Войти / Зарегистрироваться

Открытый урок на тему: «Преемственность поколений в традициях горлового пения Тувы»

Получить свидетельство Получить диплом
Автор: Сарыглар Дандар Мергенович

Дата и время проведения: 29. 02. 2016 г., в 13-45 ч.
Место проведения: ГБПОУ РТ "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола" Концертный зал.
Курс, специальность, отделение: I-IV курсы, специальности: «Народное художественное творчество» (по виду) «Этнохудожественное творчество» и специальности: 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» (по виду) Сольное народное пение.
Учебный предмет: «Изучение хоомея».
Преподаватели: Сарыглар Дандар Мергенович, Ховалыг Хеймер-оол Ким-оолович, Ондар Айбек Командаевич.
Тема урока: «Преемственность поколений в традициях горлового пения Тувы».
Вид урока: урок-обобщение.
Тип урока: комплексный (комбинированный) открытый урок-концерт.
Методы: проектирование, практически-деятельностный.

Тема

«Преемственность поколений в традициях горлового пения Тувы»

Цель

  • проанализировать характер влияния деятельности народных хоомейжи на развитие тувинского горлового пения.

Задачи

  • проанализировать тувинскую литературу по хоомею;
  • рассмотреть манеру исполнения различных исполнителей тувинского горлового пения;
  • сопоставить описание тувинского хоомея в трудах различных авторов;
  • охарактеризовать современные тенденции эволюции тувинского хоомея.

Планируемые результаты

Знать:

  • историю изучения хөөмея;
  • исполнителей хөөмея по поколениям;
  • приемы исполнения видов хоомея;
  • формы развития музыкального слуха: анализ аудио записей, интонационные упражнения.

Уметь:

  • различать виды, разновидности хөөмея;
  • импровизировать при исполнения хөөмея;
  • исполнять основные виды хоомея;
  • применять навыки владения игры на фольклорных инструментах при исполнении хоомея.

Основные понятия

Родоначальник, хоомейжи-классики, хоомейжи, горловое пение, исполнитель хоомея, стиль, хоомей, сыгыт, каргыраа, исполнительские школы.

Межпредметные связи

Основы инструментальной подготовки, изучение тувинских фольклорных инструментов.

Ресурсы:

Основные:

  • ноутбук, проектор, наглядный раздаточный материал.

Форма урока

Г – групповая

 
 План проведения открытого урока

Этапы

Деятельность
студентов

Содержание урока

Время

1. Вводная часть (организационная)

Выступление студентов докладчиков и исполнителей

  • Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
  • Выступление докладчиков и студентов исполнителей с 1-го, 2-ое поколения.
  • После каждого выступления докладчика ставится аудио запись этого мастера исполнителя горлового пения 1-го и 2-го поколения.

18 мин.

2. Основная часть

Выступление студентов и Народных хоомейжи последних поколений

  • Выступают приглашенные гости (мастера сольного двухголосия), рассказывают свою краткую творческую биографию и исполняют горловое пение сольно.
  • Сергей Лазо
  • Саая Кан-Хулер Валериевич исполняет стиль каргыраа в манере исполнения Севека Алын-оола Такашовича
  • Ховалыг Кайгал-оол Ким-оолович
  • Ондар Бады-Доржу Владимирович
  • Сам Аян-оол Сергеевич  

15 мин.

3. Закрепление материала

Игра со зрителями «Угадай исполнителя хоомея»

Повтор пройденного материала. Ставится аудиозапись любого мастера хоомейжи из любого поколения, а зрители и студенты отгадывают, кто исполняет и какому поколению он относится.

4 мин.

4. Заключение

Выступление студентов и преподавателей

  • Преподаватели и студенты исполняют народные припевки с горловым пением из репертуара ансамбля «Тыва»:
  • «Хөөмей, сыгытка кожаңнар»(Припевки для горлового пения);
  • «Улуг-Хемим, Саян, Таңдым»(Мой Улуг-Хем, Саяны и Танды);
  • «Аъттың дерии» (Конская упряжь)
  • Вручение благодарственных писем и подарков приглашенным гостям

4 мин.

5. Анализ проведенного урока

 

 

Выставление оценок и подведение итогов

4 мин.


Программа открытого урока-концерта
 «Преемственность поколений в традициях горлового пения Тувы» 
По предмету: «Изучение хоомея»

Преподаватели: Сарыглар Д.М., Ховалыг Х.К., Ондар А.К.
Цель урока – проанализировать характер влияния деятельности народных хоомейжи на развитие искусства тувинского горлового пения.
В связи с поставленной целью, были сформулированы задачи:
  • проанализировать тувинскую литературу по хоомею;
  • рассмотреть манеру исполнения различных исполнителей тувинского горлового пения;
  • сопоставить описание тувинского хоомея в трудах различных авторов;
  • охарактеризовать современные тенденции эволюции тувинского хоомея.
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
                                                          «Выступление студентов-докладчиков и исполнителей»

- Ховалыг Х.К. преподаватель
Здравствуйте уважаемые преподаватели, студенты и приглашенные!!!
Сегодня мы проведем открытый урок-концерт на тему: «Преемственность поколений в традициях горлового пения Тувы» со студентами с 1-го по 4-ый курс специальности «Народное художественное творчество» и «Сольное и хоровое народное пение» по предмету «Изучение хоомея». Преподаватели дисциплины: Сарыглар Д.М., Ондар А.К., и Ховалыг Х. К.
Цель нашего урока – проанализировать характер влияния деятельности народных хоомейжи на развитие тувинского горлового пения.
В связи с поставленной целью, нами были сформулированы задачи:
  • проанализировать тувинскую литературу по хоомею;
  • рассмотреть манеру исполнения различных исполнителей тувинского   горлового пения;
  • сопоставить описание тувинского хоомея в трудах различных авторов;
  • охарактеризовать современные тенденции эволюции тувинского хоомея.
Как известно, на сегодняшний день Туву считают родиной, колыбелью сольного двухголосного горлового пения. Одной из причин смелого утверждения этой идеи является многочисленность носителей данного вида искусства у тувинцев. Издревле тувинцы с уважением относились к борцам хуреша, сказителям-рапсодам, мастерам-изготовителям, а также исполнителям хоомея; почитали их как национальных героев. Без исполнителей-хоомейжи не было бы искусства хоомея, которым мы сегодня гордимся и считаем восьмым чудом света.
Наша республика удивительно богата исполнителями искусства сольного двухголосия – хоомея. Народная память еще хранит имена мастеров тувинского хоомея, таких как Комбу Ондар, Сорукту Кыргыс, Хунаштаар-оол Ооржак, Ак-оол Кара-Сал, Кызыл-оол Санчы, Маржымал Ондар, Сундукай Монгуш, Максим Дакпай, Дырышпан Монгуш, Андрей Чулдум-оол и многих других. Благодаря им тувинский хоомей впервые стал известен за пределами республики. Неоценима их роль в истории развития тувинского хоомея. Записи хоомея, исполненного ими, служат и будут служить живым примером для музыкального подражания и усвоения столь трудной техники искусства сольного двухголосия.
- Сарыглар Д.М. преподаватель
Научный исследователь тувинского горлового пения Бадыргы Марьатта Маадыр-ооловна за последнее столетие выделяет пять поколений исполнителей хоомея:
К первому поколению она относит мастеров, родившихся до 1920 г. (Ондар Комбу Сембил оглу, Кыргыс Сорукту Самданай оглу);
В качестве второго поколения выделяет родившихся в период 1921 – 1940 гг. (Ондар  Маржымал Очурович, Дакпай Максим Чаламович, Чульдум-оол Андрей Ыдамович, Тау Федор Менгертиевич, Ооржак Хунаштаар-оол Сурун-оолович, Тумат Кара-оол Хууракпанович);
К третьему поколению относит исполнителей, родившихся в период с 1941 по 1960 гг. (Монгуш Николай Кечилович, Монгуш Лазо Довуевич, Соян Владимир Серенович);
Следующее поколение – хоомейжи, родившиеся в 1961 – 1980-х гг. (Ховалыг Кайгал-оол Ким-оолович, Монгуш Борис Чолдак-Хунаевич, Ондар Конгар-оол Борисович, Севек Алдын-оол Такашович, Кошкендей Игорь Михайлович, Ондар Монгун-оол Дуктугмейевич);
Среди представителей пятого поколения можно назвать Сарыглара Евгения Викторовича, Ондара Бады-Доржу Владимировича, Сама Аян-оола Сергеевича и т.д. Следует учитывать, что приведенный нами перечень далеко не полный.
Рассмотрим наиболее характерные особенности становления профессионального искусства горлового пения, отраженные в творчестве тувинских мастеров.
Уважаемые зрители просим вас запоминать или записывать имена, представителей относящихся, к тому или иному поколению, а также манеру исполнения данных мастеров. В основной части урока мы вернёмся к этой теме и сыграем в игру «Угадай исполнителя хоомея».  
- А сейчас на сцену приглашаем студентов, которые подготовили  творческие портреты классиков хоомея: первым выступает Бегзи Белек, студент 2 курса специальности «Народное художественное творчество» по виду Этнохудожественное творчество, который расскажет о мастерах хоомея  первого поколения, родившихся до 1920 г.:  Ондар Комбу и Кыргыс Сорукту (на экране появляются фотографии данных мастеров хоомея).
- Бегзи Белек: Ондар Комбу Сембил оглу годы жизни с 1892 по 1947 года. Представитель первого поколения хоомейжи-классик XX века, основатель Дзун-Хемчикской исполнительской школы. Считается, что первоначально Комбу учился искусству горлового пения (сольного двухголосия) у своих родных братьев (в семье были 12 детей). С детства он постепенно запоминал тексты народных песен и словесных зачинов хоомея.
По воспоминаниям близких родственников, Комбу любил исполнять сыгыт. При этом он обладал достаточно сильным голосом. В народе его называли Хоомейлээр Комбу то есть Комбу исполняющий хоомей.
В репертуаре Комбу были и зачины жалобного характера. Осенью 1934 года Комбу Ондар в составе делегации посетил г. Москву. Целью являлась запись различных видов музыкального творчества тувинцев на звуковые носители (грампластинки). Заказ исходил со стороны Правительства Тувинской Народной Республики. В творческую группу также вошли – Виктор Кок-оол, Анчимаа Хертек, Седип-оол Танов, Маадыр-оол Монгуш, Ошку-Саар Оюн, а также исполнитель горлового пения Сорукту Кыргыс.
- Уважаемые зрители, разрешите представить вам аудиозапись выступления  Хоомейлээра Комбу, сделанную в 1934 году в Москве (звучит запись № 1)
- А сейчас студент 1 курса специальности Народное художественное творчество по виду Этнохудожественное творчества Дамбаштай Кежик исполнит хоомей в стиле Комбу Ондара. А мы послушаем и оценим!
(студент исполняет стиль Комбу)
Бегзи Белек – Спасибо Дамбаштай  Кежику.
К первому поколению мастеров-классиков хоомея также относится родоначальник юго-восточной исполнительской школы Кыргыс Сорукту Самданай оглу, годы жизни с 1901 года по 1976 года.
Исследователи полагают, что толчком к его музыкальной деятельности явилось горловое пение (сыгыт) одного из друзей детства. Впоследствии Сорукту стал личным певцом одного из баев Тувы. Выступал на ритуальных и церемониальных праздниках. После признания лучшим из числа выступавших на праздновании Наадыма в 1933 г., он был включен в состав упомянутой делегации в г. Москву.
По данным Алексея Николаевича Аксенова, в основе репертуара Сорукту Кыргыса  находился стиль каргыраа. По воспоминаниям ветерана культуры Тувы Александра Мургутеевича Салчак, Сорукту великолепно подражал пению птиц, звукам диких и домашних животных.
- Разрешите предоставить вам аудиозапись исполнения Кыргыса Сорукту,  записанную Москве в 1934 году на грампластинку(звучит запись № 2.)
Бегзи Белек  – Спасибо за внимание!
- Ондар А.К. преподаватель знакомит присутствующих с мастерами второго поколения.
Уважаемые зрители, вы узнали и услышали, надеемся,  запомнили наших первых родоначальников Дзун-Хемчикской и Эрзинской исполнительских школ.  
Сделаем вывод: Характерной особенностью мастеров первого поколения является широкая вариативность и солирование без инструмента.
В следующем 2-ом поколении (с 1921 по 1940-ые годы), количество мастеровсольного двухголосия хоомей увеличивается, и происходит возрождение исполнительских школ Улуг-Хемского, Сут-Хольского, Овюрского кожуунов. Впервые создаются ансамбли «горловиков», в которых участвовали не менее знаменитые хоомейжи республики — Сундукай Монгуш, Хунаштаар-оол Ооржак, Эрес-оол Ондар, Ак-оол Кара-Сал, Эрес-оол Куулар, Мокур-оол Куулар, Олзей-оол Сарыглар, Константин Монгуш и Дмитрий Очур. Представители второго поколения первыми стали передавать своё искусство ученикам. Так появляются Улуг-Хемская, Сут-Хольская, Овюрская исполнительские школы.
- Ондар А.К. Уважаемые зрители давайте поприветствуем докладчиков, которые расскажут нам о представителях 2-го поколения. Первым выступит  студент 2-го курса специальности Сольное народное пение Салчак Начын. (на экране появляется фотография данного мастера хоомея).
- Салчак Начын  – Максим Дакпай Чаламович (настоящее имя Дакпай Монгуш) — известный тувинский хоомейжи из рода Монгушей, великолепный исполнитель на тувинских национальных инструментах, знаток устного народного творчества, один из первых талантливых артистов театрального искусства в Туве, Заслуженный работник культуры Тувинской АССР; Заслуженный артист Тувинской АССР и Народный хоомейжи РТ; зачислен в книгу "Люди Тувы XX века". Дакпай родился 20 августа 1921 года в село Ийме Сут-Хольского района в семье простого арата.
В 1934 году, когда Дакпаю исполнилось 13 лет, Чалама с сыном перекочевали с родного Ийме в Арыг-Узуу Улуг-Хемского кожууна. С этого момента Дакпай серьезно стал заниматься хоомеем.
В 1945 году М. Дакпай окончил театральное училище с отличием и был награжден Почетной грамотой. Еще в училище ему пришлось играть роль Седипа из пьесы "Хайыраан-бот" В. Кок-оола.
1957 г. оказался особенным не только в творческой биографии М. Дакпая, но во всей истории тувинской культуры: в этом году он стал Лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, став обладателем золотой медали. В конце 70-х годов после неприятного инцидента у Максима Чаламовича начались проблемы со слухом, что для музыканта было равносильно окончанию творческой деятельности.
27 июля 1999 года, за два года до восьмидесятилетия Максима Чаламовича не стало.
Разрешите представить вам аудиозапись исполнения Максима Дакпая  (Звучит запись №3).
А сейчас студент 3 курса специальности Сольное народное пение Куулар Херел исполнит вам хоомей в стиле Дакпая Чаламовича.
- Салчак Начын –  Спасибо за внимание!
- Бады Сурен Ондар Маржымал Очурович (1928-1996 гг.) (на экране появляется фотография данного мастера хоомея). Основатель Сут-Хольской исполнительской школы, хоомейжи с устойчивыми традициями; великолепный исполнитель и потомственный мастер по изготовлению тувинских национальных инструментов. Обладатель званий "Отличник Народного образования", "Заслуженный работник культуры Тувинской АССР", "Народный хоомейжи Республики Тыва".Творческая деятельность мастера началась с участия в первом республиканском фестивале художественной самодеятельности (г. Кызыл, 1957 г.).
Маржымал Ондар родился 2 марта 1928 г. в Устуу-Ишкин Сут-Хольского кожууна в семье знатных аратов Очура Дыгбаевича и Чолданы Чангаевны Ондаров. Отец Маржымала был потомственным мастером-кузнецом.
В 1975 г. создается первый фольклорный ансамбль "Сыгырга", в котором участвовали не менее знаменитые хоомейжи республики — Сундукай Монгуш, Хунаштаар-оол Ооржак, Эрес-оол Ондар, Ак-оол Кара-Сал, Эрес-оол Куулар, Мокур-оол Куулар, Олзей-оол Сарыглар, Константин Монгуш и Дмитрий Очур. В составе этого ансамбля Маржымал Очурович принимал участие в торжественном концерте, в рамках мероприятий "Олимпиады-80", в фестивале "Радуга-81" и в праздничном концерте, посвященном 40-летию Советской Тувы (Москва, 1984 г.). В 1980 г. впервые в истории тувинского хоомея он создает детский ансамбль хоомейжи "Сарадак" (Мараленок). Надо заметить, что современный республиканский конкурс молодых исполнителей хоомея носит название "Сарадак" в честь первого детского ансамбля хоомейжи, созданного Маржымалом Ондаром.
Представляем вам аудиозапись исполнения Маржымала Очуровича  (Звучит запись №4).
В стиле Маржымала Ондара хоомей исполняет студент 2 курса специальности Народное художественное творчество по виду Этнохудожественное творчество Куулар Сыдым-оол.
- Бады Сурен – Спасибо за внимание!
- Донгак Кежик Ооржак Хунаштаар-оол Сурун-оолович (1932 -1993гг.) (на экране появляются фотографии данного мастеа хоомея). Один из ярких исполнителей тувинского хоомея 70-80-х годов. Основатель классического профессионального горлового пения. Из инструментов предпочитал дошпулуур. По его собственным воспоминаниям, с детства освоил стили сыгыт и каргыраа. Изначально ориентировался на исполнение хоомейжи Ооржака Болдуна. Впоследствии овладел и стилями хоомей, борбаннадыр, эзенгилээр. В каждом различал пение на несколько голосов. Ооржак Хунаштаар-оол классифицировал последние следующим образом: плавный, певучий, просторный и грудной. Еще одна классификация мастера касалась разновидностей горлового пения, посредством носового резонатора: подражание мычанию, колыбельная, кочевое.
Впервые его голос на пластинку фирмы «Мелодия» был записан в 1970 году. Его имя включено в Государственную книгу Республики Тыва «Заслуженные люди Тувы XX века». В 80-ом году он выступал на «Олимпиаде–80» и Международном фестивале «Радуга-81», побывал на гастролях в Москве, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Париже, Багдаде и во многих других уголках мира.
С 1990 годов работал преподавателем хоомея на национальном отделении Кызылского училища искусств, где создал фольклорный ансамбль горловиков «Эдер-Куй». О.С. Хунаштаар-оол говорил своей коллеге Балдан Татьяне Туматовне «Когда близко подходишь к училищу или входишь в него, повсюду слышен шум, отголоски всех инструментов занимающихся студентов. И это напоминает эхо в пещере. Назовем ансамбль «Эдер-Куй («Порющая пещера»).
В 1992 году на I Международном симпозиуме «Хоомей-92» Хунаштаар-оол был членом жюри и был удостоен высшего звания «Народный хоомейжи Республики Тыва».
А сейчас послушайте аудиозапись его исполнения (Звучит запись №4).
Стиль Хунаштаар-оола хоомей исполнит студент 3 курса специальности Сольное народное пение Ундун Буян.
- Донгак Кежик – Спасибо за внимание!
- Коктеген Сузук Кара-оол Хууракпанович Тумат(на экране появляется фотография данного мастера хоомея) — один из выдаю­щихся хоомейжи Тувы и основателей, наряду с Кызыл-оолом Санчы, Овюрской школы хоомея в XX веке, Народный хоомейжи.
Кара-оол Хууракпанович родился 15 октября 1935 года в с. Дус-Даг Овюрского района. В 1952 году вместе с семьей он переехал в Улуг-Хемский район, где прожил до конца своей жизни. Дядя по материнской лини Адавастай Намчал был попу­лярным местным хоомейжи. На сцену в качестве исполнителя хоомейжи Кара-оол впервые вышел в 1956 году.
В 1965 году он впервые выехал за пределы Тувы в Москву (для участия в IX Международном фести­вале сельских клубов). Ему посчастливилось высту­пить перед полным залом в Кремлевском дворце съездов, а в следующем году играл в зале им. Чай­ковского.
Он внес большой вклад в развитие хоомея в Улуг-Хемском кожууне: около 10 лет был руководителем и участником самодеятельного ансамбля хоомейжи "Амырак".
Кара-оол Тумат — человек, болевший душой за тувинский хоомей. На эту тему он мог рассуждать часами. Кара-оол Хууракпанович был знатоком несметного количества тувинских припевок — кожамык.
Представляем вам аудиозапись исполнителя  Тумат Кара-оола. (Звучит запись №5)
В стиле Тумат Кара-оола  исполнит студент 4 курса специальности Народное художественное творчество Докпак Дуюг-оол.
Вывод: Характерной особенностью мастеров второго поколения остаётся  широкая вариативность, расширяется география исполнительских школ, исполнение хоомея происходит с инструментальным сопровождением.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
                                                        «Выступление студентов и Народных хоомейжи последних поколений»
Ховалыг Х.К. – преподаватель
Спасибо всем докладчикам, осветившим творческую деятельность хоомейжи первого и второго поколений, а сейчас переходим к представителям 3-го поколения. Уважаемые зрители, студенты и преподаватели давайте стоя поприветствуем нашего гостя, представителя 3-го поколения исполнителей хоомея Монгуша Лазо Довуевича,  участника фестиваля по хоомею в 1981-го года, где он был удостоен звания лауреата I степени и того же года осеню, был приглашен в Тувинский Государственный ансамбль песни и танца «Саяны» в качестве хоомейжи.
Краткое выступление Монгуш Лазо Довуевича стиль хоомей сыгыт
- Сарыглар Д.М. – преподаватель.
Следующее, 4-ое поколение исполнителей хоомея, родившихся в 1961 – 1980-х гг. XX века.  Этот век можно назвать золотым периодом тувинского горлового пения. Потому что, именно в этот период рождаются такие известные исполнители как Ховалыг Кайгал-оол Ким-оолович, Монгуш Борис Чолдак-Хунаевич, Ондар Конгар-оол Борисович, Севек Алдын-оол Такашович, Кошкендей Игорь Михайлович, Ондар Монгун-оол Дуктугмейевич.
В 1988 году под руководством Тумата Геннадия организован фольклорный ансамбль «Тыва», потом появляется ансамбли «Эртинелиг Тыва», «Ай-Херел» и знаменитая до сегодняшнего дня группа «Хун-Хурту». Именно этот  коллектив открыл дорогу для рождения новых профессиональных молодых фольклорных ансамблей: «Чиргилчин», «Тыва», «Алаш», «Тыва-Кызы», «Чангы-Хая», «Амырга-Моос» и т. д., которые стали выступать уже за рубежом.
Начиная с середины 80-ых годов хоомей стал объектом пристального внимания ученых многих стран мира. С 1992-года состоялось шесть международных симпозиумов «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии». В 1993 году был создан Международный научный центр «Хоомей»  под руководством Кыргыс Зои Кыргысовны.
Итак, поприветствуем Тюлюша Артыша, студента 3-го курса специальности Сольного народного пения. Он исполнит хоомей и сыгыт в стиле Тумата Геннадия Хайдыповича.
- Ондар А.К. – преподаватель
Уважаемые зрители, перед вами выступает преподаватель Саая Кан-Хулер Валериевич, который  исполнит стиль каргыраа выдающегося Народного хоомейжи Монгун-Тайгинской исполнительской школы Севек Алдын-оола Такашовича. Давайте поапплодируем!!!
Краткое выступление  Саая Кан-Хулера Валериевича  в стиле каргыраа.
- Ховалыг Х.К. –  преподаватель.
На цену приглашается студент 1-го курса специальности Сольное народное пение Амырбит Белек. Он исполнит стиль заслуженного артиста РФ и РТ, Народного хоомейжи  Дзун-Хемчикской исполнительской школы Ондара Конгар-оола Борисовича.
Выступает студент 1-го курса Амырбит Белек, исполняет в манере Ондара Конар-оола Борисовича.
- Сарыглар Д.М. – преподаватель.
Дорогие зрители, студенты и преподаватели давайте стоя поприветствуем нашего уважаемого гостя представителя четвертого поколения заслуженного артиста РФ и РТ, Народного хоомейжи РТ, Дузун-Хемчикской исполнительской школы, руководителя всемирно известного ансамбля «Хун-Хурту» Ховалыг Кайгал-оола Ким-ооловича!!!
Краткое выступление  Ховалыга Кайгал-оола Ким-ооловича в стиле хоомей сыгыт.
- Ондар А.К. –  преподаватель.
А сейчас поприветствуем следующего гостя, представителя четвертого поколения Народного хоомейжи РТ, Улуг-Хемской исполнительской школы, обладателя Гран-при фестиваля-конкурса Международного симпозиума «Хоомей – культурный феномен народов Центральной Азии» 1998 года, солиста ансамбля «Чиргилчин», директора «Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел» Кошкендей Игоря Михайловича.  
Краткое выступление  Кошкендей Игоря Михайловича в стиле хоомей, борбань, сыгыт
- Ховалыг Х.К. – преподаватель.
Среди представителей пятого поколения, родившихся в период с 1981-го по 2000 годы можно назвать Сарыглар Евгения Викторовича, Ширижик Аян Сергеевича, Ондар Бады-Доржу Владимировича, Сам Аян-оол Сергеевича и многих других. На сцену приглашаем самого молодого Народного хоомейжи, обладателя Гран-при фестиваля-конкурса Международного симпозиума «Хоомей – культурный феномен народов Центральной Азии» 2008-го г., солиста фольклорного ансамбля «Алаш», артиста Тувинского национального оркестра Ондар Бады-Доржу Владимировича.
Дальше на сцену приглашаем уважаемого гостя представителя пятого поколения обладателя Гран-при фестиваля-конкурса Международного симпозиума «Хоомей – культурный феномен народов Центральной Азии»2010-го г., солиста фольклорного ансамбля «Алаш», артиста Тувинского национального оркестра и самого лучшего исполнителя стиля эзенгилээр Сам Аян-оола Сергеевича.
Краткое выступление  Сам Аян-оола Сергеевича в  стиле эзенгилээр.
3. ЗАКРЕПЛЕНИ МАТЕРИАЛА.
 Игра со зрителями «Угадай исполнителя хоомея»
- Сарыглар Д.М. – преподаватель.
Давайте закрепим пройденный материал и проверим, что мы запомнили и как хорошо.
Ставится аудиозапись исполнения одного из мастеров хоомейжи любого поколения, прослушанного сегодня, а зрители и студенты должны отгадать, кто исполняет и к какому поколению он относится.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Выступление студентов и преподавателей:
  1.  «Хөөмей, сыгытка кожаңнар»  (припевки для горлового пения) из репертуара ансамбля «Тыва».
  2. «Улуг-Хемим, Саян, Таңдым» (мой Улуг-Хем, Саяны и Танды) из репертуара ансамбля «Тыва».
  3. «Аъттың дерии» (конская принадлежность) из репертуара ансамбля «Тыва».
5. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА.
Таким образом, на протяжении XX в. горловое пение Тувы получает развитие в творчестве  целого ряда поколений исполнителей. Наблюдается тенденция к увеличению численности мастеров, в рамках каждого последующего поколения. При этом каждый из них сделал свой личный вклад в историю развития данного вида искусства. Указанная тенденция развивается и в настоящий момент. Особенность творчества хоомейжи-классиков – опора на национальные духовные ценности. В течение указанного времени было образовано несколько исполнительских школ горлового пения. Надеемся, что история развития хоомея на этом не закончится.
Преподаватели Ховалыг Х.К. Сарыглар Д.М. вручают благодарственные письма и подарки приглашенным гостям.

Похожие публикации