Войти / Зарегистрироваться

Спецрисование: Учебно-методическое пособие для бакалавров технологического образования

Получить свидетельство
Авторы: Болдырева Леся Михайловна, Штейнгардт Нина Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

Для более глубокого усвоения теоретического и практического материала по дисциплине «Спецрисование» студенты выполняют практические работы.
Целью практических работ является применение полученных теоретических знаний, приобретение профессиональных навыков, необходимых для работы по специальности, воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать проблемы, возникающие в деятельности конкретного учебного заведения или организации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

В ходе выполнения практических работ студенты приобретают профессиональные навыки бакалавра в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего образования, осваивают новые технологии проектирования и изображения деталей изделий, овладевают производственными навыками работы, формируют профессиональный интерес, чувство ответственности и уважения к выбранной специальности.
Задачами выполнения практической работы является привитие первичных профессиональных навыков, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин и получение ими первоначального опыта работы по избранной специальности.

Практическая работа 1
ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ: ГРАФИКА, ТОЧКА, ЛИНИЯ И ПЯТНО

Цель работы: Достижение художественной выразительности графической композиции с учётом основных принципов создания объектов предметно-пространственной среды.
Задание:
1 Изучить основные принципы композиции.
2 Используя графические и пластические средства композиции с учётом свойств линии, пятна и цвета нарисовать гармонично организованную, графическую плоскость.
3 Используя гармоничное сочетание в графической композиции простых геометрических фигур, причем в минимальном количестве, выявить художественный характер формальной графической композиции.

Практическая работа 2
ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Цель: наиболее яркое раскрытие фантазии и способностей студента при неизменном изначальном рисунке композиции. Достижение наибольшей выразительности линейно-графической формы при соблюдении основных законов композиции. Студент должен научиться сознательно применять тот или иной графический приём для создания особого яркого впечатления от эскиза. Все эти упражнения призваны развить и обогатить творческий потенциал автора композиции для последующей работы над образными эскизами моделей одежды и аксессуарного ряда костюма и другими графическими работами, требующими оригинальной подачи изображения.
Задание:
1. Изучить основные принципы композиции.
2. Используя графические и пластические средства композиции с учётом свойств линии, пятна и цвета, нарисовать гармонично организованную графическую плоскость.
3. Используя гармоничное сочетание в графической композиции простых геометрических фигур, причём в минимальном количестве, выявить художественный характер формальной графической композиции с применением разнохарактерных линий.

Практическая работа 3
ЛИНЕАРНАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Цель работы: Изучение визуальных трансформаций линеарных композиций.
Задание:
Научиться сознательно применять тот или иной линеарный графический приём для создания каждый раз иного впечатления от эскиза при неизменном рисунке исходника. Для получения зримого результата автору необходимо на каждый исходник создатьпо 2–3 варианта каждого задания, тогда визуальная трансформация проявляется со всей очевидностью. Для этого исходник повторяется (копируется) необходимое автору число раз так, чтобы иметь нужное для работы количество заготовок одинаковых композиций.

Практическая работа 4
ОРНАМЕНТ. ВИДЫ ОРНАМЕНТА

Цель работы: Изучение основных видов орнамента.
Задание
Задание 1 (Теоретическое)
Выберите правильный вариант ответа.

 

1. Какой вариант лишний? Почему?
2. Какой вариант принадлежит искусству Японии?
3. Какой вариант принадлежит искусству Китая?
4. Какой вариант принадлежит искусству Руси?
5. Который из вариантов вы считаете наиболее поздним? Почему?
Задание 2 (Практическое)
Выберите любой, понравившийся вам древний орнамент и нарисуйте его копию с введением цвета.
Задание 3 (Практическое)
Придумайте и нарисуйте свой зооморфный орнамент.
Задание 4 (Практическое)
Составьте свой геометрический орнамент, чтобы в нём присутствовали 4 геометрические фигуры.

Практическая работа 5
РИСОВАНИЕ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ СКЛАДОК

Цель работы: Изучение основных принципов рисования простых и сложных складок.
Задание:
1. Изучить основные принципы рисования складок.
2. Используя графические и пластические средства композиции с учётом свойств линии, нарисовать различные виды простых и сложных складок.
3. Научиться изображать в эскизах одежды различные виды складок.

Практическая работа 6
ЦВЕТОВОЙ КРУГ ИТТЕНА И ЕГО ПОСТРОЕНИЕ
Цель: Изучить цветовой круг Иттена и технику его построения и окрашивания.
Задание:
Нарисовать в гуаши 12-ступенчатый круг. Использовать только 3 основных цвета. Остальные цвета получить путём смешения.

Практическая работа 7
ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ. СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ 

Цель: Используя всего девять цветных карандашей (по три оттенка каждого основного цвета – красного, жёлтого и синего), вы очень быстро научитесь самостоятельно создавать бесконечное множество цветов, включая фиолетовый, оранжевый, все оттенки зелёного, коричневого, серого и даже чёрного.
Задание:
1. Начните с создания цветового круга, изображенного выше. Фиолетовый, оранжевый и зелёный известны как вторичные цвета, и здесь показано, как их можно получить, смешивая основные цвета, добиваясь при этом самых разнообразных оттенков.
2. Попробуйте смешать пары цветов в разных пропорциях, чтобы получить ещё более широкую гамму оттенков. Начните с самых ярких вторичных цветов – ниже показаны три оттенка светло-оранжевого, полученные при смешении золотисто-жёлтого и алого. Попробуйте самостоятельно получить разные оттенки ярко-зелёного (смешивая для этого лимонно-жёлтый и голубой), и ярко-фиолетового (цикламен и тёмный ультрамарин).
3. Попрактикуйтесь в смешивании тусклых тонов зелёного, оранжевого и фиолетового. Они могут варьироваться очень широко, приближаясь к коричневому или серому, поскольку в каждой паре цветов присутствует частица третьего основного цвета.

Практическая работа 8
РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Цель работы: Изучение схемы построения женской фигуры.
Задание:
1. Ознакомиться с пропорциями женской фигуры.
2. Кратко законспектировать прочитанный материал.
3. Выполнить рисунок женской фигуры в соответствии с представленной схемой.
4. Оформить работу на листах формата А4.
5. Сделать выводы.

Практическая работа 9
РИСОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОДЕЖДЫ

Цель работы: Схематичное рисование основных элементов одежды.
Задание:
1. Изучить основные элементы одежды.
2. Используя графические и пластические свойства линии, нарисовать основные элементы одежды.
3. Сделать выводы.

Практическая работа 10
РИСОВАНИЕ ЮБОК

Цель работы: Схематичное рисование основных элементов одежды.
Задание:
1. Изучить основные элементы одежды.
2. Используя графические и пластические свойства линии, нарисовать основные элементы одежды.
3. Сделать выводы.

Практическая работа 11
МОДЕЛИ РУКАВОВ, ВИДЫ РУКАВОВ

Цель работы: Схематичное рисование основных моделей рукавов.
Задание:
1. Изучить основные виды рукавов.
2. Используя графические и пластические свойства линии, нарисовать основные покрои рукавов.
3. Сделать выводы.

Практическая работа 12
СОСТАВЛЕНИЕ КОЛЛАЖА

Цель работы: Приобрести навыки использования цвета при составлении коллажа.
Задание по составлению проекта:
1. Изучите семью или отдельно взятых людей, которые будут жить в данном интерьере (их образ жизни, привычки, вкусы, пожелания и т.д.).
2. Выберите тему стилистического направления проектируемого интерьера.
3. Соберите весь исследовательский материал.
4. Используя в качестве основы лист формата А3, расположите на нём цветной лист бумаги формата А4 с учётом выбранной цветовой гаммы проектируемого помещения, приклейте его. Расположите выбранные вами цветные элементы с видами деталей интерьера в виде коллажа и приклейте наиболее характерные изображения для выбранного вами стилистического направления проектируемого помещения. Чтобы получился коллаж, добавьте образцы цветов или ткани. Включите в коллаж открытки или фотографии из последних модных журналов, соответствующие выбранной теме.
5. Составьте окончательный коллаж, отражающий суть вашего дизайн-проекта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Беляева С. Е., Розанов Е. А. Спецрисунок и художественная графика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 240 с.
  2. Блинова В. В. Цветоведение. Основы теории и практики : учебное пособие; под общ. ред. профессора Г. В. Толмачевой. Омск: ОГИС, 2005. 69 с.
  3. Компьютерная презентация «Методика рисования и построения женской фигуры».
  4. Мартынова А. И., Змайлова И. И. и др. Каталог моделей и конструкций женской одежды: учебное пособие для вузов. М.: ИИЦ МГУДТ, 2004. 96 с.
  5. Презентация «Модельерский рисунок».
  6. Презентация рисунков для дизайна одежды «PATTERNMAKING for fashion design».
  7. Фрагмент урока по модельерскому рисунку «Стилизация. Передаем настроение» http://imige4you.ru/fragment-uroka-po-modelerskomu-risunku-stilizaciya-peredaem-nastroenie.html
  8. Цикл компьютерных презентаций о стилях в одежде.

Похожие публикации