Войти / Зарегистрироваться

Креативный урок информатики для учащихся 3-го класса по теме «Кодирование информации. Способы кодирования информации»

Получить свидетельство
Автор: Корнев Михаил Николаевич

Образование претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения серьезно затрагивают цели и стратегические направления образования, что, в свою очередь, приводит к необходимости перестраивать структуру образования, менять технологии и методики обучения в подготовке транспрофессионалов. В переходные, кризисные периоды развития общества возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для периода профессионального становления [1].
В данном аспекте очень актуальным становиться использование креативной педагогики в учебном процессе. Методы креативной педагогики позволяют формировать креативную, творческую личность, способную достигать успешных результатов в любой профессиональной деятельности. Основным инструментом достижения целей креативной педагогики выступает Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ.
 
Тема: Кодирование информации. Способы кодирования информации
Цель: познакомить обучающихся с основными типами кодирования информации
Задачи:
– развитие логического и системного мышления;
– развитие творческого подхода к решению проблемы;
Учебные достижения обучающихся:
– должны знать типы кодирования информации (цифровое, символьное, пиктографическое);
– определять тип кодирования;
– кодировать / декодировать информацию по предложенному правилу. 

Таблица 1

Структура урока

Блок

Время (мин.)

1

Мотивация («Встреча с чудом»)

3

2

Содержательная часть программного материала (ч. 1)

15

3

Психологическая разгрузка (игра)

5

4

Головоломка

5

5

Интеллектуальная разминка

5

6

Содержательная часть программного материала (ч. 1)

5

7

Компьютерная интеллектуальная поддержка

5

8

Резюме

2

Блок 1. Мотивация («Встреча с чудом»)
Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления или как его называют «эффект чуда» [2].
Данный «эффект чуда» должен нести смысловую нагрузку к теме занятия (возможно, неявно) и, побуждать заинтересованность обучающихся.
В начале урока обучающимся предлагается для обозрения гальванический элемент из лимона, медной проволоки и цинкового болта (пример) [3]. «Лимонная батарейка» питает светодиод (или лампочку 3В). Эффект привлекающий внимание обучающихся – лампочка светиться без батарейки.
Предлагается вопрос: Как можно использовать лампочку?
Ожидаемые ответы (при подсказках учителя): освещение, обогрев, передача закодированного сообщения.

Блок 2. Содержательная часть программного материала
В данном блоке совмещаются две задачи учителя: изложение нового материала по теме урока и развитие творческого воображения и фантазии учащихся.
Возможности должны включать ранние опыты, располагающие ребенка быть интеллектуально активным и заинтересованным в самостоятельном решении собственных проблем, в восприятии всего лучшего в окружающих, в восприятии себя как человека компетентного и уверенного. Именно на развитие данных качеств направлены содержание и методы организации обучения [2].
Как элемент структуры обучения используется учебная творческая задача, при решении которой строится схема поисковой познавательной деятельности: ставится проблема – поиск решения – вывод с подведением теоретического материала.
Нужно решить задачу.
Проблема № 1. «Двое разведчиков встретились на секретной квартире и должны рассказать друг-другу важную информацию. Но один из разведчиков обнаружил на потолке микрофон для прослушивания, который нельзя отключить. Значит разговаривать нельзя. Как разведчикам обменяться информацией?
Ожидаемый ответ: записать информацию на листке бумаге в виде текста.
Таким образом мы кодируем звук, т.е. аудиоинформацию в виде символов. Это называется символьным кодированием.
Проблема № 2 (дополнительно). «Двое разведчиков встретились на секретной квартире и должны рассказать друг-другу важную информацию. Но один из разведчиков обнаружил на потолке микрофон для прослушивания, который нельзя отключить. Значит разговаривать нельзя. Как разведчикам обменяться информацией? У разведчиков нет никаких пишущих предметов. В комнате находится из мебели только стол, на котором лежит коробок спичек и банка с водой, в углу комнаты в камине догорает одно полено.
Практическое задание. У вас в распоряжении только лист бумаги и карандаш. Каждый получает карточку с текстом. Нужно информацию на карточке сообщить соседу по парте. Но есть условия. Никто в комнате не может произнести ни одного слова и нельзя на листке написать ни одной буквы. Время на передачу информации 1 минута. После кодирования, обмениваемся листками и пытаемся понять сообщение.
Текст на карточках возможен разной сложности (от формальных сообщений до описания явления или процесса). Примеры карточек: «Ёжик несет яблоко», «Зимой холодно», «Идёт дождь» и т.д.
Только что мы осуществили ещё один тип кодирования – графическое.

Блок 3. Психологическая разгрузка.
В качестве Психологической разгрузки используется игра «Пантомима», в которой разгрузка идет по двум каналам: расслабляются соответствующие группы мышц и осуществляется релаксация за счет положительных эмоций, возникающих во время игры. Помимо того, что занятия пантомимой развивают творческое начало и уверенность в себе, они служат хорошей эмоциональной разгрузкой для ребенка [2].
Упражнение Пантомима:
Дети встают. Учитель перед собой показывает карточки с животными (слон, жираф, заяц, орел и т.д.). Условие – учитель не знает какое животное он показывает и должен угадать, что изображено на карточке.

Блок 4. Головоломка
Одним из важнейших элементов структуры современного креативного урока является творческая деятельность учащихся с системой натуральных объектов – головоломок, в конструкции которых реализована остроумная изобретательская идея. Головоломки представляют для школьника проблему, решение которой требует от него нетрадиционного поворота мысли [2].
А теперь разгадаем секретный шифр. Ведь шифрование – это тоже кодирование информации с целью защитить её от прочтения.
Двойная шифровка

 

 Блок 5. Интеллектуальная разминка
Интеллектуальная разминка, как и головоломки, позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке. Она содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений. Главная функция интеллектуальной разминки состоит в подготовке к выполнению сложных заданий через осознание значимости правильно проведенного анализа информации [2].
Игра «Да-Нет». Учитель загадывает предмет. Обучающиеся по очереди задают вопрос о свойствах этого предмета, так чтобы можно было ответить только «да» или «нет». Цель – определить предмет.

Блок 6. Содержательная часть программного материала
Последний тип кодирования, который сегодня изучим – это цифровое. Данный тип кодирования очень важен, потому что компьютер может обрабатывать и хранить только числа.
Вопрос. А как же в памяти компьютера храниться текст, если компьютер может работать только с числами?
Ожидаемый ответ (при подсказках учителя): буквы можно пронумеровать и хранить в памяти компьютера числа.
Значит всю привычную нам информацию: текст, рисунки, фильмы, музыку необходимо кодировать числами.
Попробуем закодировать слово «Информация» с помощью специальной таблицы кодировки. Кстати, это настоящая таблица с кодами букв, которая используется при сохранении текста в памяти компьютера.
Обучающимся предоставляется таблица кодировки.

Возможно использовать задание на раскодирование слова из числового представления.
Дополнительное задание домой: Подумайте, как можно закодировать числами рисунок.

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка
Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП) продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки [2].
Самоконтроль обучающимися освоения теоретического материала с помощью компьютерных тестов созданных в http://learningapps.org/. LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Сервис позволяет внести в проверку знаний обучающегося игровой элемент.

Блок 8. Резюме
Рефлексия
Обучающиеся заполняют общую таблицу на доске (ватмане). Рисуют цветными маркерами (наклеивают) мордашку в ту строку, с фразой которой согласны. Есть строки для весёлых и грустных мордашек.

Таблица 2 

Мне очень понравилось

 

У меня хорошее настроение

 

Я знаю типы кодирования информации

 

Я знаю в каком виде в памяти компьютера хранится текстовый файл

 

Я умею кодировать информацию разными способами

 

 

 

Мне не понравилось

 

Я ничего не понял

 

У меня плохое настроение

 

Ссылки на источники

  1. Бабанова Ирина Александровна Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе // Научные исследования в образовании. 2012. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-triz-pedagogiki-v-obrazovatelnom-protsesse. – [Дата обращения: 08.06.2017].
  2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2841–2845. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm. – [Дата обращения: 08.06.2017].
  3. Батарейка из лимона. Химия – просто // www.youtube.com URL: https://youtu.be/-iNqgh5uKVw (дата обращения: 08.06.2017).

Похожие публикации