Войти / Зарегистрироваться

Два великих чуда в искусстве

Получить свидетельство
Автор: Шафигуллина Милеуша Агзамовна

Цели урока:
  1. Обобщить представление учащихся о многообразии и богатстве связей между музыкой и литературой.
  2. Развитие представления школьников о специфике музыкально-образного отражения мира.
  3. Воспитание высоких идейных и моральных качеств, активной жизненной позиции.
Задачи урока:
  • Подвести к выводу, что если музыка без литературы обеднела бы, то и литература без музыки потеряла бы многое.
  • Закрепить жанровые понятия музыки и литературы.
  • Формирование интонационно-слухового опыта учащихся.
  • Развитие вокально-хоровых навыков.
  • Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная,
Методы: беседа, наглядно-слуховой, анализ, обобщение.
Оборудование: аудиозаписи, магнитофон, портреты композиторов, писателей, опорные слова, диски с фонограммами песен

Ход урока

1. Вход под песню “Чудная пора”.
- С какой песни мы начали урок?
- Кто помогал композитору сочинить песню?  (поэт)
- Чьё содружество приводит к появлению песни, романса, оперы?  (содружество поэта, композитора)
2. Сообщение целей и темы урока.
- Сегодня мы будем говорить о связи музыки и литературы, как они взаимодействуют и обогащают друг друга.
3. Проверка домашнего задания.
- Назовите тему песни «Чудная пора»? (осень)
- Откройте тетради и приведите примеры художественного ряда «Природа в искусстве» (2-3 ученика)
4. Знакомство с новым материалом.
- Слово и музыка – два великих чуда в искусстве. Их столкновение и примирения рождают шедевры – песни, романсы, оперы. (карточки на доске)
- Основой музыкального произведения может стать стихотворение, которое по-особенному мелодично и ритмично, состоит из благозвучных (приятный на слух) слов, которые легко поются. Его интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки. Необходимо предусмотреть и тембровую неповторимость, не предусмотренную в стихотворении. Отсюда музыкальное произведение всегда предназначается для определённого голоса - сопрано, тенора, баритона или баса.
Благозвучный – объяснение лексического значения слова в учебнике
Тетрадь. С.6 Прочитай стихи, и выбери наиболее подходящее стихотворение для сочинения песни. Объясни свой выбор.
Портрет А.С.Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» - выразительно читает подготовленный ученик.
Посмотрите в учебнике с.41 портрет женщины, которой Пушкин посвятил это стихотворение. Анна Керн. Ею поэт искренне восхищался. Это стихотворение - пример возвышенного и благородного отношения к женщине, преклонения перед красотой и поэзией человеческих отношений.
Михаил Глинка, (портрет) великий русский композитор, сохранил прекрасный образ стихотворения, размер пушкинского стиха и придал ему широкое мелодическое звучание. Он внёс живое биение пульса в фортепианное сопровождение – и сумел стать равным великому мастеру слова.
Фонограмма романса. Слушание.
- А случается и так, что музыка возрождает к жизни стихотворение, которое могло бы быть забыто.
- Так мало кто знает немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Однако гений Франца Шуберта открыл в них столько нежности и трагичности, что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки.
- Песня «В путь» открывает цикл «прекрасна мельничиха». Мы ощущаем приподнятое настроение героя, который отправляется в странствие и поёт свою жизнерадостную песню. И всё, что он встретит, он будет переживать в ритме собственного шага, то стремительного, то горестно- тяжёлого.
Откройте Учебник. с.42. Проследите за текстом песни.
5. Распевание.
Упражнения на дыхание, артикуляцию, народные попевки.
Поем песенку.
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
«Хомячок». Пошмыгать носом(рот закрыт).
«Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнее диафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!
«Трубочка»
высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Попевка  «Гвоздь и подкова»
6. Разучивание песни «В путь»
7. Итог урока:
- Каким должно быть стихотворение, чтобы оно зазвучало в музыке?
- Считаешь ли ты музыку Глинки созвучной стихотворению Пушкина?
- Что в характере песни Шуберта «В путь» кажется тебе самым главным? Что, по-твоему, больше передаёт этот характер – стихи или музыка?
- Без литературы музыка не смогла бы жить полной жизнью, но и литературе без музыки пришлось бы нелегко.
8. Исполнение ранее изученных песен.
«Чудная пора», «Маленький принц»
9. Выставление оценок.
10. Домашнее задание
п.5, р-т с.6

Похожие публикации