Войти / Зарегистрироваться

Элементарное музицирование с дошкольниками

Получить свидетельство
Автор: Щербакова Светлана Викторовна

Цель: Организация «свободного» времени дошкольников, создание условий для социально- коммуникативного развития детей с использованием фольклорного материала: потешки, русские народные мелодии.
 
В процессе внедрения ФГОС в дошкольном образовании на основании современных концепций дошкольного музыкального воспитания, можно выявить общую тенденцию – стремление к раскрытию творческого потенциала ребенка. Задача эта не нова. Еще в 20-е годы ее выдвинул музыкант, композитор и педагог академик Б. Астафьев. В своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип должен стать методологически определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования. Лучше всего адаптирован для детского восприятия фольклорный материал, то что передавалось из поколения в поколение, из уст в уста.
Здесь ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. Знакомство с музыкальными инструментами начинается со 2 младшей группы. С годами желание извлекать звуки из инструментов не угасает. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении произведений.
В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов работе с детьми с целью активизации музыкального развития. Большую роль играет использование звучащих жестов: хлопки, шлепки, щелчки. Они помогают ритмически организовать ребенка, выстроить правильный динамический рисунок. Нельзя недооценить игру детей на самодельных музыкальных инструментах, выполненных из подручных и бросовых материалов: шуршалок, шумелок...
Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый и динамический. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.
Как правило, инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамблевой форме, в состав которых входят детские музыкальные инструменты. Их выбор, как и выбор музыкальных игрушек, весьма разнообразен. В работе используются различные их группы:
‒          ударные без определенной высоты звука (погремушки, барабаны, бубны, коробочки, буковые палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
‒          ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны и ксилофоны, пианино и рояли)
Кроме этого, целыми наборами представлены народные инструменты: ложки, трещотки, бубенцы, колотушки и т.п. Бесспорна польза мизицирование на самостоятельно изготовленных музыкальных инструментах. Дети тонко чувствуют музыку и правильно «подбирают» звучание музыкальных произведений. Инструменты, изготовленные «своими руками» – (чаще из бросовых материалов!) найдут достойное место и в музыкальном уголке группы: шуршалки с различными наполнителями (горох, фасоль, греча)
Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребенку инструмент по его интересам и возможностям. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребенок продвигается в своем музыкальном развитии. Музицирование для ребенка на практике становится поощрением, подарком, который дети с нетерпением ждут. Прежде всего они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлеченности, эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с музыкой. Дети искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют «публичные» выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями. Даже довольно замкнутые, «закрытые» дети раскрываются во время игры и становятся более раскрепощенными и открытыми для общения.
Музицирование весьма эффективно влияет на развитие и в других видах музыкальной деятельности, в частности в пении и выполнении танцевальных композиций. Дети начинают чище интонировать и выразительнее петь, занятия в оркестре содействуют правильной и четкой координации движений.
Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах, умение и желание прийти на помощь, освоение навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Практическая работа
Организация «Клубного часа для педагогов»

Цель: Знакомство с формой образовательной деятельности – клубный час и использование в работе с дошкольниками.
Клубный час- одна и форм образовательной деятельности, с целью организации самостоятельной деятельности детей, развития социально- коммуникативных навыков. Проводится 1 раз в месяц со старшими дошкольниками, согласно регламента учреждения.
Обычно клубы по интересам организуются по желанию детей (станции «Музыкальная». «Спортивная» (через организацию работы совета дошкольников в группе).
Я предлагаю организовать две станции:
1. «Топ-топ каблучок»
2. «Оркестр «Ступенька»
В течение часа можно будет посетить обе станции, выбрав себе занятие «по душе». Начало и окончание клубного часа предваряет, например, звон в колокол. Перед его проведением обязательно знакомство с правилами посещения станций.
1. «Топ- топ каблучок» Этапы проведения образовательной деятельности:
1.1.На этой станции дети сначала слушают музыкальные произведения
1.2. С помощью блок- схем «собирают на ниточку движения, используемые в «характере» произведения. Обсуждение идет при поддержке педагога, но без тотальной опеки и контроля.
1.3.Репетиция с использованием «дирижера»
1.4. Показ танца.
2. «Оркестр «Ступенька» Этапы проведения образовательной деятельности:
1.1.  Слушание муз произведения, если необходимо деление на части.
1.2.  Выбор музыкальных инструментов для озвучивания
1.3.  Репетиция с «Дирижером» / в начале это роль педагога, со временем роль дирижера начинают активно осваивать дети.
1.4.  Показ оркестра / выступление.
В конце деятельности участники получают жетоны за активное участие в работе станций, которые могут обменять на «сладкие или другие призы.

Похожие публикации