Готовность к школе, в которой появится необходимость решения массы творческих задач – одно из приоритетных направлений развития старшего дошкольника, предполагающее, согласно трактовке педагогов-психологов, «его личностное становление, сформированность познавательной мотивации, когнитивных процессов, наличие знаний, эмоций, представлений о мире, других людях, о себе». В этой связи необходимо особое внимание педагогов ДОУ к подбору такого содержания образования детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечивало бы сохранение самоценности данного периода развития и отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.
Потребность обозначить концептуально новый подход к решению проблемы развития дошкольников, формирования у них универсальных способностей и интегративных качеств, способствовало организации в ДОУ ИОЦ «Русский музей: виртуальных филиал» целью которого стало эстетическое воспитание и творческое развитие детей средствами музейной педагогики с использованием интеграции искусств и педагогической системы НФТМ-ТРИЗ. Задачи ИОЦ: развитие творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения.
Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается именно в дошкольном возрасте. С. И. Гин писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка» [1, с.21].
Выбранная ДОУ музейная педагогика является особым видом педагогической практики, и изначально подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:
- сотрудничество ДОУ с музеями;
- создание и использование мини-музеев в детском саду, в котором музейным педагогом осуществляется эстетическое воспитание и развитие художественных и творческих способностей дошкольников в форме интегрированных занятий с использованием методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ – автор Г. А. Альтшуллер,1964 г.), алгоритмов решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т. А. Сидорчук (С. В. Лелюх, Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников).
Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию и творческому развитию детей старшего дошкольного возраста определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.
Ознакомить детей со всеми видами искусства в ходе музейного занятия, значит, органично соединить определенные элементы различных видов искусства, что можно проследить на интегрированных занятиях, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, ознакомить детей с замечательными шедеврами мировой и отечественной культуры, показать, что все виды искусства родственны между собой.
Интеграция в системе специально организованной непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике с детьми в условиях ДОУ:
- способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков;
- помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
- развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
- воздействует на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Художественное слово, музыка, изобразительное искусство – источники особой детской радости в дошкольном возрасте. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга; формируются образные представления, развивается мышление, воображение, творчество.
Решая важнейшие задачи по эстетическому воспитанию, развитию художественных и творческих способностей дошкольников, музейная педагогика опирается на основополагающий принцип, лежащий в основе музейно-педагогической деятельности, сформулированный выдающимся русским психологом и педагогом Л.С. Выготским: «…в основе воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» [7, с.12].
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз – «творчество во всем»: в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого музейный педагог сам «изобретает» свою педагогику, озаренный светом детских идей. И очень часто используемые в музейной педагогике методы и приемы оказываются схожи с приемами ТРИЗ.
Опираясь на результаты обобщения новых психологических и педагогических концепций обучения, инновационных технологий, на результаты собственных фундаментальных исследований, исследований ученых-педагогов и психологов, а также на труды разработчиков Теории решения изобретательских задач и др. Зиновкиной М.М. были созданы и описаны психолого-педагогические основы Многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ – ТРИЗ (Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач). Цель системы НФТМ-ТРИЗ – формирование творческой личности учащихся [9, 10].
1. Планируя интегрированное музейное занятие необходимо четко представлять схему взаимосвязей интеграции искусств и приемов НФТМ-ТРИЗ (Табл. 1)
Схема взаимосвязей в занятии по музейной педагогике «У самовара…»
для детей подготовительной группы детского сада
Таблица №1
№ п/п
|
Ход занятия
|
ТРИЗ/принципы
|
Интеграция искусств
|
В ходе всего занятия компьютерная интеллектуальная поддержка
|
1
|
Введение в тему занятия
|
Мотивация
|
Стихи
|
2
|
1.Обсуждение картины Б. Кустодиева «Масленица»;
2.Беседа по картине Сурикова «Взятие снежного городка»
|
Содержательная часть/принцип развития интеллектуальной активности личности
|
1. Б Кустодиев «Масленица»;
2. Группа «Иван Купала» песня «Масленица»;
|
3
|
Игра для мальчиков «Перетягивание каната»
|
Психологическая разгрузка/принцип соревновательности.
|
Русская народная песня «Дубинушка» в исполнении Ф. И. Шаляпина
|
4
|
Разгадывание загадок
|
Головоломки
|
Загадки
|
5
|
Игра на внимание
|
Интеллектуальная разминка/принцип коммуникативности;
|
Русская народная песня «Во поле береза стояла…»;
|
6
|
1.Рассматривание картины Кустодиева «Деревенская Масленица. Гармонист»;
2.Рассматривание картины Маковского «За чаем»
|
Содержательная часть
|
1. Б. Кустодиев «Деревенская Масленица. Гармонист»;
2. Игра педагога на гармони «Во поле береза стояла…»;
3. К. Маковский «За чаем»;
|
7
|
Игра для девочек «Накрываем званый стол»
|
Психологическая разгрузка
|
Детский хор радио и телевидения песня «Наш красавец самовар»;
|
8
|
Викторина
|
Интеллектуальная разминка/принцип коммуникативности
|
К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха»
|
9
|
Творческое задание: Аппликация «Солнышко-ведрышко»
|
Творческое развитие/принцип развития и воспитания личности через творчество
|
Изо деятельность
|
10
|
Награждение вручение блинов
|
Резюме
|
Музыкальная композиция «Посиделки».
|
2. Обдумывая структуру занятия, сюжетно-композиционную канву, педагог должен помнить, что по ходу занятия произведения литературы могут взять на себя следующие функции:
- способствовать появлению импровизационной деятельности детей в различных жанрах и видах искусства (драматизация, музыкальное творчество и т.п.), способствовать интеграции различных видов художественно-творческой деятельности на образной основе;
- стать образной темой, девизом предстоящего занятия, его эпиграфом, раскрывающим основной пафос (идею) занятия;
- быть средством, обогащающим речь педагога, придающим ей «живописный» или «поэтический» характер; при этом важны артистические способности педагога, умение владеть словом и художественной речью;
- во время показа зрительного ряда способствовать усилению эмоциональности его восприятия; литературные произведения или их фрагменты могут органично войти в драматургическую канву видеопрезентации;
- в процессе показа произведений изобразительного искусства или их репродукций способствовать раскрытию содержания этих произведений;
- формировать установку на практическую изобразительную деятельность, стимулировать зарождение у детей замысла;
- выступать в качестве диагностических заданий;
- развивать в детях способность к литературному творчеству;
- органично войти в канву занятия, стать частью игровой или проблемной ситуации;
- подводить итог занятия по изобразительному искусству, быть выражением его образного смысла.
Выразительное слово, будучи основным профессиональным средством педагога, способно делать чудеса: «погружать» детей в мир сказочный и мир реальный, руководить вниманием ребят, организовывать установку на восприятие произведений различных видов искусства, создать ситуацию «мнимого присутствия», нацелить деятельность юных художников на продуктивное творчество в многогранных формах его проявления и, в конечном итоге, способствовать созданию выразительных «хороших» детских рисунков.
3. Музыкальные произведения подбираются с учетом:
- сезонных изменений в природе, что помогает детям нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми музыкальными и художественными произведениями, выражать свое отношение к окружающему миру в речи, рисунке;
- игровых педагогических технологий. Г. К. Селевко [6, с.91] в понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» [6, с. 89]. Тем самым происходит обогащение содержания работы музейного педагога методами НФТМ-ТРИЗ и музейными формами (Табл. 2), подсказанными современностью.
Определение соотношений принципов НФТМ-ТРИЗ и музейных методов и приемов
Таблица №2
Принципы ТРИЗ
|
Музейные методы и приемы
|
Принцип педагогического сопряжения теории развития творческого мышления со стандартизованной программой;
|
Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов ДОУ, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В. Зуева и др. – СПб., 2008.
|
Принцип положительного эмоционального фона
|
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов;
|
Принцип предметной интеграции
|
Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета, когда педагог спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Также музыка может быт фоном для рассказа воспитателя;
|
Принцип поисковой деятельности
|
Подбери музыку (подумай какая из предложенных педагогом, музыка подойдет). В данном приеме можно использовать не только целое музыкальное произведение, но и фрагмент. Главным условием является наличие предварительной работы педагога в подборе музыкальных произведений и др;
|
Для реализации поставленных задач в системе эстетического воспитания и творческого развития детей старшего дошкольного возраста, в план интегрированных занятий могут быть включены общеизвестные произведения поэтов, прозаиков, композиторов и художников, тематика которых близка по своему содержанию для детей и логически взаимосвязана, программные произведения с учетом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной активности, расширению их знаний по трем интегрирующим направлениям: развитию речи, музыке, рисованию.
4. Немаловажную роль в развитии художественного воспитания детей несет:
- Правильных подбор художественных произведений. Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, музейному педагогу необходимо чётко представлять:
- о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как художник передал содержание;
- актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления;
- произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе;
- единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание);
- колористическое решение (цветовой контраст);
- композиционное решение.
- концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений;
- индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений;
- эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.
- Использование игровых методов и приемов, дидактическая ценность которых в новых образовательных условиях основывается на их эффективном применении, связанном с широкими возможностями для моделирования различных ситуаций и поиска решений проблем и задач.
- Метод акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что всё изображенное на картине закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
- Приём визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении картин по цвету, настроению (портреты), материалу, расположению объектов и пр.
- Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека,воссоздать предшествующее и последующее содержание событий на картине. Для того чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью, эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине«Хотим ли мы (хочу ли я) оказаться в этой картине?».
- Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
- Приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
- Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.
- Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
- Приём «узнавания» по описанию.
- Сравни настроение картин (море).
Игровые методы и приёмы, используемые на интегрированных занятиях имеют схожие элементы с технологией ТРИЗ и помогают музейному педагогу: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны; воспринимать окружающее через мир слова, музыки и живописи; побуждают учащихся к формированию универсальных способностей и интегративных качеств; побуждают интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке; учат выделять главное из общего потока информации; развивать инициативность, самостоятельность и коллективное взаимодействие воспитанников.
- Использование «визуального багажа». Каждый день дошкольник видит изменения в природе, наблюдает за поведением людей, домашних животных, птиц и т.п. «Визуальный багаж» ребенка обогащается благодаря игровой деятельности, прогулкам и путешествиям, рассматриванию книжных иллюстраций, восприятию теле- и видеоинформации и др. Музейный педагог выстраивает ход занятия на основе личного опыта ребенка и на анализе ранее полученных им впечатлений, активизирует процессы восприятия новой зрительной информации, формирует установку на осмысление увиденного, развивает способность «смотреть и видеть».
При этом следует учитывать следующее:
- В силу возраста и непроизвольного внимания, которое доминирует в дошкольном возрасте, дети чаше отвлекаются на более яркие (крупные) изображения (картины);
- Детям необходимы более быстрые «переходы», так как они не могут надолго концентрировать свое внимание на объектах наблюдения;
- Необходимо вносить поисковый способ организации знакомства с художественными произведениями;
- Дети достаточно быстро теряют интерес, в связи с чем рекомендуется чередовать пассивный осмотр с активным обсуждением;
- Для улучшения восприятия можно использовать: раздаточный материал в виде кусочков материи, дерева, глины и пр.; аудиозаписи звуков природы, птичьего пения и др.
Все это способствует корректировке используемых музейным педагогом методов и приемов, активному проявлению эстетического отношения детей к окружающему миру, искусству и посещению музеев, созданию условий для эмоционального рассматривания явлений и объектов действительности, качественному подбору предъявляемых детям визуальных материалов и их выразительности.
Интеграция искусств, используемая в ходе музейно-педагогической деятельности позволяет ребенку к концу старшего дошкольного возраста сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, глубже их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений, формируются универсальные способности и интегративные качества будущих первоклассников
Ссылки на источники:
- Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб, 2002.
- Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В. Зуева [и др.]. – СПб., 2008.
- Психология детства / Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 50.
- Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. – 2007. – № 2. – С. 30-31.
- Столяров, Б. А. Музейная педагогика: История, теория, практика: учеб. пособие / Б. А. Столяров. – М.: Высш. шк., 2004.
- Шляхтина, Л. М. Музейно-педагогическая мысль в России: Исторические очерки / Л. М. Шляхтина, Е. Н. Мастеница. – СПб., 2006.
- Якубенко, Л. Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л. Т. Якубенко //Управление ДОУ. – 2009. – №7. – С. 88-94.
- Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 54054. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/1/rynok_truda_i_obrazovanija/struktura-kreativnogo-uroka.html - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
- Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2012. – № 7 (июль). – ART 12095. – 0,5 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12095.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
AkhtyrskyJuliya,
Educator, head of the information processing center «Russian Museum: virtual branch» ГБДОУ kindergarten №62 of seaside area. St. Petersburg
jull2000@mail.ru
The modern approach in the formation of the universal abilities and integrative qualities of a preschooler. Integration of art.
Abstract. One of the priority tasks of the modern DOW is the formation of universal abilities and integrative qualities older preschoolers-graduate kindergarten. Implementation of this conceptual approach is possible with Museum pedagogics using the methods of the integration of arts.
Keywords: formation of universal abilities, integrative quality, Museum pedagogic, integration of art, integrated class.