Пояснительная записка.
Представленная программа предусматривает получение учащимися дополнительной суммы знаний по теории литературы в процессе чтения и анализа художественных произведений. При этом они ближе знакомятся с основами стиховедения, со структурой стиха, с различными стиховедческими сферами: ритмикой, фоникой, строфикой.
Представленная программа предусматривает получение учащимися дополнительной суммы знаний по теории литературы в процессе чтения и анализа художественных произведений. При этом они ближе знакомятся с основами стиховедения, со структурой стиха, с различными стиховедческими сферами: ритмикой, фоникой, строфикой.
Занятия в кружке предоставляют учащимся возможность перейти от разговора о стихотворении «на уровне содержания» к разговору о поэтическом тексте «на уровне стиховедческой структуры».
Представленный курс «Основы стиховедения» даёт не только теоретические основы структуры стиха, но предполагает и практическое освоение изученного материала – овладение навыками стиховедческого анализа поэтического текста, характеристику его через призму различных категорий стиховедения (система стихосложения, ритм, рифма, строфика). В целом эти знания помогут глубже понимать и оценивать литературные произведения, разбираться в литературных явлениях, понимать специфику литературы, её социальную роль.
Особенностями данного курса являются:
* личностная ориентация содержания программы;
* проблемно-поисковые методы организации учебного процесса;
* направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;
* усиление ряда дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся – истории, русского языка, литературы, МХК.
Цель: создание условий для развития литературных способностей личности обучающихся, их писательского мастерства и формирование на практике навыков стиховедческого анализа.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать у учащихся сумму знаний по теории литературы.
2. Научить основам выразительного чтения художественного текста.
3. Обучить основам стихосложения.
4. Закрепить навыки стиховедческого анализа.
5. Познакомить с новинками литературы XXI века.
Воспитательные:
1. Способствовать овладению общей речевой культурой.
2. Способствовать формированию уважительного отношения к традициям, литературному наследию предков.
Развивающие:
1. Способствовать развитию у детей культуры речи, живого образного мышления.
2. Содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения, самоконтроля.
«Основы стиховедения» – курс, построенный на интегративных, комплексных началах. Расположение материала учитывает ступенчатость, повторяемость процесса образования.
Программа направлена на реализацию основных направлений образовательной политики. Она имеет культурологическую направленность, так как изучает специфику и сущность функционирования и развития родного языка и литературы, определяет их место и роль среди других социальных явлений.
Программа «Основы стиховедения» разработана на 1 год и рассчитана на 140ч. (4 часа в неделю).
Основные принципы организации занятий кружка.
– Принцип добровольности: учащиеся принимают участие в работе не ради оценок, а из желания познать новое.
– Принцип равного права: занятия в кружке могут посещать школьники разной успеваемости и разных интересов.
– Принцип индивидуального подхода к учащимся: учитель работает для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся.
– Принцип воспитывающего обучения: учитель выступает в роли наставника.
– Принцип систематичности: отобранный для работы материал должен представлять собой определённую систему знаний о языке и художественной литературе.
– Принцип активности и самостоятельности учащихся: составление грамматических задач, написание небольших по объёму и разных по жанру творческих произведений – такие задания должны приобщить учащихся к поиску дополнительной информации, работе с различными печатными источниками.
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение |
4 |
3 |
1 |
2 |
Ритмика |
35 |
22 |
13 |
3 |
Фоника |
8 |
6 |
2 |
4 |
Рифма |
18 |
13 |
5 |
5 |
Строфика |
34 |
13 |
21 |
6 |
Стилистика |
23 |
17 |
6 |
7 |
Выразительность речи |
12 |
7 |
5 |
8 |
Заключение |
6 |
3 |
3 |
Учебно-тематический план
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Цели и задачи преподаваемого курса «Основы стиховедения»
Весомость и емкость слова, необъятная значимость его в жизни человека.
Культура устной и письменной речи.
Взаимодействие жанров в художественной системе писателя.
Поэзия и проза – две формы литературной художественной речи.
РИТМИКА
Стихотворная речь. Ее своеобразие.
Ритм поэзии и прозы. Разнообразие ритмических систем.
Метрическая система стихосложение.
Русский фольклорный тонический стих.
Силлабическая система стихосложения. Разновидность силлабического стиха.
Русский классический стих.
Основные силлабические размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, спондей. Ямбические стихи, хореические стихи.
Пиррихий, трибрахий, вольный стих.
Тоническая система стихосложения, ее фольклорные истоки. Русский тонический стих ХХ века.
ФОНИКА
Звуковая организация поэтической речи.
Звуковые повторы внутри стиха: анафора, эпифора.
Звукопись и звукоподражание. Роль звукописи в стихах.
РИФМА
Понятие рифмы. Белые стихи.
Характеристика рифмы, ее разновидности. Характеристика рифмы по типу клаузулы. Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма. Характеристика рифмы по лексическому составу. Рифма банальная и оригинальная. Рифма омонимическая, тавтологическая и каламбурная. Простая и составная рифма. Рифма внутренняя, начальная и концевая. Характеристика рифмы по звуковому составу. Точная и неточная рифма. Бедная и богатая рифма. Глубокая рифма. Корневая рифма. Ассонансы. Диссонансы. Усеченная рифма. Разноударная рифма. Рифма грамматическая и разнородная.
Рифма в русской поэзии ХIХ века и ХХ века.
СТРОФИКА
Строфа. Ее признаки, основные характеристики.
Астрофические стихи.
Виды строф. Двустишия и четверостишия. Дистихи. Катрен. Терцет и терцины. Сложные строфы. Секстина. Октава. Одическое десятистишие. Онегинская строфа. Твердые формы. Сонет. Венок сонетов.
Строфика восточного стихосложения. Твердые формы в восточном стихосложении. Бейты. Хокку. Рубаи. Газели.
Моностих.
Строфический репертуар русского стиха.
Твердые строфические формы: мадригал, лимерик, рондо, триолет, нонет, сиквейн и др.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как особый раздел лингвистики. Функциональные стили речи и художественная речь.
Художественный стиль. Сочетание языковых средств. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Фигуры речи. Лексическая сочетаемость.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Строение речевой системы человека. Значение процесса дыхания в речевой деятельности.
Ударение в современном русском языке. Понятие дикции и артикуляции.
Постановка речевого голоса.
Два пласта выразительности звучащей речи: логическая и эмоциональная выразительность.
Понятие фразовой и тактовой паузы.
Понятие речевого такта и фразового ударения.
Особенности чтения стихотворного текста. Виды чтения: авторское и художественное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская литература как средство всестороннего воспитания ребенка, образец русского стихосложения.
Литература ХХ века для детей. Новинки литературы ХХI века для детей.
Открытые заседания поэтического кружка. Презентация детских поэтических альбомов.