Войти / Зарегистрироваться

Ценностные основы социально-гуманитарного образования: методические материалы к курсу

Получить свидетельство
Авторы: Разбегаева Людмила Павловна, Мацефук Елена Александровна

Таблица 1.

Трактовка понятия «ценность» в широком смысле

Ценность

В бытовом смысле

С научной точки зрения

- что-то крайне важное, значимое для конкретного человека и общества в целом (человек, культура, наука, труд и т.д.).

- порождаемые культурой или задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианта, позволяющие: связывать различные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок, строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Ценности представляют собой механизм строительства системы ценностных отношений в обществе, конституируют процессы оценивания. [14. с.798.].

- некие абстрактные идеалы (свобода, добро, красота, истина и др.).

«вещественно- предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества» [22. с.5.].

 

Таблица 2.

Философская трактовка понятия «ценность» 

Ценность

- с точки зрения единства субъективного и объективного факторов (т.е. специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются субъект-объектными отношениями):

- с точки зрения преимущества фактора субъективного в отношении к предмету, его значимости (специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются межсубъектными отношениями):

1. значимость предметов и явлений действительности для человека (Р.Г. Лотце);

1. некие смысловые универсалии, полученные в результате обобщения типичных ситуаций, фиксирующие наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня (от отдельного человека до различной степени общности социальной группы);

2. самостоятельная сфера, лежащая по ту сторону субъекта и объекта, идеальные сущности, не зависящие от индивидуальных потребностей и не связанные со сферой человеческого опыта (И. Кант, В. Виндельбанд, Г. Риккерт);

2. синтез человеческого опыта познания, в котором воплощается устремленность культуры в будущее, выступающие элементами культуры, формируя ее целостность (Л. Столович);

3. значимость и идеал одновременно, «одушевленный», «оживший» предмет, способный принимать «деятельностное участие в жизни человека» (О.Г. Дробницкий).

3. образ идеала, выражающий такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, и от самого себя, а объединяют, собирают людей в общности любого уровня.


Таблица 3
.

Классификации понятия «ценность» по предметному содержанию
(см. файл ниже)

Похожие публикации