Цель: обучить написанию связного текста – описанию предмета;
Задачи:
- познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета;
- сформировать умения создавать собственные тексты подобного типа;
- развивать навыки работы с выразительными средствами языка; обогащать словарь обучающихся.
План и ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа по теме.
– Какие стили речи вы знаете?
– Какие типы речи вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка.)
– Какие типы речи вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка.)
- Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказ.
“Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25 см, высота– 20 см. Цвет коричневый с белым. С механическим заводом”
– Соответствует ли текст нашей теме? (нет, здесь дана информация, но не выражена авторское отношение)
Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами. Существует ли схема описаний предметов?
Схемы на все случаи жизни нет, но мы с сегодня попробуем понять, как рождается описание.
Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к окружающему миру.
Ему стало страшно, что прекрасный яркий мир вокруг пропадает для него. И он понял, что страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он решил ко всему, что видит, применить “приём напряжённого зрения”. А это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И Романов начал упражняться с простыми предметами. Пойдём за мыслью писателя. Например, веник .
Романов предлагает такие вопросы;
Где находится |
В кладовке или в углу кухни |
В тёмной, захламлённой, или в уютном уголке кухни |
Форма |
Треугольный или овальный |
Ровный. Гладкий вначале, потом взлохмаченный, перетянутый ленточкой, прутики как колючки ежа |
Цвет |
Серый или тёмно– коричневый. |
|
Материал |
Из травянистых прутиков. Из берёзы. |
Из тонких, гибких, пахнущих лесом и травой |
Возраст |
Свежий или старый |
Когда-то молодой, задорный, весёлый |
История |
Принесли с базара |
Сначала танцевал, кружился по полу. Пригорюнился, согнулся |
В тёмной, захламлённой кладовке лежит веник. Чёткая овальная форма красавца расплылась. Во все стороны торчат ёжиками серо– коричневые прутики. Тонкая талия молодца отяжелела, набухла, ленточка – поясок потемнела. Свежий запах травы уступил место запаху пыли. Когда-то молодой, задорный, весёлый, он плясал на сверкающем паркете, а теперь лежит, отработав своё, грустит. Забыт, забыт всеми. “ Ох, нужно бы встать”, – думает он, но не хватает помощника – солнечного лучика, с кем так весело было работать.
-Главное: какую мысль мы хотим внести в нашу работу?
У описания всегда есть цель – найти красоту в обыкновенном или оценить службу привычных вещей в нашей жизни.
Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделить языку.
Сегодня мы тоже попробуем применить «прием напряжённого зрения». Он потребуется нам для описания замечательного изделия из хохломы.
Выросла золотая травка на ложке. Распустился красный цветок на плошке. Ягода клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица - золотое перо. Вы уже подумали, что сказка началась. А это быль.
Будем мы сегодня говорить о самобытном художественном промысле, в котором выражен талант русского народа, его мастерство, сделаем описание одного из предметов этого промысла.
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу жар-птица, он и ее угостил. Птица задела крылом чашку с кашей, и появились на ней разноцветные узоры с цветами, ягодами, золотыми листьями.
Но это легенда (сказка). Правда в ней то, что эта посуда сделана из дерева, но расписывала ее не жар-птица, а простые люди, мастера-умельцы, которые изготавливали ее из дерева и подвергали долгому процессу обработки: покрывали глиной, чтобы дерево сильно не впитало краску, выдерживали на солнце, покрывали олифой, льняным маслом, шлифовали, высушивали в печи, а затем начинали свое художественное творчество. Покрывали посуду черной или золотой краской и принимались за работу. Тончайшими кистями выводили узоры из цветов, трав, растений. Процесс изготовления одного изделия занимал около месяца. И получались вот такие нарядные, яркие, праздничные предметы. Жили эти талантливые люди в 17 в. в Нижегородском торговом селе Хохлома. По имени села роспись получила название хохломской. Так появилась посуда с хохломской росписью, посуда, которая не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем. Этот народный промысел существует и сегодня, и красивые предметы домашней утвари радуют многих. Утварь – посуда
– Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы.
– Какие основные цвета в росписи?
(цвета природы: красный, золотой, зелёный, чёрный)
– Какие чувства символизируют эти цвета?
(красный-радость; золотой-тепло, счастье, богатство, красота, и чистота; зелёный-цвет жизни, природы; чёрный – торжественность)
– Какие основные цвета в росписи?
(цвета природы: красный, золотой, зелёный, чёрный)
– Какие чувства символизируют эти цвета?
(красный-радость; золотой-тепло, счастье, богатство, красота, и чистота; зелёный-цвет жизни, природы; чёрный – торжественность)
3.Работа над словом.
Красивые золотые блюда, миски, ковши, ложки стали любимыми в простом русском народе, и он их назвал по месту продажи хохломской или хохломой.
Хохлома – село, хохлома - посуда.
С каким языковым явлением столкнулись?
(Имя собственное, название села Хохлома, стало употребляться в значении нарицательного).
Хохлома – село, хохлома - посуда.
С каким языковым явлением столкнулись?
(Имя собственное, название села Хохлома, стало употребляться в значении нарицательного).
Очень меткими и выразительными словами называет народ хохломскую роспись. О ней говорят, что она "пламенная" и "золотая".
- В прямом или переносном значении употребляются эти слова? Почему хохлому называют пламенной?
(Пламенной хохлома называется потому, что основным в росписи является красный цвет, а еще эта посуда называется пламенной потому, что закаляется она в горячей пламенной печи. Своей красотой она согревает, как пламя).
- Почему хохлому называют золотой?
(За цвет, прочность, красоту).
- В выражении "золотая хохлома" прилагательное "золотая" употреблена в переносном значении.
На основе чего произошёл перенос?
(по цвету высоко ценится, как золото).
Словарная работа. (распечатано каждому)
Пламе(н,нн)ый, |
Иску(с,сс)тво |
Уд…вительный |
Иску(с,сс)ный |
Пр…чудливый |
Орнамент |
Ре(з,с)чики |
Иску(с,сс)твенный |
Нат…рать |
Роспись |
Деревя(н,нн)ый, стари(н,нн)ый |
Гамма |
Огне(н,нн)ый, з…л…тистый |
|
Мета(л,лл)ический |
|
4.Работа над основной мыслью сочинения.
- Почему прошло уже так много лет, а изделия продолжают иметь большой спрос?
(Сверкающая золотом, пламенеющая киноварным узором посуда и мебель может украсить не только крестьянскую избу, но и нашу современную квартиру, создавая в доме тепло и уют, ведь она отражает красоту природы, красоту мастерства. Достойное место занимает хохлома и на международных выставках прикладного искусства).
- Чем привлекают вас хохломские изделия?
(Яркая, излучающая свет хохлома радует глаз. На душе становится хорошо. Она словно улыбается своим незатейливым рисунком).
- Что вы можете сказать о мастерах, которые делают эти изделия? (Мастер вкладывает в каждое своё изделие душу, поэтому оно излучает только добрую энергию. Глядя на чашку, ложку или миску, испытываешь только положительные эмоции. Современные мастера не отступают от традиций прошлого и хранят красоту и своеобразие хохломской росписи).
- Какая мысль в сочинении будет главной? Сформулируйте её, опираясь на предыдущую беседу.
(Хохлома дорога сердцу русского человека, так как она украшает наш быт, радует глаз, она раскрывает душу русского мастера).
5.Творческая работа.
У вас текст типа описание в художественном стиле чаши из Семенова. В сочинении вы увидите пропуски, на месте которых нужно будет вставить средства выразительности (тропы). Восстанови последовательность предложений. (Тексты раздаются каждому).
-Отлакированная, …, она радует глаз каждого, кто ни посмотрит на нее(2).
- Деревянное изделие с хохломской росписью в руках мастера превращается в …
- чашу(1).
- … красной смородины как бы разбрызганы по краям этой … вещи(3).
- А пока она поет гимны мастерству и таланту людей, сотворивших это чудо!(5)
- На … листьев присела … птица, готовая сию же минуту вспорхнуть и улететь(4).
Средства выразительности.
Поистине сказочную; кустики; удивительной; на розетки из изумрудных; сказочная; блещущая золотом и алой киноварью;
Исходный текст.
Деревянное изделие с хохломской росписью в руках мастера превращается в поистине сказочную чашу. Отлакированная, блещущая золотом и алой киноварью, она радует глаз каждого, кто ни посмотрит на нее. Кустики красной смородины как бы разбрызганы по краям этой удивительной вещи. На розетки из изумрудных листьев присела сказочная птица, готовая сию же минуту вспорхнуть и улететь. А пока она поет гимны мастерству и таланту людей, сотворивших это чудо!
-Послушайте стихотворение:
***
…И этот русский колдовской орнамент
На чаше, что сейчас держу в руках,
Мне берег Волги приведет на память
В прозрачных росах, травах и цветах.
…Я чашу подниму с вином багряным
За те луга, озера и холмы,
Где зори всходят огненным приданным
Искусниц и красавиц Хохломы.
Такую чашу «с колдовским орнаментом» мы сегодня рассмотрим на уроке и попробуем описать. Это будет непросто, ведь вам предстоит быть и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны увидеть в самом простом предмете нечто замечательное, необычное, свойственное только этому предмету. Это непросто – нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти нужные слова тоже непросто. Давайте учиться. Итак, перед нами ковш-утица с ковшичками.
Обратимся к текстам. Перед вами сочинения-описания ковша с ковшичками.
Текст № 1.
Ковш-утица – изделие художественного промысла. Изготовлен в городе Семенове Нижегородской области. Имеет форму птицы. Предназначен для хранения напитков и меда. Раскрашен традиционным орнаментом «кудрина». Профессиональные мастера выполнили посуду в форме водоплавающей птицы-скобкаря. (из школьного сочинения)
Текст № 2.
Большой ковш-утица с ковшичками напоминает добрую сказочную птицу. Огненно-красный цвет ковша и золотое сияние узоров вызывают ощущение жаркого пламени огня. С круглых золотых бочков хлебосольной чаши свисают маленькие ковшички, все разрисованные узорами. Как жар, горят причудливые перья в распушенном хвосте. Хорошо бы отведать душистого меда из этого чуда-ковша! (из книги «Росписи Хохломы)
-О каких признаках предмета сообщается в первом тексте?
(Форма, предназначение, место изготовления; дается точная, лаконичная информация. Цель этого описания – объяснение, сообщение точной информации о предмете описания. Это признаки текста научного стиля).
-О каких признаках предмета сообщается во втором тексте?
(Каждая деталь описывается образно: хвост распушенный, бочка золотые, перья причудливые, т.е. автор текста использует средства художественной выразительности. Они помогают образно нарисовать картину и выразить тем самым авторское отношение к предмету описания. Это черты текста художественного стиля).
-Почему так различаются эти описания? (Разные по стилю).
-Итак, тексты типа описания могут быть как художественного стиля, так и научного.
6.Работа над сочинением.
Используя весь собранный материал, напишите сочинение об этом чудном предмете.
7.Подведение итогов урока.