Войти / Зарегистрироваться

Методы и приёмы ТРИЗ-технологии на уроке русского языка

Получить свидетельство
Автор: Сакаева Диана Минимунировна

Человека можно привести к источнику знаний, но нельзя заставить из него напиться. Поэтому особую важность при разработке урока приобретает вопрос мотивации.
21 век – век информации. Важнейшим средством обмена информацией является речь. Формирование коммуникативно-речевых навыков, умения грамотно говорить и писать, целесообразно используя языковые средства – необходимые условия становления успешной во всех отношениях личности.
Современный урок русского язык – это не статическая форма организации учебного процесса, а личностно-ориентированная деятельность учителя, направленная на развитие творческого мышления учащихся. Развитие творческого мышления невозможно без развития речи. Поэтому включение методов и приемов ТРИЗ способствует развитию и речи, и мышления, помогает строить высказывание в соответствии с законами логики, искать взаимосвязи между предметами и явлениями действительности, видеть мир в системе. Кроме того, урок становится увлекательным [1, 2], что также позволяет поддерживать интерес к уроку.
При подготовке к уроку учитываются следующие принципы ТРИЗ-технологии:
  1. Теория – условие творческого решения проблемы;
  2. Знания – инструмент, основа творческой интуиции;
  3. Творчеству можно учиться.
Содержание технологии – это процесс поисковой изобретательской деятельности путем решения противоречий [3].
Особенности методики ТРИЗ:
  1. Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя свободно.
  2. Педагогика сотрудничества ученика и учителя.
  3. Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.
  4. Игровые методы.
  5. Мотивация: стремление личности к творчеству, самовыражению, самоутверждению, самореализации.
Методические приемы:
  1. Индивидуальные и коллективные приемы.
  2. Наиболее распространенный прием – мозговая атака – сбор как можно большого количества идей; освобождение от инерции мышления, преодоление привычного хода мыслей в решении творческих задач.
  3. Основа и правила метода – категорическое запрещение критиковать предложенные участниками идеи.
Стиль, тон отношений на уроке благодаря данной технологии создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта, что способствует развитию успешной и творческой личности.
1. Блок мотивации. Мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения. Изучению ее роли в учебном процессе посвящены работы Абрамова Г. С., Божовича Л. И. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В., Маркова А. К., Матюхина М. В., Щукина Г. И., Якобсона П. М.
Существует множество способов мотивации. К примеру, приём постановки проблемного вопроса. Можно ли определить грамматические признаки слова, не зная его лексического значения? «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка» – знаменитая фраза Л В. Щербы не содержит ни одной лексической морфемы, но грамматически правильно и обладает смыслом.
Мотивацией может послужить лингвистическая задача. На улице «Фонетика» построили дом. Желающих получить новую квартиру было много. Это звуки [р], [б], [ж], [а], [п], [ш], [о], [ц], [у], [ы]. А свободных квартир осталось только четыре: однокомнатная, двухкомнатная, трёхкомнатная, четырёхкомнатная. Как расселить эти звуки, чтобы все они остались довольны?
2. Блок творческого разогрева. В этот блок входят различные творческие задания в форме игры. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. Приведём несколько примеров. Игра «Теремок», которая тренирует аналитическое мышление, умение выделять общие признаки и отличия путём сравнения. Один участник – «хозяин» – поселяется в теремке. Он будет, например, «причастием». Остальным учащимся раздаются карточки со словом («глагол», «прилагательное», «окончание», «время» и т.д.). Они по очереди подходят к теремку:
- Тук, тук, кто в теремочке живёт?
- Я причастие.
- А я глагол. Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож и чем отличаешься, то пущу.
«Гость» должен назвать общие признаки и различия. Игру можно проводить по группам и в парах.
«Цепочка ассоциаций». Эта игра учит искать неочевидные связи между совсем разными предметами, явлениями. Учит размышлять, учит поиску, работе со словами, развивает речь. Условия игры таковы: учитель задаёт два слова, первое и последнее. Ученики должны заполнить пропущенные места словами, связанными определенным смыслом между собой. Например: река…тарелка. Пропущено два слова. Попробуем найти связь таким образом: река-вода-суп-тарелка. Из реки взяли воду, чтобы сварить суп. Суп налили в тарелку.
«Исключение лишнего слова». Учитель называет три слова: солнце, помидор, собака. Дети должны исключить одно слово, причем принцип, по которому они это сделают, ученики должны выбрать сами. Они могут предложить исключить помидор, так как это слово начинается с буквы «П», остальные слова начинаются с буквы «С». Или могут предложить исключить слово собака, так как все остальные слова обозначают круглые предметы. Могут предложить такой вариант: в словах собака солнце – 6 букв, а в слове помидор – 7, следовательно, можно исключить помидор по такому признаку и т.д.
3. Теоретический блок 1. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
  1. В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.
  2. Как элемент технологии.
  3. В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
  4. Как технологии внеклассной работы.
Педагогическая игра предполагает постановку цели обучения и педагогический результат.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
  1. По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
  2. По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
  1. По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.
  2. По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО.
Дидактические игры состоят из следующих компонентов: игрового замысла, игровых действий, познавательного содержания или дидактические задачи, оборудования, результатов игры.
Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
- Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
- Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
- Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
4. Блок примеров 1. Лингвистические игры «Перевирание сказки», «Сказка наизнанку», «Салат из сказок», «Бином фантазии», «Что было бы, если…», «Составление предложений», «Аукцион», «Цепочка», «Путаница», «Закончи предложение», «Разведи по значению и написанию», «Лесенка», «Подбери синонимы», «Четвёртое лишнее».
Лингвистическая игра должна соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
5. Блок экспериментов 1.
Эксперимент 1. На уроке можно использовать различные виды ролевых игр. Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия; ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации; условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д. В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации.
Эксперимент 2. «Разброс мнений» представляет собой организованное поочередное высказывание участниками группы суждений по определенной проблеме или теме. Методической особенностью такой игры служит набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает ученику в первый момент разговора.
6. Теоретический блок 2. Для развития и поддержания интереса к изучению русского языка можно привлечь учащихся к составлению ТРИЗ-загадок. Чаще всего использую ТРИЗ-загадки двух видов: по признакам и по действиям. Существует алгоритм составления загадок.
7.  Блок примеров 2. Алгоритм составления загадок [5].

По признакам

1) Выбрать объект

2) Заполнить таблицу

какой? (объект)      что (кто) такое же?

3)         Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами но не, прочитать загадку

 

Сложная, но не задача

Важная, но не персона

Нужная, но не мама

Интересная, но не книга

(морфология)

По действиям

1) Выбрать объект

2) Заполнить таблицу

что делает? (объект)   что (кто) делает такое же?

3) Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами а не, прочитать загадку

 

Передаёт, а не одноклассник

Сообщает, а не завуч

Спрашивает, а не бабушка

Побуждает, а не генерал

(предложение)

 
Что такое басня?
 

Что делает?

 

Что такое же?

Учит,

Высмеивает,

В стихотворной форме,

но не

но не

но не

сказка, притча

сатира

лирика

(басня)
 
Составление загадок позволяет закрепить изученный материал, развивает творческие способности. Составляя загадку, ученик анализирует, сравнивает, классифицирует, делает выводы.
8.  Блок экспериментов 2.
Эксперимент 3. Можно использовать игру «Сочини метафору». Алгоритм сочинения метафоры выглядит таким образом: выбрать объект, назвать действие объекта, выбрать такой же объект, совершающий такое же действие, назвать место, где находится первый объект, сложить третий и четвёртый пункт действия = метафора [6].
9. Теоретический блок 3. ТРИЗ-технология предполагает использование методов и приёмов активизации творческого воображения и фантазии, преодоления психологической инерции мышления и познавательно-психологических барьеров [6].
Психологическая инерция – привычка к стандартным действиям, стремление человека думать в соответствии с приобретёнными привычками и представлениями.
Привычка к стандартным действиям является причиной грамматических ошибок, допускаемых учениками.
10. Блок примеров 3. Так, решая задачу по аналогии, ученик неверно расставляет ударение в слове: ходит, просит – звонит (вместо звонит), сильнее, мудрее – красивее (вместо красивее). Таким образом действует инерция известного псевдоаналогичного решения.
Одним из видов инерции является инерция привычной формы, привычного внешнего вида. Задание: объяснить правописание слов с омонимичными корнями гора – подгореть, коса – прикоснуться.
11. Блок экспериментов 3. Для преодоления психологической инерции рекомендуется провести анализ объекта и его главных характеристик. Одним из приёмов формирования орфографической грамотности является приём «запрета на бездумное письмо» [8]. Перед тем, как записать слово, нужно задать к нему три  вопроса:
1) есть ли в слове шипящая или ц?
2) слышится ли в слове [ j ] после согласной?
3) поём ударение в слове (выясняем наличие безударной гласной в корне слова).
Предложения для анализа записываются со «следами размышлений», т.е. подчеркиваются все орфограммы в словах. Класс можно разделить две команды, первая команда записывает предложения со следами размышления, вторая – без следов размышлений. Далее подводятся итоги работы, выясняется, какая команда допустила наименьшее количество ошибок.
Блок экспериментов 4. «Синтаксический счёт».Этот вид задания можно использовать в качестве физкультминутки или разминки. Работа проводится устно. Предлагаются сложные предложения разной структуры, ученики должны посчитать количество простых предложений в составе сложного и при помощи карточек показать правильный ответ. Кто верно показывает ответ, тот встаёт со своего места, кто неверно, тот остаётся сидеть. Выигрывает тот, кто в итоге остался стоять, показал знание темы и не поддался ошибочному мнению своих одноклассников. Здесь также важно преодолеть психологическую инерцию привычных свойств, состояний и параметров.
Блок резюме. Завершающим блоком в структуре креативного занятия является резюме. На этом этапе преподаватель подводит итоги занятия и устно осуществляет обратную связь с учащимися, выявляет их мнение о занятии. Критерии результативности складываются из того, насколько удалось осуществить рефлексивные действия, т.е. оценить готовность к уроку, найти причины затруднений, выяснить, использовались ли на уроке разнообразные методы и приёмы обучения, повышающие творческую активность, применялась ли технология диалога на уроке.
 
Ссылки на источники
  1. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/article/964/ – Гос. рег. Эл № ФС 77– 49965. – ISSN 2304-120X.
  2. Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2012. – № 7 (июль). – ART 12095. – 0,5 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12095.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  3. Рубрика «ТРИЗ и технологии образования» Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.– http://www.trizminsk.org/e/index.htm#03
  4. Альтшуллер Г. С. Найти идею. – Петрозаводск, 2003
  5. Альтшуллер Г. С. Структура талантливого мышления. Творчество как точная наука. – М.: Сов. радио, 1979.
  6. Севидова Е. В. Приёмы ТРИЗ на уроках русского языка. Новокузнецк, 2009/
  7. Гвоздикова Е. И. Теория решения изобретательских задач. //Сибирский учитель, 2011
  8. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – 4 квартал 2011, ART 11-4-02. – Киров, 2011 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225-1618.
DianaSakaeva,
teacher of the State Budget Educational Institution of Secondary Education «Muravlenkovsky Versatile College», Muravlenko
diana.princess @ list.ru
Methods and Techniques of the Theory of Inventive Problems Solving Technology in the Classroom Russian Language.
Annotation. Cognitive tasks contribute to better assimilation of knowledge and creation of the necessary substantive and skills. Theory of Inventive Problems Solving -based technologies have a significant impact on the mental development of students, contribute to the accumulation of knowledge and form a coherent system of concepts and laws peculiar to certain parts of the Russian language, and develop their creativity. This paper presents the methods and techniques of Theory of Inventive Problems Solving. One can use them in the lessons of the Russian language.
Keywords: language, speech, creativity, creative personality, methods, techniques, language games, role-playing game, Theory of Inventive Problems Solving -puzzle, algorithm.

Похожие публикации