Цель работы: Формирование музыкальных способностей, выявление музыкальных способностей детей, находящихся на начальном этапе обучения музыкой
Задачи:
– Выявление музыкально-одаренных детей
– Подготовка хорошо обученных кадров
– Заинтересовать детей музыкой на их первой ступени обучения
– Развитие умения и навыков эмоциональной отзывчивости
– Развитие коммуникабельности
– Развитие творческих способностей, творческой инициативы
– Формирование умения внимательно слушать музыку, определять ее характер
– Воспитание художественно-эстетического вкуса, любовь к музыке и искусству
Содержание:
– Определение понятия «Диагностика» в общем и музыкальном смысле
– Особенности психического развития ребенка находящегося на начальном этапе обучения музыкой (дошкольный возраст – 4–6 лет).
– Определение и схема музыкальности (по Б.М. Теплову)
– Один из видов музыкальной диагностики творческих способностей:Способности эмоциональной отзывчивости, творческого воображения при восприятии музыки (Облегченный для детей цветовой тест – тест Люшера)
– Описание применения данной диагностики
Диагностика (в общем смысле)
«Диагностика» в переводе с греческого означает «способный распознавать»
Диагностика (греч. diagnostikos – способный распознавать) – процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза). Диагностика используется для оценки здоровья, физического и психического развития, профессиональной пригодности, а также и в других сферах деятельности человека.
Диагностика (в клинической психологии) – идентификация болезни, расстройства, синдрома, состояния, пр. Термин используется по аналогии с медицинской моделью для указания на необходимость классификации и категоризации; предполагается, что диагностические категории определены.
Диагноз, Диагностика – это (diagnosis) – определение природы заболевания путем учета объективных и субъективных признаков (симптомов) болезни, медицинского анамнеза и в случае необходимости – данных лабораторных и рентгенологических исследований.
Диагностика – это раздел медицины (в том числе в психиатрии и психотерапии), изучающий признаки болезней, методы исследования пациентов и принципы установления диагноза.
(Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой)
Музыкально педагогическая диагностика
Музыкальная диагностика – анализ первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности дошкольника, характера предпочитаемой им деятельности, уровень его подготовленности, присутствии или отсутствии у него музыкальных задатков.
В организации музыкально-художественной деятельности в детских садах неоценимую помощь музыкальному руководителю оказывает диагностика музыкального развития как процесс изучения личности ребёнка и условие его воспитания и образования. При этом диагностика выполняет ряд функций:
– подтверждение эффективности педагогических воздействий с учетом современных требований организации музыкально-художественной деятельности;
– описание перспективных направлений в музыкально-художественной деятельности и образовании детей определенной возрастной группы и каждого ребёнка в отдельности;
– внутренняя и внешняя коррекция музыкально-художественной деятельности детей, её содержания и отношения к ней дошкольников;
– переосмысление условий жизнедеятельности ребёнка в дошкольном учреждении и семье.
Кроме того, диагностика становится средством получения необходимой педагогической информации. Именно диагностика дает возможность точного определения целей педагогического процесса.
Диагностика музыкального развития дошкольника является сложной комплексной процедурой. Основная цель диагностики – выявление в различных видах музыкальной деятельности уровня развития:
1) основ музыкальной культуры (эмоциональная отзывчивость, интерес к музыке, потребности, основы вкуса, представления об идеале и др.);
2) музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, творческие способности);
3) знаний о музыке, умений и навыков.
В диагностике выделяются четыре ступени:
1) восприятие музыки;
2) пение;
3) музыкально-ритмические движения;
4) игра на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный материал, используемый для диагностики, должен соответствовать требованиям художественности и доступности детям обследуемой возрастной группы.
Основная цель диагностики – выявление уровня развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста.
Ряд методов, применяемых при проведении диагностики, а именно:
• педагогическое наблюдение за детьми во время восприятия музыки
• оценка уровня эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку во время ее слушания
• беседы с детьми.
Методические рекомендации, в которых конкретизирован и четко выделен комплекс критериев, обеспечивающих выявление качественных характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями детей.
В качестве критериев выступают:
1) сосредоточенность внимания;
2) продолжительность восприятия;
3) двигательная активность (наличие движений, мимических реакций, вокализаций, адекватных характеру музыки);
4) действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность с характером и ритмом музыки;
5) желание ребенка слушать музыку.
Особенности психического развития
ребенка дошкольного возраста
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» (Леонтьев А. Н. 1959). В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О. 2003). Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Л. С. Выготский (2006) подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Согласно Д. Б. Эльконину (Эльконин Д. Б. 1998), дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми. В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются: 1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей (Цит. по Смирнова Е. О. 2003). Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей (Эльконин Д. Б. 1998). 2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе – моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям. 3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям. 4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением (Обухова Л. Ф. 1999). Д. Б. Эльконин отмечал (1998), что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача. 5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). «В данном случае, – подчеркивает Л. Ф. Обухова, – речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. Три года – внешне «Я сам», шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее» (Обухова Л. Ф. 1999). И с учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период.
Б.М. Теплов
Музыкальность – это « тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятий именно музыкальной деятельностью, в отличие от другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности» .
Основные музыкальные способности:
1. Способность эмоционального сопереживания и различия ладовых функций
2. Способность произвольного использования слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. Это элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического.
3. Способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущение эмоциональной выразительности ее ритма, его точное воспроизведение – ритмическое чувство.
Диагностика творческих способностей: Способность эмоциональной отзывчивости,
творческого воображения при восприятии музыки
Изучение эмоциональной отзывчивости на музыку возможно в процессе музыкальной деятельности, в том числе музыкально-игровой деятельности, продуктом которой могут быть как вербальные (понятийные, словесные), так и невербальные: двигательные и изобразительные – пластические движения, цвет, рисунок.
Цель: определение возможностей восприятия музыкального произведения и отражение воспринятого через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений.
Закономерная взаимосвязь между эмоциями и цветом (А. Н. Лутошкин и др.) позволяет ввести в качестве дополнительного диагностического материала ряд цветовых индикаторов эмоциональных состояний. Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии константное соответствие определенных цветовых оттенков различным тональностям эмоциональных состояний человека.
Барышева Т.А., исследовавшая эмоциональные состояния детей младшего школьного возраста в ситуации восприятия музыки, предлагает уже апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя методы моделирования музыки: цветовое, пластическое, графическое моделирование, а также «словарь эстетических эмоций». Они могут быть адаптированы и с успехом применяться в музыкальной диагностике детей дошкольного возраста.
Правомерность использования метода цветового моделирования с целью выявления эмоционального состояния в ситуации восприятия музыки (проще – восприятия музыкального образа) подтверждено рядом экспериментальных работ, в которых подчеркивается связь цвета с эмоциями, возможность цвета воздействовать на эмоциональную сферу человека ( в том числе ребенка) и вызывать определенные состояния – Ф. Люшер, Л.Е. Ольшанникова, А.А. Мелик-Пашаев и др. (стр. 25).
Для диагностики эмоциональных переживаний – «эмоциональной программы» в ситуации восприятия музыки ( восприятия музыкального образа) она предлагает :
выбор цвета из предложенных педагогом;
выбор цветовой композиции;
создание собственной цветовой композиции.
Для того, чтобы метод действовал эффективно, необходимо сформировать у детей осознанное отношение к цвету как к средству эмоциональной выразительности. С этой целью педагог рассказывает детям сказку о волшебной комнате, которая обладает чудесным свойством: «Когда в эту комнату входит человек, то комната расцвечивается в те цвета, которые соответствуют настроению входящего в нее человека. Если в комнату входит человек, у которого радостное, веселое настроение – в какой цвет окраситься комната? А если у человека настроение грустное, печальное? Практика показывает, что созданная таким образом установка является эффективной.
Далее детям предлагается один из вариантов исследования. После прослушивания 2 контрастных произведений (или фрагментов) по отдельности дети выбирают или цвет из предложенного цветового набора Люшера (серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый и черный), или выбирают одну из 2 иллюстраций контрастной цветовой гаммы, или могут «стать художниками» и нарисовать музыку, которую они прослушали. Музыкальные фрагменты в последнем случае проигрываются неоднократно в процессе рисования.
В соответствии со значениями основных цветов Люшера оценивается цвет или цветовая гамма, выбранная ребенком, их соответствие характеру музыки.
Серый цвет (0)
Серый цвет не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он абсолютно не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Серый цвет – это нейтральность как субъекта, так и объекта, как внутри, так и снаружи, это ни напряжение, ни расслабленность. Серый не является территорией, которую можно оживить, а просто границей; граница как ничейная территория, граница как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление, чтобы отделить друг от друга противоположности, «серый – это только территория» в качестве абстракции.
Тот, кто избирает на первое место серый цвет, границу, тот не желает выдавать себя и хочет оградить себя от всех влияний, чтобы не возбуждаться. При сильной усталости (как выражение ограждения) и в экзаменационной ситуации, так как себя не желают выдавать, серый цвет часто предпочитают остальным. Тот, кто избирает серый цвет на последнее место, хочет все привлечь в свои границы, что иными может быть воспринято как вмешательство. Он считает серый цвет скучным и изгоняет его безжизненный покой на последнее место в ряду. Он предпочитает все остальные, полные аффекта цвета вместе с их противоречивыми напряжениями, потому что они выражают возбуждающие переживания. Тот, кто отвергает серый цвет, связывает себя из-за собственной готовности к возбуждению и боится быть обойденным. Ему хотелось бы исчерпать все возможности, стремясь достигнуть цели, а вместе с тем и состояния, свободного от возбуждения. Тот, кто ставит серый цвет на второе место, делит свой мир, с одной стороны, на зону, компенсационно переоцениваемую, которая представлена цветом, стоящим на первом месте, а с другой стороны – на зону, представленную всеми остальными следующими за серым, девальвированными или вытесненными цветами, или, соответственно, жизненными возможностями.
Даже если серый цвет стоит на третьем месте, то несоответствие между признанными цветами до пограничного серого цвета и последующими цветами все еще остается таким напряженным, что первое и второе места всегда следует оценивать только как компенсации. Цвета, которые при повторных записях теста стоят один раз до, другой раз после серого, то есть их то выставляют перед серой стеной, то, в соответствии с мгновенным состоянием конфликта, снова прячут за нее, такие, сопровождающие серый, цвета заряжены конфликтом, если только серый появляется в первой половине ряда.
По статистике серому цвету принадлежит в среднем шестое место. Он может, не вызывая сомнений, передвинуться на пятое или седьмое место. На всех других местах он обращает на себя внимание. В случае усталости и экзаменационной ситуации он продвигается в перед.
Синий цвет (1)
Темно-синий цвет представляет собой свободный от раздражения покой. При рассмотрении темно-синего наступает вегетативное успокоение. Пульс, кровяное давление, частота дыхания и сторожевые функции снижаются и трофотропно регулируются. Организм настраивается на щадящий режим и отдых. При заболеваниях и томлении возрастает потребность в синем. Повышается чувствительность и готовность воспринимать болезненные ощущения. Темно-синий цвет – это, как и каждый из четырех основных цветов, цветовое выражение биологической потребности: физиологически – это покой, психологически – это удовлетворение. Удовлетворение – это период, когда наступает мир и удовлетворенность. Тот, кто находится в таком уравновешенном гармоничном состоянии, без напряжений, чувствует себя приспособленным, принадлежащим коллективу и находится в безопасности. Поэтому синий цвет представляет собой привязанность ко всему окружающему вокруг: единение, тесную связь. Да и в народе говорят: «Синий цвет – это верность». В состоянии единения ощущают особую чувствительность к различиям. Поэтому синий цвет соответствует всем видам эмоциональности (восприимчивости).
Из основного значения синего цвета можно увидеть под разными углами зрения бесчисленное количество особых значений и возможностей, из которых лишь некоторые были здесь упомянуты. Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий. Синий цвет представляет собой вечность, а поэтому также и традицию. Если темно-синий цвет отвергают в тесте как неприятный, то потребность в покое и полной доверия привязанности остается неудовлетворенной. Имеющиеся человеческие или профессиональные привязанности отвергаются, потому что они не соответствуют ожидаемому идеалу, и их считают скучными или парализующими. Так как имеющиеся привязанности обременительны для выбирающего и удручающи, то он стремится избегать их. Отвергать синий цвет – это значит бежать от разрядки и покоя, считая, что не можешь в настоящий момент позволить себе покой, не отказываясь от чего-то важного. Предчувствие говорит, что разрядка и покой могут вызвать ту самую слабость, расслабление, которых так боятся, чаще всего не осознавая этого. Расслабление может как раз и привести к депрессии, которой хотят избежать. Для таких людей синий цвет является не «очаровательным ничем», а угрожающим ничем: так как для них основная потребность в привязанности, которую и представляет собой синий цвет, не воплощается в существенном отношении; часто это отношение к партнеру (в любви); иногда – это отношение к рабочему коллективу или даже к тому месту, где приходится жить. Тот, кто всегда отвергает синий цвет, «лишен умиротворяющего влияния сопричастности», в котором он так нуждается. В результате этого возникает беспокойная и напряженная неугомонность, непрерывное взвинчивание самого себя и поиски возбуждений, чтобы избежать подкарауливающее расслабление или даже депрессии в результате такого образа жизни, лишенного смысла.
При обследовании 5000 курильщиков сигарет выяснилось, что больше половины из них отвергает синий цвет, особенно те, которые курят темные крепкие сорта табака. Здесь, вероятно, возбуждающее влияние курения является оборонительным, и им пользуются, чтобы избежать расслабления. При избыточном воздействии раздражителей (например, телевидение) и неустойчивости, беспокойном поведении страдает также способность к концентрации, что выражается, особенно у детей, в затруднениях, возникающих при учении. Продолжительное возбуждение может привести у взрослых к невротическим заболеваниям органов. Вытеснение темно-синего цвета, как неудовлетворенной душевной привязанности, может в качестве компенсации способствовать оказанию предпочтения зеленому цвету. Так как зеленый цвет означает самоутверждение, то из-за этого возникает притязание на гордую оппозиционную независимость, с которой часто можно встретиться у молодых людей, желающих освободиться от семейных уз. Но неприятие темно-синего цвета – как страх перед покоем – часто компенсируется красным цветом, который означает «жажду возбуждающих переживаний». Если неудовлетворенная душевная привязанность использует на первом месте красный цвет в качестве компенсации как «необходимое средство», то из-за этого возникает «страстное» сексуальное опьянение.
Нередко отверженный синий цвет в качестве компенсации требует желтого. Желтый цвет означает «поиски освобождающего выхода». Удручающая неудовлетворенная душевная привязанность требует здесь, прежде всего, облегчения для устранения депрессии. Неудовлетворенная эмоциональность превращается в безостановочные поиски выхода. Это не только освобождение от душевной ранимости, но и поиски удовлетворяющей гармонии, что может найти выражение, среди прочих иных возможностей, также и в поисках смысла жизни (мировоззрения) или в математическом складе ума. В среднем, по данным статистики, на синий цвет следует обратить внимание, если он не занимает места с первого по четвертое.
Зеленый цвет (2)
Зеленый цвет с голубым оттенком стал контрольным цветом для определения психологического состояния напряжений. Напряжение психологически выражается как напряжение воли для настойчивости, упорства. Синевато-зеленый цвет – это выражение упорства, твердости, жесткости, и прежде всего, наступательности по отношению ко всем изменениям. Поэтому он представляет собой постоянство, как в самосознании, в качестве принципа представляющего, оценивающего, так и во всех формах самоутверждения и обладания. Обладание повышает уверенность и в особенности самоуверенность. Поэтому зеленый цвет, стоящий на первом месте, указывает на то, что избравший его желает повысить свою уверенность в себе, путем ли самоутверждения, чтобы сохранить идеализированную картину собственного я, или посредством подтверждения, которого он ждет от других, причем он желает внушить симпатию при помощи чего-то, чем он сам обладает, и имеющего характер финансовый, телесный или духовный. Зеленый цвет, как напряжение, накапливает возбуждения и в результате этого создает ощущение гордого превосходства, власти, силы и ощущения возможности распоряжаться или по крайней мере руководить. Накопление возбуждения ведет к бесчисленным формам и степеням управления. Сюда относится не только управление побуждениями, но также точный контроль, регистрация и память, ясная диспозиция, критический анализ и последовательная логика вплоть до абстрагирующего формализма.
«Зеленое» поведение может выразиться также и в желании иметь здоровье, и в желании долго жить или лучше, то есть может выразиться в реформаторстве. Но тот, кто избирает зеленый цвет, отличается чаще всего тем, что он обязательно желает провести свои взгляды в жизнь, – часто оправдывая себя тем, что он защищает принципы. При этом он идеализирует себя и поучает других. Тот, кто ставит зеленый цвет на первое место, желает нравиться. Ему необходимо признание и он желает самоутверждаться вопреки сопротивлению. Тот, кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление (например, как при пекторальных ангинах), как жестокость и принуждение, которых он пытается избежать.
Зеленый цвет на седьмом или восьмом месте означает "освобождение от давления и принуждения", утрату собственной силы к сопротивлению и терпение, и даже страх перед собственным бессилием и перед тем, что это ведет к компенсационному перекладыванию вины на других и к презрению к ним. Неприятие зеленого цвета часто компенсируется синим цветом, потому что он должен внести успокоение и разрядку. Такие люди ищут мирного приюта, где они нашли бы бережное отношение и им не пришлось бы самоутверждаться. Иногда отвергнутый зеленый цвет компенсируется красным на первом месте. Так как красный цвет означает «возбуждение», а отвергнутый зеленый выражает невыносимое напряжение, которое ведет к нетерпению и утрате самообладания, то отсюда следует импульсивность, которая может вызвать судороги с частичной потерей сознания. Невыносимое напряжение часто компенсируется также предпочтением, оказываемым желтому цвету в качестве поисков освобождающего выхода. Этот побег к свободе является попыткой избежать судорожного состояния и часто вызванного самим собою принуждения со всеми их болезненными последствиями. Но компенсация остается фиктивной и ведет только к суррогату деятельности, как, например, в любви путешествовать и летать.
Зеленый цвет обращает на себя внимание, если он не стоит на местах со второго по четвертое.
Красный цвет (3)
Красный цвет с примесью желтого представляет собой эрготропное физиологическое состояние. Красный цвет повышает кровяное давление, учащает пульс и дыхание. Красный цвет – это выражение жизненной силы и высоты вегетативного возбуждения. Поэтому он имеет значение желания и всех форм аппетита. Красный цвет – это стремление добиться влияния, завоевать успех и жадно желать того, что может предоставить интенсивность и полнота жизни. Красный цвет – это импульс, жизненная воля покорить и потенция, начиная от сексуальных инстинктов, вплоть до революционных преобразований. Красный цвет – это импульс к моторному действию, к спорту, к борьбе и к предприимчивости в области производства. Красный цвет – это «ударная сила воли» в противоположность зеленому цвету как «напряжению силы воли». По времени красный цвет соответствует настоящему времени, символически полный сил мужественности, устремленный вверх, к фаллическим формам и огню, как духовному пламени, например, пламя святого духа троицы. Красный цвет стремится пронизать, преобразовать и покорить. Красный цвет, в качестве сексуального желания, и синий цвет, как нежное удовлетворение, взаимодополняются и создают эротическую гармонию.
Если красный цвет стоит на первом месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. Если красный цвет стоит на седьмом или восьмом месте, то выбравший его ощущает возбуждающую интенсивность красного цвета волнующе и угрожающе, потому что он чувствует в себе недостаток жизненной силы, – например, при изнурении и сердечной недостаточности, – или из-за мучительных конфликтов. Красный цвет на седьмом или восьмом месте означает «предусмотрительно избегать ослабляющего волнения». В качестве компенсирующего внутреннего средства чаще всего появляется на первом месте синий цвет, потому что необходимо усиляющее успокоение. При этом "синяя" привязанность становится болезненной, мазохистской и сопровождается мучительным ощущением из-за неудач в любви. Редко встречаются тесты, когда отвергают красный цвет, а предпочтение отдают зеленому, так как в состоянии беспомощности можно лишь на короткое время оказаться в состоянии самоутвердиться при помощи зеленого напряжения воли. Всегда такой выбор производят, например, тогда, когда пациент пытается волевым усилием побороть вегетативные расстройства.
Чаще всего выбирают желтый цвет на первое место для компенсации ослабляющего волнения. Желтый цвет означает "поиски освобождающего выхода". Часто и этот выбор является кратковременным, так как он отражает картину сомнений.
Красный цвет привлекает к себе внимание, если он не стоит на местах с первого по третье.
Желтый цвет (4)
Желтый цвет – это самая светлая яркая краска, и воздействует поэтому легко и живо. Красный цвет кажется более плотным и тяжелым, чем желтый, поэтому он возбуждает. Так как желтый цвет кажется легче, гораздо тоньше и невесомее, чем красный, то он является стимулирующим. В соответствии с этим он повышает вегетативные функции: кровяное давление, учащает пульс и дыхание аналогично тому, как это делает красный цвет, но неизмеримо лабильнее. Главной чертой желтого является отражающая свет, а поэтому излучающая во все стороны яркость, невесомая веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению. В противоположность синевато-зеленому, который отражает контракцию напряжения вплоть до судорог, желтый цвет представляет собой освобождение и релаксацию. Психологически освобождение означает освобождение от тяжести, чего-то угнетающего или парализующего.
Если желтый цвет выбирают на первое место, тогда он свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья во всех бесчисленных формах, начиная от сексуального приключения и до идеологий, обещающих идеальное состояние в конце, всегда ориентировано в будущее. Всегда, если в ряду из восьми цветов зеленый и желтый стоят рядом друг с другом и образуют одну группу, то напряжение и освобождение объединяются с целью непосредственного освобождения от напряжения и нейтрализующего уравновешивания напряжения.
Тот кто предпочитает зеленый и желтый, тот нуждается в немедленном признании; он хочет уважения. С большим напряжением он наблюдает за тем, оказывают ли ему ожидаемую признательность и подтверждение так, чтобы напряжение (+ зеленый) могло бы разрядиться (+ желтый).
Зеленый цвет – это настойчивость, желтый – это изменения. Зеленый – это напряжение, желтый – это разрядка. Между этими полюсами лежат конфликты, которые произрастают на почве неудовлетворенности. Здесь борются «зеленые» честолюбие, самоутверждение и престижные претензии против «желтого» стремления к переживаниям, наполненного ожиданием счастья. Если зеленый цвет добивается преимущества, то также и гладкая мускулатура оказывается в подчинении у постоянного принуждения, так что это может проявиться в виде спазм желудочно-кишечного тракта или сердечно-сосудистой системы, то есть в виде патологических нарушений. Так как напряжение является невыносимым, то чаще всего эти больные отвергают зеленый цвет, тогда как желтому компенсационно отдают предпочтение из-за желания освободиться от спазматического состояния.
Если желтый цвет стоит на седьмом или восьмом месте – это разочарование в надеждах. Человек стоит перед пустотой и чувствует себя изолированным. Из-за серьезности настроения в таком случае яркость и нематериальность, легкость желтого цвета воспринимаются как пустота и обманчивая поверхность. Так как из-за разочарования напряжение ожидания не может прийти ни к какому разрешению, то наступает перевозбуждение, поэтому желтый цвет отвергают как слишком яркий. Перевозбуждение проявляется в раздражительности, злости, плохом настроении и недоверчивости. Если подумать, что многие люди питают свой интерес к жизни ожиданиями и надеждами, то можно понять, каково разрушительное действие безнадежности, выявляемое отвергнутым желтым цветом, т.е. внушающим страх отсутствием, по крайней мере, для существенной части жизни.
Желтый цвет на седьмом или восьмом месте означает «предохранение себя от разочарования, от потери и изоляции».
Компенсации многообразны. Часто на первое место избирают синий цвет. Это показывает, что существует потребность в покое и привязанности, как средствах для удовлетворения. Неприятие желтого цвета и одновременно предпочтение, отдаваемое синему цвету, отражают болезненную привязанность, которую можно встретить у многих людей. Этот вид любви часто бывает отмечен чертами мазохизма. Безнадежность может также компенсироваться стремлением к уверенности и утверждению. В этом случае на первом месте в качестве необходимого средства стоит зеленый цвет. Если на первом месте стоит красный цвет, то, как можно более интенсивные переживания, особенно сексуальные опьянения, должны способствовать забвению разочарования и изоляции. Желтый цвет обращает на себя внимание, если он не стоит на местах со второго по пятое.
Фиолетовый цвет (5)
Фиолетовый цвет – это смесь красного и синего. Фиолетовый цвет пытается создать единый сплав из противоположностей, то есть из красного цвета, как у импульсивного покорителя, и синего цвета, как нежной самоотверженности; а потому – это выражение идентификации. Такая идентификация – это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности. Эта власть называется волшебством, магией, и как раз это и является значением фиолетового. Тот, кто отдает предпочтение фиолетовому цвету, тот хотел бы магических взаимоотношений. Он желает быть околдованным, но он хотел бы и сам обладать колдовской силой и внушительным шармом, так как в магической идентификации уничтожается противоположность между субъектом и объектом. Фиолетовый цвет – это может быть идентификация как эротическое слияние, или как интуитивно-чувственное понимание. Но он может означать просто единство, как недифференцированность и нерешенность. Так, тестирование 1600 школьников, не достигших периода полового созревания, показало, что 75% отдали предпочтение фиолетовому цвету. Статистика результатов тестирования 1000 иранцев, негров из Тангоники и Гао и индейцев из центральной Бразилии выявляет заметное предпочтение фиолетовому цвету. Действие гормонов также, очевидно, ведет к предпочтению фиолетового, как показали исследования, проведенные среди женщин в период беременности (Эрбеле), как показали тесты при функциональных расстройствах щитовидной железы, и как показали опыты с выбором цветов у гомосексуалистов.
Если фиолетовый цвет выбирают на восьмое место, то желание чувственного эротического слияния, магии идентификации со своим партнером скрывают в тайне, потому что отсутствуют предпосылки. Отсюда возникает часто не обнаруживаемая замкнутость и стремление к созданию как можно более ясных взаимоотношений. Способность к эмоциональному предчувствованию и потребность в магии очарования переносится на такие объекты, которые требуют эстетической оценки и воплощения и которые часто становятся профессиональной задачей.
Фиолетовый не обращает на себя внимание, когда он стоит на местах с третьего по седьмое, даже если он стоит или на втором месте при беременности или перед половым созреванием.
Коричневый цвет (6)
Коричневый цвет – это затемненный желто-красный. Импульсивная жизненная сила красного цвета в коричневом затемнена, приглушена, успокоена или «сломлена», как сказал бы художник. Коричневый обладает экспансивно действующим импульсом, которому не хватает активной жизненной силы красного. Живость не действует более активно, а воспринимается пассивно. Коричневый цвет представляет собой живое чувственное восприятие. Поэтому положение коричневого цвета дает представление об отношении к жизненным физическим ощущениям. Если коричневый цвет стоит в положении индифферентности, на пятом, шестом или седьмом месте, то жизненное восприятие тела «уничтожено», так как здоровое и удовлетворенное тело не ощущают. Но если он стоит в первой половине ряда или даже на первых двух местах, то в наличии имеется повышенная потребность в отдыхе, создаваемом уютом и чувственным умиротворением. Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту.
Если коричневый стоит на восьмом месте, тогда отвергается его свободный от напряжения уют. Коричневый цвет воспринимают как тупую банальность «человека из толпы», от которого выбирающему, как индивидуалисту, хотелось бы отличаться. Из-за этого страдает способность получать чувственное наслаждение, в результате чего возникает дефицит, являющийся причиной компенсации вплоть до навязчивых сексуальных идей.
Коричневый цвет обращает на себя внимание, если он не стоит на местах с пятого по седьмое.
Черный цвет (7)
Черный цвет – это самый темный цвет. В черном завершается концентрическое направление темных цветов вплоть до окончательной точки. Черный – это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничего». Черный – это отрицание по отношению к утверждению, которое достигает своей наивысшей точки в белом как в абсолютной свободе (отсюда – безупречность). Знамена анархистов и нигилистических союзов были черными. Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный цвет на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы. Тот, кто выбирает черный цвет на второе место, считает, что он может отказаться от всего, если он сможет форсировать то, что выражает цвет на первом месте перед черным. Если на первом месте, например, стоит красный цвет перед черным, то безудержные переживания должны компенсировать лишения. Если перед черным стоит синий цвет, то покой без напряжения должен воссоздать разрушенную гармонию. Если перед черным стоит серый, то полное отгораживание должно помочь преодолеть невыносимое состояние. Тот, кто выбирает черный цвет на восьмое место, где он и встречается чаще всего согласно статистике, не желает отказываться. Отказ означает для него лишения и пугающий дефицит. Так как он не может отказываться, то он избегает опасности и ставит повышенные требования, носящие авторитарный характер.
Следовательно, исходя из этого, по выбранным цветам детей можно будет так судить об их восприятии музыки:
Серый цвет – это нейтральность, ребенок нейтрально отнесся к произведению.
Темно-синий цвет представляет собой свободный от раздражения покой, музыка воспринялась спокойно.
Зеленый цвет с голубым оттенком стал контрольным цветом для определения психологического состояния напряжений, музыка воспринялась напряженной.
Красный цвет – цвет эмоционального возбуждения, музыка воспринялась ярко.
Главной чертой желтого является отражающая свет, а поэтому излучающая во все стороны яркость, невесомая веселость, музыка воспринялась яркой, веселой.
Фиолетовый – способность эмоционально прочувствовать, музыка воспринялась волнительной.
Коричневый цвет представляет собой живое чувственное восприятие, музыка воспринялась спокойной. (Либо вывела из зоны комфорта и возникла потребность в уюте, успокоении).
Черный – это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничего», ребенок никак не прореагировал на музыку.
Детям предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения («Камаринская», «Болезнь куклы», «Утренняя молитва») выбрать карточку именно того цвета, каким бы они нарисовали данную мелодию. Задача ребенка – с помощью эмоционального кода воссоздать модальный цветовой образ музыкальной композиции.
Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерных (принцип контраста) мелодии. Предложенные мелодии отличаются эмоциональным настроем.
Обобщенные результаты диагностики позволяют выделить следующие группы детей, отличающихся особенностями художественного восприятия музыкальных произведений П. И. Чайковского (в единстве компонентов – эмоциональной отзывчивости на музыку, интереса к слушанию, музыкальной эрудиции).
Результаты диагностики эмоциональной отзывчивости на музыку
в группе «Веселые нотки» 4–5 лет
Ф.И.О.
|
«Камаринская»
|
«Болезнь куклы»
|
«Утренняя молитва»
|
Барабошкина Валерия
|
Желтый
|
Фиолетовый
|
Синий
|
Григорьев Владислав
|
Красный
|
Серый
|
Серый
|
Доброва Екатерина
|
Желтый
|
Фиолетовый
|
Синий
|
Зизикина Елизавета
|
Желтый
|
Серый
|
Синий
|
Конева Софья
|
Красный
|
Серый
|
Серый
|
Кукушкина Полина
|
Желтый
|
Фиолетовый
|
Фиолетовый
|
Марзаганова Милана
|
Красный
|
Серый
|
Серый
|
Осокина Анастасия
|
Желтый
|
Фиолетовый
|
Синий
|
Сажина Дарья
|
Желтый
|
Фиолетовый
|
Синий
|
Сиянова Светлана
|
Желтый
|
Черный
|
Серый
|
Гросу Яна
|
Желтый
|
Фиолетовый
|
Синий
|
Вывод:
Произведение «Камаринская» правильно воспринялась у детей – она яркая и веселая. Произведение «Болезнь куклы» чутко восприняли 6 из 11 детей, остальные не так затронулись ей, но дали примерно близкий ответ, характер
«Утренняя молитва»: точно отметили также 6 из 11 человек, остальные тоже дали верный ответ.
Следовательно, дети верно реагируют на веселую, яркую музыку. Половина детей так же верно реагируют на грустную и спокойную музыку, а у другой половины возникает некоторое затруднение в разграничении грустной и спокойной мелодии.