Войти / Зарегистрироваться

Инклюзивное занятие по рисованию «Осенняя веточка» для воспитанников старшей группы ДОУ

Получить свидетельство
Автор: Полякова Нафиса Иршатовна

На современном этапе развития общества большое внимание уделяется формированию у детей способности творчески мыслить. Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития творческого потенциала, способностей каждого ребенка, овладения им различными видами деятельности, в том числе и творческими.
По статистическим данным, около миллиона детей нашей страны страдают нарушением зрения. Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов [1].
Тифлопедагогика является частью специальной педагогики. Как раздел специальной педагогики она развивается на основе принципов гуманистического воспитания и с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Полная или частичная потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих и слабовидящих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В одних случаях своеобразие характера и поведения людей с нарушениями зрения сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность [2].
Инклюзивное образование призвано создать в ДОУ среду без барьеров, которая бы позволила детям с ограниченными возможностями здоровья быть полноценными участниками современного дошкольного образовательного процесса. Инклюзивное образование может дать им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Отличительной особенностью инклюзивного образования является тот факт, что детям с ОВЗ доступны одинаковые условия для того, чтобы они могли гармонично, на равных с остальными детьми правах, включиться в воспитательно-образовательную систему.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, который используется для описания включения детей с особыми потребностями в воспитательно -образовательный процесс массового характера, то есть ориентированный на большинство.
Инклюзивное образование таит в себе большие возможности и является носителем новых перспектив для социального развития общества, что является актуальным процессом во всем мире.
Главной целью ДОУ при внедрении инклюзии и инклюзивных подходов является создание необходимых условий для гармоничного взаимодействия детей инклюзивной группы и обычных дошкольников [3].
Ребенок с нарушениями зрения имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.
Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Например, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены.
У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение. В условиях раннего специального обучения форменное, пространственное и стереоскопическое зрение развивается и совершенствуется, что в будущем обеспечивает формирование сложных пространственных представлений.
Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения.
На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживания динамических изменений, оценке линейных и условных величин.
Коррекционная работа при таких нарушениях направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.
Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации. Поэтому оно должно тщательно оберегаться.
Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи и слизистыми оболочками, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Так незрячие и слабовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.
Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь. Возникшее на первой стадии системы компенсации слепоты дифференцированное слуховое восприятие и голосовые реакции при знакомстве с предметами становятся все более значимыми как средство общения с окружающими людьми. С целью привлечения внимания к себе слепой ребенок использует звуки и слова. Адекватная реакция взрослого стимулирует ребенка на эмоциональное отношение к этому.
Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.
Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы.
Процесс коррекционной работы со слабовидящими детьми основывается на игре – ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Неоценимую помощь оказывает в этом плане специально организованная игровая деятельность с целью познания окружающего мира и осуществления целенаправленной коррекционной работы, пробуждения у детей желания проявить себя, свои творческие наклонности, свои умения. Игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением. Если ненавязчиво организовывать различные игры, учитывая интересы каждого ребенка, то каждый из детей сможет проявить свои творческие способности и реализовать себя. Игра вызывает у ребенка ответную реакцию – активность, творение самого себя и предметного мира, дарит радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей, реализации творческих функций.
Важно развить у слабовидящих дошкольников способности и потребности к творческой деятельности. Новые подходы к подаче материала помогает формировать у детей с нарушениями зрения мышление, фантазию, творческое воображение с накоплением впечатлений и переживаний.
Для того чтобы успешно изобразить предмет или явление ребенку необходимо хорошо представить их. Основной принцип работы по развитию творческих способностей – поэтапность и постепенность, то есть от простого к сложному.
Отечественные и зарубежные психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и др.) подчеркивали, что важно не только обогащать детей-дошкольников знаниями и опытом, но и развивать их психические процессы и функции. Ведь это имеет немалое значение для развития детской творческой активности, так как характерными чертами дошкольного возраста являются фантазия, воображение, нестандартность мышления [4].
Применительно к детям со зрительной недостаточностью указание на необходимость их целенаправленного умственного, физического развития, начатое с самого раннего возраста, приобретает особое значение. Важно развить у слабовидящих дошкольников способности и потребности к творческой деятельности, в процессе которой особое место занимает накопление впечатлений и переживаний.
Творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает умение удержать в памяти впечатления и осмыслить их. А у ребенка с нарушением зрения творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия его прежнего опыта, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого рождаются фантазии. В коррекционной работе с дошкольниками зрительный опыт детей постоянно обогащается созданием специальных условий, обеспечивающих им наиболее полное представление об окружающей действительности, пробуждающих их чувства и развивающих их эмоциональную сферу. Параллельно повышается природный потенциал детей. Проводятся специально организованные игровые наблюдения, экскурсии, эксперименты, рассматривание картин и различных предметов окружающего мира для расширения кругозора и творческих способностей детей [5].
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности.
С помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении степени удаленности. Функциями зрения являются: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения, глазодвигательные функции.
При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего.
Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.
На первый взгляд, кажется, что дети с ОВЗ и развитие творческих способностей - понятия несовместимые. Исследования показали, что по сравнению со здоровыми детьми, уровень самооценки дошкольников с нарушением зрения ниже и менее устойчив. У слабовидящих детей формирование оценки своих возможностей и осознание своего дефекта начинается уже в дошкольном возрасте.
Для привлечения детей к рисованию в нетрадиционной художественной технике в свободное время, желательно создать в группе развивающую пространственную среду, способствующую активизации различных творческих проявлений детей и оснащенную разнообразными пособиями и материалами: трафареты, печати, клише, мелки, фломастеры, разнообразные крышечки, пробочки, фигурки и т. д.
В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения, можно условно выделить три этапа:
1 этап – развитие у детей положительного эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования;
2 этап – учить детей правильно держать и пользоваться инструментами для рисования;
3 этап – закреплять умения и навыки работы в разнообразных техниках изображения.
Нетрадиционные техники изображения, раскрывают перед детьми с нарушениями зрительных функций большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют проявлениям в изобразительной деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.
Творчество детей определяется их богатой и умной фантазией, которая подчас для них более значительна, чем информация из жизни, а их способностью целиком сосредоточить внимание на том, что их волнует именно сейчас. Детское творчество - это целый новый мир, вызывающий глубокую заинтересованность и желание расширить его, дать все необходимое для развития и серьезно разобраться в его проблемах.
Л. С. Выготский понимал под творческой деятельностью такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью вешнего мира или известием постороннего ума или чувства, живущих и обнаруживающихся только в самом человеке [6].
Творческие способности включают в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д.
Развитие творческих способностей ребенка – очень ответственное и сложное дело, осуществить его можно только при внимательном отношении к детям, только зная их потребности, интересы и увлечения.
Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, поощрять его творчество. Поддерживать всякое полезное начинание ребенка, особенно, если в нем проявилась смекалка, новшество, изобретательность. Очень важно, чтобы каждому ребенку нашлось место для проявления своих талантов, способностей, увлечений.
В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и нравственного воспитания ребенка (Л. С. Выготский, Г. Г. Григорьева, Е. И. Игнатьев, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.). Даже беглый обзор функций и процессов, участвующих в становлении изобразительной деятельности показывает ее значимость для развития личности ребенка, раскрытия его индивидуального восприятия мира, формирования представлений о предметах и явлениях, расширения знаний об их взаимосвязи и взаимодействии [7].
В процессе работы по восприятию и отображению окружающего мира ребенок с нарушениями зрения может испытывать определенные трудности. А. Г. Литвак, В. А. Феоктистова, О. И. Егорова, В. А. Бельмер и др. отмечают, что у данной категории детей наблюдается обедненный запас представлений, возникают нарушения формы, пропорций, умения выделять характерные информативно важные детали и признаки, как в конструктивном, так и в цветовом решении. Кроме того, отмечаются проблемы, связанные с недостаточно развитой мелкой моторикой, двигательной координацией, нарушения зрения проявляются в несовершенстве работы такими традиционными изобразительными материалами, как кисти, краски и карандаши, требующими четкости и точности руки и глаза [8].
Изобразительная деятельность для таких детей, является средством познания. В ходе овладения изобразительной деятельностью решается целый ряд проблем: объект изучается в целом; подробно, на оптимальном расстоянии рассматриваются характерные особенности; многократные повторы позволяют отрабатывать графические навыки, развивать формообразующие движения, совершенствовать мелкую моторику. Использование различных графических и изобразительных материалов позволяет расширить и сенсорную сферу ребенка.
Задача педагога заключается в том, чтобы не отпугнуть слабовидящего ребенка от процесса рисования, не поддерживать настроения, связанные с состоянием зрения, а вводить его постепенно в яркий мир, рассматривая даже самый маленький шаг в мир искусства как огромное достижение.
Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения со взрослым, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное – это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок как бы «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению разнообразных идей и фантазий, которые могут проявляться в значимой для ребенка и, возможно, необычной для всех остальных форме.
Говоря о развитии творческих способностей детей, нельзя не затронуть следующие аспекты.
На игровой основе можно сформировать способность видеть образ в рисунке, развить интерес к деятельности, закрепить элементарные технические навыки.
Для детей с нарушением зрения очень важен вопрос цвета. Необходимо не просто рассказывать им о цветах, но и вовлекать в творческий процесс создания цветовых комбинаций. Ребенка следует научить:
– постепенно вводить цветовые сочетания (начать лучше с комбинации черного и белого);
– использовать сочетания ярких цветов (стараться, чтобы цвета были разные по тону);
– сочетать яркие, «открытые» цвета, чтобы добиться цветовой гармонии.
Хочется отметить, что в зависимости от возраста, интеллектуального и физического развития детей, способы выполнения работ могут быть различными по своей сложности. При этом сопутствующими качествами педагога должны быть терпение, фантазия и огромное желание учить чему-то новому, доставляя радость детям!
Рассмотрим технологическую карту занятия для воспитанников старшей группы ДОУ, направленного на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
 

Технологическая карта занятия «Осенняя веточка»

 
Группа старшего дошкольного возраста: 5–6 лет (24 человек, 1 ребенок с нарушением зрения).
Модуль: Формирование творческих способностей.
Тема занятия: Рисование.
Продолжительность учебного занятия: 25 мин.
Тип учебного занятия: Знакомство с новым приемом рисования.
Цель: помощь детям с нарушением зрения в накоплении информации об окружающем мире, развитие у детей творческих наклонностей, уверенности в себе.
Задачи урока:
1. Образовательные:
– Познакомить с новым приемом рисования «штампованием».
2. Развивающие:
– Создавать условия для развития фантазии и творческой активности детей, наблюдательности, внимания.
– Развивать умение представлять предметы и явления, знакомые детям из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.
– Развивать умения и навыки детей видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы.
3. Воспитательные:
– Воспитать у детей потребность в самореализации.
Технологии: проблемный диалог, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии.
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы для проведения урока: аудио запись песни «По земле шагает осень», звуков природы, картины, засушенные листья, альбомные листы, гуашевые краски, кисти, салфетки.
Основные понятия: осень, засушенные листья, «штампование», природа, красота.

Таблица

Технологическая карта занятия
(см. файл ниже)


Похожие публикации