понадобилось много труда, чтобы приобрести через книготорговцев и издателей книги русских авторов, журналы и газеты.  Особенно много труда Крылов приложил при составлении каталога русских книг. Это капитальный библиографический труд под названием: «Библиографические алфавитные указатели. Составленные И.А.Крыловым, библиотекарем императорской Публичной библиотеки», представлял собой рекомендательный перечень около трёх тысяч названий по философии, праву, физике, химии, художественной литературы.
Не получив должного систематического образования в детстве, юности, Крылов до конца своих дней жизни неустанно трудился над самообразованием. За внешне кажущимися леностью, пассивностью, рассеянностью, сонливостью  скрывалась титаническая работа мысли. Он постоянно пополнял свои знания чтением огромного количества книг русской, современной и классической западноевропейской литературы, читал в подлиннике французских, итальянских, немецких авторов, обладал поистине уникальными сведениями в самых разных областях знаний.  Работал Крылов иногда по 15-16 часов в сутки, придерживаясь основного жизненного правила – учиться никогда не поздно. Жизнь и творчество  И.А.Крылова – наглядный пример титанической трудоспособности русского самоучки-самородка. До преклонных лет жизни Иван Андреевич занимался самообразованием и достиг такого высокого поприща: от мальчика на побегушках у помещика Львова до первого академика России! Только благодаря самоотверженному трудолюбию, Иван Андреевич Крылов стал одним из самых просвещенных людей своего времени, достиг такого почёта, славы и уважения не только в России, но и далеко за её пределами.
«Едва понятно, как мог этот человек, выросший в провинции, не получивший ни воспитания, ни даже обыкновенных знаний..., один, без власти, не обладавший ни знатностью, ни богатством, живший почти затворником… стать равным всем самым образованным людям высокого разряда», - восхищался его современник П.А. Плетнёв [3. 185, 215].  
В декабре 1811 года Крылов избирается членом Российской Академии. В январе 1823 года получает золотую медаль Академии за литературные заслуги, а при  преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности Академии наук (1841) был утвержден  ординарным (первым) академиком. 2 февраля 1838 года в Петербурге с большой торжественностью праздновался 50-летний юбилей литературной деятельности Ивана Андреевича.
Скончался великий баснописец, прозаик, драматург, публицист, журналист… 9  ноября  1844 года. 
В 1855 году в Петербурге на народные средства, открыт памятник Крылову в Летнем саду (скульптор П.Клодт). В 1955 году на родине поэта  в г.Твери установлен новый памятник  (скульптор С.Шапошников).
В честь 250-летия Крылова в конце декабря 2018 года Санкт-Петербургское и Ленинградское областное отделения Союза писателей России, Петровская академия наук и искусств учредили  ежегодный литературный  конкурс басен им. И.А.Крылова.
 
Список использованной литературы:
1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.Л. Энциклопедический словарь.-М: Эксмо; Форум, 2007.-960 с.
2. Виноградов А.К. Мериме в письмах к Соболевскому.-М:Московское художественное издательство, 1928.-272 с.
3. Крылов И.А. в воспоминаниях современников.-М.: Худож.лит.1082. – 503 с.
4. Русские писатели. Биобиблиографический словарь (ч.1) ред. П.А.Николаев. М.:Просвещение, 1990. – 430 с.
5. Сахарова Е.М., Семибратова И.В. Энциклопедия русской жизни. Рекомендательный библиографический  указатель.-М.: Книга, 1981.-382 с.
6. Сергеев И.В. Крылов.  Государственное издательство литературы министерства просвещения РСФСР.-М.:1959.-318 с.
7. Степанов Н.Л.  Крылов.  Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1969.- 268 с.
8. Интернет-ресурсы.

Похожие публикации