а) Обучающая: закрепить знания о “цветовом контрасте”; повторить новые методы фактурной акварели; учить выполнять первоначальное цветовое решение натюрморта по заданным схемам.
б) Развивающая: Развитие творческого воображения учащихся, развитие мыслительных способностей, умение доказывать свою точку зрения.
в) Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”.
воспитывать культуру труда.
- Репродукции картин художников. «Заморские гости», автор Рерих; «Девушка с кувшином», автор Архипов.
- Студенческие учебные работы I курса Новоалтайского государственного художественного училища;
- Таблицы и схемы на тему “Цветовой контраст”;
- Работы преподавателя, показывающая первоначальный этап изображения натюрморта в цвете.
- Таблица “Последовательность ведения работы в цвете”
Акварельные краски; кисти; вода; палитра; акварельные краски
- Организационный момент
- Повторение изученного ранее материала
- Объяснение
- Самостоятельная работа
- Анализ работы
- Окончание урока
- “Основы техники акварели” под редакцией Грега Альберта и Рейчел Вулоф;
- “Основы живописи”, ав. Н.М. Сокольникова;
- “Полный курс рисунка и живописи”, ав. Хейзл Гаррисон;
- “Акварель. Мастер – класс”, под редакцией Татьяны Минеджян.
- “Рисуем натюрморт с драпировкой”, ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов.
- “Уроки живописи для школьников 10-14 лет”, ав. М. Михейшина.
Музыка не осязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умолить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости”.
Автор Эжен Дэлякруа
Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет, что такое натюрморт? И натюрморты каких художников вы знаете?
“Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”.
А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, он поставлен
на тему “Цветовой контраст”.
- Ребята, работы каких известных художников вы знаете, выполненные на эту тему?
Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия
цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста.
Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным, шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).
Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи:
Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;
Во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.
В-третьих, цветом можно мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру и объем.
Задача урока:
по световому и цветовому контрастам. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторим все, что касается “цветового контраста”.
- Итак, ребята, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:
1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра.
- Что называется хроматическими цветами?
- Все цвета солнечного спектра.
2. Ахроматическую (не цветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.
- Что называется ахроматическими цветами?
- Это цвета черный, белый и серый.
- Ребята, а чем отличаются наши натюрморты от предыдущих?
- Наши натюрморты отличаются цветовыми контрастами.
- Ребята, дайте мне, пожалуйста, определение “контрастные цвета” и назовите группы контрастных сочетаний.
- “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.
- Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
- Какие виды цветовых контрастов вы знаете?
- Различают два вида цветового контраста – ахроматический и хроматический
Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних, хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст
б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки
дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый оттенок ахроматический и, наоборот – на красном он зеленеет.
Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной светлотой, т.е. тоном.
При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:
- объем предметов натюрморта;
- фактуру предметов (их материальность);
- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).
красками.
- Ребята, давайте их перечислим.
Первый метод – “по сырому” (а 1а prima)
Второй метод – “по сухому”, или мозаичный.
Третий метод – комбинированный.
Необычность данных натюрмортов состоит в применении
оптического способа смешивания красок. Этот способ заключается в чередовании 2-3-х красок, положенных рядом мазками. На расстоянии эти разноцветные мазки объединяются в общий, сложный цвет, отличающийся живописностью, чистотой, игрой красочных оттенков.
Теперь давайте рассмотрим последовательность выполнение работ в цвете.
Для этого сначала нужно сделать мысленно раскладку предметов по цветотональности (по цвету и светлоте) по следующей схеме
а) определяем самый светлый предмет натюрморта |
б) затем переходим к предметам более насыщенным по цвету и светлоте (средней тональности) |
в) определяем предмет самый насыщенный по тону и цвету |
желтый бидон – самый светлый предмет;
фрукт – яблоко, самый насыщенный по тону и цвету предмет.
1. Свет на предмете + касание с фоном |
2. Полутень на предмете |
3. Собственная тень на предмете |
4. Падающая тень от предмета на плоскости |
5. Рефлекс на предмете + касание с фоном |
Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предыдущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет.
Затем, в этой же последовательности пишем полутона предметов. Потом сравниваем собственные тени на предметах, затем падающие тени от предметов на плоскости, и, наконец, рефлексы на предметах, касающиеся с фоном.
Существует еще один вариант выполнения работы в цвете. Его мы используем на уроках по
рисунку при выполнении графических работ, и сегодня на уроке живописи я советую использовать именно эту последовательность.
Он заключается в следующем: сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по цветотональности, но уже не от светлого к темному, как в первом варианте, а наоборот – от самого насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте- до самого светлого.
а) определяем самый насыщенный предмет по цвету и тону |
б) затем переходим к предметам менее насыщенным по цвету и светлоте (средней тональности) |
в) определяем самый светлый предмет в натюрморте |
1. Собственная тень на предмете |
2. Падающая тень от предмета на плоскости |
3. Рефлекс на предмет + касание с фоном |
4. Полутень на предметы |
5. Свет на предмете + касание с фоном |
Итак, сначала пишем собственную тень на красном яблоке – самом насыщенном по тону и цвету предмете. Затем переходим к более светлому предмету – это жёлтый бидон. Пишем складки с теневой стороны, показываем толщину ткани, различая их по цветосиле (некоторые ближе к источнику света – блики и рефлексы ярче, контрастнее, иные дальше – светлее, мягче).
Нужно отметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предыдущего, чтобы определить насколько светлее нужно взять цвет на кисточку.
Затем, в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее – полутени на предметах и в заключении – освещенные части предметов натюрморта.
Этот вариант работы я советую вам использовать для того, чтобы не перетемнить самые темные предметы, чтобы ваша работа не была затертой и белесой в результате многочасовой работы акварелью.
Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне, и оттенках цвета, с учетом плавности натюрморта: чем предметы ближе к нам – тем они контрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета).
Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению. Это своеобразная диалектика живописи позволяет организовать натуру.
Итак, все значение и смысл этого метода заключается не в поисках цвета и тона любого пятна, а наоборот – в сравнении с окружающим, позволяющим найти соответственное место в целом.
Чем опытнее вы будете становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы будете искать и сравнивать два тона, потом три, потом четыре, пять одновременно, и , наконец как дирижер оркестра который слышит одновременно и скрипку, и флейту, и контрабас и так далее, вы разовьете свои глаза настолько, что будете видеть все одновременно, а ваша рука будет не две – три ноты, целые аккорды живописи. Тогда вы станете мастером живописи.
- Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д.
Задача урока:
- Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это выполнение начала цветового решения натюрморта, т. е. первоначальная раскладка предметов по цветовому и световому контрастам.
Анализ работы.
Итог урока.