Войти / Зарегистрироваться

Методическая статья "Понятие регистров в детском голосе"

Получить свидетельство
Автор: Шайдуллина Оксана Борисовна

Работая с детьми и изучая вокальную педагогику, приходится сталкиваться с множеством вопросов, на которые, порой, сложно найти ответы. Одним из очень актуальных является наличие регистров у детей. Об этом и пойдет речь в данной работе.
В своей педагогической практике чаще всего я сталкиваюсь с проблемой пения одним регистром на всем диапазоне, а именно грудным. К сожалению, об этом мало материала, и практически никто не рассматривает эту тему подробно.
Проблему регистров голоса у детей в домутационный период изучала Г. П. Стулова, её труд - «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». Автор утверждает, что именно вопрос о голосовых регистрах детей является основополагающим в детской вокальной педагогике. Именно после неправильного использования регистров в детстве, начинаются проблемы у взрослых.
В процессе долгого исследования было установлено, что еще с момента рождения детей, в голосе существует два регистра: грудной и фальцетный. И лишь при мутации, по мере того, как растет и развивается  голосовой аппарат, оказывается возможным осуществление смешанных типов голосообразования. Именно поэтому, когда музыкальное образование детей было общим, считалось, что лишь фальцетное пение до мутацииобеспечит всем детям оптимальное развитие голоса.
Практика, увы, показывает, что такая точка зрения не всегда правильная. Например, дети, воспитывающиеся в хорах, где используется в основном фальцетная манера звукообразования, имеют слабо развитые голоса в плане тембра и динамики. Но в последние годы широко распространилось и  иное мнение, основанное на использовании преимущественно грудного звучания голоса. Именно поэтому мы имеем множество случаев пережатой гортани, пения «в нос» у подростков и взрослых.
Также, в своей работе Г. П. Стулова утверждает, что если дети до периода наступления мутациимогут петь в грудном регистре, то, по-видимому, он обеспечен иным механизмом, чем у взрослыхпевцов.
Рассмотрим чуть подробнее. С момента рождения дети уже имеют мышечные системы, благодаря работе которых и создается подсвязочное давление, оно заставляет смыкаться связки плотно, что вовлекает в колебание всю массу голосообразующих мускулов, какие имеются на данном этапе развития. А именно этот механизм и лежит в основе образования грудного регистра. У взрослых людей эти мышечные системы при голосообразовании играют второстепенную роль, но и они поддаются произвольному управлению и могут быть включены в работу как дополнительные стимуляторы голоса. Таким образом, у детей имеется физиологическая основа звукообразования в различных голосовых регистрах.
Стоит обратить внимание, что подход к работе над регистровым звукообразованием должен быть индивидуальным. Необходимо понимать структурно-физиологический механизм детского и взрослого организма. Там, где начинается микст у взрослых, у детей уже строится фальцетное звукообразование, которое и необходимо использовать! Нужно вовремя  «отключать» грудной регистр.
Что касается микстового звучания у детей, то оно возможно с 5-6 лет. Это должно быть строго координировано (ведь за этот процесс отвечают разные мышечные системы). Детям легче петь либо грудным, либо фальцетным голосом, нежели микстом, так как динамика переходных процессов у них еще не сформировалась. 
Практически с самого рождения голос может звучать во всех регистрах. В связи с этим обучать детей пению до периода наступления мутации в каком-то одном голосовом режиме нет никаких оснований.
Но, к сожалению, именно устаревшие данные и малая осведомленность педагогов не позволяет им понять этой особенности строения детского голоса. И именно в этом лежит корень многих вокальных проблем.
 

Похожие публикации