Войти / Зарегистрироваться

Мультимедийная презентация "Возникновение прав человека"

Получить свидетельство
Автор: Булавкин Александр Александрович

Становление и развитие прав человека позволяютраскрыть тип цивилизации, ее этап, поскольку отношения человека и государства -
важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство - как правовое или неправовое. Политико правоваямысль, возникшая в условиях тех уникальных регионов мира, где зародилась демократия и высокая духовная культура (Афины, Рим), и объявившая человека «мерилом всех вещей», дала толчок европейской цивилизации, основанной на персоноцентристской парадигме: от человека к государству.
Права человека формировались измногократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.
Объем этих благ и условий исторически всегдаопределялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его раз­вития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и др.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание.Однако само зарождение идеи прав человека в V - VI вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме),появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение.Известно, что правила поведения в первобытномобществе носили синкретичный характер. В научной литературе они поучили наименование «мононорм», поскольку они не могут быть дифференцированы, классифицированы как нормы религии, морали, обычного права.
По своему характеру это правила, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью. Они концентрировали стихийно складывавшиеся представления о полезном и вредном для рода или племени и, в конечном счете, были связаны со становлением общественного труда.В рамках первобытной морали, обычаев, традиций,ритуалов, выраставших из мононорм, происходило становление человеческой социальности. Люди на практике убеждались в полезности и целесообразности, определенных правил, запретов, предписаний.На последнем этапе распада первобытнообщинногостроя, в эпоху классообразования, возникают нормы права. Однако нормы права и права человека - явления разновременные. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, управляющей родовыми организациями. Они были основаны преимущественно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителями верховной власти по отношению к большинству общества.
Уровень свободы был минимальный и охватывал правящую верхушку. В таких условиях притязания индивидов на обеспечение нормальной жизнедеятельности были нереальны. Люди видели в представителях верховной власти ставленников Бога на земле либо просто владык, требовавших беспрекословного подчинения.Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне,которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественногоправа.Само же употребление слова «свобода», как утверждают,появилось в XXIV в. до н. э., когдаправитель средневосточного персидского государства Шумера установил «свободу» для своих подданных путем применения санкций к бессовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и запрета закабаления храмовых слуг первосвященниками.Значительный вклад в становления института правчеловека внесли древнегреческие мыслители.
Софист Гиппий противопоставлял право по природе(веления природы) искусственному закону полиса. Он критически отмечал условность, изменчивость, текучий и временный характер полисных законов, их зависимость от усмотрения сменяющих друг друга законодателей. В отличие от полисных за­конов, считал Гиппий, неписаные законы природы справедливы и «одинаково исполняются в каждой стране».Положение о всеобщем равенстве по природе выдвинулсофист Антифонт. При этом он ссылался на то, что у всех людей - эллинов и варваров, благородных и простых - одни и те же естественные потребности. Неравенство же людей проистекает из человеческих законов, а не из природы. «По природе, - говорил Антифонт, - мы все во всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары, и эллины».Идею естественноправового равенства и свободы всехлюдей (включая и рабов) обосновывал софист Алкидам. Ему приписываются следующие знаменательные слова: «Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом».Начало понятийно-теоретического исследования (спомощью логических дефиниций и общих понятий) объективной разумной природы полиса и его законов связано с именем Сократа (469 - 399 гг. до н. э.). Говоря о необходимости соблюдения всеми разумных и справедливых законов полиса, Сократ утверждал, что только на этом пути достижима свобода - прекрасное и величественное достояние как для человека, так и для государства.Рационалистические идеи Сократа были развиты егоучеником Платоном (427 - 347 гг. до н. э.). В его проекте идеального государства отсутствуют частная собственность и деление людей на свободных и рабов. Вслед за пифагорейцами Платон признает равноправие женщин и мужчин, хотя в число высших правителей женщины в платоновском идеальном государстве не допускаются.Характеризуя справедливость в идеальном государстве,Платон писал: «Заниматься каждому своим делом это, пожалуй, и будет справедливостью»; «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое» (Государство, 433б, е). Справедливость состоит также в том, «чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего» (Государство, 433e).Свобода человека - согласно Эпикуру, это егоответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы - это сфера его ответственности за себя; она вне и необходимости, поскольку «необходимость не подлежит ответственности», и непостоянного случая.
Свобода обретается благодаря уяснению того, «что зависит от нас» и «не подлежит никакому господину». «Необходимость, - говорил он, - есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью». Обуздание страстей и желаний разумом и довольство немногим - существенная черта свободного человека.Естественноправовые идеи древнегреческих мыслителейо свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме. Так, Сенека, считал существенным естественноегосударство и есте­ственное право, признание которых - дело необходимое и разумное. Исходя из естественного права как общеобязательного и равного для всех мирового закона, Сенека наиболее последовательно среди стоиков отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей.Сходные естественноправовые представления развивалЭпиктет. Стоик Марк Аврелий (в 161 - 180 гг. - римский император) развивал представление о «государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтящем свободу подданных». Из общего всем людям духовного начала, писал Марк Аврелий в сочинении «К самому себе», следует, что все мы разумные существа. «Если так, - продолжает он, - то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане. Следовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, которому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда-то, из этого Града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон. В основе права, согласно Цицерону, лежит присущая природе справедливость.Причем справедливость эта трактуется им как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство природы в целом, включая и человеческую природу.Право, по Цицерону, устанавливается природой, а нечеловеческими решениями и постановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, - если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы (О законах, I, 43). Закон,устанавливаемый людьми, не должен нарушать порядок.Поясняя деление права на публичное и частное, юристУльпиан отмечал, что публичное право «относится к положению римского государства», а частное право «относится к пользе отдельных лиц». Частное право, в свою очередь, включало в себя следующие три части: естественное право (ius naturae, ius naturale), право народов (ius gentium) и цивильное право (ius civile).
Естественное право, согласно пониманию римскихюристов, воплощало требования справедливости и в целом выражало ту основополагающую идею, что право вообще справедливо.«Слово «право», - писал юрист Павел, - употребляетсяв нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым - каково естественное право» (Д. 1.1.11). Показательно, что именно (и только!) «по естественному праву все рождаются свободными».Характеристика права как справедливости и добравосходит к знаменитому юристу I в н. э. Цельсу.Юридическая конкретизация смысла и значенияпредставлений о естественноправовой справедливости, включая и соответствующее противопоставление справедливого права праву несправедливому и т. д., разработанная юристами Модестином, Павлом, Юлианом, стала важной вехой в научном осмыслении проблем правосубъектности индивида и заложила необходимые теоретические основы для дальнейшего развития юридических положений о естественных правах и свободах человека.Большое значение для развития концепций прав исвобод человека имело разработанное римскими юристами правовое понимание и толкование государства, правовое определение полномочий и обязанностей должностных лиц и учреждений. Согласно римской юриспруденции, государство в его отношениях с индивидами стоит не вне и над правопорядком, а внутри его в качестве его составной части, которой присущи все основные свойства права вообще.
В римской юриспруденции основанием и критериемсправедливого, правомерного и правильного в отношениях между индивидом и государством является право (правовая справедливость и справедливое право - boni et aequi, aequum ius), a не государство: юридическоеправопонимание здесь первично и оно определяет также правовой характер понимания государства (полномочий магистратов, компетенций магистратур и т. д.). Государство, следовательно, должно относиться к индивидам не по собственным особым (внеправовым) правилам, а как правопослушный субъект в соответствии с общими для всех требованиями права - требованиями boni et aequi, aequum ius.Таким образом, римская юриспруденция, распространяяна государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как
правоотношения.В периодсредневековья свобода была крайне ограниченна, поскольку феодальное общество - общество всеобщей зависимости. Система внеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие большинства порождали произвол, культ силы, систематическое насилие.Однако уже в этотпериод в Англии возникают попытки ограничить права монархии, соединить ее с сословным представительством, определить для монарха правила, которым он должен следовать. Противостояние монарха, баронов, рыцарства завершилось принятием Великой хартии вольностей 1215 г.Особое место занимаетст. 39 Великой хартии, предусматривающая возможность применения наказания свободных не иначе как по законному приговору равных и по закону страны. Петиция о праве 1628 г., относящаяся уже к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала на короля определенные обязанности, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации.
Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Хабеас корпус акт 1678 г., который ввел понятие «надлежащая процедура», установил гарантии неприкосновенности личности, (принцип презумпции невиновности и другие, важнейшие для защиты прав личности положения.Актом, закрепившимкомпромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии стал Билль о правах 1689 г. Билль отводил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армию в мирное время. Наряду с этим Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю.Указанные нормативныеакты - свидетельство «первооткрывательства» Англии в области прав человека и необходимом для их защиты разделении властей. Акт об устроении 1701 г. учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможны в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму.Последующее развитиеидеалов свободы и прав человека, воплотившееся ввеликих исторических документах, произошло в США.
Истоки этого процесса былизаложены в философии Просвещения, учениях древнегреческих философов, естественноправовой доктрине, таких актах, как Великая хартия вольностей, Петиция о праве, Билль о правах, Хабеас корпус акт.Учение естественногоправа было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном в их борьбе за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции. Пафос идей Пейна и Джефферсона направлен не только на утверждение демократической государственности, но и на защиту неотъем­лемых естественных прав человека. Трудно переоценить гуманистический заряд Декларации прав Вирджинии 1776 г., провозгласившей, что все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они - при вступлении в общественное состояние - не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно правом на жизнь и свободой посредством приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности.Эта Декларация была первым государственнымопределением прав человека. К. Маркс, оценивая данный исторический документ, писал, что Америка - это страна, «где возникла впервые... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейской революции XVIII века».Идеи Декларации правВирджинии были развиты в Декларации независимости 1776 г., провозгласившей: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются государства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых».Конституция 1787 г.не содержит перечня естественных неотъемлемых прав человека. Впоследствии, в 1789 г., были предложены 10 первых поправок к Конституции, составивших Билль о правах, ратифицированный в 1791 г.Идеи естественныхнеотчуждаемых прав человека, развитые в доктринах Руссо, Гроция, Локка, Монтескье, стали мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей исторической значимости правовой акт - Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.Более двух вековотделяет нас от принятия этого уникального документа, однако он звучит современно и актуально от первой до последней строки. В нем отмечается, что «невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств». Поэтому представители французского народа, образовав Наци­ональное собрание, «приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека».
Декларация провозгласила,что люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека - свободы, собственности, безопасности и сопротивле­ния угнетению. Декларация провозглашает презумпцию невиновности, свободу совести, свободное выражение мнений, свободу печати, гарантии личных и иных прав граждан.Как видно изизложенного, на становление прав человека решающее влияние оказала естественноправовая доктрина, утвердившая приоритет прав человека и определившая параметры взаимоотношений между индивидом и властью. Характерно; что Билль о правах 1791 г. «был замешан на укоренившейся в умах американцев идее недоверия к государственной власти, которой органически присуще стремление к произволу и попранию прав подвластных. Эта идея диктовалась всем историческим наследием граждан молодой республики, в памяти которой еще не стерся произвол, чинившийся британской короной в отношении своих политических и религиозных противников». Поэтому все образовавшие Билль поправки составлены таким образом, чтобы ограничить власть государства по отношению к индивиду.
Декларация прав и свобод человека и гражданина видит цель всякого политического союза в защите прав человека. Такой подход - революционный поворот в общественном сознании: индивид, ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, приобретает автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности, очерченную Законом, и получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод.Исторически правачеловека могли развиваться и в результате буржуазных революций получить универсальный характер для ряда регионов мира, в частности в Североамериканских Соединенных Штатах, Западной Европе, благодаря постепенному прогрессу по пути к свободе, которая раскрепощает личность и обеспечивает формальное равенство всех перед законом. В становлении прав и свобод человека огромную роль сыграло их идеологическое, доктринальное обоснование - учение о естественных прирожденных правах человека, которые независимы от усмотрения и произвола государственной власти; цель последней - обеспечение прав, предначертанных природой или Творцом.Господствовавшие допоявления естественноправовых идей позитивистские воззрения ориентировали на подчинение индивида государству как верховной силе, наделенной правом распоряжаться судьбами людей по своему усмотрению.Естественноправоваяконцепция акцентирует внимание на свободе и автономии личности, ее индивидуальности. Идея естественных прирожденных прав человека призвана была поставить заслон всевластию государства, препятствующего развитию свободы, индивидуализма и автономии личности, и заложила основы правового государства.Различные подходы квзаимодействию права и государства, человека и государства сохранились и в современном мире. Они не замыкаются в сфере научных дискуссии и находят свое отражение в конституциях современных государств.Так, в конституцияхСША, Франции, Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественноправовая) концепция прав человека, в конституции Австрии, ФРГ - позитивистская.
Однако такие различия в конституционных записях не следует переоценивать, поскольку основные законы всех стран ориентированы на принципы правового государства и. следовательно, на защиту и охрану прав человека.Вместе с тем различияестественноправового и позитивистского подхода к природе прав человека требуют внесения определенной ясности.Прежде всего,ограничение власти государства правами человека не должно вести к предельному умалению его роли, которая весома не только в охране прав и свобод человека, но и в придании им законодательной, т. е. общеобязательной, формы.Происходившая поляризация этих учений(естественноправовой школы ипозитивизма) обусловливалась различными путями осуществления буржуазных революций в различных странах (например, Франции и Германии).Ведь сущность естественноправовойдоктрины - ограничить притязания государства по своему усмотрению определять объем прав и свобод человека, не считаясь с необходимым для нормальной жизнедеятельности индивида набором прав, которые объективно присущи ему от рождения и поэтому являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми и независимыми от воли государства.Государство не можетне признать права человека на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, жилища.Следствиемпозитивистского подхода к соотношению права и государства, трактовки права как продукта суверенной государственной власти явилось рассмотрение прав человека как его естественных неотъемлемых свойств, а как «дара» государства. А поскольку содержание права трактовалось формалистично, в отрыве от социальных условий, категорий нравственности, человеческого достоинства, идей естественноправовой доктрины, а главный постулат состоял в подчинении индивида праву и обязанности беспрекословно его соблюдать, постольку права человека также служили цели подчинения индивида государству, а не утверждения приоритета прав человека по отношению к последнему.В современном мирепозитивистский подход в области прав человека не должен дистанцироваться от нравственных категорий свободы, справедливости, самоценности индивида для того, чтобы законодательно выразить их в определенном каталоге правчеловека.Мусульманская религияпородила ближневосточную (арабо-ирано турецкую) цивилизацию. В странах распространения ислама особенность регламентации поведения индивида определяется тем, что ее цель - обеспечить интересы «правоверных», ислама в целом.Человек,противопоставивший себя этому целому, становился отступником от ислама, подвергался тяжким наказаниям. Мусульманское право носило религиозный характер, и поэтому осуществление его норм становилось в глазах «правоверных» религиозной обязанностью.
Мусульманское право призвано детально регулировать не только внешнее поведение мусульман, но и лежащую в основе его постулатов внутреннюю мотивацию. Это определяет добровольное, сознательное подчинение индивида общности, основанной на предписаниях ислама, который является одновременно и «верой в государство». Выдвижение идеи прав человека как его притязаний к власти в контексте исламской культуры означало бы посягательство на незыблемость религиозных установлений.Европейскаяцивилизация, основанная на христианской религии, оставляла больше свободы выбора индивиду, носила зачатки персоноцентризма. Человеку был дан выбор между добром и злом, открыт путь к совершенствованию своих качеств, были трансформированы представления о труде как о постыдном занятии, сложившиеся в рабовладельческую эпоху. Христианская религия немало способствовала этой перемене, расценивая труд как необходимый способ существования человека, как проявление добродетели.Христианствовыдвигает идею равенства всех людей перед Богом, равенство всех как грешников. «Как ни парадоксально, но это равенство послужило не объединению людей, но еще большему их разъединению, вело к формированию идеологии и психологии индивидуализма, идеи личного спасения».Особенностихристианской религии подготовили общественное сознание к идее свободы, ответственности за свои действия. Однако теологическое мировоззрение средневековья сковывало инициативу человека, церковь по сути дела сливалась с государством.
Поэтому церковные догмы утверждали незыблемость монархической власти, феодального сословного деления. Буржуазные революции произвели коренную ломку сложившихся устоев. Произошел разрыв с теологическим мировоззрением средних веков. Сформировалось юридическое мировоззрение буржуазии, где место догмы, божественного права заняло право человека, а место церкви - государство.Ценности европейскойцивилизации очень медленно, с большими трудностями начинают внедряться в России, которая не может быть отнесена к какому-то определенному типу цивилизации. Одна из важнейших составляющих европейской цивилизации начиная с XVII в. - идея прав человека - никогда не была значимой в политическихдоктринах мыслителей России и поэтому не могла стать определяющим элементом общественного сознания, целью социального развития.Тяжкий историческийгруз, ломка глубоко укоренившихся стереотипов мешают современной России войти в русло правовой государственности, преодолеть тоталитарные начала, сделать индивида с его правами и свободами главным ориентиром и целью общественного развития.Под заметным влияниемпередовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в XVIII в. в США и во Франции естественноправовые идеи о равенстве всех людей, онеотчуждаемых нравах и свободах человека постепенно получили распространение и в царской России.Одним из первыхзащитников таких идей в России был А.Н. Радищев (1749-1802). Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественноправовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном про­исхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.Естественную свободуи равенство всех людей, неотчуждаемые права человека на «безопасность, жизнь и собственность» отстаивали и декабристы.Естественноправовыеидеи Декларации 1789 г. в борьбе против царизма и крепостничества использовали также члены революционного кружка петрашевцев, деятели русского демократического движения.
Так, Б.Н. Чичерин(1829 - 1904), сочетая в своем творчестве подходы Канта и Гегеля, с либерально-индивидуалистических позиций защищал свободу, равенство и права людей.Характеризуя человекакак свободную метафизическую сущность и носителя разумной воли, он писал: «свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права.
Личность, как сказано, есть корень и определяющее начало всех общественных отношений...».Право и правдапроистекают из одного корня. «И все законодательства в мире, которые понимали свою высокую задачу, - пишет Чичерин, - стремились осуществить эту идею в человеческих обществах».По поводуприрожденных и неотчуждаемых прав человека Чичерин придерживается позиции Канта, который утверждал, что прирожденное человеку право только одно, а именно свобода: все остальное заключено в ней и из нее вытекает. Данное положение Чичерин трактует в том смысле, что человеческая свобода - явление историческое, а не природное, т. е. это гражданская свобода, подчиненная общему закону.Идеи свободы,равенства и прав людей получили глубокую разработку и защиту в творчестве В. С. Соловьева (1853 - 1900).Расходясь со старымипредставлениями о естественном состоянии, о праве и свободе в таком доисторическом состоянии и т. д., Соловьев вместе с тем подчеркивал: несомненная истина состоит в том, что «всякое положительное право, поскольку оно есть все-таки право, а не что-нибудь другое, необходимо подлежит общим логическим условиям, определяющим само понятие право, и что, следовательно, признание естественного нрава в этом последнем смысле есть необходимое требование разума».«Таким образом, -подчеркивал он, - моя свобода как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства».С позицийнравственного правопонимания Соловьев утверждал, что «право (то, что требуется юридическим законом) есть низший предел, или некоторый минимум, нравственности, равно для всех обязательный».Имели важнейшеезначение для формирования современной концепции прав и свод человека и гражданина труды таких современных юристов, как П.И. Новгородцев, Н.А. Бердяев, И.И. Ильин.В качестве видныхдеятелей науки, повлиявших на ее формирование в новейшее время, следует назвать Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, Н.В. Витрука, В.А. Кучинского и др.
К настоящему времени вправовой науке сформировалась весьма приемлемая для большинства концепция прав человека. В соответствии с ней права человека - это совокупность условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека во всех сферах общественной жизни.Например, правочеловека на свободу и неприкосновенность, право на труд, право на участие в политической жизни и другие являются необходимыми условиями полноценной жизни каждого человека в любом обществе. Права человека подразделяются на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.Международное и российское право негативно оценивает дискриминацию (лат. различение) прав и свобод человека и гражданина, котораяпонимается, как - намеренное ограничение или лишение прав каких-либо лиц, организаций или государств по признакам расы, национальности, пола, имущественного положения, политических и религиозных убеждений и др.Государство бездискриминации прав и свобод человека и гражданина в мировой практике признается правовым.Правовое государство- сложноорганизованная правовая система общества, функционирующая на основе демократическихзаконов, четкого разделения властей и обеспечивающая реализацию прав и свобод каждого человека.
Правовое государство- это продукт Нового времени. Впервые термин «правовое государство» («Rechtstaat») появился в немецкойюридической лите­ратуре в начале XIX в.Теория правовогогосударства получила развитие в XVII- XVIII вв. в период буржуазных революций в ряде стран Запада.Наиболее заметныйвклад в разработку этой теории внесли английский философ Дж. Локк, французский просветитель Ш. Монтескье. Особый вклад в создание концепции правового государства внес немецкий философ-гуманист И. Кант.По Канту, государствовыступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам.Идеи правового государства получили свое развитие в трудах современных юристов, политологов, социологов. Более того, они получили закрепление в конституциях ряда стран - Австрии, ФРГ, Италии, Испании, Франции, Швейцарии, России и других переходных обществ.В научной литературевыработаны основные признаки правового государства.Среди них:
  1. наличие развитогодемократического законодательства;
  2. господство,верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
  3. приоритет прав исвобод человека;
  4. превращениегосударства в выразителя и защитника интересов граждан;
  5. четкоеразграничение полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей;
  6. наличиеэффективных форм общественного контроля за действующей властью;
  7. содействиесозданию благоприятных условий для жизни каждого человека.
В правовомгосударстве власть, избранная демократическим путем, обеспечивает интересы всего общества. Государственные органы осуществляют свою деятельность строго в рамках существующих Конституции и законов.За любой случайнарушения прав человека должностные лица несут персональную ответственность вплоть до их отставки. Суд является независимым институтом общества, он выступает основным органом, обеспечивающим взаимную ответственность государства и гражданина.Важным свойствомправового государство является обеспечения им социального равенства.Социальное равенство- равенство соц.возможностей, которыми располагает каждый человек для проявления своих природных способностей и реализации своего творческого потенциала.
Скажем, равенство вправе на труд, на оплату труда мужчины и женщины за равный труд, равенство на получение образования и т.д. Равенство всех, кто принадлежит к роду человеческому, есть самое общее и самое прочное основание всех социально-политических движений.Между тем степеньдостижения социального равенства в различных обществах неодинаковая. Она зависит от многих факторов: от типа политического режима, уровня социально-экономического развития страны, исторических традиций и духовной культуры народа.Государства применяютразличные способы снижения социального неравенства. Это могут быть государственные коррективы, вносимые в частноправовые отношения.
Пример тому:
  • создание трудовогоправа; правовая защита квартиросъемщиков и арендаторов;
  • государственноевмешательство в общественные отношения (охрана труда, надзор за воспитанием, помощь молодежи и т. д.);
  • обеспечениеобщедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, обязательность заключения договоров о снабжении энергией и т. п.);
  • предоставлениегосударственных учреждений частным лицам (в сфере обслуживания, образования и здравоохранения).
Предусматриваютсятакже поддержка общественных инициатив (в особенности путем субсидий), создание благоприятных социальных условий существования посредством установления определенных обязанностей частных лиц (например, по отношению к инвалидам), улучшение социального положения путем государственных выплат (социальных пособий). Государство стремится снизить имущественное неравенство граждан, используя дляэтого налоги, взносы, пошлины и т.п.
Социальноенеравенство можно скорректировать мерами процедурного характера - обеспечения равного доступа к праву или равного представительства интересов в органах государственной власти и т. д.
Государство, вкотором обеспечено социальное равенство, признается социальным. Социальное государство - сложноорганизованная система организаций иучреждений, способов и приемов, направленных на обеспечение достойных условий жизни каждого человека, удовлетворение его основных потреб­ностей в соответствии с принципами социальной справедливости и социального равенства.Идея социальногогосударства содержится в конституции многих государств: Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Румынии, России, Беларуси и др.Социальноегосударство призвано обеспечить защиту людей как полноценных личностей на основе концепции, гарантирующей человеку возможность одновременного пользования правами, свободами, духовными и материальными благами. Оно нацелено на реализацию экономических, социальных и культурных прав человека. Иногда в литературе эти права рассматриваются в качестве «второразрядных прав», которые якобы не подлежат обязательному исполнению со стороны государства и рассмотрению в судебном порядке, ибо они могут быть осуществлены лишь «постепенно» по мере роста экономического богатства. Сторонники такой точки зрения упускают из вида один из важнейших принципов универсальной системы прав человека, сформулированный еще при принятии Всеобщей декларации прав человека. Это принцип неделимости и взаимозависимости гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, который лежит в основе международного законодательства в области прав человека.Таким образом, права и свободы, в том виде, вкотором они представлены на современном этапе, возникли не сразу, а прошли достаточно длительный путь исторического развития.
В литературных источниках провозглашение прав исвобод подразделяется на три этапа, именуемых тремя поколениями.
1. Поколение характеризуется созданием первыхюридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде (Вирджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791 г.);
французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и проч.).Основополагающие права человека, закрепленные в этихполитико-правовых документах (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. Большая часть указанных прав - гражданские (жизнь, свобода личности, неприкосновенность имущества и т.д.) в литературе именуются «негативными», т.е. выражающими независимость некоторых действий личности от действий государства. Политические права характеризовались возможностью участия индивида в политической жизни и осуществлении государственной власти.
2. Поколение характеризуется закреплением прав исвобод человека в международных соглашениях.Права человека получили отражение во Всеобщейдекларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.).Важную роль с точки зрения реальности, гарантийосуществления прав и свобод человека играют и Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) (ратифицированы СССР в 1973 г.).Второе поколение прав условно называется«позитивными», в наибольшей степени они связаны с изменениями социально-культурной сфере и обозначают целенаправленные действия государствапо выработке позитивных мер, обеспечивающих реализацию прав человека.
3. Третье поколение прав возникло в 80-х годахдвадцатого столетия.Выработанные в этот период права называютколлективными или «солидаристскими». Предполагается, что они принадлежат не отдельным индивидам, а целым нациям, народам, всему человечеству, это - право на мир, окружающую среду, самоопределение нации, суверенитет и др.Стремление нашей страны решительно и в полном объемеучитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции РФ (1993 г.).Правовой статус личности, закрепленный в КонституцииРФ 1993 г. основан на новой Концепции прав человека по сравнению с прежними концепциями, базируется на вышеназванных международно-правовых документах, которые устанавливают общеправовые стандарты прав и свобод личности, определяющие тот уровень, ниже которого государства не могут опускаться. Права и свободы человека перестали быть только внутренним делом государства. Теперь они - объект внимания всего международного сообщества. Человек - субъект международного
права.
Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РоссийскойФедерации «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».



Похожие публикации