Проблемы духовно-нравственного воспитания
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанников. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:
- значительное ослабление в общеобразовательных школах работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;
- введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс (в условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию);
- идеи патриотизма, духовно-нравственного и гражданского воспитания не заняли должного места в новой системе идеологических отношений.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания обусловлена тем, что в современном мире человек живёт и развивается в окружении множества разнообразных источников сильного воздействия на его формирующуюся сферу нравственности. Младших школьников и подростков отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Утрачивается главный фактор развития личности - воспитание духа. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания детей приобретает чрезвычайную значимость.
Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. «Правильное начальное воспитание имеет важное нравственное значение. Им в значительной степени определяется, а нередко от него зависит вся дальнейшая судьба человека, идущего к высшей цели своего существования» (Феофан Вышенский).
Вектор образовательной и государственной политики
В настоящее время в образовании нашей страны идут широкие теоретические поиски модели построения духовно-нравственного воспитания на всех его уровнях и во всех его аспектах: теоретико - методологическом (Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, А.Я. Данилюк, архимандрит Зиновий (Корзинкин), В.И. Слободчиков и др.); научно-теоретическом (С.Ю. Дивногорцева, С.А. Ефименкова, Н.В. Маслов); историко-педагогическом (М.В. Богуславский, З.В. Видякова, А.А. Игнатов); законодательно-нормативном (Л.С. Гармаш, Л.С. Гребнёв). Кроме того, на необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует нас Федеральный государственный стандарт, где приоритетным направлением содержания является духовно-нравственное воспитание обучающихся.
В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности, для мальчиков, конечно же, в первую очередь как защитников своего Отечества, своих семей, родных и близких.
«Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры» - К.Д. Ушинский. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.
Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. В этом однозначно сходятся взгляды светской и церковной системы образования по духовно-нравственному развитию детей. «Образование - это краеугольный камень общества и государства… Я не мыслю себе образование без воспитания. Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят… Мы должны отстаивать свои ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции», - говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Таким образом, задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Сегодня к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) проявляется живой интерес всех участников не только образовательного процесса, но и в целом общества. Это и педагогическое сообщество, и родительская общественность и представители конфессиональных организаций и любой интересующийся вопросами духовной культуры гражданин страны.
Введение курса ОРКСЭ, а именно модуля «Основы православной культуры» (далее - ОПК) - это шаг взаимодействия светского и религиозного образования.
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно- нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
Специфичность курса
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на формирование культурологической компетентности учащихся. Его изучение ориентировано на систематизацию, обобщение знаний учащихся о нравственности, истории, культуре, которые они получили в предыдущие годы обучения. Курс расширяет представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, раскрывает их значение в жизни современного общества, формирует понимание своей сопричастности к ним.
Курс ОРКСЭ достаточно специфический предмет не только в силу своей выраженной мировоззренческой направленности и межпредметной укорененности, но и в силу своей вынужденной конфессиональной и светской интегративности, целевой спецификации, направленной на воспитание толерантных установок и повышение адаптивного потенциала учащихся.
Преподавание курса связано с целым рядом трудностей. Прежде всего трудности обусловлены:
- явно недостаточным уровнем общего образования учащихся
- низким уровнем гуманитарной подготовки самих учителей
- отождествлением процесса усвоения содержания основ религиозной культуры с конфессиональным самоопределением индивида
- с катехизацией образовательного процесса
Среди трудностей, которые возникают у учителей в процессе реализации курса ОРКСЭ, следует отметить проблемы, связанные с отсутствием или недостаточным обеспечением курса методическими материалами.
Материал в учебных пособиях, сопровождающих курс, сложен и объемен. Необходима адаптация содержания с учетом возрастных особенностей обучающихся, психологических особенностей классных коллективов.
Все сталкиваются с проблемой, связанной с отсутствием материалов для организации практической работы (хрестоматии с притчами, былинами, отрывками из художественных и религиозных произведений и т.д.)
Для того, чтобы провести урок, учителю самому необходимо потратить значительную часть времени на его подготовку, определиться в огромном потоке информации, разбираясь в разъяснениях сложных для понимания учащихся терминов и понятий.
Отсюда перед преподавателями встают как минимум две задачи:
- Определить предметную область ОРКСЭ, учитывая корреляционные связи данного курса с другими дисциплинами и с особенностями религиозного мировоззрения;
- Установить меру упрощения подачи материала.
Задачей курса ОРКСЭ является не столько усвоение учащимися определенного минимума знаний, сколько развитие их самопознания и духовно-нравственного самоопределения. Поэтому главной особенностью курса является достаточно высокий для школьного образования уровень теоретических обобщений с их историко-культурной и конфессиональной интерпретацией, с личностной направленностью, учитывающей личные интересы и потребности учащихся. С другой стороны содержание курса не может выстраиваться как простая характеристика тех или иных феноменов, проведенная с одной единственной «истинной» позиции. На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Занятия должны быть максимально увлекательными, яркими, артистичными.
Преподаватель курса ОРКСЭ должен опираться, прежде всего, на проблемную подачу материала, подчеркивая вариативность толкования и понимания того, что составляет содержание данного курса. Имеет смысл акцентировать личностное значение рассматриваемых проблем, те драматические мировоззренческие коллизии, которые сопровождали становление ценностей религиозной культуры, или формирование понятий нормативной светской этики.
Ученик должен почувствовать многомерность и сложность того материала, с которым он соприкоснулся, значимость тех религиозно-культурных и светских явлений, которые образуют базис современной культуры и помогают человеку в сложном процессе его духовного самоопределения.
Значит, у учителя должен быть под рукой определенный банк материалов, информации разного вида и содержания, чтобы суметь найти такую струнку души ребёнка, которая позволит вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания, чтобы отобрать важную для данного урока информацию (Приложение 1).
Современный ресурс для современного учителя
Курс ОРКСЭ ценностно ориентирован, поэтому преподавание данного предмета не должно сводиться к простому использованию репродуктивных приемов, а учащиеся не должны быть ориентированы на простой пересказ услышанного.
В процессе усвоения материалов курса ОРКСЭ учащиеся должны утвердиться в сложности предлагаемых к рассмотрению вопросов, о неоднозначности полученных результатов, о возможности личностных аргументированных позиций и о многомерности мира религиозной культуры, где вероучительные догматы выступают важным, но не единственным смысловым элементом. Ученик должен осознать значимость данного курса лично для него, для решения лично его жизненных проблем, или проблем близких ему людей.
Преподаватель должен быть готов к тому, что ему придется работать в разных группах, или даже с отдельным учеником, реализуя даже в этой педагогической ситуации все заявленное содержание данной образовательной программы. «Орксэ-навигатор» в определенной мере реализует требование, когда проблематика курса ОРКСЭ рассматривается с учетом СОВРЕМЕННЫХ контекстов существования религиозной культуры и СОВРЕМЕННОГО уровня знаний учащихся, живущих в достаточно сложных социокультурных условиях постперестроечной России.
Построение мобильной среды и использование ее потенциала, обеспечение доступа к содержанию образования и возможность использования материала в любое время и в любом месте является одним из вызовов современного образования.
Представленная на конкурс инновационный продукт «ОРКСЭ-навигатор» представляет собой web-ресурс (блог:http://orkse509.blogspot.ru/) для осуществления дистанционной информационно-методической поддержки педагогов, реализующих программы духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Данная инновационная разработка своевременна в свете современных тенденций в области информатизации образования. Современному учителю нужен современный ресурс, чтобы в полной мере реализовать миссию курса ОРКСЭ.
Актуальность создания web-ресурса обусловлена тенденциями в области информатизации образования. В Профессиональном стандарте педагога определено, что педагог должен применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также использовать цифровые образовательные ресурсы. Активное использование инновационных и ИК-технологии в образовательном процессе вносит свои коррективы и в преподавание курса ОРКСЭ. «ОРКСЭ-навигатор» предназначен для обеспечения методической, и, что немало важно, дистанционной поддержки педагогов.
Задачи web-ресурса «ОРКСЭ-навигатор»:
- Развитие компетентностей педагогов
- Осуществление методической информационной поддержки учителей
- Создание мобильной среды для успешной реализации идей курса
- Поддержка творчества учителей курса.
«ОРКСЭ-навигатор» - это методическая копилка, к ресурсам и материалам которой в любой момент времени может обратиться учитель; копилка, которая обобщает лучшие педагогические практики по данному направлению работы, объединяет достижения в разных областях и представляет аспекты деятельности в виде полной картины.
При создании ресурса использовались принципы, обозначенные Феофаном Затворником:
- религиозности и церковности;
- искренней любви к обучающимся и педагогов между собой;
- глубокое знание и любовь к изучаемому предмету;
- постоянное самосовершенствование педагогов.
«ОРКСЭ-навигатор» инициирован педагогами, заинтересованными сделать данный курс доступным и для педагогов, и для учащихся, и для родителей учащихся в целях популяризации педагогической практики.
«Персонологическая» ориентированность курса
Данный ресурс описывает реализацию принципов православной педагогики как условие развития и воспитания духовно-нравственной личности гражданина России, задаёт основные направления, способы и механизмы инновационных изменений.
Духовный интеллект человека напрямую связан с богатством его души, то есть с «моральной и эмоциональной самобытностью». Духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения.
Особое значение в процессе преподавания курса ОРКСЭ имеет приучение учащихся к самостоятельности мышления: сложные мировоззренческие вопросы можно успешно решить, только используя свой собственный опыт их эмоционального переживания и «присваивания». В этом случае особое значение приобретают интерпретационные процедуры, нацеленные на развитие у учащихся самостоятельности мышления и ответственности за предлагаемое решение: содержание курса ОРКСЭ больше, чем в любом ином случае, предполагает воспроизведение не «чужой» позиции, но выработку своей собственной. Его цель – объяснение роли и места человека в мире, цели его существования на земле, поиск тех экзистенциальных и духовных ценностей, которые помогут индивиду оставаться самим собой или стать лучше в любых, даже самых неблагоприятных ситуациях. Это требует умения учителя использовать в процессе преподавания курса ОРКСЭ примеров, драматических коллизий из школьной жизни, которые могут помочь учащимся лучше понять значение рассматриваемых вопросов для их собственного повседневного бытия.
Проявиться самобытности и самостоятельности школьника помогает еще одна особенность курса: домашние задания. Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Как правило, - это творческие задания. «ОРКСЭ –навигатор» поможет учителю определиться, что именно из материала следует предложить детям для ознакомления, рассуждения, творческой работы или учебно-исследовательской или проектной деятельности учащихся. Предполагается, что каждый ученик в течение года выполнит одно из подобных заданий. Учащиеся могут выполнять эти задания индивидуально или в группе, задание может объединять и одноклассников, изучающих разные модули, к выполнению такого типа заданий могут быть (и это желательно) привлечены члены семей учеников.
Изучение данного курса приводит к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи. Особый интерес представляет тесная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета, работа с родителями, семьей ребенка.
В «ОРКСЭ-навигаторе» собран большой и разнообразный материал для организации внеурочной деятельности обучающихся. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра информации, направленной на их развитие. Благодаря техническим средствам, сегодня можно совершить виртуальные экскурсии в любой храм, собор, церковь, не выходя из стен школы. Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра 3-D храма (Приложение 2).
Ликбез для родителей
В рамках данного сообщества организуется информационно-разъяснительная, консультативная работа (ликбез) для родителей обучающихся. Родители могут оценить степень важности содержания курса; позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения заданий, предусмотренных программой.
«На родителях лежит обязанность заботиться не только об образовании детей наукам, но и добром их воспитании. А для этого они должны учиться умению воспитывать детей» (Святитель Макарий (Невский). «Всякое словесное поучение, всякое педагогическое искусство - ничто, пустота, по сравнению с тем примером, который видят дети в родителях своих» (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Аналоговый анализ
Анализ огромного количества имеющегося в социальных сетях материала, позволил структурировать созданный ресурс по определенным направлениям (Приложение 3):
- Сайты официальных структур
- Копилка сайтов о Православии
- Ведущие детские трансляционные каналы
- Виртуальные и заочные путешествия
- Методическая копилка уроков и занятий
- Направления профессионального саморазвития
- Работа с общественностью
- Конкурсы и олимпиады
Разработанный web-ресурс «ОРКСЭ-навигатор» является уникальным продуктом, так как проведенный аналоговый анализ показывает, что у этого ресурса есть ряд отличий, но самые важные следующие:
- Материал структурирован по направлениям деятельности педагога при подготовке к уроку;
- В одном месте собрана разноформатная информации
- Web-инструмент постоянно пополняется и обновляется актуальной информацией.
- Ресурс предполагает дистанционную коммуникацию, где предусматривается организация поддержки преподавателям и обучающимся.
- Коммуникации в режиме совместного доступа
Непрерывное духовно-нравственное развитие учителя
До сих пор нет единого мнения:
- Какой учитель должен вести уроки ОРКСЭ?
- Какими педагогическими компетенциями должен обладать учитель?
«Чего хотят воспитывающие? Хотят просветить ум и образовывать сердце питомцев. Где же основы и действенные орудия к тому и другому? Отвечаю решительно: нигде, как в Господе нашем Иисусе Христе». Это утверждение Феофана Затворника как никогда очень актуально. Именно отношение к Богу является важнейшей частью человеческой души, результатом наших повседневных поступков. Поэтому необходимо дать обучающимся здравые понятия о важнейших христианских истинах – о Боге, мире, человеке.
Наряду с образовательной идеей в области методологии, антропологии, теоретико-педагогического знания, большое значение имеет наш ресурс и для профессиональной педагогической подготовки.
Данный ресурс предполагает дистанционные коммуникации, когда кому удобно и где удобно. Есть возможность возвращаться к любому фрагменту педагогического сценария и вносить в их содержание изменение разным пользователям, участвующим в проекте.
«ОРКСЭ-навигатор» решаем важную проблему: «Как объединить учителей-единомышленников?» Это возможно, если организовать мобильную среду, обеспечивающую инфообмен и сотрудничество учителей не только в одной школе, а находящихся на далеких расстояниях друг от друга. Это возможно, если привлечь бесплатные помощники - web-сервисы (Приложение 4).
Пользуясь материалами «ОРКСЭ-навигатор» педагог определяется с личными профессиональными действиями: какой материал использовать, какое дистанционное обучение пройти и т.д (Приложение 5).
«ОРКСЭ-навигатор» - это образовательный ресурс, который позволяет, с одной стороны, поддержать индивидуальность каждого педагога, а, с другой стороны, сориентировать их на работу в едином образовательном пространстве.
Данный web-ресурс создан именно для того, чтобы помочь учителю в подготовке к преподаванию данного курса:
- сориентировать учителя в направлении государственной политики по данному направлению,
- предложить учителю выбор разных источников и видов информации для проектирования занятий,
- предложить учителю формы организации урочной и внеурочной деятельности,
- предложить заинтересованному учителю механизмы повышения квалификации.
Этому способствуют следующие методологические принципы:
- непрерывность, последовательность и преемственность в содержательной части образования и методах воспитания, включая систему ;
- целостность - фундаментальные основы знаний исходя из одной исторической культуры, не являются разорванными и несвязными, «когда факты, сведения, воззрения развиваются друг из друга, а не друг, против друга» (Н. Бердяев);
- единство школы, семьи, Церкви в вопросах воспитания и ценностных приоритетов образовании.
Таким образом, web-ресурс «ОРКСЭ-навигатор» позволяет сделать работу более открытой, создать новые стимулы к профессиональному совершенствованию педагогов.
Актуальность результатов использования инновационной разработки
ОРКСЭ-навигатор нацелен на приобретение его пользователями:
- знании о требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в реализации духовно-нравственного образования учащихся; об особенностях современных образовательных технологий, применимых для реализации требований ФГОС НОО в преподавании ОРКСЭ, их существенных характеристиках;
- умений организовывать различные формы работы по усвоению учебного материала по ОРКСЭ; организовывать различные формы работы по освоению учебного материала с использованием диалоговой методики и других современных технологий; самостоятельно выбирать пособия и дидактический материал по курсу;
- навыки владения приемами и способами организации уроков по мировым религиозным культурам; владения специфическими приёмами и способами организации урока учебного курса ОРКСЭ;
- копилки методических материалов педагогов по вопросам преподавания ОРКСЭ
«ОРКСЭ-навигатор» — это ресурс, помогающий учителю определиться с содержанием предмета, ведущими идеями курса (есть возможность выбрать из предложенных вариантов подходящий маршрут); создает условия для их дистанционной информационно-методического сопровождения, профессионального самообразования педагогов.
Таким образом, в современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамичных методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.
Список литературы:
- Воскресенский, О.В. Об итогах эксперимента по введению в начальной школе предмета «Основы религиозных культур и светской этики»/ О.В. Воскпесенский, Т.Д. Шапошникова // Начальная школа плюс до и после. – 2012.- № 6.- С. 70 – 74.
- Гусарова, Е.В. Духовно-нравственное воспитание как компонент образовательной программы школы, способствующей становлению личности современного школьника [Текст] / Е.В. Гусарова, М.Г. Зверева, С.П. Сергеева // Инновационная школа 2012 / Сборник аннотаций рефератов Всероссийского конкурса «Инновационная школа 2012» / Ассоциация Некомерческих Образовательных организаций Регионов РФ. - Москва. 2012. ISBN 978-5-903852-10-9.
- Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации в 2-х частях.. Изд-во М.: «Просвещение», 2011
- Картукова, С.А. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения/ С.А. Картукова, А.Г. Картуков // Концепт / Современные научные исследования / Сборник материалов Всероссийского конкурса Лучшая научная статья – 2013. [Электрон. ресурс]. ‑ Научно-методич. электр. журнал. – 2013. – Май.URL:http://www.covenok.ru/koncept/ext/25/13/18.
- Картукова, С.А. Реализация духовно-нравственного компонента в образовательном и воспитательном процессах православной гимназии [Текст] / С.А. Картукова // Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 2. - Концепт. 2013. – ART 54017. – URL:http://e-koncept.ru/article/1304/ – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. ISSN 2304-120X.