Войти / Зарегистрироваться

Методические рекомендации по организации мини-музея живописи в ДОУ

Получить свидетельство
Автор: Валикова Оксана Александровна

Важным условием развития художественного восприятия произведений искусства у дошкольников является мини-галерея детского сада (мини-музей живописи), включающая репродукции известных художников и оригинальных произведений современных живописцев. В «Мини-галерее» дети получают знания о натюрморте, пейзаже, портрете, знакомятся с именами известных художников.
Цели и задачи мини-музея живописи:
 реализация направления «Музейная педагогика»;
 обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
 обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
 формирование у дошкольников представлений о музее живописи, расширение кругозора дошкольников;
 развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
 формирование проектно - исследовательских умений и навыков;
 формирование навыков самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания:
 развитие творческого и логического мышления и воображения.
Создание мини-галереи – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач (консультации, индивидуальная работа).
2 этап. Выбор помещения.
3 этап. Сбор экспонатов (картин).
4 этап. Оформление мини-галереи, которое требует соблюдения ряда условий:
 оформление комнаты (уголка, холла) с учётом эстетических норм;
 соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап.Разработка перспективно-тематического плана работы в мини-музее
Выбор места расположения мини-музея живописи

Помещения

Положительные стороны расположения мини-музея

Отрицательные стороны расположения мини-музея

Групповое помещение

Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации.

Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея.

Дети по желанию рассматривать картины, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые картины для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.

Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

 

Раздевальная комната

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.

Общение детей с родителями по темам музея

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы

Помещения для дополнительных занятий

Идеально подходят для размещения мини-музея. Например, в изостудии уместен мини-музей живописи

Необходимо проявить дизайнерские способности, чтобы музей привлекал к себе внимание детей.

Холлы

Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.

Рассматривать экспозицию могут все дети, родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.

Мини-музей дает стимул для общения.

Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных картин.

Работа с дошкольниками осуществляется по направлениям:
• организация эстетической среды: искусство включается в повседневную жизнь детей, как неотъемлемая часть эстетической среды;
• искусство составляет содержание и воспитания и образования: дети знакомятся с разными видами искусства, событиями, объектами в произведениях искусства, с выразительными средствами;
• искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит воспитанию личностных качеств и развитию детского художественного творчества.

Формы работы:
1. Экскурсии с целью создания коллекции;
2. Экскурсии в мини-музей с целью знакомства с историей картин;
3. Встречи: с родителями, работниками ближайшего социума;
4. Конкурсы творческих рассказов о картине;
5. Выставки семейных рисунков, работ по рисованию;
6. Викторины;
7. Изобразительная деятельность, наблюдения, дидактические игры, индивидуальная работа,
8. Проведение праздников, развлечений;
9. Сбор картин, поисковая работа;
10. Анкетирование родителей по теме мини- музея;
11. Тематические вечера, занятия;
12.Театрализованная деятельность;
 
Тематика, формы работы усложняются в зависимости от возраста.
Планирование тематики в мини-музе живописи зависит от времени года, а так же от перспективного тематического плана работы ДОУ.
Этапы ознакомления дошкольников с живописью
Работа по ознакомлению дошкольников с живописью проходит в несколько этапов: первый  эмоциональное целостное восприятие, детальное всматривание в содержание картины; второй  осмысление на уровне обобщений; третий  творческое целостное восприятие произведения
Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога.
Структура искусствоведческого рассказа:
• сообщение названия картины
• сообщение фамилии художника
• о чём написана картина
• что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
• как оно изображено (цвет, построение, расположение)
• что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
• что красивого показал своим произведение художник
• о чём думается, что вспоминается
Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.
Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.
Например:
– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»
Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью, эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.
Структура рассказа-образца:
• название картины
• кто написал
• о чём произведение
• какими красками написано
• какое в нём передано настроение
• что особенно понравилось
• какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.
После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться. На первоначальном этапе особенно важно анализировать на занятиях разные виды искусства.
Второй этап
Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.
Например:
• О чём картина?
• Почему думаете так, расскажите?
• Как бы вы назвали картину?
• Почему именно так?
• Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
• Как он изобразил это в картине?
• Какое настроение вызывает картина?
• Отчего возникает такое настроение?
• Что хотел сказать художник своей картиной?
Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.
Иногда необходимо использовать приём точных установок,который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.
Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».
Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
Например:
а) «Что изменилось на картине между людьми, предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)
б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»
в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»
Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
Например:
– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?
На втором этапе вместо рассказа-образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.
Длительное применение рассказа-образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:
• Что понравилось на картине?
• Почему она понравилась?
• Чем она понравилась?

Третий этап
На третьем этапе в процессе восприятия живописи вводим прием сравнения.
Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.
Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
В начале, дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.
– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
– Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?
– Что будет особенно красивым?
– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?
Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.
Могут использовать такие дидактические игры, как: «Художественный салон», «Выставка картин», «Найди ошибку», «Жанры живописи».
В ходе беседы широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.
 
Одной из форм работы по ознакомлению дошкольников с живописью являются специально организованные занятия.При их проведении необходимо соблюдать ряд принципов:
• Тщательный, обусловленный возрастными возможностями отбор художественного материала.
• Активное включение детей в разнообразные виды художественно-творческой деятельности: художественно-речевую, музыкальную, игровую, изобразительную.
• Создание эмоционально положительного климата на занятиях художественно-творческой деятельностью.
• Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
• Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.
• Использование разнообразных методов и приёмов в работе с детьми.
Развивая интерес ребёнка-дошкольника к живописи, всегда следует помнить о том, что ведущим видом детской деятельности является игра. Поэтому в своей работе можно использовать разные виды организации занятий:
• Занятие-путешествие («Путешествие в зимний лес», «На поляне осенью», «В гости к грачам»и др.);
• занятие-драматизация (лесные животные рассказывают о своих впечатлениях о лесе, используются костюмы или «шапочки» для подвижных игр);
• занятие-сказка («Путешествие на ковре-самолёте», где дети любуются красотой неба и знакомятся с его колоритом; «В гости к Старичку-Лесовичку», где дети получают знания о колорите осеннего леса, о разнообразии деревьев);
• занятие-открытие (проблемное занятие);
• занятие-эксперимент (исследование разных способов изображения).
Дальнейшее закрепление материала происходит в свободной детской деятельности под руководством воспитателя группы, в индивидуальной работе.
Схема занятия:
  • Вхождение в занятие, организационный момент может включать в себя:
 художественное слово,
 слушание музыки,
 вступительную беседу,
 загадки,
 рассказывание сказки или какой-либо истории,
 приход сказочного героя,
 предложение отправится в путешествие, на выставку и т.д.
  • Основная часть может включать в себя:
 рассматривание новой картины,
 рассматривание знакомых картин в сравнении,
 дидактическую игру,
 физкультминутку,
 ознакомление с новыми изобразительными материалами и приёмами работы с ними,
 пальчиковую гимнастику,
 выполнение наброска детьми или завершение начатой на предыдущем занятии работы.
– гимнастику для глаз.
  • Заключительная часть может включать в себя:
 анализ детских работ, который можно провести в разных формах («Пейзаж – в подарок другу», «Художественный салон-магазин», «Ярмарка творчества» и т.д.)
Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения – непременное условие каждого занятия по изобразительному искусству. Использование разнообразных методов и приёмов помогает поддержать детскую пытливость.

Методы и приёмы
при проведении работы с детьми:
Рассказ воспитателя – должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.
Пояснение –широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о живописи.
Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов (использование литературных и музыкальных произведений). Педагог читает стихи к картине, можно включить музыкальное сопровождение.
Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя в картине (на поляне, на берегу реки, на шумной городской улице). Это учит переживать, будит детское воображение.
Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие пейзажа (портрета, натюрморта), тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, какой пейзаж мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя, фоном для продуктивной деятельности детей, для анализа детских работ.
Игровые методы и приёмы
 Игровые методы
Игровые приёмы
  • воображаемая ситуация,
  • дидактическая игра
  • внезапное появление объектов, игрушек,
  • выполнение воспитателем различных игровых действий,
  • загадывание загадок,
  • введение элементов соревнований,
  • создание игровой ситуации
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. Необходимо для рисования объектов природы.
Показ способа действий – используется при обучении детей приёмам изображения, действия с новым изобразительным материалом.
Целенаправленная работа по ознакомлению детей с живописью (пейзажем, как одним из жанров живописи), более полно проводиться со старшей группы (это зависит от выбранной педагогом образовательной программы). Но уже в младшем возрасте (2 мл. и ср. группы), в предметном рисовании, дети знакомятся с изображением элементов пейзажа, такими как земля, растительный покров земли, деревья и кустарники, вода, небо, дома и т.п. При рассматривании пейзажных иллюстраций и репродукций большое внимание уделяется тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на изображенное художником, заинтересовать их, не ставя перед ребенком цель, запомнить само понятие «пейзаж». Дети знакомятся с основными цветами, учатся выделять цветовые оттенки. С этой целью в работе с детьми могут быть использованы различные дидактические и развивающие игры и упражнения: «Собери урожай», «Составь гусеницу» и т.п. Дети наблюдают за природными явлениями на прогулке и прослушивают стихи и художественные произведения, носящие описательный характер того или иного природного явления.
 В старшей группе с детьми проводятся занятия по цветоведению, на которых дети продолжают знакомство с цветами красок и их оттенками. На занятиях дети учатся смешивать краски для получения новых оттенков. Детям предлагается изобразить в своих работах конкретный образ природы: небо, море, реку и т.п. На занятии: «Каким мы видим небо?», дети открывают для себя изменчивость цвета неба и то, от чего же зависит цвет неба (погода, время суток и освещение, время года; в одно и тоже время в разных местах небо может быть разного цвета – как радуга). Дети знакомятся с тем, как изображали небо, море художники (рассматривание иллюстраций и репродукций) и сами пытаются нарисовать их.
 Также ведется работа по изображению детьми конкретных образов природы – деревьев, кустарников, рек, озер, небольших построек и т.п. Рисуя деревья («Осеннее дерево», «Сказочный лес» и др.занятия), дети понимают, что дерево – это образ человека. Как у человека есть пол, возраст, настроение, так и деревья отличаются друг от друга. В предметном рисовании дети знакомятся с понятием «контур», как линией, очерчивающей предмет.
 Таким образом, вся работа направлена на восприятие детьми понятия «живопись». На занятиях дети рассматривают репродукции картин великих мастеров прошлого, учатся понимать настроение картины, которое хотел передать художник. Для более глубокого впечатления от созерцания картин, в работе используются литературные описания природы (стихи, загадки, прозаические отрывки) и музыкальные композиции, ведь только в единстве всех этих форм работы у ребенка возникает более живое и яркое представление об окружающем нас мире.

Похожие публикации