Войти / Зарегистрироваться

Адаптированные методы научного творчества в обучении немецкому языку

Получить свидетельство
Автор: Напольских Надежда Борисовна

Как научить ученика учиться? – главный вопрос, который волнует каждого учителя сегодня. Развитие ребенка невозможно в условиях пассивного восприятия учебного материала. Обучающийся только тогда становится субъектом учебно-воспитательного процесса, когда деятельность приобретает личностно-значимый смысл. В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения произошло переосмысление роли каждого участника образовательного процесса. Научить учиться на протяжении всей жизни можно только в условиях системно-деятельностного подхода через организацию осознанной самостоятельной деятельности учащихся, способствующей развитию творческого потенциала как необходимого условия инновационной деятельности [1].
Деятельностный подход – это специально организованный преподавателем процесс самостоятельной работы обучающегося по овладению различными видами деятельности в ходе решения проблемных задач. Главный признак деятельностного подхода – наличие проблемно-ценностного общения.
Один из путей организации такого общения – применение методов научного творчества, представленных в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ. НФТМ – это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования (от дошкольного до послевузовского) непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся. ТРИЗ – это теория решения изобретательских (творческих) задач (автор Г. С. Альтшуллер). Это дисциплина о технологии поиска высокоэффективных творческих решений. НФТМ-ТРИЗ – система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых (дошкольников, учащихся, студентов и специалистов) с активным использованием теории решения изобретательских задач [2].
Развитие коммуникативных умений – главное требование обучения иностранному языку и необходимое условие межкультурного общения. [1] Поэтому уже на начальном этапе в учебном процессе необходимо создавать ситуацию, которая побуждала бы обучающегося к говорению, к продуктивной коммуникативной деятельности. Обучение иностранному языку является практикоориентированным, так как все формируемые языковые умения и навыки должны находить применение в речевой деятельности обучающихся. При этом изучение иностранного языка – не цель, а средство познания окружающей действительности.
Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМ-ТРИЗ предусматривают изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение [3], что предполагает выход за рамки традиционного урока продолжительностью в 45 минут. В нашем учебном заведении это может быть возможным лишь в условиях летней учебной практики, осуществляемой в первые две недели июня. В течение «пятой четверти», как ее называют кадеты, учащиеся занимаются изучением одной или двух учебных дисциплин, что дает возможность погружения в учебный предмет, позволяет расширить знания о немецком языке и немецкоговорящих странах, развить и совершенствовать коммуникативные умения. Структура учебного занятия в этот период отличается гибкостью и предполагает применение нестандартных форм и методов.
В статье описан пример использования методов научного творчества (НФТМ-ТРИЗ) на учебном занятии по немецкому языку при реализации программы летней учебной практики «Märchenwelt» / «Мир сказок» для кадет 6-7 классов. В процессе совместной деятельности обучающиеся узнали особенности немецких сказок, грамматические структуры сказочных произведений и познакомились со сказочными персонажами, с биографией братьев Гримм, с Немецкой улицей сказок. Кадеты имели возможность пополнить свой словарный запас активной лексикой по темам программы. В ходе совместной работы кадеты применили полученные знания и лексико-грамматический материал в решении коммуникативных задач повышенной сложности и в сочинении собственных сказок на немецком языке.
1. Блок мотивации. Специфика современного урока иностранного языка заключается в том, что он должен моделироваться не только с учетом психолого-педагогических особенностей возраста обучающихся, но и их интересов, поэтому особая роль отводится мотивационному аспекту. При этом способы формирования внешней мотивации (условные, искусственные, воспринимаемые обучающимися как правила игры: письмо сказочного персонажа, встреча с иностранцем) заменяются приемами формирования внутренней мотивации через постановку проблемных задач, которые обучающиеся решают в процессе коммуникативной деятельности. С этой точки зрения использование в процессе обучения иностранному языку сказочного текста способствует формированию как внешней (кто не любит читать сказки?), так и внутренней мотивации – желание написать собственную сказку на иностранном языке работает как запускной механизм творческой и познавательной деятельности обучающихся.
Наверное, нет такого человека, который не любил бы и не читал сказок. Все в сказочном тексте наполнено мудростью и волшебством. Как в русском, так и в немецком языках есть сказки народные и авторские. Вы когда-нибудь пробовали сочинить собственную сказку?
Оказывается, это не так просто! Чтобы сочинить действительно интересную сказку, нужно изучать законы построения сказочного текста.
Прочитав несколько текстов немецких, австрийских, русских сказок (на немецком языке), мы познакомились со сложными грамматическими явлениями немецкого языка (например, Prätritum, Konjunktiv, Imperativ), узнали новых сказочных персонажей, «собрали» коллекцию волшебных предметов. Хватит ли всего этого, чтобы сочинить свою увлекательную сказку на немецком языке? Давайте попробуем!
2. Содержательная часть. На этом этапе предполагается систематизация знаний учащихся об особенностях сказочного текста, применение творческих методов и приемов, способствующих поддержанию мотивации учащихся и развитию их коммуникативной компетенции.
Для начала давайте разберемся, какие особенности имеет сказочный текст. Что типично для сказки?
Положите в нашу «корзину идей» свои предположения (метод мозгового штурма) (рис. 1). Итак, сказку отличают: четкая структура, разделение добра и зла, единственный главный герой (все остальные персонажи – его помощники или противники), необъяснимый магический элемент, всегда есть задача или проблема, с которой главный герой должен справиться, в последний момент приходит спасение.
Четкая структура сказочного текста предполагает правильное начало. Выберите из предложенного «салата реплик» подходящее начало для своей сказки. (Рис. 2)


 
В сказке всегда мы видим четкое разделение добра и зла. При этом сказочные персонажи обладают каким-то конкретным качеством, характеристикой. Продолжите список:
1)  бедное дитя, прекрасная принцесса, доблестный рыцарь, умная крестьянская дочь …
2)  злой волк, ужасная ведьма, злобный гном …
Придумайте характеристики для представленных персонажей. Как их можно назвать в сказке? (Рис. 3)
 
Кто из этих персонажей является главным героем сказки? Почему?
Какие задачи должен выполнить главный герой? Приведите примеры из прочитанных сказок. Например, рассмешить принцессу, победить злого дракона, вытянуть репку. Придумайте необычные задачи для главного сказочного персонажа.
В сказке обязательно присутствует что-то волшебное, магическое – существа или предметы. Мы знаем, как некоторые из них называются по-немецки. (Рис. 4)



Придумайте новые волшебные сказочные существа или волшебные предметы:
1)  наделите реальные существа необычными свойствами, например, летающая кошка, волк-хохотун.
2)  объедините названия реальных живых существ, например, котоеж, змеерог.
Как правило, если в сказке присутствует обряд колдовства, то обязательно должно быть и заклинание. Давайте вспомним заклинания, которые нам встретились в сказках (Рис. 5) и придумаем свои.
Помним, что любая сказка хорошо заканчивается (для главного героя). Сравним типичные окончания русских и немецких сказок. (Рис. 6)


Итак, мы повторили сказочную лексику, выяснили, что типично для сказочного текста, и уже почти готовы создать свою сказку.
3. Психологическая разгрузка. В качестве психологической разгрузки учащимся предлагается игра «Пантомима». Для этого вся группа делится на 3 команды, каждая команда вытягивает лист с названием известной (прочитанной сказки: «Горшочек каши», «Счастливые братья», «Солдат и царь в лесу» и др.). Задача: невербально, только при помощи движений, поз и мимики изобразить сцену из сказки так, чтобы участники других команд угадали название сказки.
4. Головоломка. Учащимся предлагается отгадать загадки о сказочных персонажах. В зависимости от их уровня языковой подготовки материал может быть предложен как на слух, так и визуально. Текст загадок может быть простым, требующим от учащихся только лишь лексико-грамматических знаний и знания содержания текста. (Рис. 7)
 
Понимая текст загадки: «Она очень маленького роста, но очень добрая и красивая. Она носит платье и ходит босиком. Ее дом – белая водяная лилия», учащиеся легко отгадывают, о ком идет речь. (Ответ: Дюймовочка).
Но можно предложить и вариант посложнее, требующий логических рассуждений. Для этого текст загадки можно предложить отгадывать по частям, давая учащимся высказать свои предположения. Например, «Это сказочное животное. Часто он бывает очень злым. Он большого роста. Его дом – пещера. Он умеет летать и плюется огнем». (Ответ: Дракон или Змей Горыныч).
Можно предложить учащимся создать свои загадки о сказочных персонажах по аналогии.
5. Интеллектуальная разминка. Учащимся предлагается, работая в двух группах, создать сказки-перевертыши.
Всем известно, что в сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица» вдова по-разному воспитывала родную дочь и падчерицу. Задание для первой группы: Предположите, что бы произошло, если бы она обеих холила и лелеяла, освобождая от физического труда. Задание для второй группы: Предположите, что бы произошло, если бы она обеих заставляла выполнять тяжелую работу с утра до ночи.
Другие варианты задания:
- Как бы развивались события сказки, если бы задача Красной Шапочки была поймать волка?
- Чем бы закончилась сказка, если бы Колобок остался остывать на окошке?
- Как изменился бы сюжет сказки, в которой главным героем был бы не Кот в сапогах, а Пес в сапогах?
Выполняя данное творческое задание, учащиеся не только развивают коммуникативные навыки, но и обмениваются идеями по развитию сюжета сказки.
6. Содержательная часть. На данном этапе происходит коллективное написание сказки. Задача учащихся – придумать небольшую сказочную историю в форме сценария театральной постановки, в которой могли бы принять участие все участники занятия. Для этого необходимо определить какими будут:
1) главный герой и его задача;
2) персонажи, задействованные в решении задачи главного героя:
а) помощники главного героя;
б) противники главного героя;
3) волшебные существа и магические предметы;
4) сюжетная линия (место и время действия, этапы решения задачи, кульминация, развязка).
В результате учащимися была создана, а затем и поставлена на сцене сказка «Der tapfere Ritter» / «Храбрый рыцарь». (Рис. 8)
Другой вариант организации данного этапа.
Учащимся предлагается создать рекламный интернет-проспект «Мой сказочный город». Задача: «В нашем городе много мест, которые можно назвать сказочными или даже волшебными. Подумайте, какие это места и почему вы считаете их сказочными? Создайте на платформе prezi.com рекламный проспект, представляющий эти места. Не забудьте пригласить гостей в наш сказочный город!»
В результате учащимися был создан рекламный проспект: «Tjumen. Wintermärchen» (http://prezi.com/n8zhf6mg0fr5/?utm_campaign=share&utm_m).
7. Компьютерная интеллектуальная поддержка. На данном этапе занятия учащимся предложено решить логические задачи, созданные на платформе learning.apps. Это позволяет закрепить лексический материал темы, способствует развитию логического мышления и творческих способностей учащихся.
8. Резюме.
Сегодня мы еще раз выделили типичные черты сказочного текста, решили ряд творческих задач, что помогло нам создать коллективную сказку. Теперь каждый из вас готов к написанию собственной сказочной истории. Желаю успехов!
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Под ред. Сафронова И.А. Серия: Стандарты второго поколения – М.: Просвещение, 2014 г. – 48 с.
  2. Утёмов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
  3. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64054.htm.

Похожие публикации