Войти / Зарегистрироваться

Структура креативного занятия по развитию творческой личности студентов строительного профиля с использованием педагогической системы НФТМ-ТРИЗ

Получить свидетельство Получить диплом
Автор: Ким Марина Семеновна

Креативное образование – новое направление отечественного образования, ориентированное на непрерывное становление творческой личности в процессе развития человека.Сегодня образование определяется как процесс и результат становления личности человека. Современный человек живет в постоянно меняющемся внешнем и внутреннем мире. За период его активной трудовой деятельности изменяются социально-экономические условия, требующие изменений содержания его деятельности. Чтобы быть всегда адекватным этим изменяющимся условиям необходимо формирование и развитие творческой личности, что требует непрерывности, преемственности и охвата всего периода жизни человека – от рождения до конца жизни. В традиционном образовании практически не уделяется вниманиеформированию опыта профессионально-творческой деятельности человека на основе развития его творческого потенциала. Профессиональный опыт понимается как сумма знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения и практической деятельности. Вопрос обучения навыкам творческой деятельности не ставится вообще.
В то же время современные образовательные стандарты высшего образования требуют развития у студентов и магистрантов [1, 2] общекультурных и профессиональных компетенций, связанных со способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности, принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации, адаптироваться в новых ситуациях, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности, работать в научном коллективе, порождать новые идеи, ориентироваться в постановке задачи и определять, каким образом следует искать средства ее решения и т. п.
Безусловно, выпускник, обладающий вышеописанными компетенциями, является специалистом, полностью отвечающим требованиям современной науки и техники. Однако, механизм развития этих компетенций у студентов и магистрантов в процессе их обучения в ВУЗе практически отсутствует.
Все эти требования к развитию общекультурных и профессиональных компетенций в полной мере реализованы в системе непрерывного формирования творческого мышления (НФТМ-ТРИЗ), разработанной под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Зиновкиной М. М. [3]. Под ее руководством была создана научно-педагогическая школа, развивающая основные научные направления современного креативного образования.
 
В статье описан пример структуры креативного занятия, реализовывающего стратегию НФТМ-ТРИЗ, для студентов строительных специальностей. Занятие имеет четкую структуру (рис. 1) [3] .
 

Блок 1
(мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление студента. Этот блок обеспечивает мотивацию студента к занятиям и развивает его любознательность.
Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.
Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.
Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей студентов.
Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, обеспечивающих переход из внешнего плана действий во внутренний план.
Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь со студентами на занятии и предусматривает качественную и эмоциональную оценку студентов самого занятия.
В таблице 1 показано распределение времени занятия в течение одной «пары» (два академических часа) [8].
Рассмотрим подробнее содержание этих блоков.

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)
«Главное для меня – не переставать удивляться» (Рэй Брэдбери).
В современном мире человек все больше утрачивает способность удивляться. Удивление – эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Это реакция на отклонение от нормы.
Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления, или, как его называют, «эффект чуда». Это могут быть короткие фокусы на основе физических эффектов, в том числе оптических, например, волшебные картинки, кривые зеркала и т. п., фокусы, основанные на ловкости движений, на использовании инерции мышления, на удивительных свойствах современных материалов, в частности жидкостей (магнитные и реологические жидкости), это игрушки на основе несмешивающихся жидкостей и материалов с памятью формы и другими удивительными свойствами (нитинол, властонит, шунгит и т. д.).

Таблица 1

Распределение времени креативного занятия

 

Блоки занятия

Время

Примечание

1

Мотивация («Встреча с чудом»)

5 мин

1 час

(академ.)

2

Содержательная часть программного материала 1

25 мин

3

Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза)

5 мин

4

Головоломка

10 мин

Перерыв

5

Интеллектуальная разминка

10 мин

1 час

(академ.)

6

Содержательная часть программного материала 2

20 мин

7

Компьютерная интеллектуальная поддержка

10 мин

8

Резюме

5 мин

 

Приведем наглядный пример.
1 этап.
Показываем рисунок 2 и задаем следующие вопросы:
– Что это такое? Где эта вещь применяется? 

 

Выслушивам различные варианты ответов в режиме мозгового штурма.
2 этап.
Показываем рисунок 3 и задаем те же вопросы, что задавали на первом этапе. Варианты ответов выслушиваем также в режиме мозгового штурма. 


3 этап
На третьем этапе показываем рисунок 4 и переходим к следующему блоку. 


Блоки 2, 6. Содержательная часть программы курса
Содержательная часть программы курса на основе системного объединения с другими блоками направлена, в целом, на развитие творческого воображения и фантазии студентов и обеспечивает знакомство с такой серьезной наукой, как теория решения изобретательских задач (автор Г. С. Альтшуллер) [4, 5, 6].
Рассмотрим пример преподавания содержательной части курса.

Тема занятия: Влияние противоречия на научное творчество. Виды противоречий.
Принцип противоречия состоит в том, что под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существуют противоречия скрытые или явные. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов. Сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия.
ТРИЗ выделяет 3 вида противоречий (в порядке возрастания сложности разрешения) [6, 7]:
1. Административное (поверхностное) противоречие (АП): «надо улучшить систему, но я не знаю как (не умею, не имею права) сделать это». Это противоречие является самым слабым и может быть снято либо изучением дополнительных материалов, либо углублением противоречия.
2. Техническое (углублённое) противоречие (ТП): «улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра». Техническое противоречие – это основа постановки изобретательской задачи. Переход к техническому противоречию сужает поле поиска решений и позволяет перейти к алгоритму решения изобретательской задачи, который либо предлагает применить один или несколько стандартных технических приёмов, либо (в случае сложных задач) требует перехода к обострённому противоречию.
3. Физическое (обострённое) противоречие (ФП): «для улучшения системы, какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно». Физическое противоречие является наиболее фундаментальным, потому что изобретатель упирается в ограничения, обусловленные физическими законами природы. Для решения задачи изобретатель должен воспользоваться справочником физических эффектов и таблицей их применения [5, 6].
Рассмотрим применение принципа противоречия в изобретательской задаче на примере строительства Фаросского Александрийского маяка (рис. 5).

 

Александрийский маяк – одно из семи чудес древнего мира, имел практическое предназначение. Он исполнял сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.
Во времена, когда высота зданий обычно не превышала трёх этажей, маяк высотой около ста метров, не мог не поражать воображение как местных жителей, так и гостей города. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.
Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н. э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.
Задача: Одно из чудес света – Фаросский Александрийский маяк на египетском берегу Средиземного моря. Несколько веков простоял маяк с надписью на вершине: «Для богов и во имя спасения моряков построил Состратос из Книда, сын Дексифона». Так звали строителя, и люди запомнили его имя на века.
Но история помнит и другое. Когда строительство маяка заканчивалось, Состратоса вызвал правитель Птолемей и повелел: «Ты высечешь на маяке мое имя!».
Строителю было запрещено высекать свое имя, и он знал, что если он не выполнит приказа, то его казнят, а если выполнит, то потомки никогда не узнают имени настоящего автора маяка.
Строитель остался жив, и весь мир узнал его имя.
Как это могло произойти?
Рассмотрим развитие трех видов противоречий в интерактивном режиме, подключая студентов к обсуждению динамики развития и выработке формулировки каждого вида противоречия.
АП: Очень хочется увековечить свое имя, а правитель запретил это делать, - он хочет увековечить свое имя.
ТП-1: Если я выбью на стене свое имя, то увековечу его, что хорошо, но лишусь жизни, что недопустимо.
ТП-2: Если я выбью на стене имя правителя, то не увековечу своего имени, что плохо, но при этом останусь жить, что хорошо.
Таким образом, приходим к двум противоречащим высказываниям, которые и составляют физическое противоречие.
ФП: На стене должно быть мое имя, чтобы его увидели потомки – на стене не должно быть моего имени, а должно быть имя правителя, чтобы меня не казнили.
Эту задачу можно сформулировать следующим образом. Пока жив правитель, надпись должна быть одна, а после его смерти может быть другая.
Тогда ФП можно переформулировать: Надпись должна быть одна, чтобы ее увидел правитель, и надпись должна быть другая, чтобы ее увидели потомки. Как это сделать?
Из последней формулировки ФП видно, что для правителя надпись должна быть одна, чтобы он ее увидел, а для потомков должна быть другая, чтобы увековечить свое имя. То есть противоречащие требования, которые предъявляются к объекту, относятся к разным моментам времени.
Противоречие разрешается во времени введением в систему еще одного компонента – вещества, которое сначала должно быть, а потом исчезнуть.
Решение:
Строитель вытесал на каменной стене свое имя, но закрыл его слоем известкового раствора, на котором написал имя правителя. Через несколько лет известняк выветрился и проступило имя «Сострат, сын Дексифона, книдиец, богам-спасителям за здравие мореплавателей!».
Александрийский маяк был разрушен во время землетрясения в 1326 году. То, что от маяка осталось, скрывается теперь под средневековой крепостью Кейт Бей.
В ноябре 2005 года появилось сообщение, что археологам наконец-то удалось точно определить местонахождение Фароса Александрийского.
 
Блок 3. Психологическая разгрузка.
В качестве психологической разгрузки могут использоваться:
– физические упражнения на гармонизацию развития полушарий головного мозга (следует помнить, что очень важно развивать равные возможности левой и правой руки). Психологи утверждают, что способность работать наравне правой и левой рукой удивительно благотворно влияет на развитие памяти, мышления и речи);
− психорегулирующие упражнения и аутогенная тренировка, обеспечивающие релаксацию, эмоциональную разгрузку;
− игры: спортивно-эмоциональные, танцы-импровизации, театрализация.
Приведем примеры психологической разгрузки:
Психорегулирующие упражнения для развития правого полушария не только полезны, но и увлекательны.
1. Визуализация – прикройте глаза и вообразите белый лист бумаги или фон. Мысленно выведите на нем свое имя. Представьте, что цвет букв зеленый, затем синий, а после красный. Можно попробовать изменять и цвет фона. Чем ярче будут краски, тем эффективнее.
2. Аудиальные фантазии. Чтобы полноценно развивать правое полушарие, необходимо работать и со звуком. Представьте, что вас кто-то зовет. Сконцентрируйтесь, чтобы такое «виденье» стало четким. Попробуйте идентифицировать, кому принадлежит этот голос. Возможно, это бабушка или мама. Следующим этапом будет воспроизведение в голове музыки. Самое действенное это вспомнить любимую песню.
3. Тактильные ощущения. Довольно интересное упражнение на ощущение слов. Примите удобное положение тела, прикройте глаза и попробуйте представить своё имя. Какое оно? Холод и твердость, словно камень или ласковое и теплое, как любимая кошка. Аналогично можно экспериментировать со вкусовыми ощущениями и запахом. Важно пытаться представить все визуализированные вещи так, что вы сможете ощущать их органами чувств.
Физические упражнения позволяют задействовать те участки мозга, которые обычно менее активны.
Симметричные упражнения
1. Движения в параллели
Когда Вы ходите, то дотрагивайтесь левой рукой до колена левой ноги, а правой – правого колена. Сделать необходимо 12 шагов. Необходимо следить, что бы руки касались колен поочередно, не сбиваясь с ритмом. При этом необходимо смотреть на рисунок с двумя параллельными линиями, который должен находиться на уровне глаз.
2. Бесконечность
Прижмите ухо к левому плечу, а левую руку вытяните вперед. Сконцентрируйтесь на указательном пальце и нарисуйте горизонтальный знак «восьмерки». Рисовать следует от центральной точки вверх и лево. Сделайте такое упражнение восемь раз, а затем повторите с правой стороной тела.
3. Симметричный рисунок
Примите удобное положение тела стоя или сидя. Одновременно руками нарисуйте одинаковые, но с зеркальным отражением рисунки. Их можно рисовать как на бумаге, так и в воздухе.
Несимметричные упражнения
4. Перекресток
Упражнение выполняется аналогично симметричному заданию. Разница в том, что ладонями нужно касаться противоположного колена, т. е. левой ладонью – правого колена, и наоборот. Рисунок для визуального сопровождение – X.
5. Гимнастика для пальцев
Обе руки сожмите в кулак. Одним движением выпрямите указательный палец правой руки и большой палец на другой. Затем зеркально распрямите указательный палец на левой руке и большой на правой. Верните в исходное положение. Просто? Увеличьте темп.
Ещё один вариант этого упражнение – одновременно выбросьте другие пальцы на руках. Например: на левой руке – мизинец, а на правой – средний. Затем указательный плюс безымянный.
Чтобы усложнить задачу, можно к чередованию пальцев добавить круговое или иное движение.
 
Блок 4. Головоломки
Одним из важнейших элементов структуры современного креативного занятия в системе НФТМ-ТРИЗ является творческая деятельность студентов с системой натуральных объектов – головоломок, в конструкции которых реализована остроумная изобретательская идея.
Работа с головоломками представляет собой своеобразный тренинг студента по преодолению инерции мышления, развитию смекалки. Особенно важным аспектом является создание всплеска положительных эмоций (восторга) в результате решения головоломки, что способствует появлению уверенности в своих творческих возможностях.
Головоломки представляют для студента проблему, решение которой требует от него нетрадиционного поворота мысли.
Эта система головоломок предложена и введена автором НФТМ-ТРИЗ Зиновкиной М. М. в структуру урока как органическое целое впервые в мировой педагогической практике [3].
В решении головоломок удовлетворяется и извечная человеческая потребность в игре. Игра превращается в своеобразную подготовку к творческой деятельности, обеспечивая развитие креативных качеств личности студента. Могут использоваться мини-головоломки, изготовленные из различных материалов (деревянных, пластмассовых и металлических).
Приведем следующий пример:
В качестве головоломки используем древнюю китайскую игру «Танграм» (рис. 6).
Танграм (кит.букв. «семь дощечек мастерства») – головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое – необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе – фигуры не должны накладываться друг на друга.


На первом этапе даем задание каждому студенту, например, как на рисунке 7. 


 
На втором этапе сравниваем ответы с рисунком 8. 


Блок 5. Интеллектуальная разминка (ИР)
Интеллектуальная разминка, как и головоломки, позволяет обеспечить мотивацию студентов и включить их в творческую деятельность на занятии.
Система творческих заданий (СТЗ) ИР составлена в соответствии с дидактическими принципами непрерывного креативного образования. Она содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений. Эта система усложняющихся заданий, целенаправленно воздействуя на любознательность, развивает творческие способности, воображение, нестандартный взгляд на вещи.
Рассмотрим пример для интеллектуальной разминки: три белые и две черные шляпы.
Как-то трое учителей на практикуме решили продемонстрировать ученикам свое умение размышлять. Они взяли 5 шляп – 3 белые и 2 черные – и попросили одного из учеников надеть каждому из них по шляпе. Ученик мог выбрать каждому произвольный цвет шляпы и надеть ее так, чтобы ни один мудрец не видел цвет своей шляпы. Ученик надел каждому по белой шляпе, решив, что так сделает выбор учителей труднее. Учителя договорились о том, что если кто-либо из них догадается, какого цвета у него шляпа, он сразу же должен заявить об этом. Вскоре один из них догадался, что у него белая шляпа.
А. Как он рассуждал?
Б. Действительно ли ученик выбрал для мудрецов самый трудный
вариант?
 
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления
Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП) продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки и др. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие и др. В виртуальной среде чрезвычайно активизируется работа зрительного канала студента. Выполнение заданий в рамках КИП способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти, приобретению навыков по выявлению закономерностей и др.
 
Блок 8. Резюме (обратная связь)
Последним блоком в структуре креативного занятия является резюме. На этом этапе преподаватель подводит краткие итоги занятия и устно осуществляет обратную связь со студентами, выявляет их мнение о занятии. Как вариант он просит студентов оценить само занятие
Вопросы для обратной связи:
  • Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  • Как вы выполняли задания, какими способами? Что вы чувствовали при этом?
  • С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
  • Довольны ли вы своей работой на занятии? Если нет, то почему?
Таким образом, использование в высшей школе инновационных педагогических технологий, к которым относится и система НФТМ-ТРИЗ, будет способствовать развитию креативных способностей студентов и овладению ими общекультурными и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
 
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, уровень высшего образования магистратура, направление подготовки 08.04.01 Строительство: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1419.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 08.05.01 (271101.65) «Строительство уникальных зданий и сооружений»: приказ Министерства образования и науки РФ № 2055 от 24.12.2010 г.
3. Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: креативное образование ХХI века. Теория и практика. Монография. (С грифом УМО по профессионально-педагогическому образованию). – М.: МГИУ, 2008. – 306 с.
4. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Петрозаводск, «Скандинавия», 2003 г., с. 186.
5. Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 224 с.
6. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. – М.: Сов. радио, 1979, 184 с.
7. Петров В. Базовый курс теории решения изобретательских задач. Учебное пособие. – Тель-Авив, 2002 http://www.trizfido.narod.ru/00/petrov.htm.
8. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64054.htm.

Похожие публикации