Песня является огромным и существенным пластом музыкальной и общечеловеческой культуры, а голос – музыкальным инструментом, данным человеку природой. Владея таким «инструментом», ребенок самостоятельно напевает мелодии, которые затронули его душу, оставили след в его сознании.
Среди основных задач обучения пению выделяются задачи, направленные на развитие певческих умений и навыков, необходимых для выразительного пения. В детском саду детей обучают простейшим вокальным навыкам: правильному звукообразованию, правильному дыханию, хорошей дикции, чистоте интонации, ансамблю - стройному, согласованному пению. По мнению О.П. Радыновой «все певческие навыки тесно взаимосвязаны, поэтому в результате одновременной и согласованной работы над их развитием можно достичь хорошего певческого звука и выразительного пения».
В связи с тем, что голосовой аппарат дошкольников очень хрупкий, педагогу важно использовать приемы, соответствующие возрастным возможностям детей. Учитывая, что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому для развития вокальных навыкову дошкольников используются игровые приёмы.
Алгоритм «Я умею петь красиво». Он позволяет активизировать детей, напомнить о певческой установке.
Детям дается алгоритм настройки на пение:
- ровная спина;
- широкий рот;
- во рту - волшебные орешки;
- щёчки поднимаются, глазки улыбаются;
- звук летит вперёд, как птица.
Сначала слова проговаривает педагог, дети выполняют движения, на следующих этапах - педагог начинает говорить слова и выполнять действия, дети продолжают; далее дети самостоятельно проговаривают слова и выполняют действия. Когда дети освоили весь алгоритм, только педагог выпрямляет спину, дети без напоминаний выполняют всю последовательность действий: они готовы к пению.
Артикуляционная разминка. Этот прием направлен наукрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в процессе пения. С детьми во время музыкального занятия проводятся такие упражнения как: «Часики», «Чистим зубы языком», «Обиженное лицо-радуемся», «Укусим большое яблоко», «Губы трубочкой – улыбаемся (заборчик)», «Лошадка», «Надуваем щёчки – лопаем», «Хомяк» (надуваем то одну щеку, то другую щеку), «Покусываем язычок», «Рисуем губками кружок», «Обезьянка» и др. Например, игра «Язычок». Она заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям педагог произносит слова, дети повторяют за ведущим все движения.
Игра «Язычок»
«Влево, вправо |
протыкаем языком щеку слева, теперь щеку справа, |
Раз, два |
опять слева, опять справа |
Вверх вниз |
протыкаем языком верхнюю губу, нижнюю, |
Вверх — вниз |
еще по разу верхнюю и нижнюю губу |
Губы, просыпайтесь! |
вибрируем губами, очень широко открываем рот |
Язычок, покажись, |
кусаем кончик своего языка, |
А зубы-то, а зубы кусают даже губы |
кусаем нижнюю губу |
Кусаются, кусаются и не унимаются. |
кусаем верхнюю губу |
А губы то хохочут, то сильно обижаются |
в улыбке открываем верхние зубы, |
То весело хохочут, то снова обижаются |
в улыбке открыть верхние зубы, выворачиваем нижнюю губу |
Зубам надоело кусать — стали язык жевать |
жуем язык боковыми зубами |
Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный! |
|
Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь |
проводим языком между верхней губой и зубами |
Не сердитесь, не кусайтесь, а вместе с нами улыбайтесь! |
проводим языком между нижней губой и зубами, улыбаемся |
Прием «Акула». Он используется для расслабления мышц лица, снятия зажимов, т.к. некоторые дети не могут свободно открыть рот, отсюда - тихий звук. Использование данного игрового приема позволяет снять многие блоки детей. Также решается задача по развитию звуковысотности и звонкости голоса.
Сначала просто широко открываем рот – «пасть». Показываем, как акула умеет раскрывать рот. Далее идет скороговорка:
А, акула-каракула распахнула свою пасть,
Не хотите, вы к акуле-каракуле в рот попасть?
(в группах младшего дошкольного возраста эти слова говорит педагог, дети показывают, а старшие дошкольники сами проговаривают слова, используют жесты).
Затем педагог спрашивает: «Если бы акула умела петь, каким бы был её голос?». Здесь используется прием «Озвученный выдох», он раскрепощает голос, убирает зажимы. Если ребенок боится своего голоса, то одно ухо можно закрыть ладошкой.
- Акула хвалится (сказочная акула), - говорит педагог. По звукам трезвучия (ля-фа-ре) дети поют: «Я-Я-Я».
- Ой, какая похвалюша эта Акула! А мы с ребятами всё равно споём лучше тебя и хвалиться при этом не будем.
Исполняется распевка «Я пою, хорошо пою». Далее детям предлагается выбрать звонкие слоги. Например, «Какой слог звонче: со, фо, зо? – спрашивает педагог. После того, как дети сделали выбор, попевка поется на звонких слогах (ЗО-РА-ВИ.)
Приём «Музыкальные скороговорки» направлен на развитиедикции, артикуляции. В процессе пения скороговорок идет ознакомление, а затем закрепление понятий «темп», «высота», «динамика» и др. муз терминов.
Приём «Путешествия» служитдля развития дикции, артикуляции. Выполнение движений органами артикуляционного аппарата дополняются жестами, ритмопластикой.
Педагог задает детям вопрос: «На чём отправимся в путешествие?». Дети предлагают и обыгрывают: «Бр» - на машине; «Др» - на мотоцикле; «Цок» - на лошадке и др.
Приём «Гуси-гуси: га-га-га!» направлен на достижение объёмности звука.Дети поют песню «Гуси-гусенята». При произношении слога «ГА» гортань встаёт в положение домика.Затем каждый ребенок выбирает роль (важный гусь – папа, гусёнок, мама гусыня) и припевает «га-га-га» согласно выбранной роли. Второй вариант использования этого приема: игра в театр гусей. Каждый ребенок выбирает себе образ гуся, двигается и гогочет в соответствии с образом (гусь музыкальный, он поёт).
Приём «Семейка филинов». Он помогает направить округлый звук вперёд и одновременно развивает у детей звуковысотное представление.
Папа Филя (ДО 1).
Мама Филина (МИ 1).
Дочка Филилина (СОЛЬ 1).
Сынок Филилюшка (ДО 2).
Согласно выбранной роли, дети пропевают песенку.
Это упражнение позволяет развивать ритмические и творческие способности (сочинять свою партию), закреплять понятие «тембр».
Приём «Музыкальные истории». Он используется для расширения диапазона голоса детей. Небольшие музыкальные истории и сюжеты способствуют тому, что дети незаметно для себя выполняют поставленные педагогом задачи. Пластический компонент добавляет в пение элемент театрализации, что способствует повышению интереса детей, правильно подобранное движение помогает чисто интонировать и развивать звуковую координацию детского слуха и голоса. Здесь используется авторская методика Лилии Юрьевны Демидовой, музыкального руководителя из г. Москва. Например, «Мишка», «Снежинки», «Жираф», «Слон», «Ежик».
Приём «Динозаврик». Направлен на раскрепощение мышц гортани, переход с одного регистра на другой. Педагог вносит игрушку динозаврика. Игровая распевка «Динозаврик»: «И-Э-А-О-У----И».
Таким образом, системное, целенаправленное использование игровых приёмов позволяет решать образовательные задачи по развитию вокальных навыков у дошкольников: играя, получить результат – красивое пение детей с удовольствием.
Список литературы:
1. Серебрякова Т.Ю. Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста https://dohcolonoc.ru/cons/4391-razvitie-pevcheskikh-navykov-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
2. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. Изд. 2-е испр. и дополн. – Дубна: Феникс+, 2014. – 332 с.