С введением в историческое образование историко-культурного стандарта изменяются требования к качеству и результатам обучения, где одним из важнейших элементов является обеспечение вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, что вызывает необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.
Историко-культурный стандарт предполагает четыре принципиальных подхода к историческому образованию, одним из которых является культурно-антропологический подход. Данный подход предполагает понимание истории через социальные институты и структуры, личность отдельного человека и его повседневную жизнь. При этом основу ФГОС составляет системно-деятельностный подход, который может быть реализован в рамках исторической реконструкции. Историческая реконструкция предполагает воссоздание материальной и духовной культуры определенного исторического периода и проведение мероприятия, в ходе которого на практике используются воссозданные элементы культуры.
Одной из форм исторической реконструкции выступает исторический бал. Данная форма исторической реконструкции позволяет гораздо лучше прочувствовать и «пропустить через себя» человеческую составляющую исторических событий, а тем самым – приблизиться к пониманию истории в целом.
В МАОУ «Гимназия №2» г. Перми методическое объединение учителей истории и обществознания гимназии предложили первоначально в рамках декады истории провести исторический бал, который со временем стал самостоятельным мероприятием и традицией гимназии.
Представленный исторический бал «Дыхание времени» (общее название мероприятия) был посвящен Блистательному XIX веку.
Место проведения: актовый зал гимназии
Участники: учащиеся 9-10 классов (20 пар), учителя истории и обществознания (ведущие и участники бала)
Продолжительность по времени: 90 мин.
Подготовительная работа:
1. Знакомство с танцевальной программой бала XIX века
В течение двух месяцев учащиеся изучали особенности и характер бальных танцев XIX века и разучивали основные движения и композицию совместно с учителем истории гимназии, являющимся также хореографом по образованию (Нечаева С.В.).
2. Знакомство с бальным этикетом
Для участников и гостей бала были проведены семинары, посвященные бальному этикету XIX века. Семинары проходили в рамках уроков обществознания, во время которых учащиеся смогли познакомиться и освоить традиции, нормы и социальные бальные стандарты, структурные составляющие бала, «язык» бала (см. Приложение 1).
3. Мастер-класс «Бальная книжка»
Согласно бальным традициям XIX века каждая девушка приезжала на бал с бальной книжкой, в которой отмечался партнер и танец, обещанный ему. Для этого был проведен мастер-класс, в ходе которого девушки смогли ознакомиться с видами и правилами оформления бальной книжки, а также собственноручно изготовить свою бальную книжку (см. Приложение 2).
4. Агажемент (приглашение на танец)
В течение двух недель перед балом проходила церемония агажемента. Каждый кавалер должен был пригласить даму на понравившийся ему танец и получить соответствующую отметку в бальной книжке дамы.
5. Создание образа
Образ каждого участника бала создавался при непосредственном участии семьи учащихся, которые продумывали и помогали воссоздать стиль XIX века от прически до туалета согласно бальному этикету.
6. Создание сценария и оформление зала
Подготовка осуществлялась методическим объединением учителей истории и обществознания гимназии совместно с заместителем директора по воспитательной работе (Ватолина С.Н.). Учителя выступили в качестве авторов сценария (Нечаева С.В.), оформителей (Пономарев В.В.), ведущих бала и его непосредственными участниками (Нечаева С.В., Пономарев В.В., Климова Е.Э.). Также были приглашены учащиеся «Школы искусств», осуществляющие деятельность на базе гимназии, для подготовки музыкальных номером. Для организации и подготовки праздничного фуршета были привлечены классные руководители.
7. Освещение мероприятия
Для фото- и видеосъемки бала были приглашены участники школьной газеты и службы телевизионных новостей «СНГ» (Трапезникова Ю.С.)
Ход мероприятия (сценарий)
(В зале погашен свет. Княгиня выходит со свечой и идет к фортепиано. Зажигает свечи в канделябре. Голос за кулисами)
Я свечи зажигаю и молчу
И смотрит мне в глаза волшебник – вечер,
Рукою тьмы, притронувшись к плечу
Впервые бала зажигаю свечи.
От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.
(Княгиня и князь – хозяева бала выходят перед сценой, зажигается свет в зале)
Княгиня:
Я приглашаю Вас на бал,
Я приглашаю Вас на бал,
На праздник встречи, вихрь надежд.
В любой тоске пробьется брешь,
И мир опять, как прежде, – свеж
Князь:
Довольно славы королям
Довольно славы королям
И боли тем, кто проиграл.
Я рад Вам всем, я долго ждал.
Я приглашаю Вас на бал.
Княгиня:
Я приглашаю Вас на бал,
Я приглашаю Вас на бал,
Пусть нынче ночь темным – темна.
Огня сюда, еще огня,
Сегодня будет не до сна!
Князь:
Что нам времен круговорот,
Что нам времен круговорот,
Что там за день, что там за год,
Когда годам давным–давно
Мы потеряли счет
Вместе:
Мы приглашаем Вас на бал!
Мы приглашаем Вас на бал!
(ПОЛОНЕЗ БЕЗ ОБЪЯВЛЕНИЯ)
Княгиня: Mon cher, я очень волнуюсь… Ведь сегодня будет столько именитых гостей. Сам князь Васильев обещал быть.
Князь: Не волнуйтесь, у нас непременно пройдет отличный вечер. А вот и графиня.
Княгиня: Графиня, добрый вечер!
Графиня: Добрый вечер, я так люблю бывать в Вашем доме.
Княгиня: Мы слышали, что Вы недавно из Парижа?
Графиня: Да, но в Париже нынче неспокойно, ходят разговоры о новой революции. Одни покидают столицу в спешке, другие тайно мечтают о возвращении Наполеона.
Княгиня: Наполеона? Как такое возможно?
Графиня: Народ его любит. Он отдал ему власть только затем, чтобы он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Он сумел понять революцию и победить, а потом стать выше революции и подарить всем гражданам равенство.
Князь: Свобода и равенство? Это только все громкие слова. Разве после революции люди стали свободнее? Напротив. Он уничтожил свободу.
Графиня: Возможно, человек редко бывает счастлив, такова его природа. Вы знаете, при дворе Наполеона была популярна кадриль, которая должна быть, с одной стороны, демонстрировать воплощение идей государственного могущества и военной силы, а, с другой стороны, служить примером демократизации французского общества.
Княгиня: Разумеется, ведь она очень проста в движениях, но так величественна в исполнении.
КАДРИЛЬ
Князь: Надеюсь, Вы уже видели это ошеломляющее полотно Брюллова?
Графиня: Вы говорите о «Последнем дне Помпеи»?
Князь: Разумеется! Пушкин под впечатлением увиденного написал:
«Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон»
Графиня: Замечательная вещь! Но мне по душе творчество Айвазовского
Княгиня: Да, пожалуй, я с Вами соглашусь, очень трогательные картины.
Князь: Что ж, давайте узнаем у наших гостей, чье творчество им больше по душе.
ИГРА «ЖИВЫЕ КАРТИНЫ» [1]
Княгиня: Графиня, пора бы Вам подумать о замужестве
Графиня: Княгиня, я слишком молода!
Княгиня: Посмотрите, сколько кавалеров. Говорят виконт Мортемар – самая известная фамилия в Париже. Его отец оставил ему огромное состояние
Графиня: Не в деньгах счастье!
Княгиня: Только не говорите, что ждете большой и светлой любви
Графиня: Возможно. Вы слышали, говорят, что, когда великому князю Константину Павловичу предложили российский престол после смерти императора Александра 1, он отказался ради любви к своей супруге, которая не пожелала покидать родину – Польшу.
Князь: Польша? И что там? Опять восстание?
Княгиня: Опять вы о политике, mon cher
Графиня: Мы говорили о новом танце, что там пришелся ко двору великого князя – мазурке
МАЗУРКА
Княгиня: Мon cher, что Вас печалит?
Князь: Нынче у английского посланника будет праздник.
Княгиня: Нам надо показаться там?
Князь: Да, конечно, но там такая скука!!!
Графиня: Вы неправы, князь. В прошлый раз нам предложили игру в фанты
Князь: Ну, это ж как-то не солидно.
Графиня: Вполне, там правила иные.
Княгиня: Надеюсь, Вы нам расскажите?
Графиня: Позвольте показать
ИГРА «ФАНТЫ» [2]
Княгиня: Какая милая игра!
Графиня: Рада, что вам понравилось
Княгиня: А, правда, что английский посланник привез польский народный танец?
Графиня: Вы имеете в виду польку?
Княгиня: Да
Графиня: Правда, только она родом не из Польши, а из Чехии, но встречается у многих народов. Один английский поэт однажды сказал, что «танец – это искусство покорять сердца ногами». И он действительно покоряет.
ПОЛЬКА
Графиня: Княгиня, разрешите Вам представить ….
Княгиня: Рада Вас видеть, надеюсь, Вам у нас понравится.
Графиня: Она хоть и из крепостных, но чудесно играет
Княгиня: Тогда, окажите на милость, исполнить что-нибудь на Ваше усмотрение
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Графиня: Вы, я вижу, были удостоены беседой с графом Потаниным? Как дела в Сенате?
Князь: Как всегда – дебаты
Графиня: Вы позволите узнать о чем?
Князь: Позвольте рассказать вам одну историю. Как-то однажды кто-то спросил должника: «Когда же Вы заплатите мне свой долг?» – «Я и не знал, что Вы так любопытны», отвечает тот.
Графиня: Что ж, позвольте и Вам рассказать одну историю. Кто-то, желая смутить Пушкина в обществе, спросил его: «Какое сходство между мной и солнцем?» Поэт быстро нашелся: «Ни на Вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись»
Князь: Туше, графиня (поклон)
ИГРА «РУЧЕЕК» [3]
Князь: (прогуливаясь с княгиней)
«Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суете,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит»
РОМАНС
ВАЛЬС
Княгиня:
Окончен бал, погасли свечи,
Окончен бал, погасли свечи,
Замечательный был вечер!
Князь:
Всем спасибо говорим,
Всем спасибо говорим,
От души благодарим
Княгиня: При выходе из зала Вас ждет праздничный фуршет (см. Приложение 3)
Использование данной формы исторической реконструкции позволяет, с одной стороны, реализовать требования историко-культурного стандарта, с другой стороны, достичь основного результата, заложенного в ФГОС. При этом исторический бал как форма исторической реконструкции помогает сделать историю «живой», понятной и близкой каждому учащемуся, развить у них интерес к изучению истории, создать условия, обеспечивающие творческое и аналитическое отношение учащихся к историческому материалу в процессе соприкосновения с ним.
[1] ИГРА «ЖИВЫЕ КАРТИНЫ»
Участники бала на группы, каждой из которых предлагается вытянуть цветок. Если на цветке есть номер, то группа имитирует мизансцены какой-либо известной картины на выбранный сюжет. Выполняется с максимально возможным приближением к художественному оригиналу. Зрителям ставится задание отгадать название картины и фамилию художника, её написавшего.
[2] ИГРА «ФАНТЫ»
Каждому участнику игры необходимо дать ответ на простой вопрос. Но его ответ должны подчиняться каверзным правилам: «Да» и «Нет» не говори», «Чёрное с белым не бери», «Вы поедите на бал?» … Вопросы задаются по кругу с двух сторон по очереди.
[3] ИГРА «РУЧЕЕК»
Исполняется в колонном построении пар под музыку, где пары образует «ворота», сквозь которые, одна за другой, проходят пары из конца колонны. При этом пары, стоящие в колонне, могут остановить продвижение пары, тогда остановленная пара встает на их место, а они проходят в ворота.