Войти / Зарегистрироваться

Проблемы и методы развития творческого системного мышления у младших школьников

Получить свидетельство
Автор: Когтева Марина Андреевна

Жизнь в огромном потоке постоянно меняющейся информации диктует нынешнему поколению свои правила и способы познания мира. Современный ребенок способен поглотить новый материал в бόльших объемах и гораздо быстрее, чем его родители в том же возрасте, с одной лишь разницей – это не будет сложное научное или литературное произведение, а лишь короткая выдержка, готовый вывод, сюжет, короткий видеоролик, отрывок, но яркий и запоминающийся, одним словом, клип.
С этими обрывками информации и обломками впечатлений ребенок приходит в школу, где перед педагогами стоит такая задача, как «развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества» [1]. В этой связи, современные методы обучения уже немыслимы без информационно-коммуникационных технологий и у учащихся закрепляется мотивация пользоваться информационными ресурсами, подающими необходимую информацию доступно, сжато, образно.
Выготский Л. С. отметил, что «мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции» [2]. Отсюда и возникает проблема развития творческого системного мышления.
Необходима более сильная мотивация, чтобы оторваться от готовых образов, решений и окунуться в мир творческого воображения и фантазий.
Младший школьный возраст – это значимый этап школьного детства, поэтому так важно с первых дней создавать оптимальные условия для активации и развития творческого системного мышления детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
На этом пути педагогам часто приходится сталкиваться с такими особенностями детей, как гиперактивность, рассеянность, дефицит внимания, и здесь стоит отметить, что подобное поведение – это следствие формирующегося клипового сознания [3].
При таком сознании само мышление можно назвать условным, поскольку быстрое переключение с одного образа на другой не позволяет сформироваться основным формам мышления: понятию – суждению – рассуждению – умозаключению [4].
Решение данной проблемы должно быть системным и комплексным. Одним из таких решений является методика непрерывного формирования творческого мышления школьника НФТМш через креативный урок. Этот метод можно использовать в процессе обучения различным школьным предметам.
Особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ состоит в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели.
Ниже перечислены в назывном порядке присущие всей системе НФТМ основные дидактические принципы, которые реализуются в учебном процессе через креативные инновационные педагогические технологии:
  • принцип диагностики личности учащегося и студента, и коллектива учебной группы,
  • принцип развития интеллектуальной активности личности,
  • принцип развития и воспитания личности через творчество,
  • принцип непрерывности творческого развития,
  • принцип преемственности творческого развития,
  • принцип поисковой деятельности,
  • принцип творческой самореализации,
  • принцип педагогического сопряжения теории развития творческого мышления со стандартизованной программой,
  • принцип сотворчества,
  • принцип обучения способам творческой деятельности и ускоренному приобретению опыта решения творческих задач,
  • принцип синтеза проблемности и алгоритмизации предметного содержания, принцип положительного эмоционального фона,
  • принцип предметной интеграции с методологией творчества ТРИЗ,
  • принцип формирования системности мышления,
  • принцип природосообразности принимаемых решений,
  • принцип коммуникативности, принцип "Docendo discimus" («Уча – учимся сами»), принцип демократизации учебного процесса,
  • принцип соревновательности,
  • принцип непрерывности компьютерной интеллектуальной поддержки развития творческого мышления и творческих способностей учащихся.
В начальной школе данный метод направлен на развитие управляемого творческого воображения и фантазий. И здесь важная роль отдается мотивации. Встреча с удивительным и дальнейшее разгадывание «секретов» этих «чудес» позволяет не только обеспечить интерес, но и побудить младших школьников к продуктивной поисковой деятельности.
Оказывается, мир полон удивительных вещей. Вот янтарная капля с жуком внутри. Твердая, прозрачная. Как жук мог туда попасть? Когда он туда попал? Какой была эта капля, когда в нее попал жук? Единственный ли это жук в янтарной капле?
Первые занятия самые удивительные. Дети испытывают помимо удивления, недоумение: «Как?», «Как это возможно?». Включается воображение.
Но, стоит учесть, что для выдающихся результатов при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Способности быстро и гибко мыслить, любознательность, оригинальность, способность к анализу и синтезу, фантастичность, иррациональность. Не менее важно, чтобы эти способности имели положительную оценку у других людей.
Под возможностями понимаем ранний опыт, который склоняет ребенка быть интеллектуально активным, самостоятельно решать собственные проблемы. Воспринимать в окружающих все самое лучшее, а себя как знающего и уверенного в собственных силах человека.
С индивидуальностью дела обстоят сложнее. Она может усилить два предыдущих фактора, а может и затруднить. Здесь важно, чтобы окружающий мир благоприятствовал становлению творческой личности.
В младшем школьном возрасте факт приятия личности учащегося наиболее важен, поскольку идет процесс самоутверждения, начинает формироваться вариантное мышление. Ребенок осознает и раскрывает множество возможностей для познания и творчества, с легкостью начинает создавать творческие продукты.
В то же время, младший школьник начинает разбираться в межличностных отношениях, общественных мотивах поведения, оценках тех или иных поступков, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. Если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь стала учеба – эквивалент трудовой деятельности, причем оценка других зависит и определяется школьными успехами[5].
Одним из элементов креативного урока является психологическая разгрузка [6]. Это и физические упражнения на гармонизацию развития полушарий головного мозга, и аутогенная тренировка, обеспечивающая релаксацию, и различные игры: спортивно-эмоциональные, танцы-импровизации, театрализация.
Обучая учащихся различным приемам разгрузки, приемам управления собой, мы обеспечиваем детям успех в учебной и творческой деятельности, общении и поведении.
Немаловажным элементом структуры современного креативного урока в системе НФТМш является творческая деятельность учащихся с головоломками.
Головоломка – это проблема, решение которой требует от школьника нетрадиционной мысли. В тоже время, головоломка - это игра.
Примером головоломок ТРИЗ являются Данетки, представляющие собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не содержит четкого вопроса.
Иначе дидактическую игру называют «lateral thinking puzzle» «латеральные паззлы» для нестандартно мыслящих.
Вот пример нестандартной ситуации: «Однажды в помещении, где было множество людей, болельщик бразильской футбольной команды увидел болельщика аргентинской. Он подошел к нему и нанес ему сильный удар, сбив того с ног. Поднявшись с пола, аргентинский болельщик поблагодарил человека, который ударил его. Почему?» [7]
Эти игры-головоломки учат детей задавать сильные вопросы, вопросы продуктивно-поискового типа, т.е. такие вопросы, благодаря которым человек открывает новые возможности, находит альтернативные решения. Согласитесь, для клипового сознания – это большой шаг.
Помимо этого, углубляются знания ребенка об окружающем мире, расширяется словарный запас. Дети учатся не только слушать, но и быть внимательными к деталям. Теперь ценность имеет не образ в целом, а каждый мельчайший признак этого образа, ведь, при угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет». Формируется полноценное мышление с такими конечными продуктами, как рассуждение, умозаключение.
Работая с заданием в группе, дети учатся слушать друг друга, быть предельно внимательными (не повторять вопросы), укрепляются дружеские отношения, как между детьми, так и между детьми и взрослыми.
Головоломки несут в себе и такую важную мотивационную функцию, как способность побуждать интерес учащихся к изучаемому материалу. Этот способ мотивации наиболее эффективный.
За головоломкой следует перерыв. Здесь важным моментом является переключение внимания от творческого процесса к действительности. Всегда стоит помнить о принципе Гиппократа «Не навреди», остерегаться перегрузок нервной системы ребенка.
Первым блоком второй части креативного урока является интеллектуальная разминка. Подобная разминка, как и головоломка, мотивирует учащихся и включает их в творческую деятельность на уроке.
Система творческих заданий, используемых на креативных уроках, не требует от учащихся специальных знаний. От учащихся требуется размышлять, проявить смекалку, самостоятельно принимать решения. Задания усложняются, адаптируются к возрасту ребенка, идет целенаправленное воздействие на любознательность. Начинают развиваться творческие способности, воображение, нестандартный взгляд на вещи, формироваться черты творческой личности.
Задания интеллектуальной разминки имеют несколько направленностей и способствуют развитию творческого мышления. Так, задания на выдвижение гипотез заставляют учащиеся задумываются о причинах и последствиях событий, задание на необычное использование объектов развивают способность уходить от тривиальных ответов.
Развивают логику мышления, способность к обобщению задания на нахождение закономерностей. Задания на поиск выхода из невероятных (фантастических) ситуаций развивают в ребенке способность к эмпатии и смелость мысли.
Абстрактное мышление, а также выделение основных качеств и свойств объекта помогают развить задания на создание схемы на основе существующего образа, а усовершенствование объекта, например, игрушки развивает способность наблюдать, находить самостоятельные решения и отстаивать свою точку зрения.
Так же система творческих заданий направлена на преодоление навязываемого устойчивого образа, т. е. развитие способности выходить за пределы задачи, преодолевая инерцию мышления; на способность задавать целенаправленные вопросы и по ответам на них выявлять предмет (такие задания развивают любознательность, чувствительность к проблемам, способность к прогнозированию); на поэтапное развитие пространственного воображения. Во время этой части урока идет закрепление способов и правил умственной работы.
В работе с младшими школьниками необходимо вырабатывать у детей полезную «инерцию», все происходит как в сказке, по волшебству, само собой.
Вслед за разминкой идет вторая часть содержательного предметного блока. И здесь важно сохранять принципы научного творчества:
– обобщение знаний, объединение многих разрозненных частных фактов в единое понятие. Здесь мы вспоминаем наглядную притчу о слепых и слоне;
– систематизация знаний, выделения главного и второстепенного;
– целостность знаний, представление об изменении предмета, его развитии;
– достоверность знаний, их не противоречие существующим законам природы;
– выводимость теоретических положений [8].
В системе НФТМш используется компьютерная интеллектуальная поддержка. Она продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, интеллектуальной разминки и др. Также они носят проблемно-поисковый характер, адаптированы к возрасту учащихся, обеспечивают переход из внешнего плана действий во внутренний план.
 Предлагаемые игры системно дифференцированы, позволяют более успешно осваивать программный материал общеобразовательной школы и способствуют продуктивной социализации учащихся.
Известно, что залогом продуктивной организации своего поведения служит готовность к восприятию нового, готовность к переменам. Через созидательные компьютерные игры ребенок становится творцом нового, осваивает и осознает различные способы организации окружающего мира, познает философские законы единства целого и части; перехода количественных изменений в качественные.
Последним блоком в структуре креативного урока является резюме. На этом этапе учитель подводит краткие итоги урока и устно осуществляет обратную связь с учащимися, выявляет их мнение об уроке. Дети могут оценить урок, например, с помощью двух специальных карточек-картинок, на которых изображены рожицы – грустная и улыбающаяся. Возможны другие варианты оценки со стороны детей. Их нужно сочетать.
Дополнительный вариант качественной и эмоциональной оценки урока – детям предлагается закрыть глаза. Далее учитель просит поднять руки тех, кому урок понравился, затем тех, кому урок не понравился. Все это делается с закрытыми глазами. Однако даже такая примитивная оценка урока позволяет учителю внести необходимые коррективы в содержание урока и методику его проведения. Важность интеллектуальной активности ребенка и усилий по регуляции собственной активности отмечается как главное условие пробуждения и роста способностей.
Развитие способностей к самоуправлению в творческой деятельности осуществляется через рефлексию. Рефлексия в школьном возрасте является одним из важнейших процессов, позволяющих задействовать интеллектуальный потенциал ребенка. Такие функции сознания, как понимание, сравнение, сопоставление, целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка, осмысление достигнутых результатов и есть рефлексия.
Данный блок урока развивает навык качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности; рецензирование; дискутирование; индивидуальное и коллективное планирование знаний; исключение «неработающих» средств, задач; проверка достижения целей; использование тестов контроля за качеством усвоения и уровнями развития.
В традиционной системе образования, строящейся на трансляции готового знания, ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. У него формируется психологическая инерция: «Нужно сделать то-то, и я получу то-то». Но стоит столкнуться с новой, незнакомой ситуацией и она вызывает у него растерянность, а вместе с ней подавленность и утрату веры в собственные силы.
Универсальные модели, разработанные в НФТМ-ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.
Уникальность каждого ребенка неоспорима, и как он сформируется, такой будет его жизнь. А каждому педагогу и родителю хотелось бы, чтобы ребенок смог раскрыть весь свой заложенный от природы творческий потенциал.
ТРИЗ-педагоги своей главной целью ставят формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности [910].
 
Описание креативного урока по окружающему миру на тему «Почему радуга разноцветная?» для учащихся 1-го класса
 
Цель урока:
– сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света;
– развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас;
– воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Блок 1. Мотивация.
– Сегодня у нас интересный и красивый урок. Нам предстоит сделать очень важное открытие.
– Кто готов заглянуть в глубины науки, открыть одну из её тайн?
– Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте, о чём идёт речь?
Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти.
О чём сегодня наш урок? (о радуге)
Блок 2. Содержательная часть.
Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.
– Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? На какие вопросы будем отвечать? (Что такое радуга? Как и когда она появляется? Почему она разноцветная?)
– Дети, кто из вас видел радугу?
– Какое чувство вы испытали, когда увидели радугу?
Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался радугой - одним из самых красивых явлений природы. Однажды я услышала сказку, в которой говорилось, что в месте, где заканчивается радуга, находятся сокровища. Многие пытались их найти, но всё безрезультатно.
– Как вы думаете, что же означает слово «РАДУГА»?
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например, с самолета, она будет казаться кругом.
– Сейчас я покажу отрывок мультфильма «Ох и Ах». Посмотрите его внимательно и ответьте после просмотра, с каким настроением встретили радугу герои мультфильма.
– На какой вопрос мы должны ответить после просмотра? (С каким настроением встретили радугу герои мультфильма?)
– Можно ли быть всегда в таком плохом настроение?
(Вывод: если ходить всегда в плохом настроении можно заболеть и потерять друзей.)
– Ребята, а вы заметили, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь.)
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
– А почему радуга разноцветная?
Солнечный свет кажется нам белым. Но на самом деле он состоит из нескольких цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет проходит через капельки воды и «распадается» на несколько цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгом порядке. (Вывешиваю на доску 7 кругов - цветов радуги) Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так получается разноцветная радуга. Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой». Образуемые цвета создают полоску из цветных линий, которая называется «спектр». Радуга и есть большой спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате распада луча света, проходящего через капельки дождя. Другими словами, можно сказать, что лучи солнца отражаются в капельках дождя. Так образуется радуга.
– Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».
– Повторим этот стишок. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Блок 3. Психологическая разгрузка. 
1. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую по 5-6 раз через каждую половину носа.
2. Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос, 5-6 раз.
3. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
4. «Ладонь, кулак, ребро». Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» - сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди.
Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом.
Блок 4. Головоломка.
1. Вопрос: воспитанная девочка встала в общественном транспорте, чтобы уступить место вошедшей бабушке, но этим своим поступком повергла женщину в смущение. Почему?
Ответ: девочка первоначально уселась на колени своего отца!
2. Вопрос: у фермера была жена и дети. Кроме них, на ферме проживали горничная и ночной сторож. Как-то раз фермер собрался в деловую поездку. Когда фермер уже собирался выезжать на вокзал, к нему подошел сторож и сказал, что этой ночью ему снился сон про поезд, сошедший с рельс. Поскольку фермер был суеверен, он перенес поездку, а на следующий день узнал, что поезд действительно потерпел крушение. Сторож был уволен. Почему?
Ответ: Ночной сторож ночью должен охранять ферму, а не спать.
Блок 5. Содержательная часть. Как сделать радугу в домашних условиях?
Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.
– Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…
– В брызгах фонтана…
– Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…
– Как вы думаете, ребята, может радуга появиться у нас в классе.
– Давайте проведем чудо-опыт.
Учитель показывает опыты «Создаём радугу».
Ход опыта 1: Наполним лоток водой, поставим зеркало с наклоном, направим свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. Чтобы поймать отражённые (или преломлённые) лучи, поставили картон перед зеркалом. В результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги.
Ход опыта 2: Возьмем CD-диск, поймаем им солнечный свет или свет фонарика и направим его на потолок. На потолке появилась огромная радуга.
– А теперь вы станете волшебниками, попробуете создать свою радугу на листочках бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.
Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».
– Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.
Блок 6. Компьютерная интеллектуальная поддержка. Детям предлагается пройти тест на компьютере и проверить, как он усвоили материал.
Выбери верный ответ:
1. Сколько у радуги цветов?
Пять, семь, шесть, девять
2. Все цвета расположены в определённом порядке?
Да, нет
3. В радуге есть коричневый цвет?
Да, нет
4. Строители радуги – это...
солнце и дождь, луна и дождь, солнце и ветер
Блок 7. Резюме.
– Что узнали нового на уроке?
– Чему научились?
– Нарисуйте на листочках солнышко и радугу.
– Вам понравился урок?
– Разукрасьте смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке.
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Фе-дер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897-ФЗ.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
  3. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире; Изд-во «Институт психологии РАН»; 2009. – С.110–112.
  4. Горобец Т. Н. Ковалев В. В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти. // Журнал: Мир психологии, 2015. № 2 (82) – С. 94–100 .
  5. Гaфитулин М. С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990. - С. 2-18.
  6. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64054.htm.
  7. Оригинальные головоломки на нестандартное мышление. / Пол Слоун и Дез МакХейл: ил. Майрона Миллера.; перевод с английского И. Е. Сацевича. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 96 с. ил.
  8. Аверченков В. И. Основы научного творчества: учеб. пособие/В.И. Аверченков, Ю.А. Малахов. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 156 с.
  9. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
  10. Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. - М.: Приоритет-МВ, 2006. – 48 с.

Похожие публикации