Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников. Из зарубежных исследователей проблемы творчества рассматривают в основном Дж. Гилфорд, П. Торренс, С. А. Медник и др. В отечественной психологии и педагогике проблемой творческих способностей занимаются В. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин, Б. П. Теплов, Ю. З. Гильбух, Д. Б. Богоявленская и др. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории творческих способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых. Они исследуют феномен творчества с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения по данному вопросу. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р. Стернберг, А. Н. Лук, Л. Д. Столяренко, В. И. Андреев, В. Т. Кудрявцев и В. Синельников.
В стремительно меняющемся мире общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Ранее главная цель определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности. В настоящее время она заключается в том, чтобы сделать акцент на воспитание активной, творческой личности, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Стратегия современного образования направлена на создание возможности всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.
В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей.
Творческая деятельность школьника усиливает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов.
Для успешной активизации творческой деятельности школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:
- по результату (продукту) деятельности;
- по способу ее протекания(процессу).
Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
Творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.
Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня. Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.
Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей климат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель создаёт условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т. е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Отношение учителя к тому, что создается детьми должно быть бережным, необходимо отказаться от критики. Выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.
Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В деле воспитания творчество обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», развитие.
В частности, для решения развивающих целей обучения мною организовано планомерное, целенаправленное развитие и активизация творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);
- задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
- система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В соответствии с этими требованиями, занятия включают в себя четыре последовательных этапа:
- разминку;
- развитие творческого мышления;
- выполнение развивающих частично-поисковых задач;
- решение творческих задач.
Такие задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Такие задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Такая работа создает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида на другой.
Основным условием творческой работы является организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии:
1) Восхищение каждой идеей ученика аналогичное восхищению первыми шагами ребенка, предполагающее:
а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика;
б) использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
в) максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей.
2) Создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности.
3) Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.
Для оснащения детей средствами творческого самовыражения в данной уроке используется различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматургия ситуаций, придуманных детьми, конфликтные ситуации из жизни и литературы, влекущие за собой умение распознавать и выражать собственные эмоциональные состояния, реагировать по-разному на одну и ту же ситуацию.
На формирование творческой личности учащихся нацелена система непрерывного креативного образования НФТМ – ТРИЗ (Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач). В многоуровневой системе НФТМ-ТРИЗ структура уроков представлена блоками, которые имеют оригинальное наполнение [11].
Рассмотрим, каким образом методы и приемы НФТМ-ТРИЗ реализуются в учебной деятельности на примере креативного урока по литературному чтению в 4-ом классе Большие уроки «Маленького принца» (внеклассное мероприятие проектной деятельности по сказке Антуана де Сент-Экзюпери).
Тип урока: урок целевого применения усвоенного с включением творческой работы.
Цели занятия
1. Обучающая: ввести обучающихся в творческую лабораторию французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери; работа по восприятию сказки для взрослых и осмыслению философских и эстетических проблем произведения.
2. Развивающая: развитие читательского интереса учащихся, а также представлений о жизни, расширение нравственного кругозора учащихся.
3. Воспитывающая: уяснение общности гуманистических тенденций в жизни и литературе; воспитание гуманного отношения к людям и животным; привитие умения быть тактичным, понимать чувства и душевное состояние других людей; вырабатывать здоровое нравственное мировосприятие.
4. Здоровьесберегающая: улучшение психологического климата в коллективе; обеспечение наиболее комфортных условий работы учащихся с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Задачи занятия
- Познакомить учащихся личностью и творчеством французского писателя-романтика;
- раскрыть авторскую позицию и его понимание нравственности, истинных и мнимых ценностей бытия;
- развивать творческое и критическое мышление, коммуникативные способности учащихся.
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос
В чем заключается смысл жизни? Каковы истинные и мнимые ценности бытия?
Проблемные вопросы
Почему Маленький принц явился именно к автору? Кто из героев сказки во время путешествия был интересен Маленькому принцу?
Учебные вопросы
Для кого написана эта сказка?
Каковы взрослые по мнению автора?
Как автор познакомился с Маленьким принцем? Каким он предстал перед вами?
Как жил Маленький принц на своей планете?
Какие уроки Маленького принца вы усвоили? Чему он вас научил?
План проведения занятия
Опережающие задания:
- Прочитать текст сказки;
- внимательно изучить все авторские рисунки;
- найти и выделить в тексте все встретившиеся цитатные аргументы и афоризмы философского содержания
- просмотр спектакля «Маленький принц» в театре кукол.
Основные этапы работы над проектом:
- Подготовительный (выбор темы, определение цели проекта, формирование творческих групп, распределение ролей и заданий).
- Совместное планирование предполагаемых действий:
б) установление критериев оценки результатов.
З. Сбор информации (исследование, поиск, наблюдение, работа с литературой, практическое воплощение, инсценирование, интервьюирование и т.п.)
4. Анализ информации, формулировка выводов, подведение итогов.
5. Презентация, защита. Задания для творческих групп:
1) Задания для группы «Биографы»:
- подготовить презентацию о личности, судьбе и творчестве писателя, используя все возможные источники (книги, журналы, телевидение, сайты
и др.);
- найти фотоматериалы о жизни Антуана де Сент-Экзюпери.
- изучить воспоминания близких, друзей, современников писателя и др.
2) Задания для группы «Литературоведы»:
- Вдумчиво изучить содержание сказки «Маленький принц» для определения особенностей её художественного мира;
- внимательно исследовать текст, найти все встречающиеся в тексте произведения цитатные аргументы и афоризмы (не считая общеизвестные) и постараться раскрыть их смысл;
- на основе текста составить своеобразный Кодекс чести и правил жизни, подобрать подходящее название.
3) Задание для группы «Исследователи»:
- Внимательно исследовать текст сказки, главы, посвященные астероидам;
- внимательно изучить имеющиеся в тексте рисунки автора для понимания авторского замысла;
- придумать форму для планет Короля, Честолюбца, Географа, Фонарщика, Пьяницы и изготовить модели, используя свою фантазию и воображение, обосновать созданную модель; подготовиться к защите мини-проекта;
- нарисовать карту художественного пространства сказки.
4) Задание для группы «Актёры»:
- Самостоятельно выбрать из текста эпизоды, наиболее важные для понимания смысла сказки и предложить их для инсценирования на уроке;
- разработать сценарий этих эпизодов;
- провести предварительный отбор актёров для участия в инсценировке;
- подготовить подходящие костюмы и декорации;
- организовать репетиции и подготовить выступление.
Ход урока
1. Блок «Мотивация».
Создание эмоционального настроя.
Эпиграф урока: Истина для человека – этo то, что делает его человеком (А. де Сент-Экзюпери).
Организационный этап(целеполагание, объявление основополагающего вопроса и обращение к эпиграфу).
Блок творческого разогрева:
Вступительное слово (определение направленности и специфики работы над проектом, акцентирование внимания на значении изучения личности и судьбы писателя для понимания его творчества).
2. Блок «Содержательная часть».
Презентация проекта.
а) Группа «Биографы».
Рассказ о жизни и творчестве писателя с демонстрацией на экран через мультимедийный проектор фотоматериалов, иллюстрирующих события и факты из жизни писателя.
Слово учителя: Книга «Маленький принц» занимает особое место в творчестве А. де Сент-Экзюпери, она стала его писательским завещанием. Эту философскую сказку он писал в 1943 году в перерывах между боями и посвятил своему другу Леону Верту, который в то время вынужден был скрываться от фашистов, с которым они часто спорили по разным жизненным вопросам. На первый взгляд, это - обычная сказка о том, как мальчик путешествует по сказочной галактике. Но это не так. A вот что хотел сказать нам автор этой книгой, какое завещание он нам оставил, мы узнаем на сегодняшнем уроке.
3. Блок «Интеллектуальная разминка»
Аналитическая беседа по тексту
- Для кого написана эта сказка?
- Почему Маленький принц явился именно к автору?
- Каковы взрослые, по мнению автора?
Учитель: Давайте вспомним, как автор познакомился с Маленьким принцем. Каким же он предстал перед вами? Я просила вас дома подготовить словесный портрет Маленького принца. Какой же образ вы нарисовали в своем воображении?
- Как жил Маленький принц на своей планете?
4. Блок «Содержательная часть»
Рассказ о планете Маленького принца.
Учитель: Действительно. Маленькому принцу было одиноко на своей планете, и он решил путешествовать. Давайте и мы отправимся в путешествие с Маленьким принцем.
Представление проекта по творческим группам: б) презентация группы «Исследователи» о карте художественного пространства сказки, героях по плану:
- Характеристика героя.
- Отношение Маленького принца к герою.
- Защита макета своей планеты.
(Честолюбец. Деловой человек. Пьяница. Фонарщик. Географ).
- Кто из героев был интересен Маленькому принцу, а на чьей планете он даже не задержался?
5. Блок «Головоломка»
в) Группа «Актёры».
Учитель: Чтобы лучше понять художественный мир сказки, нам поможет группа «Актеры». Цель этой группы – выбрать важные с их точки зрения эпизоды и проинсценировать их.
Выступление участников инсценирования эпизодов сказки.
6. Блок «Интеллектуальная разминка»
г) Группа «Литературоведы».
Задание: Вспомнить содержание произведения, определить основные проблемы, поднимаемые автором устами Маленького принца и сформулировать их в виде кратких изречений-правил.
Представление группой «Литературоведы» результата своей работы, т. е. «Кодекса чести», «Правил жизни» уже в оформленном виде на экране мультипроектора (возможно представление участникам презентации в виде оформленных красочных буклетов).
Выбор названия из вариантов, предлагаемых учащимися: «Золотые правила жизни». «Большие уроки Маленького принца». «Зарубки на сердце» и др.
7. Блок резюме.
Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
Спасибо. Вы знаете, я очень рада, что вы так внимательно читали это произведение, и многие из вас не прошли мимо строк, над которыми задумывалась я, задумывались, может быть, ваши родители, читая эту книгу, и тысячи других ее читателей. Я открою вам один секрет. Читать эту книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Мы с вами сейчас увидели, что она заставляет нас задуматься над очень серьезными жизненными вопросами, мимо которых не пройдет ни один человек. Если вы прочитаете ее через некоторое время, когда станете старше, эта книга откроется вам по-другому. Все это загадочно и непостижимо. Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем-совсем не все равно.
Проблемы, которые поднимал в своём произведении Экзюпери, остались и по сей день. Поэтому эта сказка, написанная более 60 лет назад и переведенная на 160 языков мира, остается актуальной и сейчас, в начале третьего тысячелетия.
Рефлексия
– На все ли вопросы у вас есть ответы теперь, после такого подробного изучения сказки?
– В чем необычность и своеобразие художественного мира, пространства и времени, художественных образов этого произведения?
– Какие уроки Маленького принца вы усвоили? Чему он нас научил? (обсуждение основополагающего и проблемных вопросов)
(Автор устами своего маленького героя взывает к голосу сердца каждого человека, но он не навязывает читателю готовых рецептов жизни, его мудрая сказка – приглашение к размышлению: о любви и дружбе, об ответственности и человеческих пороках, о достижениях цивилизации и экологических проблемах, о необходимости планетарного мышления.)
– Как вы оцениваете работу группы и свое личное участие?
Ссылки на источники:
- Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., «Просвещение», 1977 г.
- Львова Ю. П. Творческая лаборатория учителя. – М., «Просвещение», 1992 г.
- Шевченко С. Д. Как научить каждого. - М., «Просвещение», 1991 г.
- Потапова Е. Н. «Радость познания». - М., «Просвещение», 1990 г.
- Брудная Е. Д. Учитель. – М., «Политиздат», 1991 г.
- Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., «Знание», 1980 г.
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013.
- Бунеев Р.Н. Литературное чтение, «Школа 2100», 4 класс в 2-х частях, 2 часть, АСТ – 2013.
- Интернет ресурс.
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», -М., Классика в школе, 2007г.
- Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64054.htm.