Войти / Зарегистрироваться

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественное слово"

Получить свидетельство
Автор: Волкова Ирина Николаевна

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. Программа «Художественное слово» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка, помогающий формированию исполнительской культуры обучающихся, раскрытию их творческого потенциала.

Причины введения данного курса обусловлены необходимостью индивидуального подхода в работе с одаренными детьми, а также подготовки обучающихся к участию в конкурсах и фестивалях разного уровня в номинации «Художественное слово» сольно и в малых формах. В результате реализации программы обучающиеся обогащают свой индивидуальный репертуар (проза, поэзия, сказ, литературно-музыкальная композиция), с которым выступают на различных площадках, участвуют в творческих показах, конкурсах различного уровня.

Художественное чтение – творческое воплощение литературного произведения в действенном звучащем слове. Оно способствует приобщению к хорошей литературе, формированию художественного вкуса, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и, в конечном счете, духовному обогащению личности.

В процессе занятий по художественному слову дети совершенствуют образное мышление, освобождаются от психофизических зажимов, вырабатывают свободное словесное общение в быту и перед аудиторией, исправляют индивидуальные  дикционные недостатки и др.

Отличительными особенностями программы «Художественное слово» являются: взаимосвязь и подчинение всех тем программы главному разделу – воплощению художественного произведения в звучащем слове.

Искусство художественного слова – искусство публичное и чтобы иметь право выступить перед слушателями, необходимо воспитать в себе необходимые качества и иметь определенные навыки и умения, необходимо среди моря литературы выбрать то произведение, которое созвучно исполнителю и актуально для сегодняшнего слушателя, глубоко прочувствовать и понять его, и только тогда донести все это до слушателя.

Другой отличительной особенностью является методика образовательного процесса. У каждого педагога, реализующего подобные программы, содержанием является овладение искусством художественного чтения, но результаты бывают разные, потому что подходы к раскрытию творческого потенциала ребенка у каждого свои: стиля общения и доверия между ними, терпения в достижении результата, учета индивидуальных особенностей ребенка.

Программа «Художественное слово» направлена на овладение мастерством художественного чтения, обучающиеся работают непосредственно над жанрами и формами художественного слова. Все темы направлены на работу над литературно - художественными произведениями. Задача: научить выбирать художественно полноценный репертуар, раскрывать идейное содержание текста и передавать его в художественной форме.

Программа  «Художественное слово» имеет художественно – эстетическую направленность.

Программа предназначена для работы с детьми и подростками 6-17 лет. Программа может быть использована для работы с абитуриентами при подготовке  к вступительным испытаниям на творческие факультеты учебных заведений, а также со студентами творческих специальностей при подготовке к любым публичным выступлениям.

Целью программы является постановка театральных номеров малых форм через разбор и более глубокое понимание литературного произведения и работы над его сценическим воплощением в звучащем слове.

Задачи:

  • учить выбирать интересный заразительный литературный материал, соответствующий возрасту и имеющий литературную ценность;
  • учить выявлять идейный замысел произведения;
  • учить грамотно формулировать сверхзадачу и сквозное действие художественного исполнения;
  • развивать веру в предлагаемые обстоятельства и формировать умение создавать видения;
  • воспитывать умения действовать словом;
  • знакомить с возможностями различной исполнительской трактовки произведения;
  • совершенствовать технику сценической речи;
  • воспитывать творческую инициативу;
  • создавать условия для дальнейшего овладения театральным искусством;
  • развивать и формировать художественный вкус;
  • формировать уровень исполнительской культуры, правильное литературное произношения, творческое отношение к слову

Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядный (наблюдение, демонстрация);
  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Срок реализации

Программа рассчитана на 10 аудиторных часов.

Формы занятий

Обучение проходит в форме мелкогрупповых или индивидуальных занятий, в зависимости от выбранного литературного материала (подготовка художественного номера сольного или ансамблевого (дуэт, трио, квартет и др.).

Режим занятий 

Расписание занятий составляется в индивидуальном порядке в зависимости от  необходимости скорой подготовки и/или возможностей посещения обучающимися занятий. Продолжительность одного учебного занятия 45 мин. В репетиционный период подготовки выступления допускается проведение двухчасовой репетиции.

Учебно-тематический план

дополнительной общеобразовательной программы

по театральному искусству

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  СЛОВО»

п.п

Название тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное  занятие: выбор чтецкого материала, определение стилевых особенностей произведения.

-

1

1

2

Выявление идейного замысла произведения. Определение сверхзадачи, сквозного действия, предлагаемых обстоятельств, видений и формы подачи материала со сцены.

-

1

1

3

Работа над текстом: логический анализ, смысловые паузы и ударения. Деление текста на куски. Определение действенных задач.

-

2

2

4

Формирование умения действовать словом.

-

1

1

5

Работа с текстом наизусть. Поиск мизансцен.

-

2

2

6

Закрепление мизансцен. Репетиции чтецкого номера.

-

2

2

7

Генеральный прогон, анализ проделанной работы.

-

1

1

ИТОГО

-

10

10

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  СЛОВО»

1. Вводное  занятие: выбор чтецкого материала, определение стилевых особенностей произведения.

Критерии  выбора  художественного материала. Выбор и утверждение чтецкого материала для работы (проза, поэзия, сказ, сказка, басня, монолог, литературно-музыкальная композиция) основывается на индивидуальных предпочтениях обучающихся, а также специфических особенностях и общих основах словесного действия в искусстве актера и художественном слове на основе положений К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Первое восприятие произведения исполнителем. Выявление авторского замысла, стилистического своеобразия произведения, жанра.

2. Выявление идейного замысла произведения. Определение сверхзадачи, сквозного действия, предлагаемых обстоятельств, видений и формы подачи материала со сцены.

Процесс  подготовки  литературно-художественного  произведения для  исполнения. Этапы paботы.

Смысловой анализ текста. Авторский замысел. Сверхзадача. Актуальность. Видения – основа для превращения авторского текста в личный рассказ. Специфика литературного материала в развитии умений создавать линию видений. Композиционное построение; роль кульминации в композиции. Пути воплощения.

3. Работа над текстом: логический анализ, смысловые паузы и ударения. Деление текста на куски. Определение действенных задач.

Логико-грамматический анализ структуры текста. Основные синтаксические понятия речи (противопоставление, сопоставление, сравнение, новое понятие и т.д.).

Речевая пауза. Смысловое ударение. Логическая перспектива мысли.Логическая пауза как средство выразительности речи.Главные  и  второстепенные  события  в  произведении.

 4. Формирование умения действовать словом.

Внутренний  монолог.  Образ  рассказчика  и  его  отношение  к  происходящим  в  произведении событиям. Словесное действие. Подчинение  главных  и  второстепенных  событий  задаче произведения.

Освоение предлагаемых обстоятельств.

5. Работа с текстом наизусть. Поиск мизансцен.

Поиск выразительных средств, приемов и «приспособлений» чтеца. Проработка  текста  с  точки  зрения  логической  и эмоциональной  выразительности в рамках законченного сценического номера. Умение держаться на сцене и поддерживать эмоциональный контакт со зрителями. Найти органичное точное действие исполнителей.

6. Закрепление мизансцен. Репетиции чтецкого номера.

Пошаговая отработка кусков литературного материала, с четким овладением действенных задач, установление контакта со зрителем. Отобрать наиболее выразительные мизансцены, раскрывающие смысл и идею произведения. Создать атмосферу. Выстроить шумы, свет, музыку при необходимости. При необходимости: выход на сцену. Предварительное исполнение чтецкого номера с комментариями педагога, на что стоит обратить внимание и отработать.
7. Генеральный прогон, анализ проделанной работы.

Выверяется темпо-ритм готового чтецкого номера. При необходимости: выход на сцену. Обучающийся анализирует проделанную работу: на сколько точно ему удается погрузиться в предлагаемые обстоятельства, какие приемы помогают ему, уточняет действенную сквозную линию своего персонажа и сверхзадачу. Педагог дает оценку проделанной работе и напутственные рекомендации.

Планируемые результаты 

В результате  освоения  программы  «Художественное  слово»  обучающиеся имеют представление о:

  • средствах художественной выразительности;
  • литературных и театральных жанрах.

Знают:

  • что входит в понятие «художественное чтение»;
  • основные принципы работы над текстом литературного произведения и правила логического чтения текста;
  • приемы воплощения художественного произведения в звучащем слове;
  • что такое общение со зрителями (слушателями) и как удержать их внимание.

Умеют:

  • подвергать текст логическому анализу;
  • определить основную мысль произведения с помощью педагога
    последовательно и логично раскрывать эпизоды из прочитанных книг;
  • поверить в предлагаемые обстоятельства, предложенные педагогом, и действовать в соответствии с ними;
  • различать темп и ритм в произведении;
  • донести до слушателя идейный замысел автора (владеет перспективой мысли);
  • выразить в чтении свое отношение к событиям и героям произведения (владеет действенным словом).

Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:

  • просмотр сценических номеров, подготовленных обучающимися;
  • выступления на различных площадках, участие в творческих показах, конкурсах различного уровня.

Условия реализации программы 

Материально-техническая база, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение практических занятий, предусмотренных программой:

  • кабинет, соответствующий СГН;
  • стол, стулья;
  • магнитофон;
  • сцена со специализированным световым и звуковым оборудованием;
  • спортивная  форма;  удобная,  нескользкая  обувь  ввиду  обеспечения  техники  безопасности на занятиях и свободы движения в процессе работы;
  • компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
  • использование сети Интернет.

Список литературы

Список рекомендуемой литературы для репертуара обучающихся

  1. Русские народные сказки.
  2. Сказки народов мира.
  3. Крылов И.А. Басни.
  4. Кривин Ф. Басни.
  5. Заходер Б. Стихи и сказки.
  6. Заболоцкий Н. Стихи.
  7. Черный С. Детский остров.
  8. Чарская Л. Рассказы для детей.
  9. Теффи Н.. Юмористические рассказы.
  10. Аверченко А. Юмористические рассказы.
  11. Поэзия С. Маршака, Д. Хармса, В. Берестова, А. Барто, Ю. Мориц, К. Чуковского, Г. Сапгира, Г. Остера.
  12. Драгунский В. Денискины рассказы.
  13. Пивоварова И. Рассказы.
  14. Пушкин. Сказки. Стихи.
  15. Сент-Экзюпери А. Маленький принц
  16. Толстой Л.Н. Война и мир
  17. Чехов А.П. Рассказы.

Литература для педагогов

  1. Р. И. Аванесов. Русское литературное произношение. - М., Просвещение, 1982.
  2. В. Аксенов. Искусство художественного слова. - М., АПК, 1987.
  3. Н. П. Вербовая, О. М. Головина. Искусство речи. 2-е издание. - М., Искусство, 1977.
  4. В. Н. Галендеев. Работа режиссера над речью в спектакле. - Л.: (Б. И.).
  5. Е. М. Егоров, Гигиена голоса и его физиологические основы. - М., 1962.
  6. Т. И. Запорожец. Логика сценической речи. - М., Просвещение, 1984.
  7. Дыхание по методам Стрельниковой и Бутейко.- М. Мир книги. 2006 г.
  8. Вл. И. Немирович-Данченко. О творчестве актера. Хрестоматия. - М., Искусство, 1973.
  9. С. Н. Ожегов. Словарь русского языка.
  10. Синицын В.А. Путь к слову. - М., 1996.
  11. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. - М., 2001.

Список рекомендуемых интернет – ресурсов

  1. Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru.
  2. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.
  3. Античный театр. – Режим доступа : http://anti4teatr.ucoz.ru.
  4. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.artworldtheatre.ru.
  5. Энциклопедия : Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm
  6. Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
  7. Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/articles
  8. Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm
  9. Средневековый театр. Режим доступа:http://art.1september.ru/index.php?year=2008&num=06
  10. Западноевропейский театр. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru
  11. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа : http://biblioteka.teatr-obraz.ru
  12. Театральная энциклопедия. – Режим доступа : http://www.theatre-enc.ru.
  13. История: Кино. Театр. – Режим доступа : http://kinohistory.com/index.php
  14. Театры мира. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat
  15. Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/
  16. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru
  17. Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat

 


Похожие публикации