Войти / Зарегистрироваться

Разработка плана проблемной лекции по философии на тему "Пространство и время как способы существования человека в мире"

Получить свидетельство
Автор: Тебякина Елена Евгеньевна

Тема: Пространство и время как способы существования человека в мире.
Идея: Показать особый, экзистенциальный смысл пространства и времени.
План:
  1. Пространство и время как объективные свойства реальности.
  2. Субъективный смысл пространства и времени.

Особый характер пространственно-временного континуума.
Проблема: взаимообусловленность субъективного и объективного – пространство и время – это способы нашего понимания и восприятия мира или это имманентно присущие ему (миру) свойства?
Введение: Каждый день на Земле рождаются и умирают тысячи людей. Ежедневно наступает заря новой и закат старой жизни. Каждый новый человек приходит в наш мир, чтобы пройти свой жизненный путь от начала и до конца. А если представить хоть на секунду, что наш мир не был бы таким, каков он есть сейчас? Если бы в момент Большого взрыва, Вселенная не стала бы расширяться и не приобрела бы характер четырёхмерного пространственно-временного континуума, в котором мы существуем и поныне. Но откуда нам вообще дано знать каков он тот, другой мир, с иными пространственно-временными характеристиками? И можем ли мы наверняка знать, что пространство нашего мира именно трёхмерное, а время необратимо? Ведь возможно, что подобная ситуация обусловлена лишь органами нашего восприятия, а на самом деле всё может оказаться совсем не так?
А что касается времени, то ситуация обстоит ещё сложнее. Можем ли мы вообще быть уверены, что оно существовало до Большого взрыва и действительно ли объекты изменяются во временном отношении или это только человек каким-то образом улавливает изменения их параметров и способен фиксировать длительность этих изменений и делить её на временные промежутки?
Ремма 1:Мир задаёт нам определённые, объективные характеристики пространства и времени.
Доказательства: 1. Можем ли мы мыслить предметы без отнесения к пространственно-временным параметрам, пусть даже и абсрактно? Нет, так как они теряют все свои основные качества – изменчивость (движение, прогресс, регресс) и трёхмерная измеримость предметов – длина, ширина, высота. Ещё И. Кант называл пространство и время априорными формами человеческого сознания, данными ему доопытно и являющимися первичными структурами, позволяющими человеку познавать мир.
2. Люди не могут, согласно своей воле, изменять пространственно временные характеристики в объективной реальности (это проблематично сделать даже в структуре текста, хотя в этом отношении время и получает характер обратимости).
Опровержения: 1. Если мы живём в постоянно изменяющимся мире, то, как мы можем мыслить нечто устойчивое, неизменно, например, вечность. На этот парадокс также обращал внимание И. Кант  в своих антиномиях чистого разума.
2. Существуют заболевания, галлюцинации, вызывающие искажения пространства. Способен ли слепо-глухо-немой человек к восприятию трёхмерного мира? Кроме того существует личное и социальное восприятие времени и пространства.
Ремма 2: Пространство и время выступают как субъективная человеческая потребность в измерении границ.
Доказателство: 1. До биологического появления человека, как вида Homo sapiens время текло или имела место только длительность и смена состояний (количественных и качественных) и природных циклов? А пространство было также трёхмерным или плоским двухмерным. Можем ли мы найти доказательства этому? Ещё Августин Блаженный в своей исповеди высказывал идею, что время – это чисто субъективная человеческая характеристика.
Опровержение: 1. В таком случае можем ли мы хоть что-то предполагать о мире с другими пространственно-временными характеристиками. И возможно ли в этом мире появление и существование человека вообще? Выживет ли он в других условиях?
Ремма 3: Пространство и время несут качественно смысл.
Собственный, авторский концепт: Характеристики пространства и времени нельзя рассматривать как однозначно субъективные или объективные. Они несут одновременно и субъективные и объективные смыслы мира и нашего бытия в нём (именно, поэтому и возникают кантовские антиномии, связанные с осмыслением времени и пространства). В нашем мире (как природном, так и культурном) присутствует длительность, как проявление смены состояний сил и объектов, и границы материальных вещей, которые мы воспринимаем соответственно, как время и пространство. То есть пространственно-временные характеристики имеют как субъективные, так и объективные параметры. Человек, как и всё живое в этом мире, появился только потому, что из миллиардов комбинаций на Земле сформировались именно те условия, которые были необходимы для возникновения жизни в определённой форме существования, и человеческие органы чувств и восприятия настроены именно на данное состояние мира. Но, несмотря на это, человек, как не только природное, но и культурное существо способен в процессе своей мыслительной деятельности создавать такие конструкты, которые представляли бы мир с иными характеристиками (например, неэвклидовая геометрия Лобачевского-Римана). Кроме того пространство и время находятся в тесной связи между собой и не зря Эйнштейн ввёл понятие пространственно-временного континуума, где помимо трёх векторных координат x-y-z, описывающих положение тела в пространстве, существует ещё и четвёртая – время. Таким образом, наш мир из привычного трёхмерного превращается в четырёхмерный, что позволило физикам XX века открыть новый микромир (мир микрочастиц (лептонов, адронов и кварков) и сил атомного взаимодействия).
Иногда законы нашего мира, как физические, так и природные и социальные могут быть жестоки и несправедливы к человеку (например, конечность его бытия в мире, обусловленная способом существования жизни вообще, невозвратимость и однонаправленность времени, ограниченность его физиологических возможностей), именно они и заставляют восхищаться красотой и хрупкостью природы и неповторимостью каждого мгновения жизни и особенно тех, которые дарят нам счастье. Ведь если бы время не проходило, а предметы не
имели бы границ в пространстве, то как бы мы смогли оценить яркость этих моментов и в своих мечтах стремиться к безграничной свободе и вечности? Ведь белое видно лишь по контрасту с чёрным, а счастье  ценно  на фоне пережитых несчастий.
Вывод: не все явления нашего мира мы можем оценить однозначно и пространство и время – яркий тому пример. Существуя как априорные (доопытные) формы восприятия нашего мира, они тем, не менее являются отражением его объективных характеристик. Но даже на субъективном уровни существуют как разные восприятия пространства, например общественное и личное пространство, так и различные временные характеристики – разница часовых поясов, обусловленная вращением Земли, личное и социальное время, постмодернистское время Хроноса и Эона (время повседневности, отсутствия значимых событий и время праздника, событийности, подлинности).
Понятия, вводимые на лекции: пространство – порядок и способ, а также форма существования объектов; время – длительность существования объектов.
 Литература к лекции:
  1. Губин В. Д. Философия: актуальные проблемы.
  2. Данн Д.У. Эксперимент со временем.
  3. Кант И. Критика чистого разума.
  4. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс.
  5. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски.

Похожие публикации