Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире. Проблема творчества является одной из наиболее острых во всей системе непрерывного образования, она обозначена в исследованиях педагогов и психологов прошлого и современности. Сущность личности человека связана с его творческим потенциалом, способностью созидать новые духовные и материальные ценности, и развивается она с детства [1].
В настоящее время практически все педагоги и психологи пытаются направить свою работу на активизацию творческих процессов ребенка. Они признают необходимость более полного их изучения и создания системы работы по их активизации. И это не случайно, поскольку федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен, помимо прочих, и на решение следующей задачи: «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [2].
Основой творческого потенциала личности, как доказано результатами исследований, является воображение. Именно это ценнейшее психологическое качество составляет основу новой творческой, неповторимой и уникальной личности, от уровня развития которой зависит прогресс в науке и технике, процветание культуры, литературы, искусства, спорта, создание благоприятных социально-экономических условий жизни человека. Дошкольное детство – сенситивный период формирования творческой направленности личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), период интенсивного развития творческих возможностей человека. Практика работы с детьми показывает, что именно воображению принадлежит огромная роль и в творчестве (способность рождения принципиально нового), и в обучении (дает возможность представить то, чего не видел), и в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и решений), а в психологическом плане защищает «я» ребенка от возникающих отрицательных переживаний.
Необходимость развития воображения у детей подчёркивают все отечественные учёные. Так, Е. Е. Кравцова пишет: «Не сумел ребёнок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают, как снежный ком, расти различные проблемы - беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности и, как следствие из всего этого, психологическая неготовность к обучению в школе» [3, с. 3]. В. Т. Кудрявцев утверждает: «Воображение дошкольника - это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение учёного, художника, изобретателя. Но это одновременно и основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития, включая - прежде всего! – младший школьный возраст. По ходу детского развития воображение не растворяется в мышлении, а, впитывая опыт мышления, приобретает подлинно разумный - содержательно-обобщающий характер» [4, с. 63]. «Создание творческой личности, - писал Л. С. Выготский, - устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем» [5, с. 79]
С развитием творческой личности детей связываются возможности обновления педагогической практики. Мы, педагоги, уже давно ищем эффективные пути и средства развития творческого воображения в различных видах детской деятельности: изобразительной, музыкальной, игровой, познавательной, коммуникативной и т.д. и пришли к мнению, что воображение активно формируется средствами специфически «дошкольных» видов деятельности, одним из которых является восприятие сказки, решение сказочных задач, самостоятельное сочинение сказок.
Ни для кого не секрет, что там, где есть дети-дошкольники, там есть и сказки. И дети их очень любят. Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал детей, креативность. Сказка открывает простор для детского творчества, она развивает речь детей, воображение, память, учит детей коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека. Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира – он оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное.
Осмысляя сюжеты творчества, дети учатся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. Они формируют определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характерах. Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, испытывает чувство гордости от того, что он что-то создает.
Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. Пропуском для входа в страну сказок служит воображение ребенка. Именно воображение преобразует слова и предложения в образы, создает зримое и ощутимое сказочное окружение, позволяет вживаться в переживания сказочных героев. Но часто ошибочным оказывается представление, что у всех детей богатое воображение. Воображение, как и любой другой дар природы, следует лелеять и развивать. Только тогда оно даст достойные результаты. Как же это сделать?
На наш взгляд, можно выстроить систему работы с детьми дошкольного возраста по активизации воображения и по обучению обобщенным способам мышления. Эта специальная работа может быть построена посредством применения методов технологии ТРИЗ.
ТРИЗ в применении к дошкольникам – это полный отказ от стереотипов. ТРИЗ позволяет снять технологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить. Таким образом, главные задачи технологии ТРИЗ тесно переплетаются с современной концепцией формирования творческой личности. Технология ТРИЗ поможет изменить процесс обучения: методы ТРИЗ придадут занятиям развивающий характер, помогут поддержать у детей интерес к познавательной деятельности, активизируют их творческий потенциал.
Словесное творчество, как известно, - наиболее сложный вид творческой деятельности. Оно обогащает ребенка новыми переживаниями, развивает мысль, делает ее более логичной, образной, дает толчок воображению, развивает память. Л. С. Выготский предлагал развивать и стимулировать детское словесное (литературное) творчество подобно игре, а именно: предлагать детям определённые задания и темы, предполагающие возникновение ряда определённых впечатлений у детей. Используя методы и приёмы ТРИЗ в работе со сказкой, можно научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать её содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.
В наших методичках часто звучит фраза: «развивайте у детей творческое воображение» и даётся максимум советов, как отучить детей мыслить творчески. А на тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они даже не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия. Девиз ТРИЗовцев – «Можно говорить всё», и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают.
Сказка «Колобок» всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти? Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы», т.е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику. Дело в том, что основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации. Ответы получаются разные, но способы решения одни.
Роль педагога, работающего по ТРИЗ, состоит в том, чтобы наряду с традиционными методами и приёмами работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов) активно использовать сказочный материал нетрадиционно, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его в разных видах деятельности, создавать предпосылки для решения сказочных задач, сочинения ребёнком оригинальных концовок хорошо знакомых сказок, для сочинения собственной сказки, развивая при этом познавательную активность, формируя креативность как качество личности дошкольника. Для решения данных задач можно использовать дидактические игры, проблемные ситуации, ситуационные задачи, представленные ниже.
«Из сказки задачку»
Цель. На основе знакомых сказок составлять интересные задачки, научить детей преобразовательному ремеслу, делая это не столько путем объяснения, сколько с помощью образца.
Пример. Сказка «Волк и семеро козлят»
Задачка. Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке?
«Сказка продолжается»
Цель. Путем изменения конца сказки направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы.
Пример. Репку вытащили, а как ее делили? Кто им мешал при этом? Кто больше всего трудился для этого?
«Изменение ситуации в знакомых сказках»
Цель. Побуждать ребенка придумывать, учить детей самих менять ситуации в сказках.
Пример. Сказка «Гуси-лебеди»
Новая ситуация. На пути девочки встречается волк...
«Перевирание сказки»
Цель. Воспитывать чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Развивать умение сосредоточиться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. (Нужно только разумно перевирать сказку, меняя существенное в героях, действиях).
Пример. Сказка. «Красная Шапочка» (Не Красная Шапочка, а Желтая. Шла не к бабушке, а к дедушке и т.д.)
Сказка. «Колобок» (Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр...)
«Старая сказка, но по-новому»
Цель. Развивать умение наделять главных героев противоположными качествами; умение менять содержание сказок, сложившихся стереотипов, т.е. переделки сказки наизнанку или шиворот навыворот.
Пример. Старая сказка «Крошечка-Хаврошечка». Сказка по-новому «Хаврошечка злая и ленивая».
Старая сказка «Красная Шапочка». Сказка по-новому «Злая Красная Шапочка и добрый волк».
«Решение противоречий в сказке»
Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т.е. оригинально творить.
Пример. Сказка «Гуси-лебеди»
Проблемный вопрос. А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?
Сказка «Репка»
Проблемный вопрос. Что было бы, если бы не прибежала мышка?
«Сказки по аналогии с известными»
Цель. Научить детей сочинять аналогии, проводить анализ аналогичных по содержанию сказок, развивать творческое мышление, умение сравнивать и обосновывать свои решения.
Пример. Сказки «Кот, петух и лиса» и «Жихарка». Сказки «Лиса и заяц» и «Заюшкина избушка».
«Сказки по комическим рисункам»
Цель. Развивать навыки быстрого и четкого рисования, используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т.д.) – все персонажи нарисованы с помощью избранной формы.
Используется для создания комиксов и т.д., в результате получается смешная сказка.
«Сказки с новым концом»
Цель. Учить детей придумывать свои варианты окончаний к знакомым, логически завершенным сказкам.
Пример. Традиционная концовка сказки «Три медведя» – Маша убежала от медведей.
Возможный вариант: Маша помирилась с медведями, что было дальше?
«Моделирование сказок».
Примечание: Моделирование сказок - это нетрадиционные методы работы с ней, ломающие привычные и уже сложившиеся стереотипы. Эти методы способствуют развитию творческого воображения и логического мышления. Тогда и давно знакомая сказка станет новой и более интересной для дошкольника. Предварительно необходимо освоить составление сказок по предметно-схематичной модели.
Цель. Продолжать учить детей прятать знакомых сказочных героев за геометрические фигуры, развивая образное мышление.
Пример. Показываем детям три одинаковых (по величине и цвету) кружка, спрашиваем, о какой сказке пойдёт речь? Можно предположить, что эти кружки означают сказку «Три поросенка». Однако для этой сказки дети предложили использовать кружки одного размера, но разного цвета, утверждая при этом, что поросята одинаковы внешне, но у них разные характеры. Или тогда взять три одинаковые по цвету, но разные по величине кружка, тогда, по мнению детей, речь пойдёт о сказке «Три медведя».
Игра «Маша и медведь»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т.е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
Игра «Красная Шапочка»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т.е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
Игра «Корзинки для козлят»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т.е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
Ситуативные задачи по сюжетам сказок.
Некто пострадал из-за собственной щедрости. («Заюшкина избушка».)
Он много хвалился - за что и поплатился. («Колобок»)
Он к ней пришёл, обманул и ушёл. («Каша из топора»)
Он пострадал от её безответственности. («Гуси-лебеди»)
Они вернули то, чего некто не смог удержать. («Из рога всего много»)
Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил. («Морозко»)
Он её освободил, потому что полюбил. («Царевна-лягушка»)
Полюбив, она сделала невозможное. («Аленький цветочек»).
Она молчала, потому что любила. (Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»)
Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш. Перро «Золушка»).
Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье. (Ш. Перро «Красная шапочка»).
Некто по земле ходил и с природой говорил. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», А. С. Пушкин).
Они ушли, она пришла. Они пришли, её нашли. («Три медведя»).
Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).
Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ РТВ-технологий: построение занятия на основе одной алгоритмической цепочки (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику. Ниже представлен конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 6–7 лет, разработанных в соответствии с методическими рекомендациями к структуре методического урока, которая адаптирована к условиям осуществления образовательного процесса в детском саду и представлена следующими блоками: мотивация, содержательная часть, психологическая разгрузка, интеллектуальная разминка и резюме.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы на тему «Золушка»
(разработан совместно с воспитателем МБДОУ «ДСОВ № 108» О. Л. Ксендиковой)
Цель: Развитие творческого потенциала ребенка через включение его в активную деятельность в ходе работы со знакомой сказкой.
Познавательное развитие: Формировать активные формы мышления в единстве с творческим воображением. Учить детей менять содержание знакомой сказки, используя приемы фантазирования («метод фокальных объектов» и т.д.) Учить уходить от привычного стереотипа использования предметов, находить выход из безвыходной ситуации, использовать метод «спасательной ситуации». Развивать любознательность, память, общую инициативу детей.
Социально-коммуникативное развитие: Развивать коммуникативные умения и навыки. Воспитывать доброту, заботу, любовь к окружающим на примере положительных сказочных героев.
Речевое развитие: Развивать связную речь. Совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Материал: текст сказки «Золушка» Ш. Перро; разноцветные буквы З, О, Л, У, Ш, К, А, вырезанные из бумаги, соответствующие цветам спектра; иллюстрация к сказке «Золушка» (Золушка шьёт платье); шкатулка, коробочка с предметными картинками; карточки с изображением тыквы, кареты, лошади, мыши, нарядного платья, грязного платья, туфельки, лестницы, часов, тёмного времени суток; мольберт; цветные маркеры; лист бумаги для объявления, ручка или карандаш; листы бумаги и цветные карандаши – на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Чтение сказки «Золушка» Ш. Перро, братьев Гримм
Ход совместной деятельности:
Блок 1. Мотивация.
Дети занимаются самостоятельной деятельностью в группе. Воспитатель берёт книгу сказок, присаживается на стул.
Воспитатель:
Тише, дети, не шумите.
Чудо-сказку не будите!
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем сказку начинать!
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла Фея…
По сложившейся в группе традиции эти слова являются сигналом к предстоящему чтению художественной литературы и работе со сказками. Желающие послушать устраиваются на выбранном ими месте около воспитателя – на ковре, на подушках, на стульчиках и т.п.
Воспитатель: Загляните в Шкатулку сказок – что в ней сегодня? (дети достают из шкатулки разноцветные буквы, вырезанные из бумаги: З – красного, О – оранжевого, Л – жёлтого, У – зелёного, Ш – голубого, Л – синего, А – фиолетового цвета). Если эти буквы разложить в том же порядке, в котором расположены цвета в радуге, то вы узнаете, какую сказку я сегодня буду вам рассказывать.
Дети на ковре выкладывают название сказки.
Блок 2. Содержательная часть.
Воспитатель: Кто же написал сказку «Золушка»? (дети озвучивают свои варианты – Шарль Перро, братья Гримм, Евгений Шварц…) Когда именно появилась первая версия сказки о Золушке и кто ее создатель – неизвестно. «Золушка» – старинная сказка, которая родилась много, много веков назад, и с тех пор все живет да живет, и каждый народ рассказывает ее по-своему. В Англии главную героиню этой сказки называют Синдерелла, во Франции – Сондриен, в Египте – Родопис, да и у каждого народа найдется свое имя для одной из самых милых и обаятельных героинь сказочного мира.
Есть версии сказки, когда в роли Золушки выступает даже Золух-мужчина. В нашей стране Золушка известна по сказке "Хрустальный башмачок" – там её зовут Замарашка. Сегодня вы услышите сказку, написанную в 1697 году – более 300 лет назад – Шарлем Перро (рассказ воспитателя сопровождается просмотром слайдов мультимедиа).
Воспитатель приступает к чтению сказки.
Воспитатель: Один человек, овдовев, женился снова. У него была дочка – молодая девушка. Вместе с мачехой в доме поселились и две ее дочки – злые и вздорные, как и их мать. Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой. Сами они жили в неге и довольстве.
ТРИЗ-игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: Мачеха злая, жадная, а Золушка – …
Дети: Добрая, щедрая.
Воспитатель: Мачеха грубая, а Золушка – …
Дети: Вежливая, ласковая.
Воспитатель: Сестры неряшливые, а Золушка – …
Дети: Аккуратная.
Воспитатель: Сёстры ленивые, а Золушка – …
Дети: Трудолюбивая.
Воспитатель: Мачеха рассеянная, а Золушка – …
Дети: Внимательная.
Воспитатель: Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и Золушкины сестры.
ТРИЗ-игра «Бесконечное предложение»
Воспитатель показывает детям иллюстрацию из сказки.
Воспитатель: Что делает Золушка?
Дети: Золушка шьет.
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?
Дети: Два.
Воспитатель: Какая Золушка?
Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная.
Воспитатель: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что?
Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет платье.
Воспитатель: Какое платье шьет Золушка?
Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье.
Воспитатель: Для кого она это делает? Зачем нужно это платье?
Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье для мачехи и сестер.
Воспитатель: Зачем Золушка шьёт это платье?
Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье для мачехи и сестер, чтобы они могли поехать на бал.
Воспитатель: Когда платья были готовы, сёстры бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.
В конце концов, приготовления закончились, и сестры с матерью отправились на бал. Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье. А ещё мачеха велела ей к обеду испечь пироги.
ТРИЗ-игра «Помоги Золушке»
Воспитатель: Золушка замесила тесто. Но, когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. Чем же Золушке раскатать тесто?
Дети: Надо пойти к соседям, попросить у них…
Сходить в магазин, купить новую…
Можно раскатать тесто пустой бутылкой…
Найти круглое полено, помыть его и раскатать им тесто…
Можно разрезать тесто на маленькие кусочки, а потом их чем-нибудь тяжёлым прижимать…
Воспитатель: Наступил вечер, и в сумерках в комнату вошла старая Фея. Она спросила плачущую Золушку:
- Ты очень хочешь попасть на королевский бал? Не плачь, помоги мне. Есть у вас большая тыква?
Тыква нашлась в кладовке. Фея прикоснулась к ней своей волшебной палочкой, и тыква превратилась в золоченую карету. Потом фея заглянула в мышеловку. Взмах волшебной палочкой – и сидевшие там мыши превратились в шестерку породистых лошадей. Пригодилась и крысоловка, и толстая усатая крыса превратилась в важного кучера на передке кареты.
- А теперь, – сказала Золушке фея, – ступай в сад. Там за лейкой сидят шесть ящериц. Принеси их мне.
Золушка принесла ящериц, и фея тут же превратила их в шестерых слуг, одетых в расшитые золотом ливреи. – Ну вот, – сказала фея, – теперь ты можешь отправиться на бал.
ТРИЗ-игра «Решение противоречий в сказке»
Воспитатель: А если бы Фея не помогла Золушке, смогла бы она сама попасть на бал и каким образом?
Дети предлагают свои варианты развития событий.
Блок 3. Психологическая разгрузка.
В ходе совместной деятельности воспитатель следит за физическим состоянием детей. Если дети устали, утомились, можно предложить им физминутку следующего содержания (движения выполняются в соответствии с текстом):
Утром Золушка проснулась,
Потянулась и улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре песню спела.
С песней солнышко взошло,
Стало радостно, тепло.
Птицы весело запели,
Бабочки вдруг прилетели.
А у Золушки заботы,
Много ждёт её работы.
Вы садитесь поскорей,
Мы поможем дружно ей.
Блок 4. Интеллектуальная разминка.
Воспитатель: Что ж, до дворца Золушка смогла бы добраться и без помощи Феи, но вот как быть с платьем? Не может же она отправиться на бал в своём грязном, старом платье. А давайте подарим ей волшебное, необычное платье, которое все вместе сейчас сконструируем.
ТРИЗ-игра «Новое платье для Золушки»
(с использованием метода фокальных объектов)
Дети выбирают из «волшебной» коробочки 3 предметные картинки, выделяют по 3 признака и свойства каждого из изображённых на них объектов, схематически обозначая их, затем «конструируют» новое платье, наделяя его этими свойствами. По окончании воспитатель предлагает детям нарисовать получившееся платье.
Блок 5. Содержательная часть.
Воспитатель: Не помня себя от радости, Золушка села в карету, кучер щелкнул кнутом, лошади заржали.
- Запомни, – произнесла фея, – волшебство продлится только до полуночи. После того, как часы пробьют двенадцать, карета снова станет тыквой, лошади оборотятся мышами, а кучер – толстой крысой. Наряд же твой снова превратится в старое платье. Прощай!
Карета тронулась. Бал был в самом разгаре, когда принцу доложили, что приехала прекрасная неизвестная принцесса. Он сам выбежал встречать ее и повел в зал. Музыка стихла, все замерли, изумленные ее красотой. Молодой принц тут же пригласил гостью на танец. Музыка заиграла опять. Золушка танцевала так легко, что все снова залюбовалась ею. Принц не отходил от нее, говорил такие приятные вещи, что она забыла обо всем.
ТРИЗ-игра «Найди пару»
Воспитатель: На столе лежат карточки с картинками, возьмите каждый по одной. А теперь вам надо будет найти пару к этой картинке и объяснить, почему вы так встали?
(Дети выполняют задание, пары могут быть следующие: тыква – карета, лошади – мыши, нарядное платье – грязное платье, туфелька – лестница, часы – ночь и т.п.)
Воспитатель: И вдруг часы стали бить полночь. Золушка вспомнила предупреждение феи. Опрометью бросилась она из зала. На лестнице, ведущей в сад, она оступилась и потеряла свою хрустальную туфельку.
Вернувшиеся с бала мачеха с дочками на все лады обсуждали появление на балу неизвестной Красавицы, а также ее поспешное бегство. Они не узнали в ней свою Золушку. Принц же не мог позабыть незнакомку и приказал разыскать ее.
ТРИЗ-игра «Объявление с ограничением»
Воспитатель: Иногда для того, чтобы кого-то отыскать, люди пишут объявления. А давайте и мы с вами поможем принцу побыстрее отыскать Золушку и составим объявление, но так, чтобы все слова в нём начинались на одну букву, например, букву «П».
Пример: Пропала прекрасная принцесса. Принц просит примерить потерянный принцессой предмет. Пожалуйста, помогите принцу!
Воспитатель: По всему королевству разъезжали придворные принца и примеряли хрустальную туфельку подряд всем девушкам.
ТРИЗ-игра «Изменение ситуации в знакомых сказках»
Воспитатель: Давайте представим, что Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. И по этому, чему-то другому, принц также нашел ее. Что же могла потерять Золушка, и как бы тогда ее нашел принц?
Дети высказывают свои предположения: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая-нибудь деталь от наряда Золушки – например, бант и пр.
Воспитатель: Наконец придворные приехали и в дом Золушки. Как ни старались ее сестры втиснуть свои ножищи в хрустальную туфельку – все напрасно. Придворные собрались было уже уходить, да спросили:
- Нет ли у вас еще какой-либо девицы в доме?
- Есть, – отвечали сестры, – да она у нас такая замарашка.
Все же позвали и Золушку. Примерили туфельку и – о, чудо! туфелька пришлась впору. Тогда Золушка достала из кармана вторую и надела ее, не говоря ни слова.
В это время дверь тихонько приоткрылась. В комнату вошла старая Фея, дотронулась своей волшебной палочкой до бедного платья Золушки, и оно сразу же превратилось в пышный наряд, еще более прекрасный, чем накануне. Все ахнули!
Тут сестры и мачеха поняли, кто была та неизвестная красавица на балу. Они бросились к ней просить прощения. Золушка была не только хороша собой, но и добра: она простила их от всего сердца. Придворные подхватили Золушку и повезли во дворец. В тот же день сыграли свадьбу – принц женился на Золушке.
ТРИЗ-игра «Что было потом»
Воспитатель: А как вы думаете, что было потом?
Варианты ответов детей: Золушка вышла замуж за принца и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.
Воспитатель: А туфельки Золушки? Что с ними стало после замужества Золушки?
Варианты ответов детей: Золушка отдала ее маленькому волшебнику и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке.
Блок 6. Резюме.
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили читать!
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь закрыла Фея…
Воспитатель предлагает детям самостоятельно оценить проделанную ими работу с помощью изображений двух смайликов – грустного и весёлого. Дети размещают смайлики на правой или левой стороне доски в зависимости от того, понравилась им или не понравилась та деятельность, которой они занимались, было им интересно или нет.
Ссылки на источники
- Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: краткий курс научного творчества. – Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. – 88 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155
- Кравцова Е. Е. Разбуди в ребёнке волшебника. – М.: Просвещение, 1996. – 3 с.
- Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 12. С. 63
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 79 с.