Войти / Зарегистрироваться

Формирование этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста

Получить свидетельство
Автор: Кондрашова Наталья Владимировна

Каждый субъект РФ является поликультурным регионом, на территории которого проживают представители разных национальностей. Общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их культурному наследию и внешности, языку, манере одеваться или обустраивать быт. Дошкольный возраст важный период в формировании базиса личностной культуры и приобщения детей к этнокультурному наследию, а также воспитания доброжелательности к другим людям, терпимости и лояльности к различиям окружающих и пр. Именно в дошкольном детстве происходит интеллектуальное и эмоциональное усвоение детьми краеведческого и народоведческого матриала, формируются ценностные ориентации, закладываются основы добровольно следовать социально-одобряемым эталонам поведения. Дошкольник наиболее восприимчив для этого, так как не скован стереотипами и открыт для всего нового и для различных социально-нравственных и педагогических воздействий. Все это служит важной  предпосылкой для приобщения к этнокультурному наследию и формирования системы нравственных взглядов и убеждений на окружающий мир, которые являются признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивида и необходимы для закладывания основ толерантной культуры личности. В настоящее время особое внимание уделяется формированию этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста. В своей научной работе С. В. Мажаренко, рассматривает этнокультурную осведомленность как когнитивно-аффективное образование, представляющее собой качество личности, выражающееся в наличии совокупности объективных знаний и представлений о своей и иных этнических культурах, определяющих понимание существования и развития этнокультурного разнообразия и формирование позитивного отношения к нему[5-6].
Обобщая современные достижения педагогической теории и практики[1-7; 9], следует отметить, что этнокультурная осведомленность это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Кромето того, это понятие соединяет в себе два начала – личностное и деятельностное. Первое концентрируется на ребенке как субъекте развития, имеющем определенные этнокультурные потребности. Второе - предполагает обогащение детского опыта посредством этнокультурного воспитания и этнокультурной деятельности.
Формирование этнокультурной осведомленности как педагогический процесс предполагает активное присвоение ребенком знаний из области этнических культур, своего и соседствующих народов, освоение общего и особенного в этнокультурном достоянии, понимание специфики проявления разных культур и принятие их как нормы. При реализации воспитательно-образовательной работы по формированию этнокультурной осведомленности важно учитывать ряд принципов: принцип поликультурности,  интеграции, оптимальности и пр. Остановимся на каждом из них более подробно.
Принцип поликультурности создает основу для развития этнокультурной осведомленности и компетентности личности в социокультурном пространстве жизни своего народа, обладающего неповторимой историей, культурой и менталитетом.
Принцип интеграции различных образовательных областей знаний предполагает гармоничное сочетание общечеловеческого, родиноведческого, краеведческого и народоведческого содержания при закреплении и углублении этнокультурных знаний дошкольников и формирования у них целостной картины мира для успешной интеграции личности через национальную культуру в мировую и т. д.
Принцип оптимальности ориентирует педагогов на важность основательного отбора минимально необходимого и дидактически адаптированного для дошкольников материала о культурном наследии, общечеловеческих и национальных ценностях и пр. 
Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватных возрасту, обеспечивающих развивающий характер обучения, ориентирующих на сбалансированность интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок, а также оптимально необходимую познавательную, эмоциональную, речевую или двигательную активность, содействующих развитию ребенка в деятельности с опорой на эмоционально-чувственную сферу воспитанников в процессе их приобщения к культурному наследию и т. д.
Принцип открытости дошкольных образовательных организаций к этнокультурному достоянию, максимально возможного использования воспитательного потенциала среды для полноценного и разностороннего развития дошкольника, расширения культурного и этнопедагогического образовательного пространства (например, национальных событий, предметов материальной этнокультуры и мн. др.), для приобщения дошкольников к культурному наследию своего и других народов родного края и т. д.
Принцип вариативности предполагает возможность осуществления различных подходов к отбору содержания и технологий обучения, содействующих формированию основ этнокультурно осведомленной и компетентной личности посредством народной педагогики, а также использование комплекса эффективных форм и методов работы в этом направлении.
Программа по формированию этнокультрной осведомлености у детей старшего дошкольного возраста включает два основных раздела:
Первый раздел – Содержательно-процессуальный (составитель Н. В. Кондрашова)
  1. Целевые и ценностные ориентиры педагогической работы по формированию этнокультурной осведомленности  в дошкольном возрасте.
  2. Задачи педагогической работы по формированию этнокультурной осведомленности у детей 5-7 лет.
Второй раздел – Критериально-оценочный (составитель О. Н. Андреева).
  1. Критерии сформированности этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольгного возраста.
  2. Методы диагностирования сформированности этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста.
 
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ – СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
 
Целевые и ценностные ориентиры  педагогической работы по формированию этнокультурной осведомленности
в дошкольном возрасте
 
С учетом современных нормативно-правовых, программно-методических документов и достижений современной теории и практики [1-4; 7] в области дошкольного образования программа формирования этнокультурной осведомленности детей в старшем дошкольном возрасте должна быть основана на совокупности методологических подходов: гуманистическом, аксиологическом и этнопедагогическом; принципах культурного диалога, культуросообразности, оптимального сочетания и последовательности изучения культур, позитивного отношения к этнокультурному разнообразию.
По мнению С. В. Мажаренко, эффективное формирование этнокультурной осведомленности у детей дошкольного возраста обеспечивается при реализации организационно-педагогических и психолого-педагогическийх условий:
− наличие научно-методического совета в структуре управления детского сада, деятельность которого направлена на формирование этнокультурной осведомленности у детей и создание для этого необходимых условий;
− введение этнокультурного компонента в содержание дошкольного образования, обеспечивающего усвоение детьми родной этнокультуры и выведение их в российское и мировое культурное пространство;
− наличие компетентных педагогов в сфере этнокультур и организации полиэтнического образования;
− ориентация образовательного процесса не только на просветительскую и эмоционально насыщенную, но и практическую деятельность этнокультурной направленности;
− соответствие познавательной информации этнокультурной тематики таким требованиям как достоверность, доступность или адекватность, эмоциональная насыщенность, комплексность и антистереотипность;
− направленность образовательного процесса на одновременное формирование у детей представлений о различии и сходстве культур народов и их представителей, признании и принятии ими этнокультурного разнообразия;
− активном вовлечение родителей воспитанников и других социальных партеров в образовательный процесс этнокультурной направленности;
− использование этноориентированных форм учебной и внеучебной деятельности, активных методов и приемов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности детей;
− в основе воспитательно-образовательной работы лежат гуманистический, аксиологический и этнопедагогический подходы, которые конкретизируются принципами культурного диалога, культуросообразности, оптимального сочетания и последовательности изучения культур, позитивного отношения к этнокультурному разнообразию;
− предусмотрена организация развивающей предметно-пространственной среды этнокультурной направленности[6, с. 3-9].
Дошкольный возраст важный период в формировании этнокультурной осведомленности. При этом  важно: 1) формировать представление о своей и иных этнических культурах, определяющих понимание этнокультурного разнообразия и формирование позитивного отношения к нему; 2) объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, лояльного отношения к различиям между людьми (во мнениях, внешности или идеях), подчеркивать положительные стороны других людей, не похожих на самого ребенка, показывать ценность толерантных межличностных отношений; 3) поддерживать желание быть культурным и толерантным (видеть в собеседнике личность и носителя других ценностей, иной логики мышления или других форм поведения, проявлять положительное отношение к таким отличиям и пр.) и пр.
Поскольку на современном этапе система образования стремиться базироваться на идеях культурного плюрализма, вариативности и диверсификации, а большинство образовательных организаций полинациональны по составу воспитанников, поэтому в детских садах каждого региона целесообразно учитывать идею о триединстве национального, общероссийского и мирового культурного наследия. В этой важны три основных направления приобщения дошкольников к накопленному духовному и этнокультурному достоянию: 
1) приобщение к родному языку и национальной культуре, к историко-культурным ценностям своего народа и родного края и пр.;
2) приобщение к общероссийскому культурному наследию и к общепринятым в стране нормам межнационального и толерантного поведения (приобщение к этикету, воспитание культуры межнационального общения, деятельности и внешнего вида);
3) приобщение к общечеловеческим ценностям и этическим нормам как объединяющим различные культуры нравственным основам (дружба, гуманизм, толерантность, уважение к страшим, патриотизм и пр.). Реализация работы в этих трех направлениях позволит показать не только уникальность культурного наследия родного народа, но и акцентировать внимание на основах, объединяющих разные культуры, а также  воспитывать высокие гражданские чувства и уважительное отношение к представителям различных этносов.
Формирование этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста сложный и педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых культурных, нравственных и национальных ценностей. Реализацию задач формирования этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования следует осуществлять в процессе непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной и совместной деятельности и во время режимных моментов.
 
Задачи педагогической работы по формированию этнокультурной осведомленности у детей 5-7 лет
 
Физическое развитие
Цель: создать систему мер по обеспечению духовного здоровья и гармоничного развития дошкольника.
Задачи:
- способствовать формированию готовности осуществлять социальные контакты и взаимодействие с другими людьми не испытывая проблем эмоционального и поведенческого порядка;
- воспитывать стремление к познанию самого себя и сохранению душевной гармонии в условиях поликультурной среды.
 
Познавательное развитие
Цель: сформировать представление об окружающем социокультурном мире и ценностно-смысловые установки на уважение или позитивное взаимодействие с людьми других культур, взглядов и традиций и т. д.
Задачи:
- приобщать к историко-культурным ценностям народов родного края и пр.;
- приобщать к общероссийскому культурному наследию и общепринятым в стране нормам межнационального и толерантного поведения;
- воспитывать любовь к родному краю, его достопримечательностям, уроженцам и природе и пр.;
- развивать представления о себе, ближайшем социальном окружении и простейших родственных отношениях;
- формировать навыки культурного и толерантного поведения в поликультурном социуме;
- формировать морально-волевые качества (взаимопомощь, сочувствие, дружелюбие, коллективизм, отзывчивость и пр.).
 
Речевое развитие
Цель: сформировать готовность к общению и позитивному взаимодействию с людьми других культур, взглядов и традиций и т. д.
Задачи:
- приобщать к родному языку и культурным ценностям своего народа и этносов родного края и пр.;
- формироваать основы культуры общения и речи на основе приобщения к нравственным нормам поведения со взрослыми и сверстниками;
- формировать представления о нормах межнационального и толерантного поведения (приобщение к этикету, воспитание культуры межнационального общения, деятельности и внешнего вида).
 
Художественно-творческое развитие
Цель: обеспечить гармоничное духовно-нравственное развитие ребенка в различных видах и формах деятельности, формирование основ толерантной культуры по отношению к сверстникам и взрослым.
Задачи:
- воспитывать гуманные чувства и эмоции в условиях совместной деятельности,
- воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим,  их взглядам, мнениям, традициям, привычкам и поведению, а также демонстрировать общественно принятые нормы поведения в общении, деятельности, внешнем виде,
- обогащать опыт толерантного поведения в различных видах детской деятельности и разнообразных жизненных ситуациях.
 
Социально-личностное развитие
Цель: обеспечить социализацию и этнизацию личности в поликультурной среде, содействовать овладению практикой культурно-толерантного поведения.
Задачи:
- сформировать представление о значимости позитивного общения, сотрудничества, лояльного отношения к различиям между людьми (во мнениях, внешности или идеях), ценности толерантных межличностных отношений;
- стимулировать желание быть культурным и толерантным (видеть в собеседнике личность и  носителя других ценностей, иной логики мышления или других форм поведения, проявлять положительное отношение к таким отличиям и пр.);
- развивать способность понимать эмоциональное состояние собеседника, стремление быть чутким, доброжелательным, уважительным и  внимательным к другим.
 
Формы и методы работы по формированию этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста
 
Экскурсии по теме «Достопримечательности родного города (села)», «Животные родного края», «Декоративно-прикладное искусство народов родного края» и пр. являются эффективной формой организации краеведческой и народоведческой работы. Важно активно использовать  межэкскурсионный период, во время которого организовывать встречи с работниками музея, просмотр слайдов или посещение библиотек, творческую деятельность для отражения накопленных впечатлений в рисунках или музыкальном исполнительстве, проведение интеллектуальных игр на материале прошедших экскурсий, составление альбомы семейных экскурсий с фотографиями и детскими рисунками и т. п.
Целесообразно организовывать тематические недели национальной культуры или языка на базе современных детских садов («Неделя русской национальной культуры», «Неделя мордовской культуры», «Неделя  татарской культуры» и др.), на протяжении которых посредством разных видов деятельности (познавательной, игровой,  культурно-досуговой и др.) изучается музыкальное, устно-поэтическое творчество, изделия народных мастеров, традиции, обычаи народа и другие вопросы, позволяющие многоаспектно знакомить дошкольников с речевым, духовным и материальным наследием конкретного народа.
В области дошкольного образования проект представляет собой специально организованный педагогом и выполняемая основными участниками педагогического процесса комплекс мер, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта). С целью формирования этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста следует использовать исследовательско-творческие, игровые, информационно-практико-ориентированные проекты. К примеру, проекты «Мое Поволжье», «Театр народного костюма» и пр.  
Эффективно использование различных по сюжетно-тематическому оформлению интегрированных занятий, которые предлагаются современными педагогами и практиками: занятие-путешествие (например, сказочное путешествие к умельцам, изготавливающим народные игрушки, и т. д.); занятие-развлечение (театрализованное занятие, совмещающее, например, психомоторное и музыкальное развитие при активном использовании средств народной педагогики); занятие-посиделки (направленное на ознакомление дошколь­ников с народными праздниками - Масленица, Троица или Пасха); занятие-посещение гостей (в мастерскую известного художника, знаменитого уроженца родного города  и др.).
Игровая деятельность во всем ее многообразии является важным средством формирования этнокультрно осведомленной и толератной  личности в дошкольном возрасте. Это влияние можно рассматривать в следующих аспектах:
− участие в игровой деятельности позволяет детям-участникам активно взаимодействовать  друг  с  другом, тем самым взаимно влиять, обогащая нравственные и краеведческие представления и опыт культурно-толерантного поведения,
− исполнение соответствующих игровых ролей способствует обогащению опыта культурно-толерантного поведения, а выполнение в игре действий, одобренных взрослым и положительно оцениваемых товарищами служит для дошкольников важным стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением и к выполнению аналогичных поступков в реальных жизненных ситуациях;
− в игровой самостоятельной деятельности детей возникает много ситуаций для возможности морального выбора и проявления уважения к мнению, идеям и ценностям, значимых для другого, а также расположения к другому ребенку, признания за дошкольниками права на собственное мнение и пр.
С целью формирования этнокультурной осведомленности у детей 5-7 лет целесообразно проведение игр и игровых упражнений:
«Фольклорная гимнастика» составляется на основе богатого этнокультурного наследия (народных подвижных игр, считалок или потешек) и содействует стимулированию двигательной и эмоциональной активности дошкольников,
 «Сложные ситуации» (дошкольникам предлагают сочинить сюжеты или концовки к знакомым сказкам с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои - ситуации морального выбора между добром и злом,  ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления доброжелательного, толерантного отношения к окружающим и  др.),
«Дорожка препятствий» представляет собой увлекательное путешествие, во время которого дошкольникам предстоит перед каждым препятствием отгадывать загадки и совершать имитационные движения, обогащать опыт толерантного повдения.
«Красна девица и добрый молодец» (с целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками рассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок составляется словесный портрет из добродетелей главных героев, обсуждают важности проявления культуры уважения и такта в общении мальчиков и девочек),
«Уроки предков» (используя народные пословицы и поговорки о родине и чужбине, с детьми обсуждает отношения предков к малой родине, а также беседуют о чувстве гордости, любви и уважении  прадедов к месту своего рождения и пр.),
«Знаток народных пословиц и поговорок» (конкурс можно  использовать  для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по этической тематике),
«Книга народных сказок» составляется из детских рисунков по мотивам любимых сказок и может быть использована для обсуждения многообразия  и значимости поступков нарисованных героев.
«Музей народных игрушек»  исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась[3].
 «Путешествие в мир народного творчества»  дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они делают остановки и имеют возможность попасть в страну народных мастеров, увидеть произведения декоративно-прикладного искусства и научиться лепить народные игрушки, расписывать изделия и пр.
«Юнные рестовраторы»  детям предлагают восстановить изображение произведения народного творчества (дорисовать знакомый узор на предмете, собрать объект из нескольких частей и пр.).
«Музыкальная шкатулка» при открытии шкатулки звучит мелодия знакомой для детей народной песни, которую им прелагагают отгадать и совместно исполнить. Игру можно усложнить: преложить не только исполнить песню, но и придумать на основе знакомых народных танцев музыкально-ритмические движения под музыку из шкатулки.
Эффектина кружковая работа по всем направлениям развития детей : 1) кружок «Открой себя» (цель: оказывать содействие в познании себя, содействие гармоничному духовно-нравственному развитию и укреплению духовного здоровья); 2) кружок «Рукотворный мир» (цель: раскрытие заложенных в ребенке природных способностей, приобщение к коллективному творчеству, формирование навыков культурного и толерантного общения и т. д.), 3) кружок «Веселые путешественники». (цель: содействовать формированию представлений об окружающем социокультурном мире, приобщению к родному языку и историко-культурным ценностям своего народа и родного края, навыки культурного и толерантного поведения в поликультурном социуме, морально-волевые качества (взаимопомощь, сочувствие, дружелюбие, коллективизм, отзывчивость и пр.); 4) кружок «Фольклорная мозаика» (цель: обеспечить гармоничное духовно-нравственное развитие ребенка, формирование основ толерантной культуры по отношению к сверстникам и взрослым, воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим,  к их взглядам, мнениям, традициям, привычкам и поведению, а также демонстрировать общественно принятые нормы поведения в общении, деятельности, внешнем виде) и т. д.
 
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ
 
Овновные критерии сформированности этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста
 
Для определения уровня сформированности этнокультурной осведомленности у детей 5-7 лет могут быть использованы следующие основные критерии:
  • ребенок имеет представление об истории и культуре наций и народностей  своего региона
  • старший дошкольник убежден, что существует этнокультурное разнообразие;
  • ребенок проявляет позитивного отношения к этнокультурному многообразию;
  • ребенок знает и стремиться больше узнать о культуре своего народа;
  •  ребенок стремиться сравнивать свои поступки с нравственными норами межличностного и толерантного взаимодействия, а также оценивать других доброжелательно;
  •  ребенок оценивает свои поступки и поступки других людей, опираясь на нормы культурного и толерантного поведения и т.д.
  •  ребенок проявляет готовность понимать и принимать чужой образ мыслей, чувств, идей, мнений или верований; откликаться на эмоции близких людей, к сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, убеждению или языку и пр.; проявлять интерес к мнению других, признавать за другими людьми права на собственное мнение; лояльно относиться к другим людям и пр.
 
Методы диагностирования сформированности этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста
 
Для изучения уровня сформированности этнокультурной осведомленности детей старшего дошкольного целесообразно использовать комплекс методик. В их числе: беседа «Диагностика этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста», дидактическая игра «Выбери друга», настольно-печатная игра «Вещи заблудились», игра-путешествие «Сказочная страна» и игра экскурсия «Музей народных игрушек».
«Диагностика этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста» осуществляется с целью определения особенностей проявления этнотолерантности у детей 5-7 лет, выявления уровней сформированности представлений детей об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними, представлений детей о национальностях проживающих в России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам (адаптивная методика Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенок)
Вопросы детям:
1. Знаешь ли ты, что в России живут люди различных национальностей?
2. Какие национальности ты знаешь, которые живут в России?
3. Кто ты по национальности?
4. Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?
5. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой?
6. Что ты можешь о них рассказать?
7. Хотел бы познакомиться с детьми другой национальности? Почему?
8. Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности? Почему?
9. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности?
10. Какие традиционные народные праздники отмечают в вашей семье?
При обработке результатов следует учитывать: информированность детей о том, что кроме России, есть и другие страны, что все эти страны и Россия находятся на земле – нашей планете; на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга; есть сходства и различия у разных стран, знание песен, сказок, плясок, игр своей страны и других стран; проявление когнитивного (представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний) и эмоционального (интерес) компонента этнотолерантности.
Используя бальную систему оценки, следует учитывать следующие критерии: 1 балл – представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению; 2 балл – представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору; 3 балла – представления более полные и основательные, не достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.
На основе выставленных баллов  и результатов ответов детей  можно выделить три уровня сформированности когнитивного аспекта этнокультурной осведомленности: 1) низкий уровень: ребенок ориентируется исключительно на знания о национальных и культурных особенностях людей, полученные в личном опыте (семейном) о представлении национальностей; знания неполные и бессистемные); 2) средний уровень (ребенок имеет фрагментарные, не осознанные или несистематизированные знания о национальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта; отношение к сверстнику другой национальности у них индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей); 3) высокий уровень (ребенок ориентируется на знания о национальных и культурных особенностях людей, полученные из опыта семейного, и средств массовой информации, знания более полные и систематизированные, выказывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, умеет налаживать дружеские контакты).
Дидактическая игра «Выбери друга для игры» (адаптированная методика Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенок) проводится с целью  выявления у детей старшего дошкольного возраста эмоционального отношения к детям иной национальности, изучения особенностей представлений о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.
При проведении диагностики используется дидактический материал (набор рисунков детей различных национальностей, одетых в национальные костюмы). Исследование проводиться индивидуально. Ребенку предлагается выбрать 1-2 рисунка из набора. По поводу каждого выбора задаются следующие вопросы:
  1. Кукол, в каких национальных костюмах ты выбрал? (пара детей)
  2. Что нравится в них?
  3. Как ты думаешь, какой у него характер?
  4. Как ты думаешь, они любят играть?
  5. Какие игры они любят играть?
  6. Ты хотел бы с ними поиграть?
  7. Что бы ты хотел узнать, спросить у этого ребенка?
  8. Как ты будешь относиться к этому ребенку, если он придет к нам в гости?
  9. Ты хотел бы подружиться с этими детьми?
Для определения степени проявления детьми эмоционального компонента этнотолерантности (интереса к представителям разных этносов, желания организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей)  используется бальная система: 1 балл  (ребенок отказывается от общения и совместных игр с детьми различных национальностей, дает им отрицательную эмоциональную оценку, не может определить свое отношение к детям других национальностей); 2 балла (интерес к напарнику для игры и общения основан на общепозитивном отношении к сверстникам; ребенок не проявляет сильное желание «в общем» узнать «про жизнь, интересы» детей, и более заинтересованы в информации об играх и игрушках детей различных национальностей; проявляет стремление познакомиться с «другими» детьми, поиграть, показать свои игры и игрушки; 3 балла (интерес и желание к совместной деятельности с детьми разных этносов выражен более ярко, проявляется в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык и другие способы общения в других странах, а также про национальные особенности иностранных детей).
При проведении диагностической игры можно выявить 3 уровня проявления детьми эмоционального компонента этнотолерантности (интереса к представителям разных этносов, желания организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей): низкий уровень (ребенок ориентируется исключительно на внешние особенности людей и сверстников других национальностей, фиксируя внимание на их «непохожесть на нас»; именно этим часто объясняя отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно-негативное отношение к другим); средний уровень (ребенок имеет фрагментарные, не осознанные знания о национальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта; отношение к сверстнику другой национальности у них индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей);высокий уровень (ребенок выказывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности; умеет налаживать дружеские контакты, находятся на стадии первичного становления и пр.).
Методика «Вещи заблудились» проводится как настольно-печатная игра с целью выявить знания и умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом.
Дошкольникам предлагается соотнести элементы одежды с национальным костюмом, домашней утварью и закрыть лишний элемент.
Русский национальный костюм.
Мужская одежда -косоворотка, штаны, портки, кушак-пояс, картуз, фуражка, кепка.
Женская одежда - рубаха со складками к вороту, сарафан, подхваченный у груди поясом.
Головной убор - кокошник расшивали жемчугом, бусы, ожерелья височные украшения символизировали струи дождя, капли росы, падающие на землю - матушку.
Обувь: лапти - ногу обматывали в льняной «онущ», либо надевали шерстяные носки, которые называли «копытцем», валенки, кожаная - «прабошничеревьи», сандального типа - «плесницы».
Мордовский национальный костюм.
В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Национальные костюмы различались, но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.
Мужской костюм - рубаха (панар) носили навыпуск и подпоясывали поясом (кушак или каркс)  с железной, бронзовой или серебряной пряжкой и штаны  (понкст). Летом поверх рубахи-панар надевали белую распашную (мушкас - у мокши, руця - у эрзи). Весной и осенью носили сумань - приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета, сзади на талии сборки. Чапан, прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник, надевали поверх другой одежды и повязывали кушаком. Зимой  овчинные шубы, с отрезной талией и сборками.
Головной убор: валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.
Обувь: лапти, летом - с портянками, а зимой - с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.
Женский костюм - туникообразная рубаха без воротника (панар), ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом (каркс) с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.
Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай - сложное набедренное украшение, оформляли бисером, бусами, цепочками, блестками и т.д. В праздник поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками (сэлгепулогай), а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.
В мокшанском костюме поясными украшениями служили полотенца (кескаруцят), их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти-подвески из бус, шелка, жетонов, меха. Поверх рубахи женщины надевали подобие платья - кафтонь-крда, сарафан.
Верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар - у эрзи, мушказ, балахон - у мокши), черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.
Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.
Обувь: лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки - белыми и черными; зимой валенки.  В праздники модницы надевали сапоги.
Украшения - бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок - нагрудники. Брошь сюлгам.
Украинский национальный костюм.
Мужская одежда – льняная рубаха, украшенная вышивкой, штаны или шаровары, пояс.
Женская одежда – рубаха-кошуля, сорочка, украшенная вышивкой рукава и подол.
Головной убор:
Мужской: кибалка, хомевка, хомля, шляпа из соломы – бриль.
Женский: венок, к нему привязывали ленты, знали значение цвета. Для женщин платок завязывали на лбу и сзади заплетали 2 косы или вокруг головы обвивали косу, чепец.
Обувь: лапти; морщуни, морщенцi, постоли, ходаки - из кожи не шилась, а закладывалась складками; чоботи – с высокими голенищами, без каблуков.
Татарский национальный костюм.
Мужская одежда – (туникообразная рубаха-платье) кулмэк и штаны (ыштан), а также бешмет кафтан со стоячим воротником и сплошной приталенной спинкой, чекменьверхняя одежда между халатом и кафтаном. В качестве верхней одежды часто надевался халат.Чабулычикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.
Женская одежда камзол из бархата, рубаха из парчи. Вся одежда из ярких дорогих тканей.
Головной убор мужчины и женщины – тюбетейка
Обувь - чекмени, ичиги – из кожи.
Одежда украшалась орнаментом растительного происхождения.
Чувашский национальный костюм
Мужская одежда - рубашка (кeпе), штаны (йeм), кафтан (сахман), халаты (шупар/пустав), чапаны (асам), шубы отрезная наспинная часть, много складок (керек), тулуп (талап). Жених -cулaк, кeрътутри (наспинной наряд), в руке держал саламат.
Женская одежда - кeпе с нагрудными медальонами кeскe, шупaр (вид халата), чeрcитти (передник), пиcиххи (пояс), платки, атa (сапоги), тaла (онучи, белые у низовых исредненизовых, черные у верховых), 
Головные уборы:
Мужские: шляпа, шапка.
Женские: хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом (тухья), сурпан и сурпантутри (полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана).
Украшения - тастар(головная повязка), масмак (налобная повязка), тевет (перевязь), сaрка (подвеска), алка (серьги), шaрcа, мaя (шейные наряды), ама, шелкеме (нагрудные украшения), ceрe (кольцо), сулa (браслет), яркaч (набедренники), сарa (поясной наряд), йeсхyре (нахвостник), cycтунитенки (накосник), енчeк (поясной кошелечек для зеркала и монет), тeкeр (поясное зеркальце) и др.
Одежда украшалась геометрическим орнаментом.
Обувь – лапти с онучами, сапоги, валенки.
Обработка результатов осуществляется с помощью баллов: 1 балл (ребенок имеет представление о народном костюме и с помощью воспитателя проводит анализ изделия; называет его, узнает из каких элементов, состоит народный костюм, называет их; определяет материал, из которого сделаны изделия); 2 балла (ребенок самостоятельно проводит анализ изделия и имеет представление о народном костюме;называет его, узнает материал, из которого сделаны изделия; но с помощью воспитателя выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов); 3 балла (ребенок самостоятельно проводит анализ изделия и имеет представление о народном костюме; называет его, узнает материал, из которого сделаны изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
умеет различать изделия разных народных промыслов, владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи национальной одежды).
На основе полученных результатов можно выделить три уровня: низкий уровень (ребенок имеет слабое представление о национальных костюмах, называет их, определяет детали одежды, но не выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов); с помощью воспитателя проводит анализ национального костюма); средний уровень (ребенок имеет представление о национальных костюмах, называет их, определяет детали одежды, выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов); с помощью воспитателя определяет символы в рисунке, знаки-обереги национального характера костюма; проводит анализ национального костюма); высокий уровень: ребенок имеет представление о национальных костюмах, называет их, определяет детали одежды, выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов); владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами национального характера костюма; самостоятельно проводит анализ национального костюма.
Методика «Сказочная страна» проводится в форме игры-путешествия с целью выявить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках. В процессе диагностики при помощи известного сказочного персонажа Незнайки можно ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку. В качестве раздаточных материалов используютсякартинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Незнайка, фишки. 
Русская народная сказка: «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Сказочные герои:
Илья Муромец – самый популярный герой русских былин, выходец из народа, крестьянский сын, могучий богатырь, защитник Русской земли и русского народа.
Соловей-Разбойник - изображен как чудовище, родственное Змею. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, нагоняя на людей страх, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев. Он злой. 
 
Мордовская народная сказка: «Перя - Богатырь»
Сказочные герои:
Перя - силач, занимался охотой, помогал и защищал свой народ.
Ворса (леший) – сказочное существо, хитрый, злой.
Вражий богатырь в огромном железном колесе – враг (недруг), злой.
 
Украинская народная сказка: «Мужичекболтанский, богатырь басурманский»
Сказочные герои:
Мужичок болтанский, богатырь басурманский – хитрый, хвастливый,не злобный, хотел обрести славу.
Бова Королевич – богатырь
Яруслан Лазаревич - богатырь
Илья Муромец – русский богатырь
 
Татарская народная сказка: «Турай – Батыр»
Сказочные герои:
Мама Турая – бедная, мудрая, заботливая женщина.
Турай, громадного роста и богатырской силы джигит, бедный.
Батыр Тауказар и Батыр Ташказар – сильные богатыри, но завистливые и жадные.
Кичливый карлик - сам-с-пядь-да борода пядей пять – злобный, страшный, сильный, грубый.
 
Чувашская народная сказка: «Пуган»
Сказочные герои:
Пукан (Пуган) - смекалистый молодой человек, выдававший себя за богатыря. Благодаря своему уму ему удалось сыскать славу невероятно сильного и отважного человека, хотя и ростом он был не выше стула. Потому и прозвали его односельчане Пуганом, от чувашского «пукан» – «стул, табурет», «чурбан»
При оценивании ответов детей используется бальную систему: 1 балл (ребенок не может даже с помощью воспитателя оценить поведение сказочных героев как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), определить принадлежность сказочного героя к самобытности народа, не имеет богатого словарного запаса); 2 балла (ребенок может с помощью воспитателя оценить поведение сказочных героев как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует, определяет принадлежность сказочного героя к самобытности определенного народа); 3 балла (ребенок самостоятельно называет нравственную норму сказочного героя, правильно оценивает поведение сказочного персонажа, мотивирует свою оценку, определяет его принадлежность к самобытности определенного народа).
По итогам проведенного исследования можно определить три уровня:  низкий (ребенок с помощью воспитателя определяет представление о русских сказках и сказках разных народов; о некоторых особенностях и самобытности сказочных героев; умеет дать  характеристику поступкам сказочных героев, но не выделяет характерные средства речевой выразительности); средний (ребенок самостоятельно определяет представление о русских сказках и сказках разных народов; о некоторых особенностях и самобытности сказочных героев; умеет дать  характеристику поступкам сказочных героев, но не выделяет характерные средства речевой выразительности; проявляет к сказочным героям уважение, чуткость, вежливость, сострадание); высокий (ребенок имеет представление о русских сказках и сказках разных народов; о некоторых особенностях и самобытности сказочных героев; выделяет характерные средства речевой выразительности;умеет анализировать  разные ситуации сказочных героев; модет  дать  характеристику поступкам сказочных героев; проявляет к сказочным героям уважение, чуткость, вежливость, сострадание; умеет управлять своими чувствами, настроением).
 
Список использованных источников
  1. Бабунова, Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста : дисертация д-ра пед. наук / Е.С. Бабунова. Челябинск. 2009. − 509 с.
  2. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 300 с.
  3. Захарова Л.М. Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников // Начальная школа. Плюс до и после. – 2010. – № 3. – С. 70–73.
  4. Кондрашова Н. В. Примерная программа по формированию основ культурно-толерантной личности в период дошкольного детства // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 11. – ART 131061. – 0,3 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/kids/issue/131061.htm.
  5. Кондрашова, Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе / Н. В. Кондрашова // Перспективы науки. – 2014. - № 11.- С. 24-31.
  6. Мажаренко С. В. Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.- Владикавказ, 2009.- 235 с.
  7. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Л.Васильевой.- МС.- Мозаика-синтез, 2014.  с. 59.
  8. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: научное издание, пособие: В. 3 ч. 2. : педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. – 2 – изд., стереотип – СБб.: Изд. – во РГПУ им. А. И. Герцена, 209. – 383с. URL : http://freeref.ru/wievjob.php?id=1009077
  9. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL :  http://www.consultant.ru

Похожие публикации