Пояснительная записка.
Урок проводится в 7классе художественного отделения ДШИ №2 по предмету «Композиция + ДПИ».
Тип урока: урок интегрированный (предметные связи композиции, математики, истории, биологи).
Цель урока: изучение приёмов организации(структурирования) плоскости в декоративной композиции по принципу ряда Фибоначчи и самостроящаяся система порядка гармоний «Вавилон»(Слайд №1).
Задачи:
Дидактические:
- познакомить с приёмами пропорциональности и гармонизации плоскости: ряд Фибоначчи и система «Вавилон»;
- закрепить понятие «Золотого сечения», золотой прямоугольник, модуль;
- применить знания приёмов ряд Фибоначчи и система «Вавилон»в структурирования плоскости листа;
Развивающие:
- способствовать развитию абстрактного мышления;
- содействовать развитию у детей умения общаться;
- способствовать развитию навыков работы с чертёжными инструментами и графическими материалами;
- активизировать творческую деятельность;
Воспитательные:
- стремиться к воспитанию аккуратности;
- содействовать развитию ответственного выполнения домашнего задания.
Основные этапы урока:
- Организационный этап.
- Этап повторения ранеизученного.
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап закрепления новых знаний на практике.
- Этап обобщения и систематизации новых знаний (рефлексия).
- Этап информации о домашнем задании.
Средства обучения:
- телевизор;
- ноутбук;
- компьютерная презентация «Приёмы структурирования плоскости в декоративной композиции. Ряд Фибоначчи, система «Вавилон»;
- образцы схем различных вариантов структурирования;
- работы учащихся и преподавателя по теме урока;
- магниты;
Материалы для учащихся:
- бумага формата А4, с изображением «золотого прямоугольника»;
- линейка 20 см.;
- циркуль;
- графитный карандаш и ластик;
- чёрная гелиевая ручка;
Длительность урока: 45мин.+ 45 мин.
План урока:
- Организационный момент (2 мин.)
- Сообщение темы и цели урока.(5 мин.)
- Проверка знаний учащихся. (10 мин.)
- Изложение нового материала.(15 мин.)
- Практическая часть.(48 мин.)
- Рефлексия.( 5 мин.)
- Домашнее задание. (3 мин.)
- Подведение итогов.(2 мин.)
Ход урока.
1.Организационный момент.
Предварительная организация класса (проверка отсутствующих,
внешнего состояния помещения, рабочих мест, организация внимания).
внешнего состояния помещения, рабочих мест, организация внимания).
2. Сообщение темы и цели урока.
Ребята сегодня на уроке мы с вами познакомимся с приёмами организации(структурирования) плоскости в декоративной композиции по принципу ряда Фибоначчи и самостроящаяся система порядка гармоний «Вавилон». Мы вместе вспомним понятия «Золотое сечение», золотой прямоугольник, модуль, пропорция. Узнаем кто такой Фибоначчи, чем он знаменит, и как применять его изобретение в структурировании декоративной плоскости. Узнаем, как построить самостроящуюся систему порядка гармоний «Вавилон» и как её можно использовать в декоративной композиции. Выполним небольшой графический рисунок чёрной гелиевой ручкой, с применением новых приёмов. ( Слайд №2)
3. Проверка знаний учащихся.
В наше время трудно поверить, что лирическое начало художественного творчества может свободно уживаться с наукой. Однако выдающиеся мастера былых эпох, в первую очередь Античности и Возрождения, постоянно стремились «проверить алгеброй гармонию», обуздать(а значит обогатить) творческие эмоции точным почти достоверным расчётом. (Слайд №3)
В своей книге «К новой архитектуре» Ле Корбюзье ( знаменитый архитектор 20 века) написал: «Геометрия - язык человека, который обнаружил ритмы, ритмы, видимые глазу и ясные в своём взаимодействии друг с другом. В этих ритмах и заключается самый корень человеческой деятельности. Они звучат в человеке с органической неизбежностью, той же самой потрясающей неизбежностью, что заставляет чертить золотое сечение детей, стариков, дикарей и учёных».(Слайд №4)
Ребята, какое число называют «золотым»? ( ответ учащихся:~1,6).
А давайте мы вспомним слова – термины, которые ассоциируются у вас с понятием «золотое сечение». Вы будете называть, а я буду их записывать на доске. Мы вместе составим ассоциативный ряд (кластер), который мы назовём «Тайна золотого сечения».(Слайд №5)
Ответы учащихся: пропорции, гармония, ритм, система, модуль, красота, свойства, отношение, принцип и т. д.
4. Изложение нового материала.
Как вы знаете одним из ранних доказательств применения золотого сечения служит Стоунхендж (XX – XVI вв. до н. э.) (Слайд №6), а художники и зодчие эпохи Возрождения использовали пропорции золотого сечения при создании выдающихся произведений скульптуры, живописи и архитектуры(Слайд №7). Изучение божественной пропорции и её применение обогатилось работами Леонардо Пизанского, прозванного Фибоначчи – выдающегося итальянского математика XIII в. Создав бесконечный ряд (последовательность), в котором каждое следующее число является суммой двух предыдущих (0,1,1,2,3,5,8,13,21,34,55….), он установил, что соотношение соседних чисел близко к пропорции золотого сечения – примерно 1:1,6, или ~ 1,6(Слайд №8).
Для того чтобы структурировать плоскость по ряду Фибоначчи, нужно выбрать модуль. Он выбирается в соответствии с плоскостью. Каждая сторона (граница) плоскости делится на определённое количество модулей. Количество берётся из ряда Фибоначчи (Слайд №9). Получившиеся точки соединяются в нужном порядке: прямо, по диагонали, окружностями, комбинированно и т.д. (Слайд №10). Выстраиваются различные комбинации, обогащённые цветом, линией, фактурой(Слайд №11). Также в полученные формы можно вписать растительные элементы, предметы, животных и т.д. (Слайд №12).
Самостроящаяся система порядка гармоний «Вавилон» - структурирование плоскости «квадрат»: вершины квадрата соединяем прямыми линиями, на их пересечении получаем точку. Из этой точки проводим окружность, которая как бы вписывается в квадрат. На соприкосновении окружности со сторонами квадрата получаем ещё четыре дополнительные точки. Если эти точки соединить, то появятся новые точки, можно снова вписать окружность и т. д. Принцип построения данной системы заключается в следующем: через две найденные точки можно провести прямую или окружность. Соединяя точки, линию можно вести не по всей длине, а продуманно прервать (Слайд №13). Точно так же можно проделать и с окружностью. Структурирование всегда получается новым, интересным, увлекательным. Его так же как и структурирование по ряду Фибоначчи, можно обогатить цветом, линией, фактурой (Слайд №14). Также можно вписать растительные элементы, предметы, животных, буквы и т.д. (Слайд №15).
5.Практическая часть.
Переходя к практической работе, хотелось бы вспомнить о домашнем задании. Вам нужно было начертить дома «золотой прямоугольник» на основе квадрата со стороной 8 см. Давайте проверим длину полученных сторон. Ребята проверяют стороны прямоугольника по линейке и отвечают8*13. Длина сторон выходит из ряда чисел Фибоначчи. (Слайд №16)
Плоскость этого прямоугольника мы сегодня с вами будем структурировать. Выбираем модуль 1см. Делим каждую сторону прямоугольника на определённое количество модулей. Количество берём из ряда Фибоначчи. В полученных квадратах можно вписать систему «Вавилона».У каждого из вас получится своя неповторимая композиция. Её мы раскрашиваем чёрной гелиевой ручкой, в шахматном порядке. Вводим серый цвет, достигая его с помощью различной штриховки.(Слайд №17)
6.Рефлексия.
Что показалось вам самым интересным в теме урока?
Что показалось вам наиболее сложным при выполнении практического задания, а что больше всего понравилось?
Как вы считаете, где могут пригодиться данные приёмы структурирования плоскости?
7.Домашнее задание.
Выполнить рисунок, используя приёмы «Ряд Фибоначчи» и «система Вавилон» с введением цвета( одного; или нескольких нюансных, а один контрастный).
8.Подведение итогов.
А теперь давайте посмотрим наши работы. Посмотрите, какие интересные композиции у вас получились. Какие все разные и непохожие друг на друга. На следующих урока мы с вами попробуем усложнить полученные композиции путём ввода растительных элементов, птиц или животных. И подготовим эскизы к композиции в технике батик.
Спасибо! На этом наш урок заканчивается.(Слайд №18)
Список литературы.
- К. Элам. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция. – СПб.: Питер, 2012.
- Художественная школа/ №4 (49) 2012г.Симфония цветовой композиции. Коновалова Ольга. – с.14