Войти / Зарегистрироваться

Практическое исследование педагога УДО по образовательной программе детского объединения «Палитра» по созданию композиции в стиле "буряад зураг"

Получить свидетельство
Автор: Бадмаева Мыдыгма Владимировна

Чтобы создать задуманную композицию в стиле «буряад зураг», нам надо изучить манеру письма, понять, раскрыть, что это за стиль.
Буддийское искусство и иконография Бурятии преемственно связаны с тантрийским искусством Тибета, пришедшим туда из Индии. Уникальной чертой буддийской живописной иконографии Бурятии, наиболее поздней по времени становления (18в.), является непрерывность иконической традиции индо-тибетского буддизма: кано - иконографии и длинный ряд образцов-эталонов религиозного искусства. Танка – живопись на грунтованном полотне, написанная минеральными красками. Это, редкие, в музейных собраниях танка старого бурятского письма разного формата, необходимые как для медитации, так и для использования в ритуалах в буддийском храме - дацане.
Тибетский стиль живописи танка являет эталонное пластически-декоративное качество нескольких школ: ранней классической школы кадам, для стиля которой характерны простота, пространственность, богатство основы; менри – более поздней классической школы, основанной в 15 в. известным художником Менла Тондрубом, ее стиль соединяет простоту и пространственность с обилием деталей; новой менри или (менса), дальнейшим развитием в конце 17 в. школы менри, стиль почти барочный и необыкновенно красочный, с изогнутыми линиями и мерцающим заполненным пространством; школы карма гардри, связанной с VIII Кармапа Микьед Дордже, для этого стиля заметно китайское влияние, характерны чистота и точность рисунка, богатство стилизованных деталей ландшафта, тонких и  изысканных цветов колорит.
Внутри религиозного-культурного целого, которое называется тибетским буддизмом 18 века с императорским патронированием Цин, искусство этого периода демонстрирует смешение стилей, тенденцию к интернациональному стилю.
Бурятская танка, с усвоением канонов, бурятские мастера исполнители воссоздают, по сути, новую изобразительную ценность автохтонной традиции, которую отличает четкая композиция, своеобразие, простота, самобытность народного восприятия буддийских божеств и в тоже время она поражает тонкостью и сложностью цветового решения. Поздняя бурятская танка отмечена блестящей техникой иконописания, в ней меняется колорит, появляется много декоративных элементов. Обильно стала накладываться позолота, рисунки  природных видов, складки одежды стали разрабатываться орнаментально. Поздняя бурятская танка в своих лучших традициях отличается высокой пластичностью рисунка, выразительностью линий и цвета, динамичностью, а также разработкой проблемы движения. Как оказалось на эту тему написано немного и из небольшого количества информационных материалов выяснили, что это изобразительное искусство впервые официально рассматривалось, как «Старобурятская живопись» в трудах историка и этнографа Л.Н.Гумилева. Он пишет, что «Художественная культура Агинского дацана, не исчерпывается тибетскими влияниями.  Храмовая завеса расписана фигурами совершенно иного стиля, в котором нетрудно увидеть струю "реалистического экспрессионизма". Бодхисатва, играющий на лютне в кумирне, трактован реалистически: лицу придано выражение, руки в движении, но особенно характерно дерево, на котором строение коры показано теневыми пятнами. Это, несомненно, иное решение живописной задачи, нежели раскрашенная графика тибетской школы, лишенная глубины. В расположении гор вокруг кумирни замечается некоторый элемент перспективы. Колорит также иного типа: краски нежнее, наблюдаются полутона. На другом полотне, где изображены атрибуты Лхамо, поражает своеобразие экспрессии в очертаниях фигур, находятся ли они в движении, как мул и як, или в покое, как собака, баран и козел. Каждой морде придано индивидуальное выражение, а рисунок шкуры тигра прямо перекликается с японо-китайской манерой передачи тела хищника.
Но и европейская, вернее русская, культура наложила свой отпечаток на иконографию Агинского дацана. От Европы ламы заимствовали не стиль, а технику - печать. Широкая терпимость буддизма - факт установленный; интерес тибетцев к достижениям западной науки отмечен еще П.К. Козловым, которому в Тибете сообщили о подготовленном к печати переводе на тибетский язык сочинений Н.М. Пржевальского. Поэтому заимствования такого рода не должны нас удивлять. Они лишний раз свидетельствуют, что тибето-монгольская культура не пережиток, а находилась в развитии и поэтому представляет интерес не только для историка или искусствоведа, но для этнографа и востоковеда».
Для стиля (манеры) старобурятской живописи «буряад зураг» характерны монументальность с широкими цветовыми плоскостями, рациональная регулярность пропорций, ненасыщенная орнаментика.  А также лаконичный рисунок, как проявление тонкого интуитивного чувства гармонии, идущего от «архаизирующей» непосредственности в «смешении» с эталонно зафиксированным набором знаков, символов, образов, религиозной культуры, воплощающих все присущие ей сакральные качества  - представляют собой уникальное художественное явление в той несравненной совокупности, которую являет  преемственная традиция буддийского искусства.
Итак, стиль «бураяд зураг» как живописное изображение, появилась в сплаве буддийской канонической живописью (иконографии) «Танка» с имеющимся до буддизма у бурят традиционным декоративно-прикладным искусством. В этот период бурятское декоративно – прикладное искусство было развито, но не было конкретного живописного полотна как композиционной картины. В этом традиционном стиле работали такие художники как Лубсан Доржиев (1918-2001гг.), опирающийся в своем творчестве на богатейшие традиции старобурятского искусства, олицетворяет  собой  возрождающийся  дух  народа и его жизнеспособность. Он  начал работать в 70- годы, когда буддийская живопись и любые работы с намеком на национальное было под запретом. Были случаи, когда его работы снимали с выставок. Благодаря тому, что он делал назло всему, творил, сложилась такая коллекция. Когда буддизм подвергся гонениям, также исчез «буряад зураг». Если бы не Лубсан Доржиев, то сегодня практически не о чем было бы говорить.
Еще один художник работы которого принадлежат к числу выдающихся явлений в бурятском изобразительном искусстве Даши-Нима Дугарович Дугаров. Талантливый мастер, который соединил в себе блистательную академическую школу и самобытное мышление и мироощущение наследника кочевнического духа Великой степи. Важное дело возрождения традиционных видов художественного творчества связано с его именем. Только Дугарову было под силу собрать потомственных ювелиров, резчиков по дереву, мастериц плетения из конского волоса, а также выявить молодые таланты, чтобы они могли вновь обучиться забытому ремеслу предков.
Разработки и адаптация занятий по декоративно-прикладному искусству
Идея проведения занятий, где обучались бы дети традиционной живописи в стиле «буряад зураг» реализовано в рамках месячника бурятского языка. Проведена работа по вопросу духовно-нравственного воспитания детей посредствам народного прикладного искусства. Это было необходимо для подбора соответствующего материала для работы с детьми. Могу сказать, что вместе с детьми училась и я: осваивали новые техники, находили новые материалы, вырабатывалась методика преподавания, организовали выставку работ воспитанников.  Планируя свои занятия, я ставлю задачи:
  1. Изучить понятие и  виды традиционного прикладного искусства.
  2. Определить роль традиционного искусства,  как средства  духовно-     нравственного воспитания в национальном декоративном искусстве.
  3. Применение методик преподавания в разработках занятий по декоративной композиции на основе традиционного прикладного искусства.
  4. Разработка и адаптация занятий по декоративно-прикладному искусству.
Занятия проводились в условиях благоприятного психологического климата. Для реализации выдвинутых задач была разработана система занятий, направленная на обучение стилю «буряад зураг» и создания собственных оригинальных рисунков, как творческой деятельности.
Обучение творческой деятельности проводилось в 3 этапа:
На первом этапе дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством бурятского народа, культурой, традициями. Осваивают основные законы цветоведения. А также осваивают основные приемы работы.
Для знакомства детей с народными промыслами был организован выход в музей.
На втором этапе мы знакомим детей с разнообразием элементов народного орнамента (вышивка, керамика, ковроткачество, роспись по дереву). Познакомить с дизайном бурятского костюма. Затем перед нами стояла задача познакомить с творчеством знаменитых художников которые работают в этом направлении ( Лубсан Доржиев, Даши-Нима Дугаров).
На третьем этапе дети знакомятся с техникой рисования «буряад зураг».  Дети должны самостоятельно, использовав полученные навыки создать сюжетную композицию и оформить ее в цвете. Одной из важных задач работы на данном этапе, видим создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. Во время работы  необходимо пробуждать в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость (см.приложение).
В своей работе придерживалась следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности. Творчество — это деятельность, в процессе которой создается что-то новое, в результате поиска, использования личного опыта, а также знаний и умений, которые ребенок получил в процессе обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала идет в логике с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине.
Немаловажный прием в развитии детского творчества — проживание ситуации успеха. С этой целью проводила анализ всех детских работ в форме мини-выставки в детском объединении и на выставке в рамках месячника бурятского языка, где каждый ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, услышать слова одобрения, поощрения, восхищения.
Эмоционально-положительное отношение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач занятий декоративно- прикладного искусства.
Учебный материал подбирался с учетом возрастных, индивидуальных особенностей учащихся и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей использовали экспериментирование различных художественных материалов, упражнения для прорисовки элементов росписей.
Ожидаемые результаты:
  • Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-     прикладного искусства;
  • Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях;
  • Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.;
  • Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
          Методы оценки результативности занятий:
  • выставки детских работ, участие в разных конкурсах;
         Практические материалы:
  • бумага, карандаши, краски гуашевые, акварельные, пастель и т.д.;
Анализ детских работ начинаю тогда, когда готовы все детские работы. Это – проявление гуманистической позиции: каждый рисунок ценен, хорош по- своему.
  • аранее продумываю условия проведения анализа, готовлю место. Варианты размещения детских работ для анализа:
  • на мольбертах;
  • на доске;
  • на специально приготовленной стене для выставки.
Стараюсь, чтобы место размещения детских работ было красиво оформлено и хорошо освещено. В структуре анализа работ можно выделить свои методы и приёмы. Остановимся на каждой структурной части в отдельности и рассмотрим их.
В начале анализа я провожу целостное эмоциональное восприятие всех работ. Внимание уделяю в первую очередь эмоционально-эстетической оценке, чтобы дети получили удовлетворение, радость от достигнутого результата. 
Во второй части после общей эмоционально-эстетической оценки я провожу анализ решения изобразительных задач, способов, методов и приёмов изображения, выразительности и оригинальности исполнения.
Оценка даётся опираясь на 3 кита изодеятельности:
  • цвет,
  • форму,
  • композицию.
В этой части анализа использую словесные методы и приёмы, активизирующие образное мышление и речь детей.
Это вопросы, продуманные заранее в соответствии с задачами занятия: вопросы об использовании выразительных средств, техники, материалов, вопросы о содержании и сюжете рисунка, вопросы на художественное восприятие:
  • В каком рисунке выразительно изображена форма?
  • В каком рисунке яркий или приглушённый колорит? и т. д.
Предлагаю детям рассказать о понравившейся работе. При составлении рассказов по рисункам хорошо решаются и воспитательные задачи. Стараюсь побуждать детей порадоваться успеху какого-то ребёнка или сопереживанию к неудачам товарищей.
Итоговую часть анализа заканчиваю перспективой возвращения к этим работам. Стремление ребёнка по собственной инициативе продолжить, изменить, дополнить или просто повторить свою работу - яркий показатель его личностного развития. И побудить его к этому мне помогает бережное, внимательное отношение к результатам творчества. Красивая аккуратная выставка, кропотливая композиция из детских работ прививает детям чувство вкуса и гармонии. Формой подведения итогов реализации данных занятий являются,  участие детей в выставке «Нютагайм шарай».
Проведенные занятия являются вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Предложенные занятия частично прошли апробацию,  вызвав большой интерес учащихся к народной культуре, и в частности к бурятскому народному искусству, желании самостоятельно создавать декоративные изделия.
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Учащиеся смогут различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства, и учатся свободно пользоваться кистью, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий.
В данной работе сложно в широком спектре отразить все тонкости развития творческих способностей детей. Тем более что каждый ребёнок несомненная личность во всей широте и красоте своего миропонимания. Умение педагога не разрушить видение детской «красоты мира» несомненно, важнее, чем результаты быстрого освоения техник в ущерб творческого начала. Вот так и балансируем между процессом обучения ребёнка и его развитием как  духовно-нравственной, творческой личности. Непросто с детьми, это и ответственно, и радостно, когда есть хорошие результаты. Выводы делать в таких вопросах всегда непросто, а порою это просто лишнее. Вопрос духовно-нравственного воспитания - это всегда поиск и волнение. Для этого и самому наставнику нельзя стоять на месте. Невольно вспоминаются слова гения нашего народа А.С. Пушкина:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь, …
Но процесс не остановить. Развитие человека, его духовно-нравственное воспитание происходит только в обучении. Неотъемлемая часть воспитания – творческое начало. Так педагоги и их ученики рука об руку растут к вершинам миропонимания. Пределы, вполне возможно, у всех разные. Но на, то он и человек, что бы ломать преграды, преодолевать трудности и творить красивое, доброе.

Похожие публикации