Войти / Зарегистрироваться

Обобщающее интегративное занятие с элементами ТРИЗ по развитию творческих способностей на основе краеведения

Получить свидетельство
Автор: Теплякова Олеся Анатольевна

Будущие первоклассники испытывают серьёзные трудности в общении с детьми, в налаживании доброжелательных отношений с товарищами. Необходимость развития такой личности прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённом приказом № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года [1]. Поставленных целей можно достичь путём прогнозирования способов перевода деятельности, к заданному целями обучения результату.
На занятии использовалось включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия. Предлагается с помощью методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста, педагогу развивать речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне. Используя в своей работе с детьми элементы ТРИЗ, я стараюсь реализовывать главное в ребенке: ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта. Поэтому основной задачей я ставлю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребёнку право выбора.
Принцип открытости – нужно предоставлять ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи – воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей
Занятие строится с помощью интеграции различных областей.
Социально-коммуникативная область.
Цель: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой Родины, городу Челябинску.
Продукт: совместное обыгрывание сказки.
В работе с родителями проведён конкурс «Лучшая афиша».
Познавательная область.
Цель: расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с городом, в котором они живут. Уточнить знания о своем городе, его достопримечательностях-театрах. Научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов. Находить и использовать ресурсы.
Продукт: в центре «Краеведения» размещение: выставки фотографий о театрах родного города.
В информационном уголке размещены консультации на темы «Первый поход в театр» «Афиша спектаклей» на текущий месяц.
Речевая область.
Цель: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Продукт: рассказ о достопримечательностях-театрах своего города. Пересказ сказки.
В работе с родителями: изготовление книжки-малышки по пройденному произведению.
Художественно-эстетическая область.
Цель: развивать творчество детей. Развивать продуктивную деятельность детей. Изготовление «Ложкового театра». Самостоятельный подбор материалов.
В работе с родителями: организация выставки продукта изготовления детей: «Ложковый театр».
Занятие строится в несколько блоков:

1 блок. Мотивация
. Этот блок представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает и развивает его любознательность.
В центре «Краеведения» потерялась одна из фотографий театра нашего города. Какого театра? Что с ней могло произойти? Сюрпризный момент. Звучит музыка и на экране появляются первые признаки весны: капель, ручейки, появление зверей после спячки. Детям даётся задание: какая сказка спрятана во всех этих признаках? («Заюшкина избушка»). Детьми устанавливается главное и второстепенное, определяется закономерность развития понятий и явлений, переход одной информации в другую, и устанавливается взаимосвязь между явлениями. Использую метод: элементарного анализа (установление причинно-следственных связей).

2 блок. Содержательная часть 1
представляет собой проектно-поисковый блок: работа в подгруппах и парах. Детям даётся задание составить героев сказки на основе цветных геометрических фигур. Ребята давайте вспомним героев из этой сказки. Предлагаю вам поучаствовать в составлении каждого героя из геометрических фигур. Ребята для каждого героя выберите свой цвет. (Если это лиса-цвет оранжевый, фигуры оранжевого цвета и т. д.) Ребята выложите героев последовательно появлению их в сказке. Определить каких фигур не хватает, также подобрать цвет к каждому герою. Перед заданием дети делятся на подгруппы с помощью фишек, которые они берут из волшебного мешочка. Каждая подгруппа проверяет составление всех героев. Последовательность их появления в сказке. На этом этапе, знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета.

3 Блок.
Интеллектуальная разминка. Интеграция теории и практики, формулирование выводов. В этом блоке детям предлагается режиссерская игра: «Творческая мастерская по изготовлению сказок». Распределяются роли: режиссера, художника-кукольника. Проговариваются качества людей этой профессии. Дети приглашаются за столы, режиссёры руководят художниками кукольниками, каких они будут изготавливать героев к сказке. Педагог предлагает изготовить объёмных кукол на основе ложек. Рассказывается об истории появления «Ложкового театра» [4] Ребята мы свами создали своих собственных героев, а в театре как называется профессия по созданию кукол? Профессия художника-кукольника предполагает наличие у человека: художественных способностей, творческие способности, богатого воображения, хороших зрения и глазомера, наблюдательности, склонности к работе руками, оригинальности и находчивости, чувства гармонии и вкуса. Предлагаю вам поиграть в игру «Творческая мастерская по изготовлению сказок» и создать своих собственных кукол на основе ложек. Такой театр будет называться «Ложковый». Хочу вам рассказать об истории появления такого театра. Привезены они были А. Мамонтовой в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание». Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева первую русскую ложку куколку, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Давайте с вами распределим все роли для нашей работы.

4 Блок. Психологическая разгрузка
(3-5 минут) Блок представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др. Физминутка: «Зайцы.»
 
                         Скачут, скачут во лесочке
                         Зайцы – серые клубочки
                         Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.
                         Прыг – скок, прыг – скок –
                         Встал зайчонок на пенек
                         Прыжки вперед – назад
                         Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
                         Раз! Шагают все на месте.
                         Два! Руками машут вместе.
                         Три! Присели, дружно встали.
                         Все за ушком почесали.
                         На четыре потянулись.
                         Пять! Прогнулись и нагнулись.
                         Шесть! Все встали снова в ряд,
                         Зашагали как отряд.
 
5 Блок. Содержательная часть 2. Самостоятельная деятельность детей. В этом блоке дети самостоятельно подбирают материал по изготовлению героев сказки «Заюшкина избушка». Главным достижением этого этапа занятия является отработка каждым ребенком собственного замысла в содержании предложенных воспитателем задач, развитие такого личностного качества, как умение сотрудничать, выслушивать чужое мнение, формирование определенных «жизненных правил».
Ребята, у нас с вами две команды, мы с вами от каждой команды должны выбрать режиссеров. Остальные ребята будут художники кукольники. Предлагаю каждой команде создать своих героев из ложек к этой сказке. Придумайте им наряды на основе тех материалов, которые находятся у вас на столах, а режиссёры распределят кто и каких героев будет мастерить.

Блок 6. Компьютерная интеллектуальная поддержка
мышления (5 мин). Этот блок обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний
Воспитанникам предлагается задание: восстановить последовательность событий, произошедших с зайцем, используя при этом возможности интерактивной доски.

7 Блок.
Резюме. Подведение итогов методами взаимооценки и самооценки. Дети любуются продуктом своего изготовления. Имитируют голос, движения персонажей. Появляются диалоги между героями, монологи.
Предлагаю, вам ребята обыграть сказку. Каждая команда продемонстрирует нам не только своих кукол, но и свои качества актёров.
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
Преподавание должно быть целенаправленным, веселым, интенсивным. Существует много форм, методов, приёмов обучения для того, чтобы сделать занятие качественным и запоминающимся. Современные технологии, помощь интернет-ресурсов и различные педагогические приёмы позволяют превратить обычное занятие в обучающую игру, активизировать учебную деятельность дошкольника, тем самым позволяя повысить эффективность занятия в несколько раз.
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Федер. закон Рос. Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155-ФЗ.
  2. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. – 144 с.
  3. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практ. рук. для педагогов и психологов дошк. образоват. учреждений. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 103 с.
  4. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2003.
Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.

Похожие публикации