Войти / Зарегистрироваться

Инклюзивное занятие по рисованию «Осеннее дерево» для воспитанников старшей группы ДОУ

Получить свидетельство
Автор: Алиева Нуржахан Рустамовна

На современном этапе развития общества большое внимание уделяется формированию у детей способности творчески мыслить.
Дошкольный возраст считается наиболее просто поддающимся учебе этапом для развития творческого потенциала, возможностей любого ребенка, освоения им разных работ, в этом количестве и креативных.
По статистическим данным, огромное количество детей нашей страны страдают нарушением зрения. Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Ребята с косоглазием и с амблиопией из-за монокулярного характера зрения и уменьшения зрения ощущают существенные проблемы цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов [1].
Тифлопедагогика как раздел специальной педагогики развивается на основе принципов гуманистического воспитания и с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Полная или частичная потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта.
У слепых и слабовидящих появляются проблемы в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В одних случаях своеобразие характера и поведения людей с нарушениями зрения сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность [2].
Инклюзивное образование призвано создать в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) среду без барьеров, которая бы позволила детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) быть полноценными участниками современного дошкольного образовательного процесса. Инклюзивное образование может дать им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Характерной чертой инклюзивного образования считается этот факт, то что ребятам с ОВЗ легкодоступны похожие требования, которые предоставляют им возможность пропорционально, в одинаковых с другими детьми правах, влиться в воспитательно-просветительную систему.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, который используется для описания включения детей с особыми потребностями в воспитательно-образовательный процесс массового характера, то есть ориентированный на большинство.
Инклюзивное образование призвано сформировать в ДОУ сферу в отсутствии барьеров, которая дает возможность ребятам с узкими способностями самочувствия являться полноценными соучастниками современного дошкольного образовательного процесса. Главной целью ДОУ при внедрении инклюзии и инклюзивных подходов является создание необходимых условий для гармоничного взаимодействия детей инклюзивной группы и обычных дошкольников [3].
Ребенок с нарушениями зрения имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.
Слабовидящие имеют конкретную возможность знакомства с явлениями, предметами, а помимо этого имеется наличие пластической ориентировки и использования, имеющегося у них виденья. Видение остается у их основным анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Например, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены.
У слабовидящих затруднено умение наблюдать 2-мя очами, т. е. нарушено стереоскопическое видение. В обстоятельствах преждевременного особого преподавания чистейшее, пластическое и объёмное видение формируется и улучшается, то что в перспективе гарантирует развитие непростых пространственных взглядов. Из числа слабовидящих имеется огромное количество персон с патологией цветоразличительных функций и диаметрально противоположной восприимчивости зрения, существуют природные формы патологии цветоощущения.
В понимание объектов и их отображений проявляет воздействие несоблюдения глазодвигательных функций, то что порождает проблемы в регистрации взгляда, прослеживания динамических перемен, балле прямолинейных и относительных величин.
Коррекционная работа при таких нарушениях направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.
Исчезающее видение слабовидящего содержит значительное роль с целью его формирования, тренировочной, трудовой и социальной адаптации. Поэтому оно должно тщательно оберегаться.
Огромную роль в восприятии и постижении окружающей реальности у незрячих и слабовидящих содержит ощущение. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи и слизистыми оболочками, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Так незрячие и слабовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.
Наравне с осязанием у незрячих и слабовидящих в разных типах работы большую значимость представляет слуховое понимание и разговор. Образовавшееся в 1 периоде концепции компенсации слепоты дифференцированное слуховое понимание и голосовые взаимодействия присутствие знакомстве с объектами делаются все без исключения наиболее важными равно как способ общения с находящийся вокруг людьми. С целью привлечения интереса к для себя незрячий ребенок применяет звучания и фразы. Соответственный отклик старшего активизирует у детей чувственное восприятие. Благополучность освоения личностями с нарушениями зрения разными разновидностями работы: настоящей, видеоигровой, рабочей, тренировочной – находится в зависимости с высочайшего степени формирования наглядно-образных взглядов, пластического мышления, пространственной ориентировки. Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различными видами деятельности (предметной, игровой, трудовой, учебной) зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.
Преподавательская деятельность ориентирована в стройное формирование детей в той степени, в каковой данное дает возможность совершить степень патологии зрения в любом раздельном случае, а кроме того психологическое и физиологическое формирование детей. Преподавательская деятельность отталкивается от проектов преподавания и обучения в многочисленных детских садах, в основании которых разрабатываются специальные программы.
Процесс коррекционной деятельности со слабовидящими ребенком базируется в игре – основной работы ребенка дошкольного возраста. Бесценную поддержку проявляет в данном проекте намеренно сформированная игровая работа с целью знания находящегося вокруг общества и реализации направленной коррекционной работы, порождения у ребенка стремления показать себе, собственные креативные наклонности, собственные мастерства. Забава считается отражением этих познаний и взглядов о находящемся вокруг обществе, какие сформировались у детей с нарушенным зрением. В случае если неназойливо формировать разнообразные забавы, принимая во внимание круг интересов любого детей, в таком случае любой с ребенка сумеет показать собственные креативные возможности и осуществить себе. Забава порождает у детей встречную отклик – динамичность, создание наиболее себе и настоящего общества, дарует удовольствие, предназначается удовлетворению спешных важных нужд, осуществлении креативных функций.
Немаловажно сформировать у слабовидящих дошкольников возможности и необходимости к созидательной работы. Новейшие комбинация к подаче использованного материала может помочь создавать у ребенка с нарушениями зрения понимание, воображение, творческое воображение с накапливанием ощущений и волнению.
Главной правило занятия согласно формированию креативных возможностей – постепенность и поэтапность, в таком случае имеется с обычного к сложному. Отечественные и зарубежные психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и др.) подчеркивали, что важно не только обогащать детей-дошкольников знаниями и опытом, но и развивать их психические процессы и функции. Ведь это имеет немалое значение для развития детской творческой активности, так как характерными чертами дошкольного возраста являются фантазия, воображение, нестандартность мышления [4].
Применительно к ребятам с визуальной недостаточностью обозначение в потребность их направленного интеллектуального, физиологического формирования, инициированное с наиболее преждевременного возраста, обретает особенное роль. Немаловажно сформировать у слабовидящих дошкольников возможности и необходимости к созидательной работы, в ходе каковой особенное роль захватывает накапливание ощущений и волнению.
Творческий процесс наступает с обострённого интереса к действам общества и подразумевает способность сдержать в памяти эмоции и осознать их. А у детей с патологией зрения созидательная работа располагается в непосредственный связи с богатства и многообразия его прошлого навыка, вследствие того то что данный навык предполагает собою основу, с чего возникают воображения. В коррекционной службе с дошкольниками визуальный навык ребенка регулярно обогащается формированием специализированных обстоятельств, которые обеспечивают им более абсолютное понимание о находящейся вокруг реальности, пробуждающих их эмоции и развивающих их психологическую сферу. Параллельно повышается природный потенциал детей. Проводятся специально организованные игровые наблюдения, экскурсии, эксперименты, рассматривание картин и различных предметов окружающего мира для расширения кругозора и творческих способностей детей [5].
Изобразительная работа обладает существенное роль с целью многостороннего формирования и обучения ребенка с патологией зрения, предназначается значимым орудием корректировки и компенсации визуальной недостаточности.
С поддержкой зрения мы определяем о фигуре, величине, расцветке объектов, их пластическом месторасположении уровня удаленности. Функциями зрения считаются: напряженность зрения, цветоразличение, область зрения, вид зрения, глазодвигательные функции. При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего.
Процедура рисования сказывается на детях крайне благоприятно: формируются визуальное понимание, интерес, создаются понятия, исполняется корректировка моторных умений, пространственной организации. На первый взгляд, кажется, что дети с ОВЗ и развитие творческих способностей – понятия несовместимые. Исследования выявили, то что согласно сопоставлению с сильным ребенком, степень самомнения дошкольников с патологией зрения далее и меньше устойчив. У слабовидящих детей развитие оценки собственных способностей и понимание собственного недостатка наступает уже в дошкольном возраст Исследования показали, что по сравнению со здоровыми детьми, уровень самооценки дошкольников с нарушением зрения ниже.
С целью привлечения ребенка к рисованию в нестандартной художественной технике в свободное время, предпочтительно сформировать в команде развивающую пространственную сферу, содействующую активизации разных креативных проявлений ребенка и оборудованную различными пособиями и использованными материалами: трафареты, прессы, шаблон, малы, фломастеры, различные крышечки, пробочки, фигуры и т. д. В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения, можно условно выделить три этапа:
1 этап – развитие у детей положительного эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования;
2 этап – учить детей правильно держать и пользоваться инструментами для рисования;
3 этап – закреплять умения и навыки работы в разнообразных техниках изображения.
Нетрадиционные техники изображения, показывают перед ребенком с нарушениями визуальных функций крупные способности с целью формулировки различных чувств, содействуют проявлениям в выразительной работе компонентов творчества, проявляют полезное воздействие в формирование личности, действия и общения. Творчество детей определяется их богатой и умной фантазией, которая подчас для них более значительна, чем информация из жизни, а их способностью целиком сосредоточить внимание на том, что их волнует именно сейчас. Детское творчество – это целый новый мир, вызывающий глубокую заинтересованность и желание расширить его, дать все необходимое для развития и серьезно разобраться в его проблемах.
Л. С. Выготский рассматривал под творческой работой подобную деятельность лица, что формирует что-то новейшее, все без исключения точно также станет единица данное образованное творческой работой, какой-нибудь вещью вешнего общества либо извещением стороннего интеллекта, либо эмоции, живущих и обнаруживающихся только лишь в самом человеке [6]. Творческие способности включают в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д.
Формирование креативных возможностей детей – весьма серьезное и непростое дело, реализовать его возможно только лишь присутствие внимательном взаимоотношении к ребятам, только лишь понимая их необходимости, круг интересов и пристрастия.
Немаловажно обеспечить ребенку более самодостаточности, стимулировать его творческий процесс. Сохранять любое нужное начинание ребенка, в особенности, в случае если в нем выразилась смышленость, нововведение, находчивость. Весьма немаловажно, для того чтобы любому ребенку отыскалось роль с целью проявления собственных способностей, возможностей, пристрастий. В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и нравственного воспитания ребенка (Л. С. Выготский, Г. Г. Григорьева, Е. И. Игнатьев, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.). Даже беглый обзор функций и процессов, участвующих в становлении изобразительной деятельности показывает ее значимость для развития личности ребенка, раскрытия его индивидуального восприятия мира, формирования представлений о предметах и явлениях, расширения знаний об их взаимосвязи и взаимодействии [7].
В процессе работы по восприятию и отображению окружающего мира ребенок с нарушениями зрения может испытывать определенные трудности. А. Г. Литвак, В. А. Феоктистова, О. И. Егорова, В. А. Бельмер и др. отмечают, что у данной категории детей наблюдается обедненный запас представлений, возникают нарушения формы, пропорций, умения выделять характерные информативно важные детали и признаки, как в конструктивном, так и в цветовом решении. В процессе работы по восприятию и отображению окружающего мира ребенок с нарушениями зрения может испытывать определенные трудности. А. Г. Литвак, В. А. Феоктистова, О.И. Егорова, В.А. Бельмер и др. отмечают, что у данной категории детей наблюдается обедненный запас представлений, возникают нарушения формы, пропорций, умения выделять характерные информативно важные детали и признаки, как в конструктивном, так и в цветовом решении. Кроме того, отмечаются проблемы, связанные с недостаточно развитой мелкой моторикой, двигательной координацией, нарушения зрения проявляются в несовершенстве работы такими традиционными изобразительными материалами, как кисти, краски и карандаши, требующими четкости и точности руки и глаза [8].
Выразительная работа с целью подобных ребенка, считается орудием знания. В процессе освоения выразительной работой принимается решение полный несколько вопросов: предмет исследуется в полном; детально, в рациональном дистанции смотрятся отличительные характерные черты; неоднократные повторы дают возможность позволяют отрабатывать графические навыки, развивать формообразующие движения, совершенствовать мелкую моторику. Использование различных графических и изобразительных материалов позволяет расширить и сенсорную сферу ребенка.
Задача педагога заключается в том, чтобы не отпугнуть слабовидящего ребенка от процесса рисования, не поддерживать настроения, связанные с состоянием зрения, а вводить его постепенно в яркий мир, рассматривая даже самый маленький шаг в мир искусства как огромное достижение.
Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения со взрослым, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное – это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок показывает свое отношение и видение окружающего мира. Творчество открывает путь к выражению разнообразных идей и фантазий, которые могут проявляться в значимой для ребенка и, возможно, необычной для всех остальных форме.
Говоря о развитии творческих способностей детей, нельзя не затронуть следующие аспекты.
На игровой основе можно сформировать способность видеть образ в рисунке, развить интерес к деятельности, закрепить элементарные технические навыки.
Для детей с нарушением зрения очень важен вопрос цвета. Необходимо не просто рассказывать им о цветах, но и вовлекать в творческий процесс создания цветовых комбинаций. Ребенка следует научить:
– постепенно вводить цветовые сочетания (начать лучше с комбинации черного и белого);
– использовать сочетания ярких цветов (стараться, чтобы цвета были разные по тону).
Хочется выделить, то что в зависимости с возраста, умственного и физиологического формирования ребенка, методы исполнения трудов имеют все шансы являться разными согласно собственной сложности. Присутствие данном сопутствующими свойствами преподавателя обязаны являться терпеливость, воображение и колоссальное стремление обучать чему-в таком случае новейшему, принося удовольствие ребятам!
Рассмотрим технологическую карту занятия для воспитанников старшей группы ДОУ, направленного на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
 

Технологическая карта занятия «Осеннее дерево»

 
Группа старшего дошкольного возраста: 5–6 лет (20 человек, 2 ребенка с нарушением зрения).
Модуль: Формирование творческих способностей.
Тема занятия: Рисование.
Продолжительность учебного занятия: 25 мин.
Тип учебного занятия: Знакомство с новым приемом рисования.
Цель: помощь детям с нарушением зрения в накоплении информации об окружающем мире, развитие у детей творческих наклонностей, уверенности в себе.
Задачи занятия:
1. Образовательные:
– Познакомить с новым приемом рисования «штампованием».
2. Развивающие:
– Создавать условия для развития фантазии и творческой активности детей, наблюдательности, внимания.
– Развивать умение представлять предметы и явления, знакомые детям из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.
– Развивать умения и навыки детей видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы.
3. Воспитательные:
– Воспитать у детей потребность в самореализации.
Технологии: проблемный диалог, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии.
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы для проведения занятия: аудио запись песни «По земле шагает осень», звуков природы, картины, засушенные листья, альбомные листы, гуашевые краски, кисти, салфетки, ватные палочки.
Основные понятия: осень, засушенные листья, «штампование», природа, красота.

Таблица

Технологическая карта занятия
(см. файл ниже)


Похожие публикации